Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Божья матерь млекопитательница. Богоматерь млекопитальница

Молятся о скорейшем зачатии, об успешном течении беременности и благополучном родоразрешении. Обращаются к Небесной Заступнице и в вопросах вскармливания новорожденных чад – когда не хватает молока, или когда дите плохо берёт грудь. Молятся Богородице и о здоровье детей, их своевременном развитии.

По сказаниям, которые убереглись в Хилендарском монастыре, образ «Млекопитательница» изначально был расположен в Лавре священного Саввы Освященного под Иерусалимом. Уже пребывая в предсмертном состоянии, Святой Савва рассказал братьям своим, что в недалеком будущем в Лавру наведается одноименный ему царственный странник из Сербии, которого также именуют Савва. Именно ему и должен быть дарован образ Матери Божией «Млекопитательница» в благотворение. Сказаны данные слова были в 532 году. Свыше шести сотен лет прошло с тех времен. Образ божественной Млекопитательницы недвижимо продолжал стоять на отведённом для неё месте, в ожидании осуществления пророческих предсмертных о ней завещаний священнослужителя Саввы. И наконец, в 13 столетии святому Савве Сербскому довелось очутиться в пределах Палестины, где ему передали пророческое заповедавание святого Саввы Освященного, и совместно с чудодейственным образом Богородицы, которому было дано наименование «Троеручица», Лавра дала ему благотворение также и святым образом «Млекопитательница».

Возвращаясь обратно в Сербию из Палестины, святитель Савва произвел паломничество на Святую Афонскую Гору, где он учредил Хилендарский монастырь. И именно в данном месте он принял решение оставить неотъемлемое наследие и украшение – образ Матери Господней «Млекопитательница», установив её в храме при Карейской келье, в будущем именованной Типикарницею, поскольку в ней был расположен Типик (устав) священнослужителя Саввы. Образ «Млекопитательница» был характерно установлен в иконостасе не с левой части царских врат, а, наоборот, с правой, где традиционно устанавливается образ Пресвятой Троицы, или же образ Спасителя. На территории данного храма икона Господа Вседержителя размещена слева от царских врат в иконостасе, иными словами там, где необходимо было находиться образу Божией Матери.

С того самого времени празднование иконе Пресвятой Богоматери «Млекопитательницы» происходит при Карейской келии в день поминания священнослужителя Саввы Сербского, двенадцатого января (или же двадцать пятого января по новому календарю).

Матерь Божия благоволила помимо данного образа прославить еще несколько списков с него. Одна из самых главных чудодейственных копий расположена в келье святого пророка Илии на священной горе Афон. Точное время и место, где было произведено списание данной священной иконы не известно. Сказания утверждают, что владельцем данного образа был некий аскет, который благословил ею иного отшельника с Афона - Онисима, укоренившегося на месте, которое зовется Юхтадика; а он же в свою очередь благословил ею своего сопостника и сотаинника по церковной жизни схимонаха Ильинского монастыря Игнатия. Данного схимонаха Игнатия в 1848 году отправили на территорию России для сбора даяний в пользу обители, причем игумен Ильинского монастыря отец Паисий провел благословление его в дорогу именно данным святым образом. В Харькове от данного образа произошло первое диво - поражение обеих конечностей поправлявшего без надлежащего благоговения ее киот столяра и чудодейственное излечивание его после проведения молебного пения перед данным образом. И вскоре за данным чудом последовала масса иных: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и остальных городах.

Икона Млекопитательница: помощь в зачатии, беременности, родах

Одна из самых прекрасных икон Богородицы - Млекопитательница, Кормящая грудью.Узнайте, как готовиться к родам и какие молитвы читать беременным и кормящим женщинам

Икона Божией Матери Млекопитательница: помощь в зачатии, беременности, родах и здоровье малыша

Существует множество чудотворных икон Божией Матери, почитаемых Православной Церковью. Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Помните о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним.


Одна из самых прекрасных икон Богородицы - Млекопитательница. Она изображает трогательный момент кормления грудью Богомладенца Его Пречистой Матерью. Она занимает особое место в ряду Богородичных икон, будучи единственным православным образом, показывающим в такой позе Деву Марию. Икона пользуется особым почитанием матерей, беременных женщин и семей, планирующих зачать ребенка.


В настоящей статье мы расскажем, как с помощью Божией выносить ребенка, какие святые покровители есть у матерей, как готовиться к родам и какие молитвы читать беременным и кормящим женщинам, обращаясь к Божией Матери.



Значение иконы Млекопитательница


    Образ легко узнать: на ней Младенец Христос пьет молоко из обнаженной груди Богородицы, которую Она держит вынутой из-под покрывала одежды. Никакого эротического контекста на образе нет, икона изображает радостные мгновения материнства, которые переживает каждая счастливая женщина.


    Сама Матерь Божия изображена обычно в короне и в царской порфире - красной одежде, украшенной драгоценными камнями.


Множество изображений Божией Матери было написано в течение тысячелетий. Верующие люди имеют традицию обращаться к определенным чудотворным иконам Богородицы. Каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.


Женщины и девушки особенно часто просят о предстательстве перед Богом Царицы Небесной - ведь Ей Самой были знакомы женские трудности и беды. В важный для каждой женщины период беременности и родов и даже просто при желании иметь детей Пресвятой Богородице молятся перед иконой «Млекопитательница». Женское здоровье - вещь хрупкая, кроме того, многие будущие мамы сегодня портят здоровье уже в молодости, поэтому сила молитвы особенно необходима в этот важный период жизни женщины.


История иконы Млекопитательница - помощницы в беременности и родах

Образ имеет древнее происхождение: иконы, изображавшие кормящую Младенца Богородицу, найдены уже в древнеримских катакомбах середины II века. В VII веке был известен культ молока Богородицы: в Вифлееме по сей день устроена церковь Богородицы Кормящей, принадлежащая католикам. В Римской церкви, разделившейся с Православной и взявшей название Католической, с древних времен продолжали создаваться изображения Богородицы, питающей Сына молоком, вплоть до образов, созданных Леонардо да Винчи. Картины и иконы такого типа называются «Мадонна Литта» («кормящая» по-итальянски).


В Византии, то есть в православной церковной традиции, икона Божией Матери, кормящей Младенца, под названием «Млекопитательница», появляется намного позже, только в XIV веке. По преданию он был подарен кем-то преподобному Савве, греческому подвижнику. Перед смертью он завещал братии обители, чтобы икону также отдали паломнику, который будет тезоименит ему же, то есть будет носить имя Савва. Произошло это только через несколько столетий: монастырь посетил преподобный Савва Сербский. Образ был передан им на Афон, в храм Хиландарского монастыря, список - в храм Карельской Келии.


Существует ряд чудотворных списков иконы Млекопитательница


  • В Ильинском скиту на Афоне;

  • Первый чудотворный список образа на славянских землях был обретен в Беларуси в 1650 году. На месте его явления был заложен храм, где по сей день сохраняется образ, пребывающий над иконостасом и спускающийся на лентах для поклонения верующих.

  • В 1860 году список образа Млекопитательницы попал в Курскую область, на Русскую землю.

  • В Москве, в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе находится список этой иконы, привезенный из Греции в XIX веке.

  • Еще один чудотворный список хранит украинских матерей: он находится в Одессе, в Свято-Успенском мужском монастыре. Рядом с ним пребывает великая святыня – часть святой Ризы (одежды) Иисуса Христа.

Беременным и кормящим женщинам не рекомендуются дальние поездки, поэтому можно попросить съездить в паломничество ваших близких, подав за вас записку. В России этот образ достаточно редок, однако для домашней молитвы каждая беременная женщина спокойно может приобрести икону Богородицы в церковной лавке. Этот образ можно поискать в большой лавке при кафедральном соборе вашего города или при монастыре.


Поставьте образ рядом с постелью, молитесь ежедневно утром и вечером молитвами о благополучной беременности и родах перед иконой «Млекопитательницы», дополняя утреннее и вечернее молитвенные правила, читая Евангелие. Так, с помощью Божией и Пресвятой Богородицы, вы легче пройдете непростой путь беременности.


Этот же образ вы сможете взять с собой в родовое отделение. Для беременных и кормящих женщин будет хорошим молитвенным подвигом вышить икону «Млекопитательницы» своими руками бисером или крестиком - схемы и наборы для вышивки продаются сегодня во многих магазинах рукоделия и в интернете.



В чем помогает икона «Млекопитательница»

Название иконы не напрасно говорящее. Оно отражает богословский смысл иконы и благодать Богородицы, которую Она подает молящимся перед этой иконой кормящим, беременным и желающим иметь ребенка женщинам. Засвидетельствовано множество случаев исцеления матерей и малышей, обретения радости материнства отчаявшимися женщинами после молитвы перед иконой «Млекопитательница».


Церковь благословляет укреплять свою веру и поддерживать медикаментозное лечение в случае бесплодия регулярными молитвами. Никогда не стоит отчаиваться: помните о воле Божией и о судьбе родителей Самой Богородицы, которые только в преклонном возрасте смогли обрести долгожданную Дочь, ставшую Царицей Небесной.


Беременным женщинам, испытывающим всегда особое беспокойство за малышей, которое подчас принимает иррациональные формы вследствие состояния беременных, также необходимо обретать спокойствие в молитве.


Если УЗИ показало отклонения в развитии - также не делайте аборт, не убивайте малыша. Все прогнозы могут быть ошибочными, а милость Царицы Небесной и исполнение заповеди Божией о хранении жизни ребенка - это истина, доказанная многим веками церковной жизни.


Известно, что Пресвятая Владычица помогает через этот образ во всех трудностях, связанных с зачатием, вынашиванием, кормлением и воспитание детей:


  • При планировании беременности;

  • Об исцелении бесплодия;

  • В просьбах об определенном поле ребенка;

  • Об облегчении токсикоза и нарушениях беременности, трудностях в ношении малыша;

  • О сохранении ребенка при угрозе выкидыша;

  • Об исправлении пороков плода, исцелении ребенка в утробе, если анализы показывают отклонения в его развитии;

  • О преодолении психологических трудностей при беременности: страхов, депрессий, неуверенности в себе, недовольства своей внешностью;

  • О благополучных и своевременных родах;

  • О хорошем безболезненном кормлении;

  • О дальнейшем здоровье малыша.

Память иконы Млекопитательница празднуется 25 января. В этот день накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы иконе: тропари и кондаки. Икона выносится на середину каждого храма.


В этот день лучше посетить храм, помолиться за богослужением и причаститься Святых Христовых Тайн - особенно это полезно будущим матерям.


Можно выучить наизусть краткие молитвы иконе «Помощница в родах» и молиться ими во время проведения анализов, при болях и схватках, во время кормления.


Без семени мужского от Божественного Духа по воле Бога Отца зачала Ты во плоти Сына Божьего, от Отца без матери прежде веков Существовавшего, ради людей из Тебя без отца земного произошедшего, родила Его во плоти и Младенца молоком питала, Его же не переставай молить об избавлении от бед душ наших.
Души наши и чувства очистив, увидим на иконе таинство славное, Творца Вселенной и Господа Вышних Сил Ангельских, Которого в объятиях держит и грудью как Младенца Мать питает, и, со страхом и радостью поклоняясь Тебе, Матери Бога и рожденному от Тебя Спасителю нашему, пропоем молитву: радуйся, Владычица, жизни нашей Питательница.



Подготовка к родам, молитвы во время беременности и кормления ребенка

Готовить к рождению малыша нужно не только свое тело, но и душу - можно сказать, психику - и дух. Каждая женщина еще перед планированием беременности, и тем более перед родами, должна приступить к церковным Таинствам: креститься, если не крещена, исповедоваться и причаститься. Ребенок должен рождаться в венчанном браке: вместе с супругом приступите к Таинству Венчания. Это не обязательно будет пышное торжество, но ваша семья примет благословение от Бога и силы на рождение ребенка.


Чаще посещайте богослужения - особенно с новорожденным ребенком это можно делать в будние дни, когда народу в храме немного. В храме женщине нужно находиться в соответствующей одежде: в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе).


На Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди - это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами.


Подготовка к Причастию для беременных и кормящих матерей сокращается. Обычно она занимает 2-3 дня поста, утром перед Литургией также ничего нельзя есть и пить. Однако пост для матерей остается ограничением по силам: например, с отказом только от одного вида пищи (или мяса, или молока и яиц, или рыбы). Иногда для здоровья ребенка врачи запрещают ограничения в пище - это нужно принять спокойно, сообщив священнику на исповеди. Важно не переедать, есть в меру и не ради наслаждения, не чревоугодничать. То же самое относится к Великому посту.


Главное при беременности и кормлении малыша - душевный мир и спокойствие, здоровье матери и ребенка. Также и церковная жизнь в это важное время должна приносить вам духовное утешение и душевный мир, а не лишать через пост и постоянное присутствие на богослужениях сил. Искренняя вера, доверие Господу и молитва Матери Божией являются залогом спокойствия женщины.



Как молиться перед иконой «Помощница в родах»


    Начните молиться с погружения в себя. Встаньте перед образом, подождите некоторое время. Дважды перекреститесь, поклонитесь, поцелуйте изображение Богородицы в руку или край одежды, затем вновь перекреститесь и поклонитесь. Зажгите купленную в храме тонкую восковую свечу на подсвечнике или лампаду - по возможности, это необязательно.


    Читайте слова молитвы не торопясь, можно вслух. После каждой молитвы креститесь. Не забывайте о молитве в храме и посещении богослужений в будние дни, когда там немного людей.


    Можно молиться своими словами, особенно если у вас на душе есть тяжесть.


Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице помогало многим женщинам во всех трудностях, связанных с беременностью. Известно, что это состояние непредсказуемо, а болезни при нем лечатся непросто. Поэтому молитва зачастую творит настоящие чудеса: ускоряются роды и облегчаются схватки, проходят без осложнений для мамы и ребенка опасные болезни. Верьте в Господа, читайте духовные книги, свои сомнения и покаяние доверяйте священникам. Будущим мамам рекомендуют смотреть только на красивое, слушать больше хорошей музыки и читать правильные книги - самое время чаще смотреть на красивую икону Богородицы и молиться перед ней.


Есть и еще две иконы Пресвятой Богородицы, которые имеют особую благодать помогать в беременности, родах, кормлении и здоровье малыша: образ «Взыграние Младенца» и «Трилетствующая».


Покровителями беременных, рожениц и всех матерей являются:


  • Родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна;

  • Родители святого Иоанна Крестителя праведные Захария и Елисавета;

  • Блаженная Матрона Московская;

  • Блаженная Ксения Петербургская;

  • Святитель Николай Чудотворец;

  • Святая царица Александра Феодоровна - супруга царя-страстотерпца Николая Второго.

Молитву иконе Божией Матери Млекопитательница можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
«Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Питавшая молоком Твоим Спасителя нашего, и почитаем святой образ Твой, через который благодать исцеления всем нам и до сего дня подаешь. Прими, Госпожа Богородица, слезные молитвы рабов Твоих, к Тебе приходящих. Видим Тебя на святой иконе, на руках носящую и молоком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Хотя и безболезненно родила Ты Его, однако материнскую скорбь знаешь, немощи сынов и дочерей человеческих видишь.
И сегодня тепло припадаем к целительному образу Твоему и с умилением целуя его, молим Тебя, всемилостивая Владычица Небесная: нас, грешных, осужденных в болезнях рождать и в печали кормить детей наших, милосердно пощади и с состраданием будь нам Заступницей, младенцев же наших и матерей, родивших их, от тяжелых болезней и горьких скорбей избавь. Подай им Сама здоровье и силу, чтобы и кормимые детки от силы в силу росли, и матери, кормящие их, наполнялись радостью и утешением, чтобы и сегодня Твоим заступничеством из уст младенцев и детей Господь получал прославление Свое.
О Мать Сына Божиего! Будь милосердной и к матерям нашим, и больным людям, и немощным детям: болезни, нас мучающие, скорее исцели, скорби и печали наши утешь, не отвернись от слез и стонов рабов Твоих. Услышь нас, в день скорби перед иконой Твоей молящихся, в день же радости и избавления прими благодарные похвалы сердец наших.
Вознеси молитвы наши к престолу Сына Твоего и Бога нашего, пусть милостив Он будет к грехам и немощам нашим и подаст милость Свою верующим в Него, чтобы и мы, и дети наши прославляли Тебя, милосердную Заступницу и верную надежду рода нашего перед Богом, и Сына Твоего милость во веки веков. Аминь».


Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!


12/25 января отмечается память иконы Божией Матери «Млекопитательница». Этот древний образ Царицы Небесной издавна почитается верующими. К нему прибегают и матери, кормящие младенцев, и супруги, желающие иметь чад, и и бедные, не имеющие пропитания. «Млекопитательница» также и особая покровительница монашествующих, о чем свидетельствует многовековая история этой иконы. Так Царица Небесная, по словам акафиста, питает млеком милости Своей всех, с верой и надеждой к Ней прибегающих.

Есть такая чтимая икона и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре. Икона старинная, красивая, с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Она была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года. В январе 2014 года, к дню своего праздника, икона была поставлена в благолепный киот, также устроенный усердием благотворителей.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» первоначально находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Празднование иконы Божией Матери «Млекопитательница» приходится в один день с памятью святителя Саввы, архиепископа Сербского. Вот каким чудесным образом связаны эти два праздника. По преданию, сохранившемуся в Хиландарской обители на Афоне, икона сия первоначально находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Святой Савва при своем исходе из жизни временной ко Господу открыл братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва. Вот этому паломнику должна быть дарована икона Богородицы «Млекопитательница» в благословение. Сие было сказано в 532 году. Более шести веков пронеслось с той поры. Икона божественной Млекопитательницы неподвижно стояла на своем месте, в чаянии исполнения пророческих предсмертных о ней завещаний святого Саввы. Наконец в XIII веке прибыл в Палестину святой Савва Сербский, ему передано было пророческое завещание святого Саввы Освященного, и вместе с чудотворной иконою Божией Матери, именуемой «Троеручица», Лавра благословила его и иконою «Млекопитательница». На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. Икона «Млекопитательница» была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляют икону Пресвятой Троицы, или икону Спасителя. В этой церкви образ Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

С тех пор празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» совершается при Карейской келлии в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января (25 января по н. ст.).

Царица Небесная благоволила кроме сей иконы прославить еще несколько копий с нее. Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этой святой иконы неизвестно. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника - Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика; а последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия. Схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно этой иконой. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо - поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед этой иконой. За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. Икона эта усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. Другие наиболее известные чудотворные списки иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» находятся в Москве и Одессе.

Есть еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». Она обретена в 1650 году в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Богородицы. Как в древности, так и поныне от этих икон совершаются многочисленные чудеса. Списки этой иконы находятся во многих храмах России.

Тропарь, глас 3
Без Семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси СынаБожия, из Отца без Матере прежде век Суща, нас же ради из Тебе безотца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже непрестай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:
Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва:
Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

)

Первообраз Божией Матери «Млекопитательница » — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца , хранился некогда в основанном Саввой Освященным монастыре, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва.

Шесть столетий спустя явился в лавру на поклонение сербский подвижник Савва, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.

От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хилендарскому монастырю на Афоне , к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена ими отдельная от монастыря келия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хилендаром заключалась лишь в том, что настоятеля келии избирал и поставлял хилендарский игумен.

Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.

В церкви при Карейской келии, названной впоследствии Типикарницею , так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница». Удивительно, но икону Божией Матери установили здесь не по левую сторону от царских врат, а по правую, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы…

Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов....

В середине XIX в. прославился еще один список «Млекопитательницы», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой. В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…

С Ильинским же скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.

В 1894-1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме помимо других святынь была помещена и привезенная с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница». Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре.

На рамке ее укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. В построенном архимандритом Гавриилом Свято-Ильинском соборе пребывает теперь другой, более поздний список иконы «Млекопитательница». В недавние времена была обретена и аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского…

На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!».

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей...

Тропарь, глас 1

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице .

Акафист Божией Матери ради иконы Ея Млекопитательница

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои о явлении чудотворныя иконы Твоея. Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, соблюди и спаси от всяких бед рабы Твоя, с верою и любовию вопиющия Ти:

Икос 1
Архангел Гавриил с небесе прииде к Тебе, Богородице, благовестити непостижимое рождение от Тебе Бога Слова, и рече: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Темже и мы, смиреннии, дерзаем вопити к Тебе сице:
Радуйся, Ангелов радосте;
Радуйся, человеков спасение.
Радуйся, падшаго мира обновление;
Радуйся, средостения вражды разрушение.
Радуйся, пророческих глагол исполнение;
Радуйся, завета древняго пременение.
Радуйся, Агнца и Пастыря во чреве Твоем упасшая;
Радуйся, Творца небесе и земли плотию рождшая.
Радуйся, повившая Повивающаго небо облаки;
Радуйся, дланьма носящая на Херувимех Носимаго.
Радуйся, Питателя вселенныя млекопитавшая;
Радуйся, млеком Богопознания верных Питательнице.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 2
Видя Иосиф целомудренный Чистую Деву непраздну сущу, восхоте тай пустити Ю: уведев же во чреве имущу от Духа Свята, удивися непостижимей тайне воплощения, и до конца верен хранитель чистоты Твоея пребысть; мы же, грешнии, славяще еже о нас Господне смотрение, во умилении сердец наших благоговейно покланяемся Ти, вопия рождшемуся от Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разум человеческий недоразумевает постигнути велие таинство воплощения от Тебе, Пречистая, Христа Бога нашего, и Ангели небеснии недоуменно дивятся, како нас ради, человек, Владыки Христа с небесе на землю низхождение и от Девы воплощение бысть, мы же, земнороднии, Тебе благодарение приносяще, радостно глаголем:
Радуйся, праведных Иоакима и Анны святое прозябение;
Радуйся, неплодныя утробы плод благословенный.
Радуйся, в зачатии Твоем чудеснем прославленная;
Радуйся, в рождении Твоем благодатию Божиею осененная.
Радуйся, благовещение Архангелово во смирении радостно приемшая;
Радуйся, девство и деторождение пречудно в Себе сочетавшая.
Радуйся, Спасителя мира нетленно родившая;
Радуйся, Дево Пренепорочная и Богородице Пречистая.
Радуйся, Бога яко Отроча младо пастырем явившая;
Радуйся, Владыку, яко Первенца, праведному Симеону принесшая.
Радуйся, Кивоте Божества освященный;
Радуйся, Вместилище Божественных откровений.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 3
Сила Вышняго осени Тя, Марие Богоневестная, и Дух Святый найде на Тя с благовещением Архангеловым. Темже благодатию Святаго Духа осеняема, зачала еси во утробе Твоей и явилася еси одушевленный Кивот Слова воплощеннаго, Емуже прерадостно вопием: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи любовь к человеком, искупленным Кровию Сына Твоего, Преблагая Владычице, прияла еси от Бога благодать покрывати род христианский, емуже в утешение икону Твою сию святую, чудес благодатию прославленную, милостиво даровала еси. Темже благодарственно вопием Ти:
Радуйся, пресветлая звездо, являющая миру Солнце правды;
Радуйся, преславная палато, в нюже вселися Христос.
Радуйся, от всех родов ублажаемая;
Радуйся, велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу стяжавшая.
Радуйся, выну ходатайствующая пред Ним за род христианский;
Радуйся, присно умоляющая Его за люди согрешившия.
Радуйся, скорая наша Помощнице;
Радуйся, милостивая наша Заступнице.
Радуйся, грешников кающихся Споручнице;
Радуйся, сущих в скорбех и напастех Избавительнице.
Радуйся, твердое наше ограждение от находящих на ны озлоблений;
Радуйся, непостыдная наша надеждо.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 4
Бурное море преплыв, Савва Святый, Сербския Церкве первосвятитель, по завету великаго Саввы Освященнаго, благоговейно прият чудотворную икону Твою, Млекопитательнице, от рук преподобных отец Великия Лавры его и радостно возопи к Носимому на руках Твоих Сыну Божию: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше иноцы Святыя Горы, яко честная икона Твоя, Богородице, от Иерусалима к ним грядет, с радостию изыдоша в сретение ея, и узревше ю, руками святителя Саввы носимую, благоговейно поклонишася и с веселием сице Тебе вопияху:
Радуйся, являющая нам дивное заступление;
Радуйся, сладчайшее душ наших утешение.
Радуйся, Гору Афонскую благодатным Покровом осенившая;
Радуйся, иконы Твоя чудотворныя в ней умножившая.
Радуйся, от Иерусалима пришествием Твоим новое знамение милости Твоея нам явившая;
Радуйся, иконою Твоею насельников Святыя Горы благодатно озарившая.
Радуйся, странствия нашего тихое прибежище;
Радуйся, спасения нашего немолчная Ходатаице.
Радуйся, монахов премудрая Учительнице;
Радуйся, Святаго Афона Богодарованная Владычице.
Радуйся, затворников и отшельников сладкая Собеседнице;
Радуйся, иноков Прокровительнице.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 5
Боготечною звездою водимии волсви достигоша храмины, в нейже узреша Отроча с Мариею, Материю Его, и падше поклонишася Ему. Сего ради и мы, грешнии, предстояще честней иконе Твоей, Богомати, яко Самой Ти сущей и держащей на объятиих Твоих Богомладенца, со умилением поклоняемся Ему, непрестанно вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще, Владычице, святую икону Твою с Богомладенцем Иисусом, Егоже, яко блаженная Мати, от сосцу Твоею питаеши, величаем дивное смотрение Его о нас, грешных, и умиленно вопием Ти таковая:
Радуйся, Подательнице духовныя радости;
Радуйся, Агнице, рождшая Агнца Божия, вземлющаго грехи мира.
Радуйся, лествице Иаковля, земная с небесными соединившая;
Радуйся, в след Тебе девы Царю приводящая.
Радуйся, скорбных матерей утешение;
Радуйся, чад их благодатное охранение.
Радуйся, вдов скорая Заступнице;
Радуйся, сирых Питательнице.
Радуйся, алчущих Кормительнице;
Радуйся, болящих нечаемая Целительнице.
Радуйся, заблуждших Путеводительнице;
Радуйся, юных целомудрию Наставнице.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 6
Проповедуем милости, явленныя Тобою Святей Афонстей Горе, Богомати, и о Покрове Твоем всечестнем присно радуемся, видим бо, яко и ныне от иконы Твоея исцелений множество бывает всем верою просящим и умиленно вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияла еси лучами предивных чудес Твоих, Богородице Дево, от иконы Твоея святыя, на нейже девственную лепоту Твою созерцающе, и рукама Твоима держимаго Краснейшаго паче сынов человеческих Богомладенца видяще, к славословию Твоему подвизаемся и тако глаголем:
Радуйся, цвете девства неувядаемый;
Радуйся, матерей славо и похвало.
Радуйся, Мироположнице благоухания Христова;
Радуйся, алавастре, на всяк недуг врачевания подающий.
Радуйся, Предстательнице у Престола Пресвятыя и Единосущныя Троицы;
Радуйся, стамно златая святых святейшаго Слова.
Радуйся, преукрашенный чертог Царя царей;
Радуйся, Горо Святая, н низхождением Божиим прославленная.
Радуйся, Церкве Христовы сияющая лепота;
Радуйся, всего мира удобрение.
Радуйся, Небесная Царице, паче солнца светлейшая;
Радуйся, Владычице, от всех чинов Ангельских поклоняемая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 7
Хотящим нам, Богородительнице, благоговейно лобызати чудотворный Твой образ, не возбрани, Всеблагая, грехов ради наших, но, аще и недостойных, с любовию приими и вся прошения благая наша исполни; вемы бо, Царице, яко милосердие Твое неисчетно. Сего ради с упованием неотступным к Тебе прибегаем и, славяще чудеса Твоя, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новую милость явила еси, Богородице, егда неисчерпаемый источник исцелений и благодатную помощь всем с верою притекающим ко святей сей иконе Твоей даровала еси. Сего ради, благодаряще Тя и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, хвалебно зовем Ти:
Радуйся, от горних высот всех нас Матернею любовию Твоею назирающая;
Радуйся, юдоль земную многоскорбную милосердием Твоим посещающая.
Радуйся, непрестанная спасения нашего Споспешнице;
Радуйся, дивный сосуд благодатнаго врачевания.
Радуйся, прославляющих Тя прославляющая;
Радуйся, и непочитающих иконы Твоея на покаяние призывающая.
Радуйся, во дни брани православным воином крепость подающая;
Радуйся, в дни мира сердца верных веселящая.
Радуйся, нагих и безкровных присно покрывающая;
Радуйся, сирот и вдовиц никогдаже оставляющая.
Радуйся, хождение хромым подающая;
Радуйся, очи слепым отверзающая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 8
Странствие наше земное многоскорбное и многомятежное услаждаеши, Владычице, иконою Твоею святою, на нюже взирающе с верою и любовию, уповаем, яко имамы Тя на небеси Матерь и Покровительницу Всеблагую, присно споспешествующую нам в жизни сей и по смерти нас не оставляющую. О сем радующеся и из глубины сердца благодаряще Тя, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вси роди христианстии присно блажат Тя, Богородицу сущую, и на лик Твой Пречистый благоговейно взирающи, с верою покланяются Тебе, яко Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Темже и мы, грешнии, с любовию вопием Ти:
Радуйся, Царице, яко Преславная глаголашася о Тебе;
Радуйся, Владычице, яко небесная и земная пети Тебе не умолкают.
Радуйся, свеще неугасимая, весь мир сиянием Твоим озаряющая;
Радуйся, благоуханный крине девства и чистоты.
Радуйся, любве и милости источниче живоносный;
Радуйся, молитвеннице благоприятная за ны грешныя ко Христу Богу.
Радуйся, грешных ко Творцу приводящая;
Радуйся, праведный гнев Его на милость прелагающая.
Радуйся, ниво неоранная, клас спасительный миру израстившая;
Радуйся, Трапезо Пресвятая, Живоносный Хлеб нам даровавшая.
Радуйся, лествице, от тьмы греховныя ко спасению изводящая;
Радуйся, звездо Пресветлая, путь к небесем показующая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 9
Всякая похвала не довлеет славе Твоей, Богородице Дево: Ты бо Сына от Духа Святаго зачала еси и невместимаго Бога во чреве вместила еси; Тобою спасение мира возвещается, падший же род человечь Пречестным Рождеством Твоим от вечныя смерти свобождается. Сего ради, из глубины души возсылаем Ти благодарственныя хваления и, яко избавленнии от злых, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещанныя не могут постигнути велию тайну Твоего приснодевства, Богородице, како в рождестве и по рождестве Дева пребыла еси. Мы же, верою православно величающе Тя, яко Приснодеву и Матерь Предвечнаго Живота, приносим Ти из глубины сердец исповедание наше и любовию вопием Ти:
Радуйся, иноков и инокинь православных благое наставление;
Радуйся, ревнующих о чистоте и целомудрии твердое ограждение.
Радуйся, девственных чинов Святая Предводительнице;
Радуйся, и брака честнаго защита и покрове.
Радуйся, Едина непорочная в женах;
Радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.
Радуйся, в ложеснах Твоих Бога нетесно вместившая;
Радуйся, Матерним Твоим к Нему дерзновением спасение миру устрояющая.
Радуйся, яко о Тебе радуется Ангельский Собор;
Радуйся, яко о Тебе торжествует человеческий род.
Радуйся, всеми добродетельми преукрашенная;
Радуйся, от всех христианских родов почитаемая и блажимая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 10
Спасти хотя мир, Христос Бог избра Тя, Пречистая, и из честных кровей Твоих истка Себе Плоть, явися на земли и спасение миру содела. Темже песнословим Тя, яко Всепетую Матерь Избавителя, благодарственно вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 10
Стену необориму и покров нерушимь имеют Тя, Богородице Дево, во иноческих обетех подвизающиися и Помощницу Державну вси, на Тя по Бозе все упование свое возлагающии, Тебе бо дадеся от Господа благодать молитвеннаго заступления, и Ты еси верных в девстве и чистоте утверждение. Темже и мы, грешнии, благоотишие душевное в Тебе обретающе, усердно взываем:
Радуйся, добре подвизающихся Ходатаице блаженнаго упокоения;
Радуйся, иноком, на плоть воинствующим, Подательнице блаженнаго упокоения.
Радуйся, безмолвствующим благодатное осенение;
Радуйся, старцев благоговейных отрадо и утешение.
Радуйся, стариц боголюбивых крепосте и утверждение;
Радуйся, юношей и дев в девственном житий заступление.
Радуйся, всяк возраст верных Матерняго благопопечения Твоего сподобляющая;
Радуйся, неверных в веру чудесы Твоими приводящая.
Радуйся, благочестивых домов покрове и благословение;
Радуйся, обидимых и гонимых готовое заступление.
Радуйся, обидящих грозное обличение;
Радуйся, враждующих любвеобильное примирение.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 11
Пение хвалебное приносим Ти, Христе Царю, в вертепе рождшемуся и во яслех возлегшему спасения нашего ради. Темже в песнех величаем и Пречистую Матерь Твою, Приснодеву Марию, пред честною иконою Ея возвещающе милости и чудеса, имиже обогатися вся вселенная. Ты же, Всеблагая, Сама научи нас выну взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светлыми лучами чудес Твоих, Богородице Дево, мрак греховный отгоняеши, всех нас на стезю спасения поставляющи. Темже молим Тя, Всеблагая, приведи нас к тихому пристанищу Твоему, да со умилением приносим Ти хвалебныя пения сицевая:
Радуйся, Пренепорочная Владычице, Солнце Правды верным возсиявшая;
Радуйся, плачущим и скорбящим небесное утешение низпосылающая.
Радуйся, нищих и убогих богатство неоснудеваемое;
Радуйся, подвижников благочестия во брани духовней твердое укрепление.
Радуйся, предстательство к Богу наше крепкое;
Радуйся, в час кончины ограждение наше необоримое.
Радуйся, в райских селениих ходатайством Твоим нас водворяющая;
Радуйся, благочестно живущим Матернее милосердие являющая.
Радуйся, от востока до запада непрестанно славимая;
Радуйся, от Ангел и человек в песнех радостно превозносимая.
Радуйся, рук наших дела исправляющая;
Радуйся, скорби лютыя в радость претворяющая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 12
Благодать и милость испроси, Преблагословенная Мати, от Сына Твоего, Христа Бога нашего, и, воздевающи к Нему Богоприемныя руце Твой, умоли Его вся ны спасти и избавити от гибели вечныя: много бо может молитва Твоя Матерняя ко благосердию Владыки; темже радующеся, поем рождшемуся из Тебе: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Преславная чудеса Твоя, Богородице Дево, от иконы Твоея святыя присно являемыя, величаем Тя, возвеличившую род наш. Ты же, Всеблагая, освяти и спаси вопиющия Ти сицевая:
Радуйся, Мати, без отца Предвечнаго Сына родившая плотию;
Радуйся, яко Тобою печали наша утоляются.
Радуйся, Живоносный милостей источник всем к Тебе прибегающим;
Радуйся, лучезарный светильниче омраченных душ наших.
Радуйся, пророческая светлая похвало;
Радуйся, апостольская нетленная славо.
Радуйся, мучеников утешение;
Радуйся, святителей укрепление.
Радуйся, неотступная Хранительнице иноческих обителей;
Радуйся, праведных непрестанное радование.
Радуйся, мира Владычице;
Радуйся, яко Тобою спасение миру содевается.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 13
О, Всепетая Мати, Млекопитательнице Спаса нашего! Услыши сердечная воздыхания наша, буди теплая Заступница и Молитвенница за нас пред Сыном Твоим и Богом, о еже избавитися нам от грех наших, да не пребудем вне чертога Его, но сподобимся со всеми святыми пети Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва Пресвятой Богородице пред иконою Ея «Млекопитательница»
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая и Милостивая Млекопитательнице ! С любовию и благоговением припадающе ко святому и чудотворному образу Твоему, на немже видяще всех Творца и Господа, яко Младенца пречистым млеком Твоим питаема, благохваления и поклонение приносим Ти грешнии и недостойнии раби Твои и слезно молим Тя: не остави нас без Твоея помощи и заступления! Се бо грехми и страстьми разслабленни есмы и гладом духовным погибающе, алчем и жаждем пищи небесныя. Оскуде бо в нас вера, упование благое, любовь и благочестие. Несмысленни и младоумни есмы, зане присно умом и деянми младенствуим, и воли Божией не творим, ниже разумеем, что есть благое или злое. Ты же, о Царице Небесная, Питательница жизни нашея, покровом милости Твоея покрывающая вселенную всю, напитай нас от источника благости Твоея млеком Богопознания, да возрастаим в страсе Божии и смиренномудрии. Ты еси миро, излиянное любящим Тя рабом Твоим, росою молитв Твоих Богоматерних ороси нас, да принесем Богу плоды покаяния и житие нескверное. Укрепи нас малодушных, омраченных грехми просвети, востание страстей наших утоли, ко спасению вечному окорми, немощи естества нашего исцели и не остави до конца погибнути рабы Твоя, Ты бо еси едина Заступница наша и Упование, и вси надеющиися на Тя не постыдятся. Яко да Твоими теплыми молитвами в день Страшнаго Суда Христова избавимся будущаго осуждения и нескончаемыя муки, сподобимся же избранных радости и веселия вечнаго, во еже со всеми святыми воспевати Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава и благодарение, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Млекопитательница»
Тропарь, глас 3:
Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без Матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. Темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5:
Душ наших чувствия очистивше, узрим на иконе таинство преславное, Творца Вселенныя и Господа вышних сил, во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Млекопитательница (Монастырь Хиландар)

История Млекопитательницы

Первоначально икона находилась под Иерусалимом в Лавре святого Саввы Освященного. Святой Савва Освященный, умирая (а было это в 532 году), оставил пророчество о посещении Лавры царственным паломником Саввой из Сербии и наказал даровать ему «Млекопитательницу» в благословение.
Минуло семь веков, шло четырнадцатое столетие.
И вот пророчество сбывается - святитель Савва, первый архиепископ Сербский посетил Палестину. Во исполнение завета Святого Саввы ему был дарован образ Божией Матери «Млекопитательница», а вместе с ним - чудотворная икона «Троеручица» и жезл игумена.
На обратной дороге из Палестины Савва Сербский посетил Святую Гору Афон, где основал Хиландарский монастырь. Вот здесь, в церкви Карейской Келии и оставил он святой образ «Млекопитательницы». В силу своей значимости, размещена икона была по правую сторону иконостаса (обычное место для икон Святой Троицы или Спасителя). День обретения иконы монастырем и стал днем празднования "Млекопитательнице".

Места поклонения Млекопитательнице

Во-первых, оригинальный образ в церкви Карейской Келии.

Списки с этой иконы, по древней традиции, на некоторое время ставятся под нее, тем самым, находясь в ее намоленной веками атмосфере, как-бы заряжаются от нее чудодейственной энергией.

Один из главнейших чудотворных списков с Хиландарской Млекопитательницы находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания его неизвестно. Этой иконой настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил схимонаха Игнатия, посланного в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители.
Были зафиксированы многочисленные случаи чудесных исцелений при следовании Игнатия с иконой через Харьков, Елец, Тулу и Москву. Серебряная с позолотой риза «Млекопитательницы» украшена дорогими разноцветными камнями. На обороте иконы перечислены чудеса, бывшие от нее.

В городе Печ (на территории бывшей Сербии, а теперь в Косове), в церкви Богородицы Одигитрии имеется древняя фреска (ок. 1330 г.) с изображением Млекопитательницы. Богоматерь, кормящая младенца Иисуса, сидит на престоле под дарохранительницей. Слева и справа от нее два поклоняющихся ангела.
Православным сербам Богородица представлялась источником вечной жизни. «Радуйся, Невесто Неневестная» написано сверху на иконе.

Есть образ «Млекопитательницы» и в Италии, в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста (Равенна).

В России иконы с таким сюжетом крайне редки.

В Москве, в Богоявленском соборе (ул. Спартаковская, 15) находится икона Божией Матери «Млекопитательница» - подарок Преподобного Гавриила Афонского (с 1887 года - настоятель Свято-Ильинского скита на горе Афон, с 1894 - архимандрит), о чем свидетельствует надпись на иконе. Над головой Млекопитательницы корона, которую держат коленопреклоненные Ангелы. Внизу, справа от Богородицы - святитель Николай Чудотворец, слева - пророк Иоанн Предтеча.

В Москве есть еще один список Млекопитательницы - в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлево (Булатниковский пр., д. 8а)

Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная вышеупомянутым преподобным Гавриилом Афонским со Святой горы Афон, находится в Свято-Успенском мужском монастыре в Одессе (пер. Маячный, 6). Образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел храма.
В киоте иконы расположены редчайшие святыни - часть ризы Христа Спасителя и хитона Пресвятой Богородицы.

Другой образ чудотворной иконы находится также в Одессе, в Свято-Ильинском мужском монастыре (ул. Пушкинская, 79), там же имеется аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница», где на обратной стороне имеется надпись, начертанная рукой самого преподобного Гавриила Афонского.

В 1650 году под Минском, в Крестогорском урочище на дереве была обнаружена еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». В честь ее чудесного обретения здесь вознесся храм Успения Богородицы. Икона была размещена над царскими вратами и могла спускаться вниз, чтобы верующие могли к ней прикоснуться.

А в Туле (ул. Лизы Чайкиной, д.1), предпринимателем Василием Ивановичем Макарухиным, на предприятиях которого изготовлялась различная церковная утварь, в 1868 году был построен целый монастырь во имя образа Млекопитательницы. Это Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь - единственный в России удел Пресвятой Богородицы - Млекопитательницы, основанный в ее честь.
Имя главного спонсора строительства, в силу его скромности долгое время оставалось в тени. В 1879 году Василий Иванович переезжает из Москвы в монастырь на "иноческое" проживание, где и находится до самой своей смерти в 1890 году.

Ну и еще один монастырь со списком Млекопитательницы - Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге (ул. Зеленая роща, 1)

Молитва Млекопитательнице

"...Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих.
Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа.
Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже теплее припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкого недуга и горькия скорби избави.
Даруй им здравик и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою.
О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающие нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и намощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков.
Аминь..."

Еще вариант молитвы -

"...О, Всепетая Мати, Млекопитательница Спаса нашего!
Услыши сердечная воздыхания наша, буди теплая Заступница и Молитвенница за нас пред Сыном Твоим и Богом, о еже избавитися нам от грех наших, да не пребудем вне чертога Его, но сподобимся со всеми святыми пети Ему:
Аллилуиа..."

Текст молитв не догма.
Всякий страждущий может дополнять их своими сокровенными пожеланиями, в частности, при бесплодии можно вставить, к примеру, такой текст: "...Всемилостивая Матерь Божья, радость материнства познавшая, помоги, заступись за меня перед господом нашим Иисусом Христом, дай мне благополучно зачать, выносить, родить и выкормить здоровое дитя, даруй мне это счастье, не оставь меня в печали моей...".
Ну, или кому как сердце подскажет.