Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Слова в сильной позиции. Сильные позиции и слабые позиции гласных и согласных звуков

Русский язык - сложный предмет. Мы пишем слова совсем не так, как они произносятся на самом деле. В речи одни и те же фонемы проявляют себя в разных звуковых обликах. Сравните, например, слова "мёд" - [м"от] и "медок" - [м"идок]. Все зависит от того, занимают ли фонемы сильные позиции или слабые позиции в пределах слова. Поговорим об этом подробнее.

Речь - это непрерывный поток фонем, в котором произнесение звука во многом определяется его местом в слове, соседними гласными и согласными. В слабой позиции артикуляция претерпевает существенные изменения. Фонемы теряют некоторые свои характеристики, начинают выступать в других вариантах. Например, [о] в безударной позиции начинает звучать как [а]: [вада], [сава]. Конечный [г] произносится как [к]: [друк], [крук]. Именно в таких местах мы допускаем ошибки на письме.

В сильной позиции фонема, напротив, слышна отчетливо и стоит в своем основном виде. Она не зависит от положения в слове, на ее качество не влияют соседние звуки. Это, например, фонема [о] в словах "воды", "совы". Или звук [г] в словах "другу", "кругом".

Морфологический принцип орфографии

Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом . Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.

Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб - зубной, липовый - сосновый, поход - поезд, к лампе - к воде . В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова "сом", "сам". Это - сильная позиция гласного.

Совсем другое дело - безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова "сома́" и "сама́". Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.

Для русского языка характерны:

  • "аканье", когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова "дома", "дала");
  • "иканье", при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах "мячом" и "мечом").

Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.

Позиции согласных: глухость и звонкость

Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как "глухой-звонкий" и "твердый-мягкий". Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.

Сильной позицией по признаку "глухой-звонкий" для согласных является положение:

  • перед гласным: том-дом, забор- собор;
  • перед сонорными: дрова - трава, слой - злой;
  • перед буквой "в": творец - дворец.

В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л"], [н], [н"], [р], [р"], [м], [м"], [й"]. Фонемы [х], [ц], [х"], [щ"] и [ч"], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.

Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?

Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:

  • в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз - глас, дуб - туп, сук - луг;
  • перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить - [зб]рить, отдать - о[дд]ать;
  • перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка - ло[шк]а, вход - [фх]од.

Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз - глаза, глас - гласа, дуб - дуба, туп - тупой, сук - суком, луг - луга; сбрить - сложить, отдать - отъехать; ложка - наложить, вход - влево.

Позиции согласных: твердость и мягкость

Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как "твердый-мягкий". Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква "ы" (цыпленок) или "и" (цирк).

Звуки [ч"] и [щ"] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов "ча-ща" и "чу-щу". Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.

Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:

  • перед гласным: [мал] - [м"ал], [вол] - [в"ол], [лук] - [л"ук], [быт"] - [б"ит"];
  • на конце слова: [кон] - [кон"], [брат] - [брат"];
  • абсолютно любое для фонем [л], [л"]: во[лн]а - во[л"н]а, по[л"з]а - по[лз]ать;
  • перед заднеязычными [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а - го[р"к]о, и[зб]а - ре[з"б]а;
  • перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий - ию[н"с]кий;
  • перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий - сентяб[р"с]кий, ма[нж]ета - де[н"ж]ата.

Слабые позиции по характеристике "мягкость - твердость"

Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:

  • Перед [й"]: ворон - воро[н"й"о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й"]: [вй"эст] - въезд.
  • Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с"т"]е, [з"д"]есь.
  • Перед фонемами [ч"] и [щ"] для звука [н]: бараба[н"щ"]ик, руло[н"ч"]ик.

Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку "твердый-мягкий согласный". Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м"] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м"].

Абсолютные позиции для согласных

Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.

Например, в слове "зуб" звук на конце оглушается. Позиция по признаку "звонкость-глухость" будет слабой. Но она же является сильной по шкале "мягкий-твердый". Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.

Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку "звонкий-глухой", так и по характеристике "мягкий - твердый". Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.

Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить "ошибкоопасное" место в слове и вспомнить соответствующее правило.

§10. Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].

В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .

^ Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .

При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: п у ть – п у ти ́ – п у тево ́ й; л и́ ца – л и цо ́ – л и цево ́ й; пр ы́ гнуть – пр ы жо ́ к – вы ́ пр ы гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.

При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).

Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).

1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:

а) 1-й предударный слог: [пл`а́] (поля) , [трва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;

б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: [д`и́н] (один) , [д`ино́к`ий`] (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тжы]́ (этажи) ;

в) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зл`э́т`] (заалеть) , [нгро́т] (на огород) .

2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:

а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърнда́ш] (карандаш) , [къръндшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;

б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .

Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:

Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .
Вопросы и задания


  1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?

  2. Что такое редукция? С чем она связана?

  3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?

  4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?

  5. В чём суть качественной редукции?

  6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?

  7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?

  8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .

  9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .

  10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.

  11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у ́ л`къ], [й`и э нта ́ р`], [р`и э шэ ́ н`ий`ь], [б`и э р`о ́ скъ], [й`и э ш`:о ́ ], [ръзр`и э д`и ́ т`], [цы э по ́ ч`къ], [пъдр жа ́ т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?

  12. Затранскрибируйте текст 1 . Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.
^ Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

(Н.Носов)

§11. Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (ш ок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:


  • перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

  • перед [в], [в`]: [двр`э́ц] – [твр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .
В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее [т`п`ит`] (отпить) и нормативное [тп`ит`]), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

  • в конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

  • перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

  • для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [млва́] (молва) , [плз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .
К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб ) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.


  • по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.
Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.
Вопросы и задания

  1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

  2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

  3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

  4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

  5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

  6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

  7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

  8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

  9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

  10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

  11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:
Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку. (Д.Мамин-Сибиряк )

  1. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и ́ ], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

  2. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

  3. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:
^ Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила… (Ф.Кривин )

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.

Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Проектирование урока

Тема: Сильные и слабые позиции гласных звуков

Проектная группа: Кузина А.В., Фетисова С.Н., Ширяева Г.В.

Консультант: Восторгова Е.В.

Цель: выявить принципиальные отличия между двумя обнаруженными позициями гласных звуков (в одной из них могут работать все известные гласные звуки – это сильная позиция, в другой – лишь часть из них, это слабая позиция)

Результат: Учащиеся должны осознать основание различения сильных и слабых позиций звуков (возможность появления всех звуков – не всех звуков) и различать сильные и слабые позиции гласных звуков (знать признак сильной и слабой позиции гласных звуков: под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая).

Вводный комментарий: Этот урок является ключевым для двух разделов программы 2 класса, посвященных изучению сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков. Именно на этом уроке должно быть введено общее понятие о сильных и слабых позициях звуков, как о позициях (местах в слове), где могут встречаться любые звуки (из известных детям звуков) – это сильная позиция звуков, и о позициях, где есть какие-либо ограничения, и некоторые звуки не могут работать, - это слабая позиция. Так, например, в безударной позиции по законам русского литературного произношения не могут появиться звуки [о] и [э] (исключение составляют некоторые заимствованные слова – эмульсия, боа и пр.) Вместе этих звуков в безударной позиции работают другие звуки: вместо звука [о] после твердого согласного обычно появляется звук [а] (д[о]м – д[а]ма ), после мягкого согласного – [и] ([в’ол]- [в’ила] ); вместо звука [э] после твердого согласного работает звук [ы] (шест – ш[ы]сты ), а после мягкого – [и] ([л’ес] – [л’иса] ). Именно потому, что в безударной позиции есть ограничения, она считается слабой позицией звуков. Ударная позиция, в которой может встречаться любой из известных второклассникам шести гласных звуков, считается сильной позицией звуков. Такое понятие сильных и слабых позиций в последствии при изучении сильных и слабых позиций для согласных звуков должно стать инструментом их обнаружения: если работает любой звук из пары по звонкости-глухости (зубы – супы ) – это позиция сильная, если есть ограничения и работает только один звук из пары (например, только глухой на конце слова – зу[п]-су[п] ) – это позиция слабая. Таким образом, от того, насколько корректно и глубоко будет проработано общее понятие сильных и слабых позиций на примере гласных звуков на данном уроке, во многом зависит и успешность изучения следующего раздела – сильных и слабых позиций согласных звуков.

Проектируемый ход урока

Этапы

Примечания

1.Организационный момент.

2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи.

3. Формулировка учебной задачи и ее решение.

4.Этап рефлексии.

Фронтальная работа.

Учитель обращает внимание на предыдущий урок.

Ребята, только ли звуки [о] и [э] не могут встречаться в безударных слогах?

Индивидуальная работа в тетрадях (ч. 1 стр. 28, задание 3)

Задание: Запишите звуками (в столбик, друг под другом) изменения слов, поставьте ударение:

[слон] [ о ]

[сланы] [ а ]

[л"эщ] [ э ]

[л"ищ"и] [ и ]

[грач"] [ а ]

[к"ит] [ и ]

[сыры] [ ы ]

[супы] [ у ]

А теперь давайте запишем во второй столбик первые гласные звуки, которые встретились под ударением.

(учитель спрашивает 2-3 учеников).

А в третий столбик выпишите безударные гласные звуки (учитель обращает внимание на то что, дважды один и тот же звук записывать не следует).

А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением).

(в позиции без ударения).

А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки).

Обобщение. Сравнивая количество гласных звуков, встретившихся в ударной и безударной позиции, ученики убеждаются в том, что есть позиция гласных

звуков, где возможны любые известные звуки, и есть такая позиция, где любые звуки невозможны. Первую из них назовем сильной позицией, вторую – слабой.

Затем учитель предлагает детям небольшие карточки, в которых учащиеся без ограничений в течение всего периода формирования письма с пропусками орфограмм слабых позиций смогут фиксировать все выделяемые признаки в единой таблице.

Сильная позиция

Слабая позиция

Признаком сильной позиции для гласных звуков дети назовут местоположение в ударном слоге, признаком слабой позиции – безударность слога.

Кто мне скажет, что такое сильная позиция (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки).

Как мы ее обозначаем?

На доске вывешивается схема:

[о] и [э].

Учащиеся записывают число, делят тетрадь на 3 столбца.

Один человек работает у доски, остальные в тетради.

Проверка осуществляется с помощью карточек «согласия-несогласия» (учителю необходимо больше давать детям самостоятельности, т.е. должен строиться учебный диалог).

Фиксация таблицы на доске учителем обязательна.

Учитель делает небольшую паузу перед тем, как подвести детей к выводу.

Фиксируем вывод в виде схемы на доске и табличках, которые предложил учитель.

Анализ проекта и его реализации:

Этап 2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи

На этом этапе учитель фактически повторяет все то, что были сделано на предыдущем уроке. При этом этот этап проводится в самой неэффективной форме – фронтальной (дети отвечают по одному, в основном учитель фиксирует обсуждаемый материал на доске, большинство детей пассивны).

Как известно, первые 7-10 минут – самое ценное время на уроке, учащиеся еще не устали, концентрация их внимания максимальна. Это время – самое продуктивное для активной работы, постановки или решения новой задачи – на данном уроке оно, к сожалению, тратится практически впустую. Ведь все те выводы, на повторение которых было затрачено на этом этапе около 12 минут, можно было восстановить на словах, которые дети выполняли в задании на следующем этапе урока (слон – слоны, лещ – лещи ). Лишним, по-видимому, на данном уроке было и обсуждение количества гласных и слогов в слове сентября , которое дети записывали в тетрадях для оформления классной работы. Урок подобного типа должен быть крайне монолитным и содержать лишь тот материал, который необходим для решения его задач. В противном случае есть большой риск «размывания» основной задачи, решаемой на этом уроке, неоправданной потере времени, которого впоследствии не хватает в конце ключевого урока для важнейших выводов.

Этап 3. Формулировка учебной задачи и ее решение

Несмотря на указание формулировки задачи урока в проекте, в реализации данного урока не прозвучало достаточно четко, зачем, с какой целью детям нужно записывать такое количество слов и анализировать их. Задача этого этапа – проверить, какие звуки могут работать в безударных слогах (ведь на прошлом уроке дети обнаружили, что некоторые звуки в этой позиции работать не могут).

Хорошо, что дети выполняют работу в определенной степени самостоятельно (1 ученик на доске, остальные - в тетради и проверяют друг друга). Однако досадно, что очень существенная часть работы - списки гласных звуков, работающих под ударением и без ударения – на уроке не была зафиксирована на доске. А ведь это именно тот материал, на основе которого дети должны прийти к выводу, о том, что в одних позициях работают все звуки (представлен весь список известных детям гласных звуков), а в других позициях - не все. Именно из-за того, что на доску не были вынесены все гласные звуки, главный вывод для детей не был очевиден.

В отношении главного вывода в самом проекте не были расставлены достаточно четко основные акценты:

«- А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением).

В какой позиции встречаются («работают») не все звуки (в позиции без ударения).

Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой.

Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которой могут встречаться любые звуки).

А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки)».

На самом деле предполагалось, что дети заметят, что под ударением работают все звуки, а без ударения – не все. Вот текст из учебника:

«Какие гласные звуки работают в этих словах под ударением? А какие гласные работают в тех же словах без ударения? Запишите в один столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением, а во второй – гласные звуки, которые встречаются в безударной позиции.

Такие позиции, в которых могут встречаться любые звуки, называются сильными позициями . Позиции, в которых возможны не любые звуки, называются слабыми позициями

Таким образом, в реализации урока оказалось первичным, что сильная позиция – это позиция под ударением, а слабая – без ударения. Это, конечно, верно, если говорить о признаке сильных и слабых позиций для гласных звуков. Однако понятно, что подобный критерий неприменим к понятию сильных и слабых позиций для согласных. Само же понятие о сильных и слабых позициях (см. определение в учебнике) - на уроке оказалось вторичным, и в силу недостаточности фиксации, не очень понятным для детей.

Этап 4. Этап рефлексии.

Этот этап был последним в реализации урока, он проведен в соответствии с проектом и представляет собой лишь фиксацию признака сильных и слабых позиций для гласных звуков.

Краткое резюме:

Безусловно, данный урок – один из самых сложных в курсе 2-го класса. Нельзя не признать, что трудности проектирования и реализации данного урока довольно типичны. И основная сложность – именно в расстановке акцентов. Естественно, что для учащихся (да и для учителя) на первом плане оказывается признак сильных и слабых позиций для гласных звуков (ударение) как практический ориентир для дальнейшего действия письма (с пропуском), а общее понятие сильных и слабых позиций, являющееся инструментом их обнаружения – на втором. На уроке вводится и общее понятие сильных и слабых позиций и признак этих позиций для гласных, однако, акценты, все же смещены. Отсюда и ощущение, что главный вывод все-таки вводится как бы в готовом виде.

Позитивно, что урок в целом проводится в достаточно деятельностной форме, учащиеся большую часть работы выполняют самостоятельно, проверяют работу ученика у доски, возражают и задают вопросы друг другу, формулируют свои наблюдения.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

Этапы

C одержание

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Здравствуйте ребята!

Начинаем наш урок. На парте у Вас должны лежать учебник русского языка и тетрадь.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Открываем тетради, отступаем от предыдущей записи 2 строчки вниз, на третьей посередине пишем – 27 сентября (учитель обращает внимание на правописание слова – СЕНТЯБРЯ).

Давайте с вами вспомним на чем мы остановились вчера?

Мы заметили, что звуки [о] и [э] не могут работать в безударных слогах (т.е. не могут работать без ударения).

Пример: [кот] [каты] [шэст] [шысты]

[о] // [а] [э] // [ы]

А сейчас давайте с вами проверим могут ли работать в этой позиции (безударной) остальные гласные звуки. Разделите вашу тетрадь на 3 столбца, как я это сделала на доске.

Запишите звуками (в столбик друг под другом) изменения слов

(один человек у доски, остальные в тетр.).

[слон] [ о ]

[сланы] [ а ]

[л"эщ] [ э ]

[л"ищ"и] [ и ]

[грач"] [ а ]

[к"ит] [ и ]

[сыры] [ ы ]

[супы] [ у ]

Какие гласные звуки «работают» в этих словах под ударением? (все)

Запишите во второй столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением.

Какие звуки вы будете выписывать?

А в третий столбик, те гласные звуки, которые могут встречаться в безударной позиции. Дважды один и тот же звук записывать не надо.

Хорошо. В какой же позиции встречаются (работают) все звуки? (в позиции под ударением)

А в какой позиции встречаются (работают) не все звуки? (в позиции без ударения).

Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой.

Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которых могут встречаться любые звуки, т.е. под ударением).

А слабой? (позиции, в которых возможны не любые звуки).

Хорошо. А теперь я вам раздам небольшие карточки, в которых мы будем отмечать какие звуки в сильной позиции и какие в слабой.

Сильная позиция

Слабая позиция

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Кто мне скажет, что такое сильная позиция? (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки).

Как мы обозначаем ее на письме?

А слабая позиция? (позиция, в которой возможны не любые звуки).

Как мы ее обозначаем?

1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.

Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости - в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.

Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.

Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.

2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].

Ассимиляция по месту образования

Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].

3. Позиционная мена согласных с нулем звука.

Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.

1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.

Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.

Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.

Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).

В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);

Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].