Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Е чарушин кошка маруська краткое содержание. Конспект занятия по развитию речи по чтению рассказа Е. Чарушина «Кошка» в первой младшей группе. Кто как живет — Чарушин Е.И

Класс: 2

Задачи :

  • развивать речевую деятельность уч-ся, творческие способности учащихся
  • расширять и обогащать словарный запас уч-ся
  • воспитывать бережное отношение к природе, братьям нашим меньшим.

Оборудование: учебник О.В. Джежелей “Чтение и литература”. Часть вторая. 2 класс, портрет писателя Е. И. Чарушина.

Ход урока

1. Организация класса

2. Речевая гимнастика

Задание для отработки техники чтения и выразительности.

Тише, жабы!
Ни гугу! (тихо, тоном предупреждения, можно использовать жест - палец к губам)
Ходит цапля
На лугу. (Тише - тоном испуга)
Чтобы не было беды
Наберите в рот воды. (Совсем тихо - шёпотом).

3. Проверка домашнего задания

Сказка Н.М.Павлова “Зимняя пирушка”. Было предложено выполнить задание по выбору.

1. Заслушиваются:

а) составленные рассказы детей о каждом дереве, о том, как оно выглядит, какую пользу людям приносит.
б) самостоятельно составленные вопросы по тексту сказки.

2. Рассматриваются рисунки к понравившемуся отрывку сказки.

4. Изучение нового материала

Работа с текстом до чтения.

Откройте стр. 193.

а) Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

Что изображено на этой иллюстрации?
-Где это всё происходит, как вы думаете? (В лесу, зимой)
-Кто главный герой этой иллюстрации? (Кошка)
-Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом?

б) Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора. (Е.И. Чарушин)
- Вам знакомо это имя? (С этим автором знакомились в 1-м классе)
Вспомните, что вы знаете о писателе.
Какие произведения вы изучали год назад?
(В 1-м классе мы познакомились со следующими произведениями этого автора - “Томка”, “Как Томка научился плавать”)
- О чём были эти рассказы? О забавных случаях из жизни собаки по кличке Томка.

в) Прочитайте название рассказа Е.П.Чарушина, с которым вы познакомитесь сегодня на уроке. (“Кошка Маруся”.)
- Про кого же мы будем читать? (Про кошку по кличке Маруська). Значит вы правильно предположили: это она изображена на иллюстрации перед текстом.

г) Рассмотрите иллюстрацию в конце текста на странице 195.
- Кого вы там видите?
(Кошка Мурка пьёт молоко, рядом пожилой человек, который смотрит на неё радостными глазами)
- Кем может быть приходиться кошке этот человек? (Хозяином)
- Где происходят события? (В доме хозяина)

Вы сумели понять, почему кошка на первой иллюстрации изображена в холодном лесу, а на иллюстрации после текста – в тёплом доме? Что ещё можно предположить? (Высказывания учащихся)

Прочитаем текст и проверим свои предположения.

Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.

Первичное чтение.

а) Чтение детьми “про себя”.
Чтение 1 абзаца.
- У кого жила кошка Маруська? Назови её хозяина.
(У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова)
Почему кошка была худая?
(Её очень плохо кормил хозяин, она голодала)

б) Чтение про себя 2 абзаца.
Зачем Маруська стала ходить в лес?
(От голода)

в) Чтение про себя 3. 4, 5 абзацев.
Где осталась жить Маруська весной? (осталась жить в лесу, потолстела, похорошела она)
Как повёл себя хозяин? Был ли он расстроен тем, что кошки давно не было дома?
(Хозяин про неё совсем забыл.)

г) Чтение про себя 6, 7, 8, 9, 10 абзацев.
Как стала питаться кошка в лесу с приходом осени?
(Только мыши остались для питания)
Почему кошка опять похудела?
(Стало холодно и голодно, так как все звери птицы попрятались от холодов)

д) Чтение про себя 11, 2, 13 14, 15 абзацев
Какой забавный случай произошёл с Никитой Ивановичем во время охоты в лесу?
(Кошка Маруся свалилась прямо на голову хозяину, во время охоты в лесу, приняв его заячью шапку за зайца)
Как выглядела Маруська? (тощая-претощая)

Чтение 16 абзаца.
- Какое решение принял Никита Иванович?
(Никита Иванович пожалел кошку, принёс её домой и стал кормить её досыта.)

Перечитаем текст “вслух” и поразмышляем с автором, всё ли поняли?

Чтение вслух 1, 2 абзацев.
Как вы понимаете выражения – плешивая кошка?
Объясните, как вы понимаете:
Изловит какую-нибудь птицу?
Подберите синонимы к слову крадучись
Чем Маруська питалась весной в лесу? (мышами, птицами)

Чтение вслух 3, 4абзацев.
Объясните
Разоряет гнёзда?
Живёт в удовольствие?
Чтение вслух 5, 6 абзацев.
Как стала питаться кошка с приходом осени?
(Только мышами, т.к. птицы улетели из леса)

Чтение вслух 7, 8, абзацев.
Изменилась ли жизнь Маруси зимой?
(Стало голодно и холодно)

Чтение вслух 9 абзаца.
Засада – объясните.
На кого и как она устраивала засады? (На мышей, зайцев, залезала на деревья и прыгала на добычу сверху).

Чтение вслух 10 абзаца.
- Какую охоту можно назвать “недобычливая такая охота”?
На кого стало похоже поведение кошки? (на дикого зверя).

Чтение вслух 11 абзаца.
Во что был одет Никита Иванович?
Полушубок - что это?
Чтение вслух 12, 13 абзацев.
Чьи звериные следы умел разбирать охотник?
(Зайца, лисы, белки)

Чтение 14 абзаца.
Объясните смысл:
Бросить наземь,
Одна кожа да кости

Чтение 15, 16 абзацев.
Можно ли назвать этот рассказ историей со счастливым концом?
(Хозяин проявил жалость, стал заботиться о своём животном.)

Физкультминутка (гимнастика для глаз, массаж ушных раковин).

3 шаг (повторное чтение текста).

Выборочное чтение.

Любил ли он свою кошку? Докажите словами из текста.

Работа в парах.

Выразительно прочитайте комичный эпизод, такой, где смешно, но невесело.

5. Итог

Работа с текстом после чтения.

Какие чувства остались у вас после чтения рассказа? Оправдались ли ваши предположения?

а) Проблемный вопрос:
Как вы думаете, что могло послужить поводом для рождения этого рассказа?
Какой урок преподнесла кошка хозяину?

б) Рассказ о писателе.
Вы познакомились ещё с одним произведением Евгения Ивановича Чарушина.
О чём же писал Чарушин? (о любви к животным, природе)
Верно. Евгений Иванович был большим знатоком природы.

Своё детство он провёл среди вятских лесов, поэтому у него была возможность наблюдать за его лесными жителями. Он хорошо знал лес и любил его жителей. Свою любовь к природе писатель смог искусно донести до своих читателей.

Как вы думаете, ради чего Евгений Иванович написал для вас, ребята, рассказ о кошке Марусе?

в) Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям.
Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
Точен ли художник в деталях?
Совпадает ли его видение с вашим видением?

г) Выполнение творческих заданий.
Как бы вы назвали этот рассказ?
Какие пословицы, поговорки можно подобрать к данному тексту?

6. Домашнее задание (по выбору).

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.
- Придумать своё продолжение рассказа.
- К следующему уроку постараться прочитать новый рассказ Е.И.Чарушина.
- Есть у вас дома животные?

Составьте рассказ о вашем любимце на тему: “Мы в ответе за тех, кого приручили”

Литература:

1. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя / Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М., Педагогика, 1990.

A+ A-

Кошка Маруська — Чарушин Е.И.

Рассказ про кошку Маруську, которая жила у хозяина, который ее плохо кормил. Она стала ходит в лес охотиться на мышей и птичек, да так осталась там жить. Так она прожила все лето и осень, но зимой стало опять очень голодно и холодно, но случай помог ей вернуться домой.

Кошка Маруська читать

У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова жила пестрая кошка Маруська. Плешивая кошка, худая, тощая, потому что Никита Иванович ее очень плохо кормил.


Весной кошка Маруська с голоду стала ходить в лес на охоту.

Потихоньку, крадучись, чтобы деревенские собаки ее не видели, уйдет она из деревни и охотится в лесу. То мышку поймает, то изловит какую-нибудь птицу.


Пошла она так однажды охотиться, да и осталась совсем жить в лесу.

Скоро кошка Маруська потолстела, похорошела, гладкой стала. Ходит по лесу, как разбойник, гнезда разоряет, - живет в свое удовольствие.


А хозяин ее - Никита Иванович Пистончиков - о ней совсем забыл.

Но вот пришла осень. Птицы из лесу улетели. Только мыши остались на добычу кошке Маруське.

Потом и настоящая зима настала. Мыши стали жить под снегом. Редко-редко, когда выбегут. Пробегут поверху немного и опять уйдут в свои подснежные ходы-переходы.

Плохо тут пришлось Маруське. И холодно, и голодно. Как прокормиться?

Стала устраивать засады. Залезет на дерево и лежит на суку: ждет, не пробежит ли под деревом мышка или заяц. А если пробежит, Маруська тогда сверху и кинется.

Недобычливая такая охота. Отощала кошка, похудела, стала злющей-презлющей, как дикий зверь.

Однажды Никита Иванович собрался на охоту. Надел заячью шапку-ушанку, овчинный полушубок, взял ружье, взял мешок для добычи и пошел на лыжах в лес. Идет он по лесу и разные звериные следы разбирает.

Вот заяц прыгал — наследил, вот лиса прошла, а вот белка от дерева к дереву проскакала.

Проходит он мимо высокой толстой ели, и вдруг как свалится ему прямо на голову какой-то зверь. Когтями его заячью шапку рвет, шипит, ворчит.

Никита хвать зверя обеими руками — так вместе с шапкой и снял с головы. Хотел бросить зверя наземь — глядит: да это его пестрая кошка Маруська! Тощая-претощая, одна кожа да кости.

Эх ты, - засмеялся Никита Иванович, - горе-охотник! Заячью шапку с зайцем спутала.


Пожалел он ее, принес домой и с тех пор стал кормить как следует.

Подтвердить оценку

Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 54

Пока нет оценок

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Прочитано 159 раз(а)

Другие рассказы Чарушина

  • Перепелка — Чарушин Е.И.

    Рассказ про маленькую перепелочку, которая жила у автор дома и вечером высвистывала: - Фить-пирю! Фить-пирю! Очень похоже на «Спать пора». Никита думал, что она его так спать провожает и очень привык к этому. Перепелка читать …

  • Кто как живет — Чарушин Е.И.

    В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не …

  • Рябчонок — Чарушин Е.И.

    Однажды автор с сынишкой пошли в лес за грибами и с ними пес Томка увязался. Около одной елки Томка начал вынюхивать кого-то. Это оказалась рябчиха с птенцом. Она притворилась больной и стала подальше уводить пса …

    • Навестила — Осеева В.А.

      Рассказ про девочку Мусю, которая ходила навестить больную одноклассницу. Но вместо того, чтобы помочь больной, она без умолку болтала и рассказывала, как она тоже болела. Навестила читать Валя не пришла в класс. Подруги послали к …

    • Ребята и утята — Пришвин М.М.

      Рассказ про нелегкое путешествие к озеру утки с выводком утят. На пути могут подстерегать ястребы и лисы. Но встретились ребята, которые сначала закидали утят шапками, но потом помогли им вернуться к маме утке. Ребята и …

    • Ёж — Пришвин М.М.

    Питер Пэн

    Барри Д.

    История про мальчика, который не хочет взрослеть. Он сбежал из дома и жил на острове вместе с потерянными мальчишками. Однажды он с феей Динь-Динь залетел в комнату к детям семьи Дарлинг. Феи появляются из детского …

    Питер Пэн в Кенсингтонском Саду

    Барри Д.

    История про раннее детство Питера Пэна, который с самого начала был необычным ребенком. Он жил в необычном Кенсингтонском саду, где общался с феями и птицами и где первый раз повстречался с обычной девочкой. Оглавление: ♦ …

    Гном Гномыч и Изюмка

    Балинт А.

    История про доброго столетнего гнома Гном Гномыча, поросенка Изюмку, которого гном взял жить к себе, зайчонка Филиппку, хомячка Фадейку, мышку и других героев сказки. Оглавление: ♦ Дом, который можно съесть ♦ Кто не …

    Сказка о цифрах от 6 до 10 (продолжение)

    Анна Сон

    Прошли циферки в ворота Волшебного Мира Цифр и обомлели! Такая красота вокруг царила, и в самом деле, волшебная. Большая лужайка, покрытая сочной зеленой травой, на которой росли прекрасные цветы. Красные, розовые, голубые, салатовые, жёлтые, цветы …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

Нужен рассказ Е. И. Чарушина "кошка Маруська","Зайчата"для 1Кл и получил лучший ответ

Ответ от.[гуру]
КОШКА
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
ПРО ЗАЙЧАТ
Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит:
- Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов!
А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать я никого не собираюсь, и кроликов у меня нет.
- Да что ты, Никитушка, - говорю, - что с тобой?
А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов. Тут пришла мама и всё мне рассказала. Оказывается, деревенские ребята принесли с лугов двух зайчат: они их на сенокосе поймали. А Никита всё перепутал. Надо было сказать: «Возьми зайчат» , а он говорит: «Отдай кроликов» .
Взяли мы зайчат, стали они у нас жить. Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие - будто зайчата в валеночках
ходят. Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы - не едят. Налили молока в блюдце - и молоко не пьют.. . Сыты, что ли? А спустили их на пол - они шагу никому не дают ступить. Прямо
наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их.. . Должно быть, ищут мать-зайчиху. Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки ещё.
Тут в комнату пришёл Томка, наш пёс. Тоже захотел посмотреть на зайчат. Они, бедняжки, на Томку наскочили, лезут на него.. . Томка зарычал, огрызнулся и убежал.
Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду. Думали мы, думали, и придумали, наконец. Пошли мы искать им кормилицу-кошку.
Кошка лежала на лавке у соседнего дома, кормила своих котят. Она такая пёстрая, расписная, даже нос у неё разноцветный. Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом, чуть не воет. Да ну её! Пошли мы другую кормилицу искать.
Видим, на завалинке лежит кошка, вся чёрная, с белой лапой. Мурлычет кошка, нежится на солнышке.. . А как взяли да подложили к ней зайчат, она сразу же все когти выпустила и ощетинилась. Тоже не годится в кормилицы! Отнесли мы её обратно. Стали третью кошку искать.
Уж в самом конце деревни нашли. На вид такая хорошая, ласковая. Только эта ласковая-то чуть-чуть наших зайчат не съела. Как увидела их, вырвалась из рук да как бросится на зайчат, как на мышей. Насилу мы её оттащили и за дверь выбросили.
Наверное, наши зайчата так и умерли бы с голоду, если бы, на наше счастье, не нашлась ещё одна кошка - четвёртая. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У неё котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их.. . Рыженькая такая, худая; мы накормили её, напоили и уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчонка, потом и другого. Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали - нашли молоко! А кошка сначала задёргалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала - и даже песенку замурлыкала. Значит, всё в порядке.
Много дней кормила кошка зайчат. Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка, смотрит:
- Вот так чудо, кошка зайцев кормит!
Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить. А кошка завела себе настоящих котят.

Цель: приобщение детей к художественной литературе, через знакомство с рассказом Е. И. Чарушина «Кошка», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:
Образовательные:

  1. Учить детей слушать и понимать содержание рассказа.
  2. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа предложением.
  3. Пояснить детям значения слов «фыркать, пыжиться, топорщиться».
  4. Уточнить знания детей о кошке (чем питается, где живет),как зовут детёнышей кошки и о еже (где живет).

Развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и память.
  2. Развивать диалогическую речь, в процессе беседы по содержанию рассказа.
  3. Развивать общую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброе отношение к животным.
  2. Формировать навыки культурного поведения — здороваться с гостями.

Развивающая предметно-пространственная среда к НОД:
Игрушка ёжик, корзинка, картинка по тексту рассказа Е. Чарушина «Кошка».

Конспект НОД по художественной литературе во 2 младшей группе ДОУ «Чтение рассказа Чарушина «Кошка»

Ход НОД

Воспитатель: Дети, мне кажется, у нас в группе раздаются какие-то странные звуки, послушайте.
Дети прислушиваются.

Воспитатель: Кажется, эти звуки доносятся из приёмной, давайте посмотрим.
Дети находят ёжика в корзинке.

Воспитатель: Дети, пройдём в группу и посмотрим, кто сидит в корзинке.
Дети проходят в группу и рассаживаются на стулья.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто там спрятался. Здравствуй ежик. Поздоровайтесь, ребята, ежик у нас первый раз, а мы вежливые ребята.
Дети здороваются с ёжиком.

Воспитатель: Ежик, а чем же ты не доволен, ты что заблудился?
Ёжик: Да, я заблудился.

Воспитатель: Не переживай, мы поможем отыскать твой домик.
Воспитатель: Ребята, я услышала, что кто-то тоже фыркает и пыхтит в спальне. А вы знаете, кто еще может фыркать как ежик? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте я вам прочитаю рассказ, и вы узнаете кто это. Только внимательно слушайте его. И ты ежик слушай
(Читает с выражением рассказ Е. И. Чарушина «Кошка»).

Воспитатель: Дети о ком этот рассказ? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, а написал рассказ Е.И. Чарушин и называется он «Кошка».

Воспитатель: Давайте с вами поиграем.

Физ. минутка на стульчиках

Покажем, как кошка вытягивает лапки.
Покажем, как кошка умывает лапкой мордочку.

Воспитатель: Послушайте ещё раз внимательно рассказ Е. Чарушина «Кошка» (второе чтение рассказа).

Воспитатель: Дети, вам понравился рассказ? А тебе ежик? (показывает иллюстрацию с кошкой и задает вопросы):

1) Это кто?;
2) Как звали кошку?;
3) Что сделала кошка?;
4) Чем хозяйка накормила кошку?;
5) Кошка Маруська одна или у нее кто-то есть?;
6) Что делает котеночек?

Воспитатель: (поясняет слова: фыркает, пыжится, топорщится).
Воспитатель: Вот мы и узнали, кто умеет фыркать так же, как ежик.

Физ. минутка:
Дети встают в круг и передают клубочки друг другу, ходят по кругу на носочках, имитируя кошку, выпускают коготки, выгибают спинку.
(После физминутки дети садятся на свои места).

Воспитатель: Как называется рассказ, который я вам читала? Ответы детей.

Воспитатель: Дети, а ежик ничего не знает про кошку, давайте расскажем ему.
Воспитатель: Ребята, чем питается кошка?
Где живет кошка?
А у кого-нибудь из вас дома живет кошка?
(На каждый вопрос спрашиваю 2-3-х детей)

Воспитатель: Дети, кошка дикое или домашнее животное? Ответы детей
Воспитатель: Дети, ежик это лесное животное.

Ёжик: Спасибо, дети, теперь я знаю, кто может фыркать. Вы добрые внимательные ребята. До свидания
(ежик прощается с ребятишками, воспитатель сажает его в коробку)

Воспитатель: Я отвезу ёжика в лес.

КОШКА

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Класс: 2

Задачи :

  • развивать речевую деятельность уч-ся, творческие способности учащихся
  • расширять и обогащать словарный запас уч-ся
  • воспитывать бережное отношение к природе, братьям нашим меньшим.

Оборудование: учебник О.В. Джежелей “Чтение и литература”. Часть вторая. 2 класс, портрет писателя Е. И. Чарушина.

Ход урока

1. Организация класса

2. Речевая гимнастика

Задание для отработки техники чтения и выразительности.

Тише, жабы!
Ни гугу! (тихо, тоном предупреждения, можно использовать жест - палец к губам)
Ходит цапля
На лугу. (Тише - тоном испуга)
Чтобы не было беды
Наберите в рот воды. (Совсем тихо - шёпотом).

3. Проверка домашнего задания

Сказка Н.М.Павлова “Зимняя пирушка”. Было предложено выполнить задание по выбору.

1. Заслушиваются:

а) составленные рассказы детей о каждом дереве, о том, как оно выглядит, какую пользу людям приносит.
б) самостоятельно составленные вопросы по тексту сказки.

2. Рассматриваются рисунки к понравившемуся отрывку сказки.

4. Изучение нового материала

Работа с текстом до чтения.

Откройте стр. 193.

а) Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

Что изображено на этой иллюстрации?
-Где это всё происходит, как вы думаете? (В лесу, зимой)
-Кто главный герой этой иллюстрации? (Кошка)
-Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом?

б) Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора. (Е.И. Чарушин)
- Вам знакомо это имя? (С этим автором знакомились в 1-м классе)
Вспомните, что вы знаете о писателе.
Какие произведения вы изучали год назад?
(В 1-м классе мы познакомились со следующими произведениями этого автора - “Томка”, “Как Томка научился плавать”)
- О чём были эти рассказы? О забавных случаях из жизни собаки по кличке Томка.

в) Прочитайте название рассказа Е.П.Чарушина, с которым вы познакомитесь сегодня на уроке. (“Кошка Маруся”.)
- Про кого же мы будем читать? (Про кошку по кличке Маруська). Значит вы правильно предположили: это она изображена на иллюстрации перед текстом.

г) Рассмотрите иллюстрацию в конце текста на странице 195.
- Кого вы там видите?
(Кошка Мурка пьёт молоко, рядом пожилой человек, который смотрит на неё радостными глазами)
- Кем может быть приходиться кошке этот человек? (Хозяином)
- Где происходят события? (В доме хозяина)

Вы сумели понять, почему кошка на первой иллюстрации изображена в холодном лесу, а на иллюстрации после текста – в тёплом доме? Что ещё можно предположить? (Высказывания учащихся)

Прочитаем текст и проверим свои предположения.

Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.

Первичное чтение.

а) Чтение детьми “про себя”.
Чтение 1 абзаца.
- У кого жила кошка Маруська? Назови её хозяина.
(У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова)
Почему кошка была худая?
(Её очень плохо кормил хозяин, она голодала)

б) Чтение про себя 2 абзаца.
Зачем Маруська стала ходить в лес?
(От голода)

в) Чтение про себя 3. 4, 5 абзацев.
Где осталась жить Маруська весной? (осталась жить в лесу, потолстела, похорошела она)
Как повёл себя хозяин? Был ли он расстроен тем, что кошки давно не было дома?
(Хозяин про неё совсем забыл.)

г) Чтение про себя 6, 7, 8, 9, 10 абзацев.
Как стала питаться кошка в лесу с приходом осени?
(Только мыши остались для питания)
Почему кошка опять похудела?
(Стало холодно и голодно, так как все звери птицы попрятались от холодов)

д) Чтение про себя 11, 2, 13 14, 15 абзацев
Какой забавный случай произошёл с Никитой Ивановичем во время охоты в лесу?
(Кошка Маруся свалилась прямо на голову хозяину, во время охоты в лесу, приняв его заячью шапку за зайца)
Как выглядела Маруська? (тощая-претощая)

Чтение 16 абзаца.
- Какое решение принял Никита Иванович?
(Никита Иванович пожалел кошку, принёс её домой и стал кормить её досыта.)

Перечитаем текст “вслух” и поразмышляем с автором, всё ли поняли?

Чтение вслух 1, 2 абзацев.
Как вы понимаете выражения – плешивая кошка?
Объясните, как вы понимаете:
Изловит какую-нибудь птицу?
Подберите синонимы к слову крадучись
Чем Маруська питалась весной в лесу? (мышами, птицами)

Чтение вслух 3, 4абзацев.
Объясните
Разоряет гнёзда?
Живёт в удовольствие?
Чтение вслух 5, 6 абзацев.
Как стала питаться кошка с приходом осени?
(Только мышами, т.к. птицы улетели из леса)

Чтение вслух 7, 8, абзацев.
Изменилась ли жизнь Маруси зимой?
(Стало голодно и холодно)

Чтение вслух 9 абзаца.
Засада – объясните.
На кого и как она устраивала засады? (На мышей, зайцев, залезала на деревья и прыгала на добычу сверху).

Чтение вслух 10 абзаца.
- Какую охоту можно назвать “недобычливая такая охота”?
На кого стало похоже поведение кошки? (на дикого зверя).

Чтение вслух 11 абзаца.
Во что был одет Никита Иванович?
Полушубок - что это?
Чтение вслух 12, 13 абзацев.
Чьи звериные следы умел разбирать охотник?
(Зайца, лисы, белки)

Чтение 14 абзаца.
Объясните смысл:
Бросить наземь,
Одна кожа да кости

Чтение 15, 16 абзацев.
Можно ли назвать этот рассказ историей со счастливым концом?
(Хозяин проявил жалость, стал заботиться о своём животном.)

Физкультминутка (гимнастика для глаз, массаж ушных раковин).

3 шаг (повторное чтение текста).

Выборочное чтение.

Любил ли он свою кошку? Докажите словами из текста.

Работа в парах.

Выразительно прочитайте комичный эпизод, такой, где смешно, но невесело.

5. Итог

Работа с текстом после чтения.

Какие чувства остались у вас после чтения рассказа? Оправдались ли ваши предположения?

а) Проблемный вопрос:
Как вы думаете, что могло послужить поводом для рождения этого рассказа?
Какой урок преподнесла кошка хозяину?

б) Рассказ о писателе.
Вы познакомились ещё с одним произведением Евгения Ивановича Чарушина.
О чём же писал Чарушин? (о любви к животным, природе)
Верно. Евгений Иванович был большим знатоком природы.

Своё детство он провёл среди вятских лесов, поэтому у него была возможность наблюдать за его лесными жителями. Он хорошо знал лес и любил его жителей. Свою любовь к природе писатель смог искусно донести до своих читателей.

Как вы думаете, ради чего Евгений Иванович написал для вас, ребята, рассказ о кошке Марусе?

в) Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям.
Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
Точен ли художник в деталях?
Совпадает ли его видение с вашим видением?

г) Выполнение творческих заданий.
Как бы вы назвали этот рассказ?
Какие пословицы, поговорки можно подобрать к данному тексту?

6. Домашнее задание (по выбору).

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.
- Придумать своё продолжение рассказа.
- К следующему уроку постараться прочитать новый рассказ Е.И.Чарушина.
- Есть у вас дома животные?

Составьте рассказ о вашем любимце на тему: “Мы в ответе за тех, кого приручили”

Литература:

1. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя / Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М., Педагогика, 1990.