Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что такое второстепенные члены предложения? Определение, примеры

Как часто нам приходится отвечать на вопрос о том, что такое второстепенные члены предложения? В повседневной жизни довольно редко. Но тем, кто учится и имеет дело с грамматикой и синтаксисом русского языка, ответ на этот вопрос следует знать. Именно для них мы и подготовили данный материал. Мы обсудим и структуру предложения, и ее составляющие. Но основное внимание будет уделено сегодня таким членам предложения, как дополнение, определение и обстоятельство.

Предложение

Прежде чем обсуждать, что такое второстепенные члены предложения, нужно разобраться в самой его структуре. Давайте вкратце вспомним о том, что такое предложение и какого типа они бывают. Итак, предложение - это набор слов, объединенных между собой общим и находящихся по отношению друг к другу в грамматически обоснованных формах. По типу высказывания оно может быт:

  • повествовательным (Маша идет в магазин);
  • вопросительным (Куда он уехал?);
  • отрицательным (Мы не купили продуктов).

По структуре:

  • простым (Папа работает в большой фирме);
  • сложным (сложноподчиненные и сложносочиненные).

Слова в предложениях не стоят так, как кому хочется. Все они имеют свое место и форму. Более того, спрягаются по лицам, склоняются по падежам, имеют разные временные формы. Но нас сейчас интересует, какие именно члены предложения наполняют его смыслом.

Главная грамматическая основа

Подводя читателя к теме, что такое второстепенные члены предложения, нужно для начала разобраться в том, а какие вообще бывают члены предложения. Если есть второстепенные, значит, есть и главные. Ими являются такие члены, как:

  • подлежащее;
  • сказуемое.

Подлежащее - это слово, которое является главным исполнителем действия, совершающегося в предложении, и отвечает на вопрос «кто? что?». Например:

Сережа учится в специализированной школе. (Главное действующее лицо в предложении - Сережа, это и есть подлежащее).

При разборе предложения подлежащее всегда подчеркивается одной сплошной линией.

Сказуемое - это слово, которое выражает непосредственно действие, совершающееся подлежащим, и отвечает на вопрос «что делает? что сделал? что сделает?» в разных временах и для разных лиц. Например:

Мы готовимся к сдаче экзаменов летом. (При наличии подлежащего «мы», действие в предложении выражено словом «готовимся», это и является сказуемым).

При разборе сказуемое подчеркивают двумя сплошными линиями.

Другие члены предложения

А теперь пришло время поговорить о том, что такое второстепенные члены предложения. Ведь кроме главных членов, в предложении есть и другие слова. Это могут быть либо простые, либо однородные второстепенные члены предложения:

  • дополнение;
  • определение;
  • обстоятельство.

В случае простого варианта данные слова стоят в единственном экземпляре, выполняя свою функцию в предложении. Если же какой-то из членов стоит в компании с таким же словом, то это показывает их однородность. Например, сравните:

  1. Папа любит готовить. Папа и мама любят готовить (однородные подлежащие).
  2. Катя плавает хорошо. Катя плавает и бегает хорошо (однородные сказуемые).

Ниже, разбирая каждый из второстепенных членов, мы сделаем акцент на их однородности, показав на примерах их использование.

Дополнение

Разбирая второстепенные члены предложения, дополнение всегда рассматривают первым, и не напрасно. Данное слово играет очень важную роль. Оно уточняет признак или является непосредственно объектом действия в данном предложении. Если говорить о вопросах, на которые отвечает данный участник высказывания, то это:

  • «кого? что?»;
  • «кому? чему?»;
  • «кем? чем? чего?»;
  • «о ком? о чем?».

При этом употребление может быть как с предлогом, так и без. Дополнение может выражаться с помощью разных частей речи: существительного, наречия, числительного. В зависимости от того, какую роль играет и при каком члене предложения оно стоит. Так, дополнение может стоять в паре с глаголом. В этом случае различают прямое и косвенное дополнение. Прямое отвечает на вопрос «кого? что?» и не имеет никаких предлогов перед собой. А косвенным дополнением считаются все остальные варианты.

  • Дедушка принес щуку. Дополнение «щука» отвечает на вопрос «что?» и является прямым по отношению к глаголу.
  • Я думаю о тебе. Дополнение косвенное, так как вопрос «о ком?».

При разборе дополнение всегда подчеркивают штриховой линией. Если в предложении стоят два дополнения, то они подчеркиваются оба, причем это могут быть как однородные, так и неоднородные слова. Например:

  • Я попросил ее спеть .
  • Мария насыпала сахар и соль .
  • Она посмотрела на мужчину и женщину .

Таким образом, можно сказать, что это самый простой из всех второстепенный член предложения.

Определение

Иначе обстоит дело с определением. Данное слово также не отличается трудностью в использовании и достаточно легко определяется в предложении. Определение - это слово, показывающее и описывающее признаки предметов. Отвечает оно на вопросы «какая? какое? чей? чьи?» и все их производные. По типу данный член предложения может быть двух вариантов:

  • согласующийся;
  • не согласующийся.

Здесь берется согласование определения со словом, которое оно описывает. Если происходит полная гармония в форме падежа, числа и рода, то это первый вариант. Например:

  • На улице сегодня прекрасная погода.
  • Он приобрел недавно красивую машину.

При разборе определение подчеркивают волнистой линией. В случае если мы имеем дело с не согласующимся типом, то здесь могут быть разные варианты:

  • Мы увидели дом дяди (принадлежность).
  • Свет луны придавал ситуации романтичность (описание признака).
  • Париж сегодня - это совсем другой город (обстоятельственное наречие).
  • Я купил книгу поинтереснее и поновее (сравнительная степень прилагательного, однородные слова).
  • Желание нравиться - естественное стремление для женщины (инфинитив).
  • Его лицо, с красными щеками , стояло у меня перед глазами (словосочетание).

Таким образом, мы видим, насколько многогранно употребление определения и как по-разному могут выглядеть второстепенные члены предложения.

Обстоятельства

Данное слово играет роль условия, при котором происходит действие. В зависимости от вопроса, различают разные обстоятельства:

  • времени;
  • места;
  • причины;
  • цели;
  • образа действия;
  • меры и др.

При этом главное - правильно задать вопрос к слову. При разборе предложения обстоятельство подчеркивают штрихпунктирной линией. Лучше всего разницу обстоятельств можно увидеть на примерах:

  • Слева стоял рояль (где? - обстоятельство места).
  • Мы приехали накануне (когда? - время).
  • Он запрыгал от радости (почему? - причина).
  • Она пришла в магазин покупать платье (зачем? - цель).
  • Они ехали медленно и тихо (как? - образ действия, однородные слова).
  • Мы дважды заходили сюда (как много? - мера).

В конце отметим, что вне зависимости от того, с каким предложением вы имеете дело, с простым или сложным, для определения его члена нужно правильно задать вопрос, и трудностей с разбором у вас не возникнет.

Члены предложения.

1 .Подлежащее обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чём?

и подчёркивается отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц .

Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные: Почему вы не гуляете?

Побудительные: Идите скорее!

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

Нераспространенное: Весна пришла.

Распространенное: Пришла долгожданная весна.

Узкая тропинка уходила далеко в лес . - простое (Имеет одну грамматическую основу)

Утром пригревало солнышко , а к вечеру стукнул мороз . - сложное

(имеет две и более грамматических основ)

На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
п.,ед.ч.,м.р.,Т.п. н. п.,мн.ч.,И.п. с.,мн.ч.,И.п. г.,п.в.,мн.ч. пред.
Например: Осенним днём маленькие дети гуляли в

п.,ед.ч.,м.р.,П.п. с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском парке .

Однородными членами предложения называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений : Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Например:

Суворов ценил своих солдат за храбрость , смекалку , выносливость.

какие? какие?

Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.

(Маленькие, большие - однородные определения).

Сложное предложение.

Сложным - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Например:

Догорел апрельский светлый вечер , по лугам холодный сумрак лег.

День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.

Прямая речь.

Прямая речь - это слова, переданные от имени говорящего.

Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает».

А: «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

А: «П». «П», - а.

А: «П!» «П!» - а.

А: «П?» «П?» - а.

Обращение.

Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок , спой свою песенку еще разок.

Эта пара, царь , моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка , с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Формировать представления о второстепенных членах предложения.
  • Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
  • Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
  • Совершенствовать орфографические навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Проверка правильной посадки.

Настроимся на хорошую работу.

Приветствую тебя, новый день! Мы так рад, что ты наступил! Это значит, что перед нами откроются новые пути к успеху во всех делах. Мы здоровы и полоны сил. Всё, что мы наметили на сегодня, обязательно сбудется. Мы начинаем день с ощущением счастья и уверенности. Мы твёрдо знаем, за что бы я ни взялись, у нас всё получится замечательно.

II. Чистописание.

Откройте тетради и запишите число и предложение “Классная работа.”

Назовите орфограммы.

Минутка чистописания:

Что нужно помнить, когда будем прописывать. (о наклоне и высоте букв)

Пропишите буквосочетания.

ов во ав ва ив ви ев ве яв вя ув ву ёв вё

III. Словарная работа.

Расшифруйте слово.

Что такое ветер?

Узнаем лексическое значение слова “ветер”.

Вемтер - движение, течение, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветримща: средний, слабый, тихий ветер или ветеромк, ветеромчек; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь, то есть круговой.

Виды ветров:

  • Муссон - периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом - с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
  • Пассаты - постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.
  • Местные ветры:
    • Бриз - тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором - морским.
    • Бора - холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.
    • Фён - сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.

Есть ли польза от ветра? Что бы случилось, если бы ветра не было?

Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака). Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов). Вырабатывает электроэнергию. Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа. Помогал мореплавателям. Переносит семена растений и споры грибов.

Подберите имена прилагательные к слову ветер.

Поставьте ударение в слове.

Какую букву надо запомнить? Почему?

Как называются слова написание надо запомнить?

Проверьте безударную гласную.

Запишите слово ветер . Подчеркните ошибкоопасные буквы в слове, поставьте ударение.

Подберите однокоренные слова.

Вемтер, ветеромк, ветеромчек, вемтреная (погода), вемтряная (мельница).

Разберите слова по составу.

Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?

Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.

IV. Проблемная ситуация.

  • Весна.
  • Дует лёгкий ветер.
  • Лёгкий.
  • Тают снега.

Исследуйте и докажите, какие из данных примеров являются предложениями?

Что называется предложением? (Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанные по смыслу .)

На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения )

Найдите подлежащее и сказуемое.

Решение проблемы: 1, 2, 4 – предложения, 3 – не предложение.

Доказательство:

1 – только из одного главного.

2 – состоит из главных и второстепенных членов

3 – только из второстепенных членов.

4 – состоит только из главных.

Что знаете о подлежащем?

Подлежащее - главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____”

Что такое сказуемое?

Сказуемое - главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====”

Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

Нужны ли второстепенные члены предложения?

Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”

Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

VI. Открытие нового.

Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Дует лёгкий ветер.

Обозначьте орфограммы.

Найдите в предложении главные члены предложения

Слово “лёгкий”

Определение - второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~”

Грачи вьют гнёзда.

Обозначьте орфограммы.

Слово “гнёзда” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Дополнение - второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Светит ласково солнце.

Обозначьте орфограммы.

Найдите в предложении главные члены предложения.

Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Обстоятельство - второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради.

По дорогам звонко бегут быстрые ручейки.

Обозначьте орфограммы.

Разобрать по членам предложения и частям речи.

Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

V. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа.

Прочитайте предложения. Какая тема объединяет предложения?

Подберите к слову весна имена прилагательные.

Это весна красивая, звонкая, нарядная. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Новые звуки, краски, запахи дарит весна. Недаром поэты называют весну “утром года”.

Составьте предложения о весне.

Составьте cинквейн на тему “Весна”. (Звучит музыка)

Прочитайте cинквейн “Весна”.

VIII. Итог урока.

Подведём итоги урока. Какая тема урока?

Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема? (Необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.)

Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

IX. Домашнее задание.

  • Учебник О. В. Пронина, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Русский язык” 3 класс с.133 упр.415

Литература.

1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.

Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью ()

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит .

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая .

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк ()

В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает .

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве ()

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце ()

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица ()

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник ()

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи ()

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки ()

Наступила весна (рис. 11).

Проверим:

Ярко светит солнце

По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.

Поют птицы

Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.

Побежали ручьи - нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.

Наступила весна - нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки .

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .

Гуляла (что делала?) - сказуемое.

Туча (что?) - подлежащее.

Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.

Домой (куда?) - второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Infourok.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .

42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),
  • дополнение,
  • обстоятельство.

42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Виды определений:

  • согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
  • несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

  • названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;
  • прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

  1. приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
  2. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).

Раздельно, если

  1. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);
  2. приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);
  3. в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);
  4. первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Виды дополнений:

  • прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;
  • косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

  • обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
  • обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
  • обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:
  • обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;
  • обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
  • обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
  • обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
  • обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:

  • односоставные (с одним главным членом предложения),
  • двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.