Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Храм во имя трех святителей

В 1740 году прихожане соборной Андреевской церкви, в то время ещё деревянной и неотапливаемой, обстоятельно описав неудобства проведения богослужений в холодное время года, обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом с церковью, на её участке, тёплый каменный храм. Последовал Высочайший указ по которому 2 июля 1740 года и был заложен храм во имя Трёх Святителей Вселенских Василия Великого, Григоря Богослова и Иоанна Златоуста.
Начавшееся по проекту Карло-Джузеппе Трезини строительство из-за недостаточности средств затянулось. В 1743 году по челобитью священника Андреевской церкви Иакова Тихонова императрица Елизавета Петровна издала указ Сенату о том, что бы денег за материалы на строительство нового храма с прихода не требовать, т.к. при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм.

В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Освящена Трёхсвятительская церковь с Благовещенским приделом на хорах лишь 17 сентября 1760 года. Иконостас и церковную утварь перенесли из сгоревшего Андреевского собора, в который она была передана из домовой Благовещенской церкви Меншиковского дворца.

В 1761-1780 гг. во время строительства нового здания собора андреевский причт совершал богослужения в Трёхсвятительском храме.

В 1845 году в церковной жизни храма произошли большие изменения. Указом Святейшего Синода от 3 апреля 1845 года приходская Благовещенская церковь на углу 7-й линии и Малого проспекта передана под Новодевичий монастырь, а благовещенскому причту для совершения богослужений отдана Трёхсвятительская. Так было до 1 июня 1854 года, когда Благовещенская церковь вновь была возвращена прежним прихожанам.

19 ноября 1916 года храм Трёх Святителей временно, до постройки своей церкви, передан грузинскому православному приходу, который в марте 1918 года из-за революционных событий и отъезда прихожан закрылся.


По мнению известного искусствоведа академика И.Э.Грабаря Трёхсвятительская церковь обладала к началу XX века одним из самых значительных в С.-Петербурге собранием древнерусских икон.

Со средины 20-х годов богослужения в церкви не совершались. В 1929 году хранившийся в храме архив Андреевского собора вывезен, часть икон и царские врата переданы в Русский музей, а церковная утварь и металлическая решётка солеи изъяты. В 1931 году с храма сняли кресты и разобрали иконостас. В январе 1932 года здание передали трикотажной фабрике, чем окончательно уничтожили уникальное внутреннее убранство.

После Великой Отечественной войны в храме разместилась гидротехническая лаборатория, а с 70-х годов производство Ленбытхима.
Здание Трёхсвятительской церкви, охраняемое государством как памятник архитектуры, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, 15 июля 1991 года передано в ужасающем состоянии его законному владельцу — приходу Андреевского собора.

На пожертвования прихожан отремонтирован купол и восстановлены главки храма, а затем на них были воздвигнуты кресты. Воссоздан и установлен над центральным входом козырёк. Произведён реставрационный ремонт внутренних помещений, заново устроена система теплоснабжения, настелены полы, установлен иконостас со старинными и новописанными образами, приобретены большая четырёхярусная люстра и многочисленная церковная утварь.

12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены богослужения. 12 февраля 2001 года, в престольный праздник, храм освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Выстроенная в стиле петровского барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно то, что вид храма за четверть тысячелетия не изменился. Однокупольное, украшенное строгими пилястрами и наличниками здание, с востока завершается большой трёхгранной апсидой и имеет два входа: западный и южный. Внутри храм поражает обширным алтарём, необычным сомкнутым центральным сводом, мощными столпами несущими крестовые своды, на которых устроены вместительные хоры. Уникальное здание церкви Трёх Святителей Вселенских не имеет аналогов в русской церковной архитектуре и в ансамбле с Андреевским собором является украшением С.-Петербурга.

В настоящее время в Трёхсвятительском храме совершаются по двунадесятым и великим праздникам ранняя литургия, нач. в 7.00; и еженедельно по четвергам литургия, нач. в 10.00, и вечерня с чтением акафиста попеременно Трём Святителям и Святителю Николаю, нач. в 17.00.

Престольный праздник в 2013 году.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 146-148

Церковь Трех Святителей (т.е. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) на Кулишках, близ Хитрова рынка

М. Трехсвятительский, ныне М. Вузовский пер., 4-6, угол Хитровского, ныне пер. Максима Горького, 5

"Прежнее название Б. и М. Вузовских переулков - Б. и Т. Трехсвятительские - было дано по стоявшей перед ними с запада церкви Трех Святителей "что на Кулишках".

Кулишки - расчищенные поляны среди леса; местность под таким названием известна в Москве с XIV в. (правильнее произносить "кулижки"). После того, как весь лес здесь постепенно исчез, наименование "на Кулишках" сохранилось у стоявших с древности храмов: Петра и Павла, Трех Святителей, Рождества Богородицы и Всех Святых и церкви Троицы. О "Кулижках" подробнее в кн. .

"Вероятно, церковь, называвшаяся тогда во имя Флора и Лавра, существовала с 1367 г. под именем "Трех Святителей". Известна с 1406 г.".

Нынешнее здание "построено в 1674 г. Внизу, кроме главного престола 1674 г., еще придел Флора и Лавра 1670 г.

В верхнем ярусе престол св. Троицы, освящен в 1674 г.".

"Построена в 1674 г. на месте прежней церкви, известной со второй половины XIV в. Возникла подле царских конюшен. Здесь же, вблизи церкви, находился загородный двор митрополитов (его хоромы "с церковной земли" были сломаны в 1656 г.). Предполагают, что по первоначальной Флоровской церкви были названы главные ворота Кремля (Флоровские, затем Спасские). В 1677 г. храм значится как "церковь Флора Святого в Сады" - по приделу (главный престол - Троицкий), а в 1699 г. - по другому приделу - церковь Трех Святителей, что на Кулишках. Каменный храм с нижней и верхней церквами, трапезной и шатровой колокольней был поставлен над склоном, усиливавшим вертикализм здания. Нижняя приземистая зимняя церковь с обширной трапезной служит подклетом для летнего Троицкого храма, сдвинутого на запад так, что верхняя тройная абсида оказалась над главным помещением церкви. Две абсиды зимнего храма (самого храма и придела) значительно выступают вперед. Пластическая выразительность ступенчатой восточной части здания подчеркивает стройность высокого четверика, завершенного кирпичной главой на глухом барабане. Крытая паперть-гульбище примыкает к четверику с севера; с гульбища попадали в летний храм и на колокольню, замыкающую галерею с запада. Нарядный и чрезвычайно характерный для того времени кирпичный декор здания, стесанный в 1770-х гг., ныне восстановлен; воссоздана и северная галерея (переделывалась в 1770-х гг. и 1861 г.) с колокольней. Сохранились притвор и нижний ярус колокольни, в 1770-х гг. пристроенные по оси церкви, с запада, после разборки первоначальной колокольни".

"Церковь перестраивалась в 1770-е гг.".

"Значительно перестраивалась в XIX в., когда была устроена вновь трапезная".

"Обновление было в 1901 г.". "В верхней церкви было несколько икон XVI-XVII вв. поступивших путем пожертвования, но в общем вверху и внизу обстановка новая. Главный верхний иконостас освящен 17 мая 1859 г.

Закрыта в 1927 г.", после чего заселена.

Главы были сломаны, шатер колокольни снесен, ограда уничтожена. В 1966 г. М. Л. Богоявленский застал храм в "неряшливом, грязном, облезлом виде, с полуотвалившейся штукатуркой - будто куча кирпичей". Использовался он учреждением без вывески.

С 1970-х гг. началась медленная реставрация. При этом колокольню восстановили не там, где она была в XIX в. - с запада, - а на более "древнем" месте, у северо-западного угла, выстроив ее заново целиком. На главе водружен фигурный крест. Здание стоит на государственной охране под № 116.

В 1990 г. здание принадлежало объединению "Видеофильм" Госкино СССР. Ремонт окончен. В стенах с юга и востока сохранились резные белокаменные надгробные доски.

Александровский, № 103.

Рукопись Александровского, № 22.

Материалы. С. 490.

Синодальный справочник.

Альбом зданий, принадлежащих моск. городскому общественному управлению. М., б.г. (1910-е гг.) - фото храма от Хитрова рынка.

Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 97.

Максимов С. В. Избранное. М., 1981. С. 393-397.

Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 350.

Миллер П. Н. "Кулишки" // Старая Москва. М., 1914. Вып. 2.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 29.

Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 329.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 584.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.

Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 - 1118 гг.), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 - ок. 1070 гг.) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.

30 января 1084 года (ст. ст.) было установлено отдельное празднование, посвященное трем вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример - Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома ». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей » в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века. «Беседа» была включена в индексы ложных книг сразу же после своего появления. Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30-40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269 ); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390-1406 гг.) и Зосимой (1490-1494 гг.). Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси ».

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь и кондак

Тропaрь џбщіи, тріeмъ с™лемъ. глaсъ, д7.

Ћко апcлwмъ є3динонрaвніи, и3 вселeннэй ўчи1теліе, вLце всёхъ моли1тесz, ми1ръ вселeннэй даровaти, и3 дш7sмъ нaшимъ вeлію млcть.

Кондак, гласъ, в7.

Сщ7eнныz и3 бговэщaнныz проповёдателz, вeрхъ ўчи1телей гDи, пріsтъ в8 наслаждeніе бlги1хъ твои1хъ пок0z. труды2 бо и4хъ и3 болёзни пріsтъ, пaче всsкагw приношeніz, є3ди1не прославлszи с™hхъ свои1хъ.

————————

Библиотека Русской веры

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы

Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.

В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения - псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука - в благословляющем жесте.

Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).

В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.

О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.

Храм Трёх Святителей, что на Кулишках - приметная православная церковь, расположенная на углу и Хитровского переулков в центре Москвы.

Церковь была построена в 1670-1674 годах по проекту неизвестного архитектора, но с тех пор неоднократно перестраивалась и обновлялась.

Здание храма имеет довольно любопытную форму: основной объём выполнен в виде стройного четверика, к которому со стороны Хитровского переулка примыкают 2 яруса полукруглых апсид. Нижняя церковь служит подклетом для верхней, и верхняя тройная апсида значительно сдвинута вглубь здания, а две нижних, наоборот, выступают вперёд, словно каскадом спускаясь от кровли к переулку. Храм построен однокупольным, его фасады украшены кокошниками и поребриком, оконные проёмы - роскошными наличниками и полуколонками, а глава и главки приделов покрыты лемехом. Привлекает внимание расположенная на углу стройная колокольня с шатровым завершением и декоративными слуховыми окошками. Кроме декора, на фасаде церкви можно обнаружить закладные надгробные плиты над захоронениями 17-18 веков.

В церкви освящено 3 престола: нижний храм - в честь Трёх Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, верхний храм - во имя Троицы Живоначальной, а также придел в честь Флора и Лавра.

История храма

Необычное название Трёхсвятительского храма - на Кулишках - связано с исторической местностью, в которой он расположен. Урочище Кулишки - обширная территория, расположенная в районе современной улицы Солянка с близлежащими переулками до набережной Яузы; точное значение топонима неизвестно: он может означать топкое и болотистое место, лес с вырубленной просекой или просто отдалённую окраину.

В прошлом окрестности храма могли похвастаться исключительной живописностью: это был холм (Ивановская горка), пересекаемый речкой Рачка, с красивыми склонами и хорошими видовыми характеристиками. В 15 веке неподалёку отсюда появилась княжеская резиденция Василия I с плодовыми садами, а в районе будущего Малого Трёхсвятительского переулка расположились государевы конюшни, при которых построили небольшую деревянную церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. Чуть позже здесь появилась загородная резиденция московского митрополита, и к существовавшей церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм в честь Трёх Святителей Вселенских. В 16 веке эта часть Белого города стала активно застраиваться, и княжеский и митрополичий дворы переехали в другое место, а в 1547 году - после городского пожара - были переведены и конюшни (они переехали в Чертолье), после чего церкви в пределах бывших резиденций стали приходскими.

В 1670-1674 годах на месте прежнего деревянного на деньги прихожан был выстроен новый каменный храм - двухэтажное здание с пристроенной в углу колокольней. Нижний ярус заняли тёплые приделы - во имя Трёх Святителей и Флора и Лавра, а верхнюю неотапливаемую часть освятили в честь Святой Троицы. Впоследствии здание не раз перестраивалось: в частности, после пожара 1812 года, когда кровля и стены пострадали от огня, а французские солдаты порушили внутреннее убранство.

Среди прихожан церкви значились как простые местные жители и обитатели Хитровки, так и знатные фамилии: графы Толстые и Остерманы, князья Волконские и Лопухины, дворяне Мельгуновы и другие.

Советские годы, как водится, принесли Трёхсвятской церкви разруху: в 1927 году она была закрыта, а здание передали сначала Мясницкой тюрьме, затем - НКВД. Храм был обезглавлен и лишился шатра колокольни, после чего в нём надстроили дополнительный этаж и устроили коммунальные квартиры. В 1950-х была разрушена ампирная церковная ограда; впоследствии коммуналки были расселены, и здание заняли различные конторы. Любопытно, что в то же время была начата его реставрация: опираясь на первоначальный облик храма, реставраторы восстановили колокольню и главы, а также сбитый декор фасадов. Однако, передачи здания церкви и возобновления богослужений за этим не последовало: с 1987 года в нём разместилась анимационная студия "Пилот".

В 1992 году Трёхсвятский храм вернули Русской православной церкви, но первые богослужения в нём начались лишь с 1996 года, когда мультипликаторы переехали в новое здание.

В настоящее время при церкви действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, Школа православной семьи и Православные регентские курсы.

Храм Трёх Святителей на Кулишках находится по адресу Малый Трёхсвятительский переулок, 4/6 в Басманном районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Одним из уникальных образцов древнерусского церковного зодчества является памятник XVII века ─ храм Трех Святителей на Кулишках (фото приводятся в статье), воздвигнутый в честь выдающихся богословов и проповедников христианства святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Его приход, расположенный в Басманном административном округе столицы, входит в состав Богоявленского благочиния Московской епархии.

Княжеские палаты на Кулишках

Для любителей старины представляет интерес не только храмовый комплекс, но и территория в районе слияния Москвы-реки и Яузы, на которой он расположен. Из истории столицы известно, что некогда данный район и находящийся на нём холм именовались Кулишами или Кулишками. Объясняя происхождение этого названия, лингвисты обычно ссылаются на созвучное ему древнерусское слово, обозначавшее участок леса после порубки.

Поскольку этот район находился вблизи центральной части города, его застройка началась довольно рано. Известно, что уже в XV веке там появились летняя резиденция великого князя Московского Василия I и воздвигнутая при ней домовая церковь, освящённая в честь крестителя Руси святого князя Владимира. Она стала предшественницей ныне действующего храма Святого Владимира в Старосадском переулке. Поскольку там же размещались и государевы конюшни, то вскоре была воздвигнута и церковь во имя святых Флора и Лавра, считавшихся в народе покровителями лошадей.

Первая церковь Трёх Святителей

Согласно традиции, сложившейся ещё со времён крещения Руси, церковные иерархи всегда держались вблизи земных владык. Вот и в те давние времена московский митрополит счёл за благо построить возле княжеского дворца свою резиденцию с церковью, воздвигнутой на месте нынешнего храма Трех Святителей на Кулишках и получившей то же название. Разумеется, в те годы двери княжеского и митрополичьего домового храма были открыты лишь для высших духовных и светских лиц государства.

на Ивановской горке

В XVI веке картина изменилась. Великий князь Василий III переехал в новые хоромы, выстроенные для него в селе Рубцово-Покровском, туда же поспешил и правивший в Оставленные ими домовые церкви стали приходскими, доступными для богомольцев всех социальных слоёв, приток которых в тот период постоянно увеличивался за счёт активного заселения территории, которая после учреждения на ней монастыря в честь Иоанна Предтечи стала именоваться Ивановской горкой.

Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что строился храм Трех Святителей на Кулишках при государе Алексее Михайловиче в период между 1670 и 1674 годом. Необходимые средства для этого были собраны благодаря добровольным пожертвованиям прихожан, в число которых входило немало состоятельных людей, таких, например, как представители высшей знати - князья Шуйские, Глебовы и Акинфиевы.

Творение неизвестного зодчего

История не сохранила для потомков имя зодчего, ставшего автором проекта этого замечательного и новаторского для своего времени сооружения, но остались чертежи и рисунки ─ свидетельства его творческой мысли. В нижнем этаже просторного двухэтажного храма были устроены тёплые (отапливаемые зимой) приделы ─ Флоролаврский и Трёхсвятительский. Над ними помещалась летняя, неотапливаемая церковь Святой Живоначальной Троицы.

Вопреки бытовавшей традиции, колокольню зодчий воздвиг не на осевой линии здания, а сместил её к углу. Высокий и стройный храм Трех Святителей на Кулишках, фасады которого были искусно декорированы порталами и наличниками, выглядел гармоничным завершением всего комплекса сооружений, расположенных на Ивановской горке.

Перестройка храма в последующем веке

Во второй половине XVIII века территория Ивановской горки вошла в число наиболее престижных районов Москвы и заселялась главным образом представителями высшей знати, немало способствовавшей благополучию и процветанию воздвигнутых там храмов. Достаточно сказать, что среди прихожан Трёхсвятительской церкви (так стал именоваться в народе храм Трёх Святителей) были князья Волконские, Лопухины, Мельгуновы, графы Толстые, Остерман и многие другие царедворцы.

Благодаря щедрости этих именитых сановников, в 1770-х годах здание храма было перестроено и обрело классический вид. Однако, чтобы достичь желаемого эффекта, строителям пришлось пожертвовать многим из того, что составляло оригинальность его прежнего облика. В частности, была разобрана прежняя, помещавшаяся в угловой части здания шатровая колокольня, и с западной стороны сооружена новая, в большей степени отвечавшая духу времени. Кроме того, уничтожили лепной декор фасадов и прорубили в них новые окна.

Разорение храма в 1812 году

Неимоверные бедствия принесли храму Трех Святителей на Кулишках события 1812 года. В огне пожара, охватившего Москву, были уничтожены многие окружавшие его дворцы, особняки, а также жилища простых людей. И хотя ущерб зданию оказался незначительным ─ обгорела лишь небольшая часть крыши, всё находившееся в нём было безжалостно разграблено, а что не удалось вынести ─ разрушено. Так, безвозвратно утерянными оказались престолы и находившиеся на них старинные антиминсы ─ шёлковые платы со вшитыми в них частицами мощей православных святых.

Облик храма в XIX столетии

После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.

К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).

Закрытие и разорение храма

Государственный переворот 1917 года стал началом многочисленных бед, постигших храм Трех Святителей на Кулишках в Москве. В течение первых десяти лет нового режима он продолжал действовать, но оказался в весьма мрачном окружении. Находившаяся рядом с ним Мясницкая полицейская часть была превращена в тюрьму, а в стенах Иоанновского монастыря устроен концлагерь.

Наконец, в 1927 году тюремная администрация потребовала закрытия храма, и, несмотря на протесты прихожан, он прекратил свою деятельность. Всё внутреннее убранство и представлявшая собой историческую и художественную ценность, были вывезены и бесследно исчезли. В их числе оказалась и уникальная богородичная икона XVI века «Прозрение очес», весьма почитавшаяся и уцелевшая во время наполеоновского нашествия.

В советский период лишённое купола и колокольни здание храма использовалось для различных городских нужд. Одно время в нём располагалась больница НКВД, затем её сменило общежитие, уступившее место складу, вытесненному впоследствии различными конторами. Наконец в 1987 году его арендатором стала мультипликационная студия «Пилот».

Возрождение поруганной святыни

Храм Трех Святителей на Кулишках (адрес: Москва, Малый Трёхсвятительский пер., д. 4/6) был возвращён в собственность Русской православной церкви в июне 1992 года, но ещё в течение четырёх лет в нём по-прежнему размещались мультипликаторы, не имевшие на тот момент иного помещения. Таким образом, первую литургию удалось отслужить лишь в 1996 году. Произошло это знаменательное событие в верхнем храме и было приурочено к 6 июля ─ дню празднования Владимирской иконы Божьей Матери.

Для возобновления регулярных богослужений храм, долгие годы использовавшийся в хозяйственных нуждах и обезображенный многочисленными перестройками, следовало привести в надлежащий вид. Для этого потребовалось много времени и большие капиталовложений, обеспечить которые удалось благодаря помощи ряда государственных структур и частных организаций. Немалую роль в этом сыграли и добровольные пожертвования москвичей, желавших помочь восстановлению храма Трех Святителей на Кулишках.

Расписание богослужений

В 2003 году удалось наконец совершить первое богослужение в нижнем помещении храма, но и после этого потребовалось ещё 7 лет реставрационно-восстановительных работ, прежде чем в феврале 2010 года было совершено великое освящение, и среди прочих святынь столицы своё достойное место занял храм Трех Святителей на Кулишках.

Расписание церковных служб, появившееся на его дверях и свидетельствующее о возрождении этой некогда попранной святыни, в общих чертах сходно с графиком работ большинства столичных храмов. В зависимости от дней недели, а также тех или иных праздников, утренние богослужения начинаются в 8:00 или в 9:00, вечерние же проводятся с 17:00.

Это лишь общие сведения, поскольку годичный круг богослужений весьма обширен, и расписание может меняться. Для получения информации, касающейся какой-либо конкретной даты, следует зайти на приходской интернет-сайт или обратиться непосредственно в храм.

Новая жизнь древнего храма

Сегодня возрождённый из небытия храм, носящий имя трёх величайших столпов христианской веры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, как и в давние годы, входит в число ведущих духовных центров Москвы. Распространение знаний, необходимых каждому православному христианину, является приоритетным направлением деятельности всего клира храма Трех Святителей на Кулишках. Воскресная школа, занятия в которой рассчитаны не только на детей, но и на взрослых прихожан, помогает восполнить пробел религиозной культуры, который возник у населения за годы господства тотального атеизма.

В то же время большое внимание уделяется историческому и культурному значению, которое имеет храм Трех Святителей на Кулишках. Экскурсии, регулярно организуемые различными туристическими агентствами при содействии настоятеля храма протоиерея отца Владислава (Свешникова), помогают не только увидеть эту жемчужину церковного зодчества, но и подробно ознакомиться с её историей.