Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). Система государственного управления в годы великой отечественной войны

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР потребовало изменить качественно государственное управление, условия и цели его функционирования, содержание, назначение, структуру, методы взаимоотношения высших, центральных и местных органов их личный состав. В основу внутренней политики, перестройки управления был «положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства». Произошла милитаризация конституционных органов государственного управления. Помимо милитаризованных, максимально централизованных органов управления создана целая система чрезвычайных, внеконституционных органов с особыми полномочиями, функционировавших на чрезвычайной нормативно-правовой основе.

Первым внеконституционным чрезвычайным органом управления, созданным в военное время, явилась Ставка Главного Командования (СГК). При Ставке существовал институт постоянных советников из 13 человек. Особенности состава и структуры Ставки породили ряд проблем в ее деятельности. Громоздкость (20 чел.) не позволила Ставке ни разу собраться в полном составе, тем более, что часть военачальников сразу отбыла на фронт. Требовалось привести состав и структуру Ставки в соответствие с реалиями властных отношений того времени. 10 июля СГК упразднена и создана Савка Верховного Командования под председательством И.В. Сталина, который 8 августа стал именоваться Верховным Главнокомандующим. Членами высшего органа стратегического руководства стали Молотов, Жуков, Буденный, Ворошилов, Тимошенко и Шапошников. Институт постоянных советников упразднялся.

30 июня 1941г. создан Государственный Комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, сосредоточивший всю полноту власти в стране. Все члены ГКО входили в состав высшего партийно-государственного руководства, олицетворяли его. Ими был представлен узкий состав Политбюро ЦК ВКП(б) – негласный, неуставный орган, решавший все важнейшие вопросы государственной жизни.

Особенностью состава ГКО было и то, что в него входили первые лица важнейших в условиях войны органов партийно-государственного управления: ЦК ВКП(б), СНК СССР, Госплана, Управления кадров ЦК ВКП(б), транспортого внешнеполитического и силовых ведомств. В результате каждый член ГКО курировал привычную для себя сферу политики, экономики, военного строительства: Г.М. Маленков - производство самолетов, формирование авиационных частей, В.М. Молотов – произволство танков, К.Е. Ворошилов – формирование воинских частей, Н.А. Вознесенский – металлургию, нефть и химическую промышленность, Л.П. Берия-производство вооружения и боеприпасов.

ГКО не имел регламента работы, собирался не регулярно и не всегда в полном составе. Решения принимали председатель либо его заместители - В.М. Молотов и Л.П. Берия после консультаций с теми членами ГКО, которые курировали соответствующие ведомства. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись как директивы и постановления того или иного органа кправления в зависимости от характера вопроса.

Особенностью деятельности ГКО было отсутствие собственного разветвленного аппарата. Руководство осуществлялось через имевшиеся партийные и советские структуры власти. В важнейших отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, которые являлись также и представителями ЦК ВКП(б), что обеспечивало им неограниченные права. Уполномоченные были также во всех союзных и автономных республиках.

На местах формировались, действовали областные и городские комитеты обороны в наиболее важных стратегически важных регионах (всего примерно в 60 городах). В их состав входили превые должностные лица партийных, государственных органов управления, военные комиссары, коменданты гарнизонов, начальники управлений НКВД, связанные тесно с военным командованием. Представители их одновременно были членами соответствующих военных советов. Не имея своего штатного аппарата, как и ГКО в центре, городские комитеты обороны опирались на местные партийные, советские, хозяйственные, общественные органы. При них существовал институт уполномоченных, создавались опреативные группы для срочного решения вопросов, широко привлекался общественный актив. Вся деятельность комитетов была подчинена интересам обороны. Они вели также общественно-воспитательную работу среди населения, руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов, формированием добровольческих подразделений, противопожарных и санитарных дружин, организацией МПВО, налаживали мирную жизнь в освобожденных городах. После ликвидации непосредственной угрозы городу они прекращали свою деятельность.

Были созданы также вспомогательные чрезвычайные органы. 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации в составе Н.М. Шверника и его заместителя А.Н. Косыгина. Дополнительно в октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов , промышленных товаров и предприятий промышленности . В конце декабря 1941 г. вместо обоих названных органов создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР, соответствующие управления в республиках, краях и областях эвакопункты на железных дорогах.

Подобными чрезвычайными органами стали также Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии , Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет . Транспортный комитет работал до 11 мая 1944 г., когда его функции были переданы реорганизованному Оперативному бюро ГКО . Этот орган существовал с 8 декабря 1942 г. в составе В.М. Молотова, Л.П. Берия, Г.М. Маленкова, А.И. Микояна. Бюро контролировало все наркоматы оборонного комплекса, составляло квартальные имесячные планы производства, готовило для Председателя ГКО проекты соответствующих решений.

После нападения фашистской Германии на СССР в советском государственном аппарате были произведены необходимые изменения, вызванные военными обстоятельствами.

Органы государственной власти и управления, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. Аналогично было и в республиканских органах, и местных советских учреждениях.

Война наложила отпечаток на работу властных структур, подчинив ее потребностям военного времени. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О военном положении", которое вводилось на всей европейской части страны. На этой территории все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям.

Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, привлекать население и транспортные средства для оборонных целей и охраны народно-хозяйственных и военных объектов.

Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций. Позднее указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение было введено в Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте.

Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственности за проступки и преступления Бакланова А.А. Роль генштаба в годы Великой Отечественной войны / А.А. Бакланова, В.М. Черных // История науки и техники. - 2007. - N 5. - С.18..

В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято Постановление "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени", в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ.

В деятельности Советов и их исполнительных комитетов (исполкомов) на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда, оставшихся в тылу людей - все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.

Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени". Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.

В июле 1941 года СНК принял Постановление "О предоставлении Совнаркомам республик и край (обл) исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу". Это решение давало права местным властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы.

При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах.

Нужды войны требовали создания ряда новых союзных наркоматов. Были образованы наркоматы по отраслям промышленности, производившим вооружение: в сентябре 1941 г. был создан и действовал по октябрь 1945 г. Народный комиссариат танковой промышленности СССР; с ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал Народный комиссариат минометного вооружения СССР, преобразованный из Наркомата общего машиностроения.

В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий - председатель Военного Совета. Также в начале войны было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро).

В годы войны происходит расширение прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят закон "О создании войсковых формирований союзных республик". В результате этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои конституции Будницкий О. Материалы по истории оккупационного режима и коллаборационизма в период Великой Отечественной войны в американских архивах // Рос. история. - 2014. - N 3. - С.126..

Таким образом, общесоюзный Наркомат обороны "в целях усиления оборонной мощи" СССР был преобразован в союзно-республиканский.

Произошли изменения в области уголовного права. Большая ответственность в годы войны легла на карательные органы страны.

В июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в апреле 1943 г. выделился самостоятельный Наркомат госбезопасности, а Главное управление военной контрразведки (СМЕРШ) передано в состав Наркомата обороны.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Расширялись права военных трибуналов.

В связи с войной был изменен процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры приводились в исполнение немедленно, о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР" Глазкова Л. Разведка доложила точно // Российская Федерация сегодня. - 2005. - N 6. - С.61..

С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестраивается. 23 июня 1941 г. образована Ставка Главного командования вооруженных сил (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного Главнокомандования имела своих представителей на фронтах; ей подчинялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки были управления Наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

Фронты подразделялись на соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады. В ходе войны (1943) было введено деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и генералитет. Были введены новые знаки различия.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. В состав ГКО вошли: В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, Л.П. Берия, НА. Булганин, Н.А. Вознесенский. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных. ГКО действовал и через существовавшие государственные, партийные и общественные органы. Кроме того, на местах создавались комитеты и комиссии. В 65 городах СССР в период 1941 - 1942 гг. были созданы городские комитеты обороны, в которые входили представители советских партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Сохраняли свои функции Совет народных комиссаров и Советы. Еще большую роль в государстве стали играть партийные органы всех уровней.

Для перебазирования промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации (председатель - Н.М. Шверник, заместитель - А.Н. Косыгин). Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. эти органы реорганизовали в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. В республиках и областных (краевых) советах созданы соответствующие отделы эвакуации, а на железных дорогах - эвакуационные пункты.

Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов. Были образованы Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности, а также перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи.

В соответствии с обстановкой изменилось положение Госплана СССР, эвакуированного в Куйбышев. Вместо небольших секторов были образованы отделы боеприпасов, вооружения, авиации, танков и самоходных орудий, судостроения, военного и военно-морского снабжения. Начали применяться методы централизованного планирования выпуска готовых изделий (самолетов, танков и боеприпасов), а также оперативное регулирование поставок сырья и комплектующих. Планирование народного хозяйства было переведено на квартальные и месячные периоды, а по отдельным видам военной техники и решающим сырьевым ресурсам и изделиям - на пятидневные и даже ежедневные графики выпуска продукции. Наряду с общими планами производства, по каждому виду военной техники и министерствам-исполнителям разрабатывались планы по основным заводам с приложением плана материально-технического их обеспечения по широкой номенклатуре1.

Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы (июнь 1941). Соответственно при областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и мобилизации трудоспособного населения.

Оккупация Донбасса и выход германских войск к Северному Кавказу чрезвычайно обострили проблему с топливом. Для обеспечения бесперебойного снабжения фронта и тыла энергоресурсами в 1942 г. было создано Главное управление по снабжению углем, а в 1943 г.-Главное управление по снабжению нефтью, искусственным топливом и газом.

В военные годы особенного внимания требовало военное строительство, т.е. обеспечение армии военнослужащими, кадрами. С начала войны мобилизация была проведена сразу по 14 возрастам (от 19 до 55 лет). В армии на первом этапе действовал институт военных комиссаров, а на уровне роты - политруков. Осенью 1942 г. были введены должности заместителей командиров по политчасти, функции которых - идеологический контроль и воспитание.

В период Великой Отечественной войны действовала особая система военной юстиции. В соответствии с указом 1941 г. в местностях, находящихся на военном положении, и в районах военных действий функционировали военные трибуналы. Из воинских подразделений трибуналы образовывались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах. Кроме того, они действовали на железных дорогах и речных (морских) бассейнах. Надзор за действиями трибуналов осуществляли военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР.

Часть территориальных судов и органов прокуратуры также преобразовывалась в военные трибуналы, прежде всего в местностях, объявленных на осадном положении. Состав трибуналов до 1943 г. включал трех постоянных членов, а затем в них стали участвовать заседатели.

Обстановка военного времени определила предельно краткие сроки рассмотрения дел. Приговоры трибуналов могли пересматриваться только в порядке надзора и не подлежали кассационному обжалованию. Судебный процесс осуществлялся в закрытом порядке. Судебные приговоры могли приостанавливаться лишь командующими армиями и округами, а также военными советами.

Деятельность военных трибуналов в дальнейшем использовалась в работе образованной по решению Президиума Верховного Совета в ноябре 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков с созданием соответствующих подразделений в республиках, краях, областях, городах.

По постановлению Политбюро ЦК ВКП(б), принятому в июле 1941 г., в стране на оккупированных противником территориях было организовано партизанское движение. В этом участвовали партийные органы, диверсионные группы и органы НКВД. В конце 1941 г. при политуправлениях фронтов стали создаваться штабы и отделы партизанского движения. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образован Центральный штаб партизанского движения, а осенью этого года - особое Главное командование партизанского движения1.

9.4. Преобразования государственного аппарата в послевоенный период (1945-1977)

Государственный аппарат в 40-50-е годы В период восстановления народного хозяйства (1945-1950) каких-либо значительных изменений в структуре и методах государственного управления не произошло, если не считать упразднения военных государственных органов. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются Совету народных комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т.д.). В марте 1946 г. СНК СССР был переименовн в Совет министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы министров соответствующих уровней, а наркоматы - в министерства.

За годы войны значительно усилилось влияние партийных органов на все стороны жизни страны. Широко практиковалось назначение на выборные должности, что приводило к фактическому отстранению Советов от выполнения ими государственных функций. Поэтому, в качестве важнейшей задачи выдвигалось улучшение деятельности Советов. В 1947 г. были проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, а в конце 1947 - начале 1948 гг. - очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Конституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.

В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.

Для придания системе управления более демократического вида и активизации деятельности местных Советов определенное значение имело создание при них постоянных комиссий. В них входили как депутаты, так и активисты местных Советов. Постоянные комиссии подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений, следили за работой местной промышленности, состоянием торговли и коммунального обслуживания населения.

Изменение ситуации в стране привело к необходимости некоторой реорганизации госаппарата. В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. В его задачи входили планирование, учет и контроль за выполнением народнохозяйственных планов.

Также были созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР. На первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был избран состав Верховного Суда СССР. Были проведены выборы народных судей и народных судебных заседателей.

К началу 50-х гг. в связи с окончанием восстановления народного хозяйства, расширением масштабов производства и усложнением хозяйственных связей, повышением квалификации и культуры народа командно-административная система, полностью соответсвовавшая экстремальным ситуациям, начала входить в противоречие с реальными отношениями. Прежде всего неэффективность системы начала проявляться в управлении хозяйством.

При этом нельзя не учитывать политические процессы, связанные со смертью Сталина (5 марта 1953 г.).

На совместном заседании Пленума ЦК, Совета Министров и Президиума Верховного Совета было принято решение об изменениях в руководстве страной. Совет Министров возглавил Г.М. Маленков, его заместителем был назначен Л.П. Берия. Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности сливались, руководителем был избран Берия. Министром вооруженных сил стал НА. Булганин, Министром иностранных дел оставался В.М. Молотов, Председателем Президиума Верховного Совета - К.Е. Ворошилов.

Новое руководство - так называемый «триумвират» - в первую очередь предприняло ряд шагов, направленных на устранение наиболее явных проявлений репрессивной системы. 27 марта 1953 г. был принят указ об амнистии (до конца года из заключения освобождены около 1000 человек), в июне ограничены права Особого совещания при МВД СССР.

Одновременно развернулась борьба за лидерство, стержень которой определяли отношения между Маленковым, Хрущевым и Берией. Март 1953 - февраль 1955 гг. определяется как период «коллективного руководства». В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС, что значительно усилило его властные позиции, поскольку управление страной осуществлялось фактически через партийный аппарат. Тем не менее правительству под руководством Маленкова (до февраля 1955 г., когда он был отстранен от обязанностей Предсовмина) удалось провести некоторые преобразования в экономике.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков сформулировал основные направления нового экономического курса. Содержание этого курса определяла социальная переориентация экономики, попытка повернуть практику политического и хозяйственного руководства «лицом к народу», развязать местную инициативу (провозглашалась программа подъема народного благосостояния, несколько ослаблялся диктат центра в сельскохозяйственном производстве, намечались меры по ускорению научно-технического прогресса и развертыванию борьбы с бюрократизмом).

НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ С 1928 г. учился в Промышленной академии (Москва). В 1953-1964 гг. Первый секретарь ЦК КПСС, в 1958-1964 гг. председатель Совета министров СССР. Один из инициаторов «оттепели» 2-й половины 50-х - начала 60-х гг. во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий, предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, улучшить материальное положение и условия жизни населения. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в октябре 1964 г. {История Отечества: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,

1999). В 1954 г. были произведены изменения в организационной структуре министерств и произведено сокращение управленческих штатов.

Вследствие сделанного на XXI съезде КПСС (январь-февраль 1959) вывода о полной и окончательной победе социализма и завершении перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство, развернулась кампания по повышению роли Советов (хотя фактически они продолжали находиться под контролем парторганов).

Политика преодоления культа личности Сталина привела руководство страны к необходимости изменения системы хозяйственного управления - составной части существовавшей командноадминистративной системы, основанной на жесткой централизации. В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Для обоснования перспективности указанных мер делалась ссылка на опыт ВСНХ первых лет Советской власти. Но при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов

на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических устремлений регионов и нарушению пропорций и внутренних связей народно-хозяйственного комплекса. Поэтому в начале 60-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем и Совет народного хозяйства СССР (1963). Одновременно создавались отраслевые государственные комитеты. Это привело к еще большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечения функций ее отдельных звеньев. В итоге после смещения Н.С. Хрущева (1964) был осуществлен возврат к отраслевой структуре управления хозяйством (1965), т.е. произошла регенерация командно-административной системы. Хозяйственная реформа 60-х гг., призванная повысить эффективность общественного производства за счет широкого внедрения хозяйственного расчета и предоставления экономической самостоятельности предприятиям, к началу 70-х гг. была практически свернута, что объясняется неуклонным нарастанием централизованно-бюрократических методов управления.

Состоявшийся в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил от руководящих должностей Н.С. Хрущева. Пленум признал нецелесообразным

совмещение в одном лице обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, а главой правительства назначен А.Н. Косыгин.

Одновременно была восстановлена территориально-производственная структура советских органов, существовавшая до 1962 г.

ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ В 1964 г. Первый и с 1966 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960-1964, 1977-1982). В период пребывания Брежнева на посту Генерального секретаря в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные тенденции в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества. Периоды ослабления напряженности в международной обстановке, связанные с заключением серии договоро с США, ФРГ и др. странами, а также с разработкой мер по безопасности и сотрудничеству в Европе, сменялись резким обострением международных противоречий. (История Отечества: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1977).

Конституция 1977 г. Еще на XXII съезде партии Хрущев заявил о необходимости подготовить новую Конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государства». В 1962 г. была создана Конституционная комиссия. Но события второй половины 60-х гг. ослабили актуальность вопроса о Конституции. Следствием назревания застойных явлений в экономике в 70-х гг. стало повышение активности в сфере идеологии. Одним из результатов различных идеолого-политических кампаний явилось появление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию - период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму. Развитие и теоретическое обоснование данного тезиса подвело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой Конституции, отражающей и закрепляющей законодательно происшедшие изменения в обществе.

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (1977 г., октября 7) (Извлечение)

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей общественной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Это - общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Это - общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся - патриотов и интернационалистов. Это - общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую системы страны, социальные, культурные отношения, а также принципы внешней политики

и защиты отечества. Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы, В ст. 2 и 3 говорилось, что государственная власть

в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу СССР и действующих на принципах

демократического централизма. Важно отметить, что в данной главе определялась роль КПСС и общественных организаий (комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов) в государственном управлении. Ст. 6 более конкретно, чем ст. 126 Конституции 1936 г., фиксировала руководящую роль КПСС в строительстве коммунизма.

В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а также структура национально государственного устройства СССР, основанного на свободном союзе 15 Советских Социалистических Республик. Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принципы деятельности, избирательная система, статус народного депутата).

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, Союзных республиках и местных органов власти. Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

Последние разделы Конституции бьши посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения Конституции.

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик была введена в действие со дня ее принятия - 7 октября 1977 г.

Глубокие изменения в социально-экономической жизни страны привели к смене политического режима в октябре 1917 г. и возникновению нового типа республики в форме Советского государства. Его основой стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», включенная в первую Конституцию 1918 г. Был юридически оформлен республиканский демократический политический строй страны, отвечавший современным стандартам. Были сформированы исполнительная (Совет народных комиссаров и отраслевые комиссариаты) и законодательная (ВЦИК Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов) ветви власти. В стране ликвидированы сословные, национальные, религиозные перегородки;

женщины были уравнены в правах с мужчинами, церковь отделили от государства, а школу - от церкви.

Одновременно в условиях нестабильности новой системы возникла тенденция к усилению влияния на деятельность государственных органов большевиков, что привело в конечном итоге к фактической партийной монополизации власти.

В классическом виде советская модель государственного управления сформировалась в 30-е годы под руководством И.В. Сталина и была оформлена в Конституции СССР 1936 г. и Конституциях союзных республик. Советы стали универсальной формой управления от низового звена до высшего органа власти. Однако при монопольном положении партии большевиков, оказавшейся единственным носителем власти в стране, и культе вождя провозглашенные демократические начала не могли быть реализованы в жизни, что предопределило практически бесконтрольные действия узкой группы партийно-государственной элиты (номенклатуры).

Попытки реформирования командно-административной системы в 50-х - начале 60-х гг. оказались безуспешными, поскольку не затрагивали условий ее существования. В начале 70-х гг. произошла регенерация прежней системы по основным параметрам. Очевидность необходимости изменений в системе общественных отношений проявилась в начале 80-х гг. Но политическое руководство страны оказалось неподготовленным ни теоретически, ни организационно к кардинальной смене курса, и начатые им преобразования привели к углублению экономического и политического кризиса в стране.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.

Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями . Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер.

Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.

17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).

Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями . Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО.

Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО.

В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.

Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет . Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО . Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.

Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования . 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования . Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин.

24 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации . Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения . Наряду с Советом по эвакуации в октябре – декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации . Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации . Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов .

На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования .

Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения ». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.

Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.

2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний , совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах.

Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения.

Сложная обстановка начального периода войны обусловила проведение некоторых организационных преобразований в целях укрепления и централизации руководства органами внутренних дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со- вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен- них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо- пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен- ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры- той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель- ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на «тайном» фронте, а также особенности деятельности органов внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер- кулов), а Государственный комитет обороны принял решение о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз- ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.

Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол- нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по- становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст- вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами) была возложена на специальные формирования войск НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ- ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек- тивность довоенных организационных форм построения совет- ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик имелись управления милиции, их начальники одновременно яв- лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про- мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру- гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар- мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

hspace=12>С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК

Органы суда и прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами обязывались вести беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер- сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо- роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой- ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива- ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го- ды войны стал институт ответственности по законам военного времени, который характеризовался, прежде всего, усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня- тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация не отменяла и не приостанавливала действие советских законов, поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто- вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет- ся уголовным законодательством союзной республики по месту совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста- новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от- ступать, обороняться и при этом несла значительные потери в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею- щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих советских вооруженных сил попали в плен, из них только в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас- порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия

противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций» 9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис- торической обстановки, то требование в трудный для Родины час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует признать справедливым. В то же время вышеназванное поста- новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы «железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп- ленные точными юридическими формулировками, приводили нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от- ветственность была распространена на членов семей военнослу- жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением законности.

Еще по теме Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941-1945):

  1. 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
  2. Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК - ГПУ - ОГПУ) и милиции
  3. § 3 Особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  4. 8. Орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  5. Лекция 11.22. Реорганизация органов государственного управления на территории белорусских земель (середина 19 века)