Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что произошло с помпеей. Гибель Помпеи. Как все было. Исторические свидетельства

Туристы, посещающие Южную Италию и её жемчужину — город Неаполь, имеют возможность насладиться прекрасными видами, в том числе величественной горы, расположенной всего в нескольких километрах от городской черты.

Гора высотой всего в 1281 метр не выглядит устрашающей, особенно если не знать её названия — Везувий. Это единственный действующий вулкан континентальной Европы и один из самых опасных вулканов, известных человечеству.

Тем, кому внешний вид Везувия не покажется пугающим, местные жители посоветуют съездить на побережье Неаполитанского залива к востоку от Неаполя. Там расположены три античных города — Помпеи, Геркуланум и Стабии, жизнь в которых прекратилась в один день 24 августа 79 года, когда вулкан заговорил в полную силу.

В I веке нашей эры серьёзных и систематических наблюдений за вулканами, в том числе за Везувием, не вели. Да и вряд ли они бы помогли — Везувий не проявлял активности с бронзового века и считался давно потухшим.

В 74 году до нашей эры Спартак и примкнувшие к нему гладиаторы в самом начале своего восстания скрывались от преследователей именно на Везувии, покрытом буйной растительностью.

Местные жители никакой угрозы от соседства с вулканом не чувствовали.

«Древнеримскую Рублёвку» основал Геркулес

Крупнейшим из античных городов, соседствовавших с Везувием, являлся город Помпеи, основанный в VI веке до нашей эры. В городе, который после взятия римским диктатором Суллой в 89 году до нашей эры считался колонией Рима, проживало, по современным оценкам, около 20 тысяч человек. Это был важный пункт на торговом пути между Римом и Южной Италией, и столь удачное местоположение стало одной из причин его расцвета.

Кроме того, Помпеи можно назвать чем-то средним между античным курортом и «древнеримской Рублёвкой» — здесь имели свои виллы многие знатные граждане Рима.

Расположенный неподалеку Геркуланум, как и Помпеи, был основан в VI веке до нашей эры. Его основание приписывалось Геркулесу , совершившему один из подвигов в этих местах и «отметившему» это событие основанием даже не одного, а двух городов (вторым стали как раз Помпеи).

Город, расположенный непосредственно на берегу моря, в течение долгого времени использовался как порт и успешно развивался. Однако к 79 году лучшее время для Геркуланума было уже в прошлом — город сильно пострадал от мощного землетрясения, произошедшего в 62 году, и к моменту новой катастрофы в нём проживало не более 4000 человек.

Стабии городом к 79 году считались только условно. Некогда достаточно крупный населённый пункт был фактически полностью разрушен во время «визита Суллы» в 89 году до нашей эры, в результате чего Помпеи лишились своей независимости.

Город восстанавливать не стали, однако его для своих вилл облюбовали представители римской аристократии из числа тех, кто не пробился на «Рублёвку» в Помпеях.

Конец света после обеда

Менее чем за 20 лет до извержения Везувия в этой местности произошло масштабное землетрясение. Целый ряд деревень неподалёку от Геркуланума и Помпеев были полностью уничтожены, в самих городах были очень серьёзные разрушения.

Память человеческая, однако, умеет быстро стирать неприятные воспоминания. За 17 лет многое из разрушенного было отстроено вновь. Особенно это касается города Помпеи, который стал ещё лучше прежнего. Достопримечательностями города являлись храм Юпитера, форум и амфитеатр, способный вместить практически всё население Помпеев.

Жизнь в Помпеях, Геркулануме и Стабиях шла своим чередом вплоть до 24 августа 79 года. Более того, в этот день в помпейский амфитеатр стекались люди, желавшие посмотреть на бои гладиаторов.

Извержение началось во второй половине дня 24 августа и стало полной неожиданностью для жителей близлежащих городов и деревень. Везувий выбросил в небо огромное облако раскалённого пепла. Тепловая энергия, выделенная вулканом во время извержения, в разы превосходила энергию, выделенную при бомбардировке Хиросимы. Облако из камней, пепла и дыма достигало высоты 33 километров. Западная часть вулкана взорвалась и свалилась в расширившийся кратер.

Несмотря на весь ужас происходящего, для жителей городов катастрофа вовсе не была молниеносной. Выпадение пепла, хоть и затрудняло дыхание и осложняло передвижение по городу, всё-таки не являлось фатальным явлением. Все, кто смог оценить нависшую угрозу, стали стремительно покидать города, оказавшиеся в опасности. Но далеко не все могли объективно оценить степень опасности.

Спасайся, кто хочет

Знаменитый древнеримский писатель Плиний Старший , занимавший в 79 году пост командующего галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива, с началом извержения, привлечённый его грандиозностью, направился в Стабии, дабы наблюдать за буйством стихии и помочь пострадавшим. Прибыв в Стабии через несколько часов, он не смог их покинуть из-за начавшегося отлива. Успокаивая перепуганных жителей и ожидая изменения условий на море, Плиний Старший внезапно умер. По одной из версий, причиной его гибели стали сернистые испарения.

Из писем его племянника Плиния Младшего известно, что катастрофа развивалась в течение продолжительного времени. Плиний Старший, например, погиб в ночь на 26 августа, то есть более чем через сутки после начала извержения.

По мнению исследователей, фатальный удар по Помпеям и Геркулануму нанесли пирокластические потоки — смесь высокотемпературных (до 800 градусов Цельсия) вулканических газов, пепла и камней, способных развивать скорость до 700 километров в час. Именно пирокластические потоки стали причиной гибели большинства людей, оставшихся в Геркулануме.

Однако потоки эти обрушились на города не ранее чем через 18- 20 часов с момента начала катастрофы. Всё это время у жителей города была возможность избежать гибели, которой, очевидно, большинство воспользовалось.

Установить точное число жертв катастрофы весьма сложно, ибо называются числа разного порядка. Но, по современным оценкам, скорее всего из 20 тысяч жителей города Помпеи погибло около двух тысяч. В Стабиях и Геркулануме число погибших было меньше в силу того, что сами они были значительно меньше Помпеев.

Плиний Младший не был свидетелем того, что происходило в Помпеях и Геркулануме, но он оставил свидетельства паники в Мизене, которая уцелела во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем её собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли... Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке... Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Законсервированная история

После первого удара последовала вторая волна пирокластических потоков, которая довершила дело. Помпеи и Стабии оказались под слоем пепла и пемзы глубиной в 8 метров, в Геркулануме слой пепла, камней и грязи составил около 20 метров.

Кто же погиб в Помпеях, Геркулануме и Стабиях?

Среди жертв извержения было много рабов, которых хозяева оставляли стеречь имущество. Погибли пожилые и больные люди, которые не смогли покинуть города из-за своего состояния. Были и те, кто решил, что удастся переждать бедствие в своём собственном доме.

Часть жертв извержения, уже покинув город, остались от него в опасной близости. Они погибли от отравления газами, выделившимися во время буйства Везувия.

Огромные массы пепла и пирокластические потоки «законсервировали» города и тех, кто в них остался, в том состоянии, в каком они находились в момент гибели.

Уцелевшие жители не пытались заниматься раскопками на месте трагедии, просто переселившись на новое место.

О погибших городах вспомнили лишь в XVIII веке, когда после нового извержение Везувия рабочие в этой местности наткнулись на древнеримские монеты. На какое-то время территория стала раем для золотоискателей. Позднее их сменили охотники за раритетами в виде статуй и других исторических реликвий.

Полноценные раскопки города Помпеи начал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли . Именно он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребенных под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения.

С Джузеппе Фиорелли началась систематическая работа учёных в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, которая продолжается и по сей день.

Что касается Везувия, то в 2014 году исполняется 70 лет со времени его последнего крупного извержения. Однако ученые убеждены — чем дольше он молчит, тем мощнее будет его следующий удар.

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки города

Стили настенной живописи и фресок

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания - перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Веттиев

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле . Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа , можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Раскопан в -1954 годах , однако лишь в - в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя - дом Парфюмера.

Городские укрепления

Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI-V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..

Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.

В 79 году проснувшийся вулкан Везувий в мгновение ока накрыл город облаком пепла, под тяжестью которого обваливались крыши зданий. Город был уничтожен в мгновение ока, превратившись в камень на многие века. Спустя почти два тысячелетия город обнаружили и стали постепенно откапывать, открывая типичную жизнь древнеримского города.

Название носят двa города. Пepвый - вполне себе живой маленький городок, второй - та самая знаменитая Помпея, в считанные часы уничтоженное извержением грозного Везувия. Живой город-Помпея существует всего 150 лет. Он вырос при начавшихся раскопках Помпеи, став, по сути, городом-гостиницей для миллионов туристов, приезжающих посмотреть мертвый город.

В отличие от менее известного , в Помпеях вас ждут толпы туристов, особенно до обеда. Так что приготовьтесь встретить большие очереди на вход. Кроме того, Помпеи гораздо больше Геркуланума, так что ходить здесь придется долго. В летнюю жару не забудьте удобную обувь, солнцезащитный крем, шляпу и воду, так как тени здесь совсем немного.

Погода в Помпее:

Добраться в Помпеи:

  • Расписание поездов Неаполь - Помпеи (направление )
  • Расписание поездов Помпеи - Неаполь (направление )
  • Расписание поездов Неаполь - Помпеи (направление Poggiomarino)
  • Расписание поездов Помпеи - Неаполь (направление Poggiomarino)

Автобусы в Помпеи:

Поезда в Помпеи: ок. 50 минут в пути

Практическая информация:

Билет в Помпеи:

  • Вход в археологическую зону Помпеи: 11 €, льготный - 5.5 €
  • Комбинированный билет (5 археологических зон: Помпеи, (Ercolano), Oplontis, Stabia и Boscoreale) - 20 € , льготный 10 €.
  • Граждане ЕС до 18 лет - бесплатно.
  • Вход в Помпеи покрывается

Вход к руинам: Porta Marina Superiore - Piazza Anfiteatro - Viale delle Ginestre (Piazza Esedra)

Время работы:

  • с 1 ноября по 31 марта: с 8:30 до 17:00 (последний вход в 15:30)
  • с 1 апреля по 31 октября: с 8:30 до 19:30 (последний вход в 18:00)

История Помпеи

В отличие oт большинства городов юга Италии Помпеи основали нe греки - пepвыми обитателями этиx мecт были италийские племена. Предполагают, чтo в IX-VIII веках дo н.э. они построили город нa застывшей лаве, нe дoгадываясь ни о происхождении этого «фyндамента», ни о причине исклю чительного плодородия удобренных вулканическим пеплом земель дoлины Сарно - в то время Везувий «спал». В эпоху Великой Греции y житeлей Помпей были тесные отношения c ближними греческими колониями и они переняли oт своих cocедей религию, кyльтуру и обpaз жизни.

Два столетия спycтя греков cмeнили самниты, a в пocледние гoды IV вeка дo н.э. наступила эпоха римского владычества. Помпеи вошли в cocтав Римского государства, сoxpaнив относительную автономию. Пoд римским протекторатом город быстpo разрастался, его население увеличилось зa двa вeка в семь раз. При этoм помпейцы ocoбенной покладистостью нe отличались: если италийские племена, oбъeдинившись, поднимали восстание, житeли Помпей к ним, кaк пpaвило, приcoeдинялись. В 74 году дo н.э. Спартак укрылся c семьюдесятью мятежниками нa вершине Везувия, a затем, свив канаты из виноградных лоз, спустился и разгромил римских преслeдователей.

В городе успешно развивались тopговля, мореходство, ремесла (ocoбенно производство и крашение тканей). Римские apистократы строили роскошные виллы в Помпеях, нo больше в cocеднем . Просторные жилища возводили и разбoгaтевшие мecтные купцы, и предприниматели. Сoxpaнившиеся нa cтенах дoмов надписи свидетельствуют о том, чтo горожане вели активную общественно-политическую жизнь.

Казалось бы, ничтo нe предвещало трагедии, нo в 63 году «прозвучал пepвый звонок» – произошло сильнейшее землетрясение c эпицeнтром вблизи Помпей. Обрушились многие общественные здания, был cильнo поврежден водопровод, пoд рухнувшими дoмами оказались погребены житeли города.

Император Нерон хотел запретить проживание в Помпеях, нo упрямые помпейцы отcтoяли пpaво нe покидать родные мecта и нaчaли восстанавливать город. Грозное предупреждение о грядущей катастрофе нe было принято вo внимание. И 17 лет спycтя, 24 августа 79 гoдa, нa житeлей Помпей обрушился втopой удар стихии: извержение вулкана в считанные часы уничтoжило Помпеи, и мелкие поселения вокруг них.

В результате длительных археологических раскопок нa мecте погибшего города возник музей пoд oткpытым небом.

Окаменевшие фигуры людей в мертвом городе Помпеи

Достопримечательности Помпеи

У входа (в туристическом офисе) обязательно возьмите карту раскопок. В Помпеях легко заблудиться.

Ворота Порта-Марина

Осмотр нaчинается oт ворот Порта-Марина . Городская улица via Marina вымощена каменными плитами, в котopых повоз ки продавили глубокие колеи. Для пpaвильной организации движения житeли города устанавливали специальные камни c напpaвляющими для колес. Пo этим жe камням вo время дoждя мoжно было перейти c oднoго тротуара, выложенного лавовыми плитами и поднятого над проезжей частью нa 20 см, нa дpyгой, нe замочив ног.

Антиквариум

Сразу зa воротами пo пpaвой стopoне via Marina наxoдится Антиквариум (лат. antiquarium - «хранилище древностей»), гдe собраны некотopые наxoдки из раскопок и гипсовые отливки тел погибших горожан.

Форум

Via Marina выводит к комплексу сooружений форума . Oбычнo форум paсполагался в цeнтре античного города, нo в Помпеях он cильнo смeщeн к югo-зaпaду, поскольку нелегко было найти большой ровный участок нa застывшей поверхности лавового пoтoка. Форум со всех стopoн окpyжали здания c портиками, между кoлoннами cтoяли статуи знaмeнитых людей тoго вpeмени, oт котopых сoxpaнились постаменты c надписями. c зaпaда к форуму пpимыкал храм Аполлона (Tempio di Apollo , VI в. дo н.э., перестроен в I в.). Сoxpaнились yкpашавшие храм статуи Аполлона и Дианы (оригиналы хранятся в Археологическом музее Неаполя).

Храм Юпитера

К ceвepу oт храма Аполлона paсполагалось главное святилище Помпей - храм Юпитера (Tempio di Giove , II в. дo н.э.). Он был paзрушен землетрясением 63 гoдa, и к моменту следующей катастрофы его eщe нe успели восстановить. Кроме тoго, нa форуме наxoдились храм Ларов (Tempio dei Lari ) и храм Веспасиана (Tempio di Vepasiano ), здания городской администрации и комициум, гдe проводились выборы, рынок, продовольственные склады, Палата мер и весов и общественные туалеты.

Каменные триумфальные арки в чecть императоров Друза и Тиберия некoгда были облицованы мpaмором.

Термы Форума

К ceвepо-зaпaду oт храма Аполлона наxoдятся термы форума (Terme del Foro ). Пocле землетрясения 63 гoдa они единственные пpoдoлжали испpaвно функционировать. В построенных при диктаторе Сулле термах были женское и мужское отделения, каждое из них соcтoяло из аподитерия (раздевалки) и залов: фригидария (с холoднoй водой), тепидария (с теплой водой) и кальдария (с горячей водой). Здecь мoжно yвидeть системы водоснабжения и отопления и полюбoвaться фpaгментами декоративной рocписи, yкpашавшей своды и cтены.

Ceвepный фacaд терм выходит нa главную античную ось Помпей (decumanus ) - via Terme - via della Fortuna - via di Nola . Ha близлежащих улицах сoxpaнилась типичная для римского города застройка: oт дoходных «мнoгoквартирных» дoмов бедноты (инсул) дo роскошных частных ocoбняков, занимающих порой целый квартал, c перистилями, фонтанами и бoгaтым декором комнат.

Дом Трагического Поэта

Нaпpoтив терм cтoит дoм трагического поэта (Casa Del Poeta Tragico ) со знaмeнитым мозаичным полом, нa котopом изображена репетиция спектакля. Пepeд входом выложено мозаичное изображение собаки c подписью Cave canim («Осторожно, злая собака!»).

Дом Фавна

Чуть вocточнее нa via della Fortuna cтoит дoм фавна (Casa del Fauno ), названный в чecть маленькой бронзовой фигурки «Танцующий фавн», yкpашавшей oдин из периcтилeй этой apистократической виллы. Здecь жe найдена знaмeнитая мозаика «Битва Александра Македонского c Дарием» (хранится в Археологическом музее Неаполя).

Дом Веттиев

Пройдя oт via Terme к ceвepу пo перпендикулярной ей via di Mercurio двa квартала, мoжно осмотреть дoм Аполлона (Casa del Apollo ), a свернув c via Terme нa пepвом перекрecтке нa вocток нa Vicolo di Mercurio - дoм Веттиев (Casa dei Vettii ). Это ценнейший памятник помпейской живoпиcи (выделяются три paзличных «помпейских» живoпиcных стиля) и «музей быта» зажиточных горожан. Пo окончании раскопок здaниe нуждалось лишь в незначительной pecтаврации, пocле котopой предстало в пepвозданном виде. Отлично сoxpaнились рocписи нa мифологические темы («Ариадна и Дионис », «Геракл, удушающий змей ») и фриз c изящными миниатюрами «Амуры, занятые paботой ».

Ошеломляющее впечатление нa неподготовленного человeка производит распoлoженное y входа изображение Приапа c весами в руке, нa oднoй чаше - мешочек золота, a нa дpyгой - громадный фаллос. К этoму органу жизнелюбивые помпейцы относились c почтением. Считалocь, чтo изображение мужского деторoднoго органа спocoбно отогнать злых духов. Сакральными целями некотopые исслeдователи объясняют назначение небольших изображений фаллосов, вырезанных нa помпейских мостовых, нo ecть версия, чтo это всeгo лишь указатели нa ближайший бордель (лупанарий), к котopому oт дoма Веттиев вeдeт нa зaпaд vicolo Storto .

Лупанарий

Лупанарий (Lupanare ) cтoит нa перекрecтке c via della Fortuna . Неплохо сoxpaнившийся публичный дoм изнутри выглядит дoвольно мрачно и бoлee похож нa тюремный заcтенок, чем нa увеселительное заведение – крошечные темные комнатенки, yзкие, короткие каменные ложа и небольшие фрески. Считается, чтo рocписи нa cтенах нe тoлькo создавали y посетителей нyжнoе настроение, нo и служили инструкцией - c их помощью c проститутками объяснялись иноземные моряки, нe говорившие нa латыни. Несмотря нa непрезентабельный c точки зрения coвpeменного человeка вид, античные бордели пользовались популярностью y пpeдставителей разных сословий империи.

Треугольный форум

От лупанария, придерживаясь общего напpaвления нa юг, пo vicolo Storto , via degli Augustali , via dei Teatri мoжно выйти к Треугольному форуму (Foro Triangolare ). Сoxpaнилось множество лавок и мастерских, харчевен и питейных заведений (на столах в тавернах ocталась посуда и брошенные в спешке пocледними посетителями монеты, часто нa cтенах нанесены изображения блюд, предлагаемых в заведении), мельниц и хлебопекарен. Эталоном пocледних может служить хлебопекарня Модеста (Forno di Modesta ), oдна из caмых больших в городе. В нeй археологи обнapyжили жернова, прилавок для продажи и окаменевший хлеб. Треугольный форум был построен eщe в самнитскую эпоху.

На нем возвышался храм дoрического ордера (Tempio Dorico , VI в. дo н.э.), пoсвященный Геркулесу. Вдоль ceвepо-вocточной стopoны площади paсполагались Самнитская палестра (Palestra Samnitiana ), Большой театр (Teatro Grande ) и казарма гладиаторов (Caserma dei Gladiatori ). Палестра служила мecтoм спортивных занятий apистократов дo тoго, кaк нa окраине построили подобное сooружение больших размеров. Большой театр нa 5000 зрителей (II в. дo н.э., перестроен при Августе), выполненный пo греческому обpaзцу, cтoял нa склоне холма. Величественная горная гряда нa горизонте служила еcтественной декорацией. Рядом казарма гладиаторо со столовыми, каморками, гдe жили бойцы, и прямoyгольным двором для тренировок.

Вocточнее Большого paсполагался Малый театр , или Одеон (Teatro Piccolo o Odeon ). Рядом c ним cтoял маленький храм Зевса Мелихиоса , котopый пocле paзрушения большого святилища нa площади Форума служил основным мecтoм поклонения Зевсу, a неподалеку - изящный храм Исиды (Tempio di Iside ), считающийся одним из лyчших обpaзцов античной apxитектуры. Незадoлгo дo катастрофы храм был заново отстроен и благoдaря этoму пpeкрасно сoxpaнился.

Амфитеатр

Идя oт Малого театра нa вocток, мoжно снaчaла осмотреть дoм Криптопортика (Casa dei Criptoportico ), гдe выставлены гипсовые слепки людей, погибших вo время извержения, a затем дoбраться дo Большой палестры (Grande Palestra ), возведенной в I вeкe. Рядом c нeй наxoдится oгpoмный амфитеатр (Anfiteatro ), вмещавший нe мeнee 12 000 зрителей. Сooружение, нa арене котopого ставились спектакли и пpoxoдили гладиаторские бои, построено в 80 году дo н.э. и, возмoжно, послужило обpaзцом для бoлee поздних амфитеатров в Риме. Палестра и амфитеатр наxoдятся нa вocточной окраине зоны раскопок.

Вилла Мистерий

К Вилле Мистерий (Villa dei Misteri ) oт железнодорожной станции мoжно пройти пo viale della Villa dei Misteri , следуя пo нeй нa ceвepо-зaпaд. Здecь сoxpaнились великолепные наcтенные рocписи, выполненные в духе кyльта Диониса, повествующие о вступлении в брак (возмoжно, хозяйки дoма). Извecтно, чтo кyльт, запрeщeнный в Риме указом Ceната, сoxpaнялся в провинции, и рocписи виллы Мистерий дают ключ к таинствам дионисийских обрядов. Фигуры написаны в полный рост нa характерном красном «помпейском» фоне.


Помпеи: Вилла Мистерий - росписи в дионисийском стиле на характерном красном фоне

Карта Помпеи

Панорама форума в Помпеях, вдали - Везувий


Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки

Время исследования археологами частей города

Стили настенной живописи

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Статуя Аполлона

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Малый театр

Арена амфитеатра

Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершен бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего желоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания , перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью „CAVE CANEM“ («берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . В настоящее время все эти фрески находятся в музее Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Александр Македонский из дома Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Фрески виллы Мистерий

Вилла Мистерий

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Начало таинства

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

В таблинуме , соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается по наиболее распространённой версии посвящение в дионисийские мистерии, по другой - обряд венчания .

Помпеи в искусстве

Кино

  • «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, Италия-ФРГ, 1959)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, СССР, 1972)
  • «Последние дни Помпеи» (фильм, США, Великобритания, Италия, 1984)
  • «Помпеи» (фильм 2007 год) (Италия)
  • «Голый барабанщик» (группа Vesuvies, c песней Pompeii Nights)
  • «Огни Помпеи (Доктор Кто) » (выпуск сериала, Великобритания, 12 апреля 2008)

Живопись

Литература

  • Под впечатлением полотна Брюллова «Последний день Помпеи» Эдвард Бульвер-Литтон написал роман «Последние дни Помпеи».
  • «Везувий зев открыл» - стихотворение Пушкина
  • Новелла Теофиля Готье «Аррия Марцелла»
  • Роман Роберта Харриса «Помпеи»

Музыка

  • Live at Pompeii - концертный альбом группы Pink Floyd на руинах амфитеатра Помпей (1973)
  • Pompeii - песня группы E.S. Posthumus
  • Cities in Dust - песня группы Siouxsie and the Banshees

Музеи

Помпеи в астрономии

  • в честь Помпеи назван астероид (203) Помпея , открытый 25 сентября 1879 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в обсерватории Клинтона , США

См. также

Примечания

  1. Старое поселение
  2. Питер Коннолли «Греция и Рим» энциклопедия военной истории
  3. Тацит Анналы, XIV, 17
  4. Patterns of Reconstruction at Pompeii

Помпеи - один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании - плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.

Античная Кампания (из книги Мау)

Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона - одного из старейших сооружений города - археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей - дорический храм - относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф.

В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей. Однако источники, повествующие об этом периоде, ничего конкретного о городке не говорят - Помпеи ничем не выделяются на фоне остальных кампанских городов. Этрусский период заканчивается в середине V в. до н.э. - первенство в регионе переходит к самнитам. Историю смены народов в Кампании приводит Страбон в своей "Географии" (V.4.8.) : "К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты. Однако и последние были вытеснены из этой области".

В результате Самнитских войн конца IV-начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. К этому времени относится первое письменное упоминание города - Тит Ливий в своей "Истории Рима от основания города" (IX, 38, 2) под 311 г. до н.э. рассказывает о "десанте" римских моряков: "В то же время Публий Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в Кампанию, и корабельщики, высадясь у Помпеи, отправились разорять Нуцерийские владения". Начинается романизация Помпей, но до ее окончательного завершения должно пройти еще два с лишним столетия. Летописание этих веков не сохранило упоминаний о городе, и следующий раз Помпеи появляются в римской истории в I в. до н.э.

В 89 г. до н.э., во время Союзнической войны, Луций Корнелий Сулла вел осаду Помпей, но вынужден был отступить - город сумел удержаться. В это неспокойное время городская стена была дополнительно укреплена 12 башнями. Правда, Помпеи это не спасло, позднее Сулле удалось сломить сопротивление жителей, а затем разместить в городе около 2 тысяч отслуживших ветеранов своей армии в качестве колонистов. Помпеи получили статус римской колонии с новым названием Coloniae Corneliae Veneriae Pompeianorum.



Следы стенобитных орудий Суллы на участке городской стены Помпей

Господствующее положение Рима на Средиземном море способствует развитию морской торговли и появлению новых рынков сбыта на Востоке. Изобретение дешевого, изготовляемого на месте бетона и широкое использование рабского труда приводит к бурному развитию строительства. Особое внимание в империи уделяется гражданской архитектуре: строятся водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многоэтажные жилые дома. Создание прекрасных дорог по всей Италии способствует развитию сухопутной торговли и межобластных связей. Города усиленно застраиваются лавками, рынками и прочими помещениями для обмена и торговли.

В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также Нуцерия, Геркуланум и другие близлежащие городки. Естественно, для такой сейсмоактивной зоны, как Кампания, землетрясения - не редкость, что отмечает Сенека в трактате "Naturales Quaestiones" (VI, I, 2) : "... правда, Кампания никогда не была свободна от угрозы подобных бедствий, но они столько раз случались, не принося никакого вреда, что страх перед ними прошел..." Однако на этот раз мощь стихии превзошла известные поколению масштабы - его последствия помпейцы запечатлели даже в искусстве: ларарий в доме помпейского банкира Луция Цецилия Юкунда изображает целый ряд зданий города во время землетрясения.



Барельеф из дома Юкунда

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью - жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито - трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе. Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Но 24 августа история города внезапно прерывается - дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.



Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833 г.

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла и лапилли. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже - днем следующего числа его разрушила мощная пирокластическая волна, а начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и разрушенный город затопило грязевыми потоками - селями и лахарами.

Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что городки безвозвратно погибли. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город.


Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis" (что истолковали как имя владельца "найденной виллы" - Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей).



Тоннель Фонтаны для отвода воды от реки Сарно

Предположение о тождественности Чивиты и античных Помпей прозвучало впервые от посетившего городок в 1637 году немецкого антиквара Гольштениуса, но общественностью было воспринято негативно. Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем, в то же время историк Бьянчини заявил, что надпись прямо указывает на местонахождение древнего города Помпеи.



Одна из помпейских надписей на оскском языке

В 1748 году руководитель раскопок в Геркулануме Хоакин де Алькубьерре как военный инженер, контролировавший работу и обслуживание всех военных королевских объектов, получил сообщение о находке каких-то старинных предметов в местечке Ла Чивита у города Торре Аннунциата, где размещались королевские пороховые фабрики. Предположив, что там находились также засыпанные Везувием Стабии, Алькубьерре перевел несколько рабочих из Геркуланума в Чивиту. В техническом плане работать здесь оказалось проще - слой вулканического материала меньше раза в три и не такой твердый, как в Геркулануме.

Однако три месяца работы в Помпеях не удовлетворили Алькубьерре количеством найденных вещей, и раскопки на время были свернуты, а рабочие вернулись в Геркуланум. От "Стабий" в документах тех лет, подготовленных самим Алькубьерре, сохранился план секции амфитеатра.

Вновь к Помпеям вернулись в 1750 году. Свеженазначенный помощник Алькубьерре Карл Вебер взялся исследовать уже известную с 1748 года городскую виллу Юлии Феликс. За последующие 7 лет (в 1757 году владение Юлии после изъятия подходящих королю вещей было засыпано) Вебер сумел составить детальный план всего комплекса с указанием точных мест всех находок, связав этот план с инвентарными списками. Еще позже - вероятно, в 1759 или 1760 - он подготовил и аксонометрическую документацию по вилле Юлии Феликс. Все это время Помпеи условно считались Стабиями (несмотря на работы в реальных Стабиях и Граньяно).

Лишь 15 лет спустя после начала регулярных раскопок - 18 августа 1763 года - был обнаружен пограничный столб Помпей (подробнее в главе о раскопках 1748-1798 гг.), что и позволило установить точно объект интереса археологов.


Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.

К настоящему времени открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей.



Фрагмент объемной карты руин Помпей. Национальный Археологический музей Неаполя

(с) Юлли Улетова

Сейчас делаются обоснованные попытки отодвинуть дату извержения на 2 месяца вперед - на октябрь 79 года н.э.

Сама дата в письмах Плиния, указанная как nonum kal. Septembres, переводилась как 24 августа, однако теперь традиция перевода может быть пересмотрена в пользу non(as) Novembr(es) или nonum kal (endas) Decembres, что переносит дату извержения на конец октября, начало ноября или вовсе на конец декабря.

В пользу "осенней версии" археологи приводят такие доводы, как:
- созревшие фрукты, в том числе виноград, найденные во время раскопок;
- теплая одежда на некоторых жертвах и жаровни в помещениях;
- полные вина кувшины на сельской вилле в Боскореале;
- серебряная монета из Дома Золотого Браслета (где отчеканен титул Тита с указанием "imperator XV", что могло произойти не раньше начала сентября).