Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Дивеевский монастырь канавка богородицы. Святая канавка пресвятой богородицы в дивеево. Что будет, если пройтись по Канавке в Дивеево

October 29th, 2013

Оригинал взят у pamsik в Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы

Из рассказа «Дивеево - Русская Земля Обетованная».
О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали - очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево - это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
Дивеево - это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево - это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место.

О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы .

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало - очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь . Мы совершенно случайно пошли правильным путём - через Колокольню . Правильным - потому что так получается более торжественно , не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни , увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно-белого цвета , почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне - не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво .

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) - мужского рода, а Преображенский - женского . Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий - высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский - стройный, мягкий, белее снега и купола золотые .



Дивеево. Троицкий и Преображенский соборы



Дивеево. Троицкий собор

Мы зашли в Троицкий собор . Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный . Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так - почувствовали себя не вправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки - бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор . Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором , чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.

Я подготовилась к ней ещё заранее . По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей - старое осталось за калиткой .



Начало Канавки Пресвятой Богородицы

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев» .



Канавка. Мы начинаем свой путь

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.



Канавка

Канавка - очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами . Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом - разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.




Почти дошли до завершения

Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево , которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось - это огромная лиственница царевича Алексея . Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Лиственница царевича Алексея

Любимая икона Серафима Саровского .

Это Божия Матерь «Умиление».

Перед этим образом всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим.

Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, с перекрещенными на груди руками и нежной чуть заметной улыбкой. На этой иконе запечатлён момент Благовещенья, когда Пресвятая Дева отвечает Архангелу Гавриилу на весть о будущем рождении ею сына: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Серафим Саровский очень любил этот образ и называл его «Всех радостей радость». Николай II подарил для этой иконы очень богатую золотую ризу, украшенную драгоценностями - нимб, в виде сияющих лучей, состоит из драгоценных камней и жемчуга. Когда на икону падают солнечные лучи, она сияет необычным образом: лик Богородицы становился живым, краски - нежными, а украшения, написанные маслом, трудно было отличить от настоящих драгоценных камней. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В Троицком соборе в Дивеево сейчас висит список, а оригинал находится в Москве, в Патриархии.

Отец Серафим оставил сёстрам монастыря заповедь - по воскресеньям совершать особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы - Параклис . «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете». Эта заповедь свято исполняется в обители.

Что привезти из Дивеева .

Иконы, конечно же.
А также масло и сухарики святого Серафима, и землю со Святой Канавки .
Пакетики для них - небольшие прозрачные - настоятельно рекомендую взять с собой. Иначе за ними вы будете стоять в большой очереди в церковную лавочку на входе (притворе) в Преображенский собор, и их ещё может и не быть. Бутылочки для маслица продаются здесь же. Напротив этой лавочки - окошко, где вам в них нальют маслица, освященного на мощах преподобного Серафима, а также на мощах святых блаженных - Дивеевских матушек.
Сухариков (горсточку) вам насыплют в пакетик в бревенчатой часовенке имени отца Серафима (там, где заканчивается Святая Канавка) - летом, или в притворе Преображенского собо ра (там, где наливают масло) - зимой. Считается, что нужно капнуть буквально капельку такого маслица в бутылку обычного, и всё масло приобретёт благодатные свойства.

Сухарики - маленькие кусочки ржаного хлебца . Когда я стояла за ними в очереди в часовенку, то прочитала на деревянной доске, что «в Дивеевском монастыре после кончины великого старца появилась традиция раздавать сухарики в память о преподобном и как его благословение. Отец Серафим многим приходящим к нему давал в благословение сухарики - кому горсточку, а кому и большую ношу. В наши дни эти сухарики освящаются в чугунке батюшки Серафима , в котором старец готовил себе скудную пищу, а потом отдавал дивеевским сёстрам для церковных нужд (в нём хранили уголь в алтаре). Многие паломники увозят эти сухарики в разные страны и потом пишут об чудесных исцелениях и необычных случаях, связанных с ними». Сухарики раздаются монашкой бесплатно, но своё вознаграждение любого размера вы можете оставить в рядом стоящем ящичке с пожертвованиями.



Часовня в которой раздают сухарики. И сами сухарики из Дивеево

Земля со Святой Канавки имеет силу очищать «от бесов помещения и территорию». Совсем небольшую часть этой землицы можно смешать с речным песком или обычной чистой землёй в любой пропорции, и эта смесь будет благодатной и сохранит все свойства земли со Святой Канавки. Целая насыпь этой землицы находится за часовенкой, где раздают сухарики. Это место, где раньше стояла та самая первая монастырская Мельница. В монастыре просят брать её по горсточке, не более, чтобы досталось всем.
Ещё здесь в монастыре продаётся уникальная книжка «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря ». Её автор - митрополит Серафим (Чичагов). Мы её видели, но не купили, потому что ничего о ней не знали. Только позже прочитали в книжечках про Дивеево.

О Дивеевских матушках .

Когда мы заходили в Рождественский и Преображенский соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько блаженных стариц . Их всем сердцем привечал батюшка Серафим.

Блаженные - это особые люди . Блаженность - очень трудно объяснить словами материалистически настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это - «один из труднейших подвигов христианства», что юродивые это - «люди, которые представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? - Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.

Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
Блажённые - это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается, когда мы просыпаемся - где мы - там или тут? Блажённые люди - находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность - всегда светлая. Там - они очень близко видят Бога. Там - они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному - играют в куклы, передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они - светлые люди, они - взрослые дети . А вот мы, обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.

Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый - это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума - это, может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же юродство - отнюдь не притворство, не имитация дурости, но - неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей ».

И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные - это удивлённые люди. Удивлённые Богом .

В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей, захоронены блаженные - Пелагия (в центре), Параскева (справа), Наталья (слева).
Блажённая Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884г.) - «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева - Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) - «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо. Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром совета.

Как это ни странно звучит , в советское время на месте их захоронения стоял …пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке эти блаженные старицы - Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда взявшихся блаженных старушек.



Вход в Преображенский собор

Где поесть в Дивеево .

Можно перекусить на территории монастыря . Там, во-первых, есть большая трапезная . Мы даже где-то прочитали, что для паломников она бесплатная. Потом там есть несколько палаток, где продаются очень вкусные монастырские пирожки . И ещё там есть крохотные кафешки-блинные «Монастырская трапезная». Но народу там, особенно в обеденное время, гораздо больше чем самих блинов. Поэтому нужно либо запасаться терпением и стоять в очереди, либо куда-то ехать, для более основательного перекуса.



Тут вкусные блинчики

Мы попали в блинную удачно, народу никого, потому что девушки ушли за новой порцией блинов. Мы подождали всего 5 минут, за нами уже выстроился хвост, а блинчики как-то быстро прибыли. Очень вкусные, с разными начинками, но необычные. Тесто, видимо, скоромное, поэтому немножко резиновое.

Продолжение в рассказе «Дивеево - Русская Земля Обетованная »

Еще немного дивеевских историй и фото из цикла ″святые места России″. В этом посте расскажу про главное чудо дивеевское — Святую Канавку. Каждый год десятки тысяч паломников приезжают сюда не только к батюшке Серафиму в гости, но и пройти по Святой Канавке, очистить душу, дерзнуть попросить защиты у самой Пречистой Девы Марии.

Тихо, медленно наступает вечер в Дивеево. Солнце клонится незаметно, мы идем на вечернюю службу и хотим еще раз пройти по Святой Канавке, ради которой и мощей преподобного Серафима стекаются люди в эту земную обитель самой Богородицы.

Удивительно трогательно Батюшка Серафим относился к дивеевским сестрам, ласково называя их своими сиротками и вот как говорил при жизни:

″Если кто моих сироток-девушек обидит, тот велие получит от Господа, а кто заступится за них и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божья свыше. Кто даже сердцем вздохнет да пожалеет их, и того Господь наградит″.

Каждый вечер после трапезы Дивеевские сестры обходят Канавку с иконой, мы с паломниками стоим и ждем, чтобы пройти вместе по святому месту. Паломников очень много, приежают с болезнями, увечьями, приложиться к Мощам Серафима Саровского и ходя бы на секунду ощутить Чудо, и ни одна просьба не остается без внимания старца и его молитвенного утешения. Каждый получает по пользе для души своей и спасения.





Стоим, ждем, солнышко то выглядывает то вновь уходит за вечерние тучи. Люди на лавочках, у церковной лавки, разговаривают и все ждут, ну когда же, когда? И вот, дождались, выходят! Стройным рядом встаем позади всех и идем вместе с сестричками по святому месту, очищающему и душу и мысли.





Удивительное место в Дивеево — Святая Канавка. Один раз в день Пресвятая Богородица проходит по ней, обходя свои земные владения. Канавку рыли несколько лет дивеевские сестры, она 777 местров по длине и пройдя по ней медленными шажками, нужно 150 раз прочитать ″Богородице, Дево, радуйся″, и многие проблемы и вопросы разрешаются сами собой, уходят из головы уступая место улыбке и радости.

С собой лучше сразу взять четки, так удобнее отсчитывать иначе можно заглядеться по сторонам и сбиться со счета. И даже если вы приежаете в Дивеево не ради разрешения каких-то ситуаций, само по себе место это очень намоленное и настолько сильное по энергетике, что как будто попадаешь в какой-то другой мир, с высокими вибрациями. Кажется, сам воздух Святой канавки имеет целительное очищающее воздействие: как шкурку апельсина он очищает душу от налета, желаний и страстей, успокаивает и бережно настраивает, как музыкант свой любимый инструмент.









А кругом так красиво! Последние солнечные лучи золотят купола и сотни грачей кричат на закате. Становится все темнее и монастырский двор пустеет, а с ним и мы уходим отдыхать к нашей бабульке.





Мы еще много где не побывали в Дивеево, это и чудотворные источники, и ближайшие монастыри и скиты в округе. Но все сразу посмотреть сложно, мы же приехали сюда потрудиться немного, о чем будет последний пост.

Из рассказа «Дивеево - Русская Земля Обетованная».
О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали - очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево - это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
Дивеево - это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево - это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место.

О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы .

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало - очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь . Мы совершенно случайно пошли правильным путём - через Колокольню . Правильным - потому что так получается более торжественно , не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни , увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно-белого цвета , почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне - не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво .

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) - мужского рода, а Преображенский - женского . Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий - высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский - стройный, мягкий, белее снега и купола золотые .



Дивеево. Троицкий и Преображенский соборы



Дивеево. Троицкий собор

Мы зашли в Троицкий собор . Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный . Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так - почувствовали себя не вправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки - бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор . Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором , чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.

Я подготовилась к ней ещё заранее . По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей - старое осталось за калиткой .



Начало Канавки Пресвятой Богородицы

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев» .



Канавка. Мы начинаем свой путь

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.



Канавка

Канавка - очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами . Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом - разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.




Почти дошли до завершения

Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево , которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось - это огромная лиственница царевича Алексея . Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Лиственница царевича Алексея

Любимая икона Серафима Саровского .

Это Божия Матерь «Умиление».

Перед этим образом всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим.

Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, с перекрещенными на груди руками и нежной чуть заметной улыбкой. На этой иконе запечатлён момент Благовещенья, когда Пресвятая Дева отвечает Архангелу Гавриилу на весть о будущем рождении ею сына: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Серафим Саровский очень любил этот образ и называл его «Всех радостей радость». Николай II подарил для этой иконы очень богатую золотую ризу, украшенную драгоценностями - нимб, в виде сияющих лучей, состоит из драгоценных камней и жемчуга. Когда на икону падают солнечные лучи, она сияет необычным образом: лик Богородицы становился живым, краски - нежными, а украшения, написанные маслом, трудно было отличить от настоящих драгоценных камней. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В Троицком соборе в Дивеево сейчас висит список, а оригинал находится в Москве, в Патриархии.

Отец Серафим оставил сёстрам монастыря заповедь - по воскресеньям совершать особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы - Параклис . «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете». Эта заповедь свято исполняется в обители.

Что привезти из Дивеева .

Иконы, конечно же.
А также масло и сухарики святого Серафима, и землю со Святой Канавки .
Пакетики для них - небольшие прозрачные - настоятельно рекомендую взять с собой. Иначе за ними вы будете стоять в большой очереди в церковную лавочку на входе (притворе) в Преображенский собор, и их ещё может и не быть. Бутылочки для маслица продаются здесь же. Напротив этой лавочки - окошко, где вам в них нальют маслица, освященного на мощах преподобного Серафима, а также на мощах святых блаженных - Дивеевских матушек.
Сухариков (горсточку) вам насыплют в пакетик в бревенчатой часовенке имени отца Серафима (там, где заканчивается Святая Канавка) - летом, или в притворе Преображенского собо ра (там, где наливают масло) - зимой. Считается, что нужно капнуть буквально капельку такого маслица в бутылку обычного, и всё масло приобретёт благодатные свойства.

Сухарики - маленькие кусочки ржаного хлебца . Когда я стояла за ними в очереди в часовенку, то прочитала на деревянной доске, что «в Дивеевском монастыре после кончины великого старца появилась традиция раздавать сухарики в память о преподобном и как его благословение. Отец Серафим многим приходящим к нему давал в благословение сухарики - кому горсточку, а кому и большую ношу. В наши дни эти сухарики освящаются в чугунке батюшки Серафима , в котором старец готовил себе скудную пищу, а потом отдавал дивеевским сёстрам для церковных нужд (в нём хранили уголь в алтаре). Многие паломники увозят эти сухарики в разные страны и потом пишут об чудесных исцелениях и необычных случаях, связанных с ними». Сухарики раздаются монашкой бесплатно, но своё вознаграждение любого размера вы можете оставить в рядом стоящем ящичке с пожертвованиями.



Часовня в которой раздают сухарики. И сами сухарики из Дивеево

Земля со Святой Канавки имеет силу очищать «от бесов помещения и территорию». Совсем небольшую часть этой землицы можно смешать с речным песком или обычной чистой землёй в любой пропорции, и эта смесь будет благодатной и сохранит все свойства земли со Святой Канавки. Целая насыпь этой землицы находится за часовенкой, где раздают сухарики. Это место, где раньше стояла та самая первая монастырская Мельница. В монастыре просят брать её по горсточке, не более, чтобы досталось всем.
Ещё здесь в монастыре продаётся уникальная книжка «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря ». Её автор - митрополит Серафим (Чичагов). Мы её видели, но не купили, потому что ничего о ней не знали. Только позже прочитали в книжечках про Дивеево.

О Дивеевских матушках .

Когда мы заходили в Рождественский и Преображенский соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько блаженных стариц . Их всем сердцем привечал батюшка Серафим.

Блаженные - это особые люди . Блаженность - очень трудно объяснить словами материалистически настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это - «один из труднейших подвигов христианства», что юродивые это - «люди, которые представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? - Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.

Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
Блажённые - это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается, когда мы просыпаемся - где мы - там или тут? Блажённые люди - находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность - всегда светлая. Там - они очень близко видят Бога. Там - они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному - играют в куклы, передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они - светлые люди, они - взрослые дети . А вот мы, обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.

Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый - это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума - это, может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же юродство - отнюдь не притворство, не имитация дурости, но - неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей ».

И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные - это удивлённые люди. Удивлённые Богом .

В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей, захоронены блаженные - Пелагия (в центре), Параскева (справа), Наталья (слева).
Блажённая Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884г.) - «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева - Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) - «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо. Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром совета.

Как это ни странно звучит , в советское время на месте их захоронения стоял …пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке эти блаженные старицы - Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда взявшихся блаженных старушек.



Вход в Преображенский собор

Где поесть в Дивеево .

Можно перекусить на территории монастыря . Там, во-первых, есть большая трапезная . Мы даже где-то прочитали, что для паломников она бесплатная. Потом там есть несколько палаток, где продаются очень вкусные монастырские пирожки . И ещё там есть крохотные кафешки-блинные «Монастырская трапезная». Но народу там, особенно в обеденное время, гораздо больше чем самих блинов. Поэтому нужно либо запасаться терпением и стоять в очереди, либо куда-то ехать, для более основательного перекуса.



Тут вкусные блинчики

Мы попали в блинную удачно, народу никого, потому что девушки ушли за новой порцией блинов. Мы подождали всего 5 минут, за нами уже выстроился хвост, а блинчики как-то быстро прибыли. Очень вкусные, с разными начинками, но необычные. Тесто, видимо, скоромное, поэтому немножко резиновое.

Продолжение в рассказе «Дивеево - Русская Земля Обетованная »

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02"24.2"N 43°14"44.0"E

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом .

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых .

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь - в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму . Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой . Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.

Рака с мощами преподобного Серафима Саровского. Фото: Из архива монастыря

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова) . До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

Одна из святынь обители - чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото: Из архива монастыря

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».

Казанский храм, который будет вознесён на небо. Фото: Из архива монастыря

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.

В возрождённом монастыре Канавку обустроили именно так, как наказывал старец Серафим. Фото: Из архива монастыря

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия . При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II , повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту... А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».

Работы по восстановлению и обустройству Святой Канавки. Фото: Из архива монастыря

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер-гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».

Крестный ход на Святой Канавке. Фото: Из архива монастыря

Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.