Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Русский монастырь в израиле. Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи. Расписания богослужений на подворьях русской духовной миссии московского патриархата

В Горненском, или в Горнем (так его тоже называют) женском монастыре я была несколько раз за свое двухмесячное пребывание на Святой земле.

Останавливалась я в другом русском монастыре — на Елеонской горе в Иерусалиме. Я подробно рассказывала о нем, о моих замечательных встречах с разными людьми там, в 1-й части своих материалов о Святой земле.

Я познакомилась на Елеоне и беседовала с монахом c Афона, о. Кириллом, с француженкой, православной монахиней, еремитом (отшельницей), живущей в пустыне в Египте.

Очень насыщенная была у меня жизнь среди монашествующих на Елеоне. Колоссальный опыт общения с совершенно другими людьми, абсолютно не от мира сего. И все — таки от мира. В чем — то…

Здесь же расскажу о Горненском монастыре.

Он располагается в нескольких км к юго — западу от Старого города, в еврейской части Иерусалима, в районе Эйн-Керем, гористом и зеленом.

12


Местность здесь очень красивая: посреди гор — живописная долина. Все утопает в зелени садов и виноградников.

В 1871-м году первый начальник Русской Духовной миссии, архимандрит o. Антонин (Капустин) купил здесь земли, два дома и большую плантацию-рощу оливковых деревьев.

Затем архимандрит о. Антонин построил здесь дом-приют для русских паломников.

Вскоре сюда стали приезжать и селиться инокини. В 1898-м году приют вырос в монастырь.

Название «Горненский» потому, что монастырь находится в той местности, которая в Евангельские времена называлась «нагорней страной» (горней), т. е. находящейся в горах.

Сейчас в монастыре — около 60 сестер.

Настоятельница Горненского женского монастыря — игуменья м. Георгия (Щукина). Руководит монастырем матушка Георгия давно, с 1991-го года.

Мать Георгия стала монахиней в 17 лет. Подвизалась в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии, пока ее не направили служить Господу на Святую землю.

Здесь она со своей келейницей в греческом храме на одном из православных праздников


Почему именно это место было выбрано архимандритом о. Антонином для основания монастыря?

Здесь родился Св. Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа в водах Иордана. Здесь, в этих местах, жили праведные Захария и Елизавета — родители Св. Иоанна Крестителя.

Дева Мария оставалась у праведной Елизаветы 3 месяца.

Недалеко от монастыря в Горней стране есть источник. Здесь Пресвятая Богородица брала воду. Источник жив и дает воду по сей день. Как видите, мусульмане в свое время по — своему «украсили» его.

3

8

В Горненском монастыре — два храма.

Первый каменный храм (во имя Казанской Божией Матери) был построен в начале 1882-го и освящен на следующий год. Долгое время он оставался единственным монастырским храмом.

1


Второй храм заложили в 1910-м, но 1-я Мировая война и затем революция в России остановили благие намерения. Храм простоял в законсервированном виде… 90 лет.

Собор построен уже в послесоветское время. Освящен — в 2007-м. В честь Всех Святых в земле Российской просиявших.

2


12


Этот величественный собор стоит на высоте 700 м над уровнем моря в горах. Необыкновенно красив.

Здесь обязательно надо сказать много добрых слов архимандриту о. Антонину.

В этом году Русская Православная Церковь будет отмечать юбилей этого замечательного человека — 200 лет со дня его рождения.

Благодаря А. И. Капустину, церковному деятелю, ученому-византинисту, построены на Святой земле русские храмы Св. Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимани

6

и Спасо-Вознесенский на Елеоне.

1


Также обустроены подворья Русской Духовной миссии в Яффе, Xевроне

2


и Галилее.

1

Его стараниями и молитвами стоят Свято-Троицкий собор

3


и храм Св. Александра Невского, что на Александровском подворье в Иерусалиме.

На «с миру — по нитке», во многом на пожертвования паломников были построены эти храмы здесь. Представляете, какой поток паломников был здесь когда-то! Не туристов, а именно — паломников.

Они в долгой и нелегкой дороге на Святую землю питались кипятком и сухарями, а деньги, все до копеечки, жертвовали в Русскую Духовную миссию, отцу Антонину.

А он вел дневник и записывал: Раба Божья такая-то дала столько-то, другой — 5 рублей, следующий — 3 рубля положил на благое дело… Для многих из них это были немалые деньги, но они жертвовали их. На Благое, Богоугодное дело.

Этот необыкновенный батюшка, о. Антонин (Капустин), известен не только как отец русского православного паломничества, но и как Строитель русских обителей и храмов на Святой земле.

Он многое успел сделать. Низкий ему поклон за его великие труды!

Здесь интересно еще и то, что на этих Святых землях первый христианский храм построила Св. Равноапостольная Елена.

Во времена крестоносцев здесь возникали католические храмы и обители.

Зайдем в один из них. Не знаю, как он стар. Тоже — в честь Св. Иоанна Предтечи.

5

3

Но вернемся к рассказу о Горненском монастыре.

В один из моих приездов сюда с нами был священник Американской Православной церкви в США. Он даже сослужил в Казанском храме монастыря.

2


Он, как оказалось, знает многих священников Русской Духовной миссии Московского Патриархата. Этот американский русскоговорящий батюшка останавливался там же, где и я, — на Елеоне. Со всей своей большой и дружной семьей.

2


Мы вместе ездили не только сюда, в Горненский, но и в Хеврон. Но это будет в 9-й части моего повествования о Святой земле («Азартно по Хеврону»).

После службы нас пригласили потрапезничать.

В большом храме монастыря мы не были. Сказали, что там очень холодно, мы и не пошли туда, к сожалению.

Служба шла в малом храме, Казанском.


В Казанском храме есть много святынь. Справа у входа в храм — часть Камня, на котором стоял Св. Иоанн Предтеча и читал свои проповеди людям.

Еще одна святыня — чудотворный образ Казанской Божией Матери.

Молитва перед этой иконой спасла некогда насельниц монастыря от эпидемии холеры в 1916-м.

Это были тяжелые времена для монастыря. Насельницы вынуждены были работать на мужских работах, на строительстве дорог, зарабатывая себе на жизнь. От мирских и занесли холеру в монастырь.

Сестры ежедневно читали Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Казанской Божией Матери. И они были спасены. Защитой Пресвятой Богородицы.

Но беды не отпускали их.

19 мая 1983-го года в монастыре были зверски убиты 2 монахини — м. Варвара и м. Вероника, мать и дочь. Говорят, это было ритуальное сатанинское убийство. Сначала зверь-убийца убил мать, а потом — дочь.

На теле монахини Вероники было 29 ножевых ранений. Убийца долго мучил ее.

Его нашли быстро. Убийца признался в содеянном. Но его признали психически больным и выслали из Израиля.

Эти две монахини были со Смоленщины. Их муж и отец погиб в Великую Отечественную. Сначала они подвизались в маленькой Пустыньке, потом, в 1967-м, их отправили на послушание на Святую землю.

Могилки убиенных монахинь м. Варвары и м. Вероники на монастырском кладбище очень почитаются сестрами обители и паломниками.

Территория Горненского монастыря, как мне показалось, больше, чем Гефсиманской обители, но меньше, чем в русском монастыре на Елеонской горе.

В Гефсиманской обители — как-то многоступенчато, террасовидно. На Елеоне — как плато на вершине горы. Смотришь вечерами с вершины горы на город, который шумит где-то там, внизу, и сверкает огнями. Красота! А в Гефсимани — шикарный вид от их храма на площадке прямо на Старый город.

Горненский монастырь — в достаточном удалении от Старого города. Туда надо ехать. Мы ехали с Елеона двумя автобусами. Автобус 75 — до Дамасских ворот и автобус 19 — с улицы Кинг Джордж до Хадассы (медцентр), что недалеко от Горненского монастыря.

Надо идти вдоль студенческих корпусов и уткнешься в монастырские высокие ворота. Куполов большого собора не видно, когда идешь к монастырю, т. к. он — в глубине монастырской территории. А вот когда едешь на автобусе к Хадассе, то можно видеть купола собора сверху, когда едешь по горе.

У меня была вначале мысль пожить месяц в Горненском и месяц — на Елеоне. Но, посмотрев, как там трудницы, послушницы и монахини работают, я осталась на все время своего пребывания на Святой земле в монастыре на Елеоне.

Работают трудницы в Горненском так: с 5 утра до 8.30 — служба в церкви и надо быть там. Потом с 9.00 до 12.00 — послушания, работа. Потом 2 часа — отдых и с 14.00 до 18.00 — опять послушания. Все строго. Церковь не всегда вечером можно посетить, т. к. послушания считаются главнее. В Старый город ездят они редко, как я поняла. Работа, работа, работа. Бывает, и допоздна.

Я была к такому не готова.

Но трудницы мне говорили, что в России в монастырях трудятся еще больше, чем у них в Горненском.

В другой мой приезд к горненцам я была там с ночевкой. По благословению их игуменьи, матушки Георгии.

Мы собирались на следующий день идти с горненскими в Пустыньку Св. Иоанна Крестителя.

В Горненском монастыре много, много отдельных домиков с двумя входами. Один домик рассчитан на 2 насельницы. Каждая живет отдельно.

Я ночевала в домике трудниц, тех, с кем ходила в Старый город, под землю, по туннелю Езекии, проложенном 2700 лет назад.

Я писала об этом в моей 2-й части рассказов о Святой земле,«НАД и ПОД Иерусалимом».

Домик трудниц — очень славненький такой, после хорошего ремонта.

Две пожилые трудницы занимают каждая по комнате, а две молодые делят одну большую на двоих. Хорошая мебель. Большая кухня на 4-х. Большая, вся в кафеле, душевая с туалетом. Все очень прилично. Никакой убогости.

Я спала на раскладушке в комнате пожилой трудницы. Мы были с ней вдвоем там.

Она мне рассказала свою замечательную семейную историю.

Ее прабабушка была глубоковерующим человеком и была на Святой земле паломницей.

Она приплыла в Яффу с другими паломниками, а потом пешком исходила всю Святую землю.

Это было в конце 18-го века. Как раз во времена известного и почитаемого батюшки, архимандрита о. Антонина (Капустина), первого начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме.

Для паломников того времени важно было именно идти от Яффы до Иерихона, а потом от Назарета до Хеврона, как бы "перекрестить" эту землю. Иерусалим был в центре, в средостении этого креста.

Русские паломники делали так, как писано в Библии: " Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее" (Бытие 13, 17) Так говорил Господь Аврааму. Паломники кланялись Святой земле.

Утром следующего дня мы пошли на Утреню в монастырский храм. В этом Казанском храме на литургии я была дважды.

Затем, после службы, пошли в трапезную. Что меня потрясло (и не в первый раз), так это кухня в Горненском монастыре.

Это — не кухня в прямом смысле слова (как у нас на Елеоне, где готовят каждый день на человек 60). Здесь, в Горненском, — индустрия питания. Фабрика питания. И не ошибусь, сказав так.

Здесь готовят на 200 и более человек. Каждый день.

На территории Горненского монастыря — несколько гостиниц для паломников. И это стоит денег остановиться там. В монастыре на Елеоне — кто сколько даст. Здесь — твердая такса. Не помню уже, сколько, но твердая цена там. Это помню.

Монахини-горненцы трудятся гидами, ездят с паломниками в поездки по Святой земле, также работают в своих гостиницах, на кухне и т. д., и т. д. Для послушаний у них здесь, в монастыре, — большой фронт.

В нашем же Елеонском монастыре — все так патриархально, мило сердцу. Жизнь на Елеоне так неспешно течет, в молитвах и созерцании.

В Горненском без трудниц-помощниц монашествующим — просто никак. Работы в монастыре очень много. Люди очень устают от напряжения. Лицезрела сама.

И та трудница, которая дала мне ночлег в своей комнате (по благословению игуменьи м. Георгии) и которая рассказывала мне о своей прабабушке-паломнице, сказала тогда:

— Раньше на Святую землю приезжали только глубоковерующие люди, приезжали молиться, теперь это все больше — туристы, чтобы просто поглазеть. Не молиться едут, нет. И мы, трудницы и монашествующие, для них с утра до вечера работаем, не разгибаясь. Это своего рода — бизнес. Туризм — это бизнес».

Я вспомнила о. Кирилла, монаха с Афона, с которым познакомилась на Елеоне в монастыре (он тоже останавливался там).

Были в Игуменском доме у матушки игуменьи на чаепитии.

Потом, после чаепития, прогуливаясь по аллее, разговорились.

И афонский монах поведал мне, что и на Афоне хотят внедрять турбизнес, но монахи сопротивляются. Как там сейчас у них, — не знаю. Надеюсь, что монахи отстояли свою Афонскую гору.

О монахе с Афона, о нашей встрече и разговоре, я рассказывала в 1-й части моих материалов («Моя жизнь среди монахинь на Елеонской горе в Иерусалиме»).

Кстати, наш монастырь на Елеоне и Гефсиманскую обитель издавна зовут «белые» монастыри.

А Горненский монастырь зовут «красным».

Как-то так пошло с легкого языка кого-то. Как с революцией 1917-го распределили цвета, так и держат по сей день.

Не премину сказать, когда я пошла к матушке игуменье Елеонского монастыря за благословением поехать в Горненский монастырь на день, дала м. Моисея свое благословение, но как-то не сразу, как-то с неохотой, как мне показалось.

Гефсиманская обитель и Елеонский монастырь — в ведении Русской Православной церкви Зарубежья, а Горненский монастырь относится к Московскому Патриархату.

Хоть и об"единились не так давно РПЦЗ и РПЦ, в мою бытность там не раз слышала, как некоторые «белые» монахини не рады были этому об"единению. Они считали, что Старый Дух, Благодать уходят…

Мне трудно было об этом судить, но что я отметила с грустью для себя, — это что нет у монашествующих своих духовников, которым можно и помыслы свои раскрыть и исповедать их, не только грехи.

Есть у них у всех священники, которые служат в их храмах в монастырях и которым они исповедуются и у которых причащаются. А вот духовников - наставников своих у них нет. Помню, меня этот факт очень поразил.

И это — в монастырях. Что уж нам, мирским, о духовниках мечтать…

Как-то читала слова ныне живущего монаха, архимандрита о. Рафаила (Карелина), духовного писателя, публициста, критика церковного модернизма и экуменизма:

" Если человек не имеет духовного отца (что очень опасно), то должен руководствоваться Евангелием и творениями христианских подвижников — но это более долгий и трудный путь. Человек, который находится в послушании, — летит как птица; а кто сам ищет дорогу, — тот ползет по земле. Но и во втором случае можно спастись. Помоги Вам, Господи!"

Нравится мне о. Рафаил. Мне очень близки мысли этого батюшки. Люблю читать его труды.

Завтра православные отмечают Пасху, которая завершает Великий Пост. Своими впечатлениями о послушании на Святой Земле во время поста делится наш вне-штатный корреспондент Ольга Полухина. Она была трудницей Горненского женского монастыря под Иерусалимом.

Как все начиналось

Мне почти 60 лет, а Святое место так и не навестила. Устав от суеты большого города, захотела обрести покой и гармонию, разобраться в себе, вот и приняла решение побывать в Иерусалиме. Подали документы в монастырскую паломническую службу. Через пять месяцев получила официальное приглашение от Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Летом прошлого года в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Воронеже несла послушание – занималась благоустройством территории, получила от них благословление. Март навсегда останется в памяти временем, когда я посетила райский уголок, связанный с жизнью Христа.

К новому статусу трудницы привыкала постепенно. Сначала научилась спрашивать благословление матушки на разные дела. Одевалась в длинную юбку, кофту с длинным рукавом, обязательно – платок на голове. Приучилась к ежедневному чтению утренних и вечерних молитв и посещению службы в храме. Закончилось мое послушание соборованием, которое священник совершил для сестер и прихожан в конце марта.

Послушники

Во время моего пребывания в Горненском монастыре несли послушание 20 трудниц в возрасте от 19 до 70 лет. Разное образование, мотивация, жизненная ситуация, но объединило их одно – вера и молитва.

Именовались мы сЕстрами (в церковнославянском языке буквы Ё нет). Несли послушание в церкви, на кухне, в трапезной, в трех гостиницах для паломников, а также занимались уборкой обширной территории, пошивом монашеской одежды. Молодые монахини исполняли послушание по сопровождению паломников из России. Осенью, после Покрова Пресвятой Богородицы, сестры заняты сезонными работами по сбору маслин, растущих на территории монастыря.

Ежедневно по очереди трудницы участвуют в малом крестном ходе, обходят с чудотворной Казанской иконой Божией Матери всю территорию Горненской обители. Каждую ночь сестры читают акафист Царице Небесной.

Мне назначили послушание по уходу за цветами, их поливом, прополкой и пересадкой. День начинался в шесть утра с молитвы, затем – полив цветов. Работа доставляла удовольствие, наслаждение от неземной красоты и тепла святого места.

Трудники и послушники исполняют в монастыре совершенно одинаковые послушания. Если первый приезжает жить и трудиться в монастыре лишь на время, то послушник приходит в монастырь с намерением в дальнейшем принять монашество.

Жизненные истории

Наталья П., Одесская область, Украина, 52 года:

– Быстро ушли из жизни папа, мама, муж, трое взрослых детей живут самостоятельно. А я одна, тяжело на душе. Пошла в церковь, научилась молиться, стала читать Евангелие. Мой батюшка предложил мне поехать в Иерусалим и потрудиться во славу Божию, укрепиться в вере, обрести умиротворение. Знаете, живу как в раю, легче на душе стало, спокойнее. Священная история стала открываться через знакомство с реальными местами Палестины, которые мы посещаем во время экскурсий. Все осмысливаешь по-другому и ощущаешь духовную радость от пребывания на Святой Землей. Работаю в одной из гостиниц монастыря. Принимаем паломников, следим за порядком. Приехала на три месяца.

Римма С., преподаватель музыки, 50 лет, Подмосковье:

– Я певчая на клиросе в своей церкви. Здесь уже второй год подряд несу послушание, это приносит умиротворение сердцу, начинаешь жить молитвой. Преподаю монахиням сольфеджио. Распеваемся в воскресной школе, исполняем песнопения. Ангельские голоса молодых послушниц звучат возвышенно, искренне и трогательно. Посмотрите, сколько гостей из Иерусалима и паломников прибывает к нам на воскресные службы!

Надежда Г., Набережные Челны, 62 года:

– Завершив трудовую деятельность в должности заместителя директора медицинского колледжа, прошла четырехгодичное обучение в вечерней школе катехизаторов. Имею диплом уставщика-псаломщика. Работаю на родине в храме. Под старость осталась без семьи. Четыре раза была в Иерусалиме, начиная с 2013 года, сначала паломником, потом трудником. Мои сестра и тетя меня понимают, отпустили на три месяца. Мой духовный отец меня благословил и определил послушание: чтение утренних и вечерних молитв, которые неукоснительно исполняю.

С радостью несу послушание, отдыхаю от мирской жизни. Молитва к Богу здесь особая. Работа в храме начинается с пяти часов, перед утренней службой зажигаю лампадки, подливаю в них масло, слежу за порядком, протираю подсвечники, иконы, мою полы. Прихожан и гостей всегда много. Всегда прибрано и празднично, как и должно быть.

Ирина Б., Могилев, Белоруссия, 46 лет:

– Постоянно несу послушание в белорусском Свято-Никольском монастыре, шью монашескую одежду. Побывала в Иерусалиме паломницей. Захотелось вольно подышать святым воздухом и побыть здесь подольше. Так я впервые оказалась в Горненском монастыре.

Мой день начинается с молитвы, прошу Бога, чтоб он принял мои труды, покровительствовал мне. Знаете, здесь монашеская форма одежды такая, как и в Пюхтицком монастыре. Именно оттуда прибыла игуменья Георгия. Шью с удовольствием, работа приносит радость.

Награда за труды – экскурсии по воскресеньям по святым местам, где Христос претерпел мучения ради нашего спасения. Была в Хевроне, в храме Святых Праотцев, видела Мамврийский дуб со времен Авраама. Неоднократно ездила с нашей группой на ночную службу в Храм Гроба Господня, поклонилась Ему. Люблю Старый Иерусалим, древний город-крепость из камня.

Трапезная

На утреннюю трапезу по окончании службы приглашал колокол. Сестры (мы их называли трапезарки) накрывали столы, приготовили постный завтрак, нарезали салаты, напекли пирожков. Перед вкушением молитва, затем чтение Жития. Монашки, трудники, паломники и прихожане усаживались строго по своим местам и принимали пищу без мирских разговоров.

Работа на кухне, в кладовке, трапезной – это послушание трудников. Они кормили монашек и многочисленных паломников (до 200 человек одновременно), прибирали столы после трапезы.

Москвичка Галина К., моя соседка по комнате-келье, уходила рано и возвращалась после послушания поздно. Всегда была довольная исполненным послушанием и находилась в хорошем расположении духа.

– Главное, – делилась мнением Галина, – я могу здесь жить полнокровной молитвенной жизнью, ходить на службы, исповедоваться и причащаться, посещать службы в храме Гроба Господня, молиться за близких и внуков. Дома, в двухкомнатной квартире, живут две семьи, негде и помолиться. Здесь я живу с Богом, мне легче и душевнее.

Отмечу, что пост соблюдался неукоснительно, кушали согласно церковному уставу, пища была простой, но разнообразной и питательной. Наши умелицы даже из каши пекли торты с вареньем и орешками, которые хорошо шли с чаем, киселем или кофе. Удивительные печеные «жаворонки» я попробовала в день Сорока мучеников Севастийских. Свежие фрукты и овощи всегда были на столе. Никогда не ела таких сочных грейпфрутов, которые мы могли сорвать с дерева или взять из корзины во время посещения русского подворья Марии Магдалины.

Воспоминания живут во мне

Картинки жизни в Горнем постоянно всплывают в памяти. Разве можно забыть, как ты под звуки божественных песнопений, во время спевки монахинь в воскресной школе, поливаешь цветы у Храма всех святых? Это же Божья благодать, а не работа!

В подворье игуменьи Георгии я почти ежедневно получала от нее благословление на новый день и с радостью трудилась, ухаживая за зелеными насаждениями, цветущим жасмином, пальмой, лимоном и разноцветными фиалками, пеларгонией, гиацинтами и другими цветами. Кстати, на всей территории монастыря цвели черные каллы.

В памяти навсегда останутся поездки в Иерусалим, Гефсиманский сад, на Сорокадневную гору Искушения, купание в реке Иордан.

Разве можно забыть матушку Александру, которая бесшумно ездила по монастырю на электроквадроцикле, привозила новые горшки с разными цветами. Они украшали аллею, ведущую к трапезной, цветник у фонтана на выходе из монастыря. Это был мой первый опыт одухотворенного труда во имя Бога, полезный опыт.

Верны слова игуменьи Горненского монастыря: «Свет воспоминания о пребывании на Святой Земле остается в людях на всю жизнь».

Успенский монастырь или аббатство Дормицион в Иерусалиме, располагается за пределами Старого города возле Сионских ворот.

Это место стало почитаемым с конца третьего столетия, когда здесь находилась византийская Церковь Столба. Спустя три века в церкви стали почитать один камень, на котором, согласно приданию, умерла Богоматерь. После чего это место стали связывать с успением Девы Марии. Дормицион на латинском языке означает «успение».

Внутри храма великолепное мозаичное убранство на полу и на стенах, а также цветные витражи и старые иконы. Под главным залом находится крипта, в которой покоиться статуя Девы Марии.

Елеонский Русский Православный женский монастырь

Елеонскую гору называют еще Масличной или Оливковой. Ее место в христианской традиции огромно. Монастырь Вознесения Господня на Масличной горе обязан своим существованием архимандриту Антонину (Капустину), который купил землю на вершине Елеонской горы, и инициировал раскопки. Результат их превзошел все ожидания: здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода с многочисленными мозаиками, погребальные пещеры, сосуды и даже бюст царя Ирода I Великого, который теперь хранится в Эрмитаже.

Но главной находкой стал камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения Иисуса, на месте этой находки и была воздвигнута церковь, разбит сад, построены помещения для паломников. Проект церкви принадлежит отцу Антонину. Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена у входа.

Росписи стен монастыря были сделаны самими монахинями. Иконостас был привезен сюда из Афона, а иконы - из России. Икона Божией Матери «Елеонская Скоропослушница» почитается как чудотворная. Слева от алтаря в пол вмонтированы фрагменты белого мрамора с проступившими на нём красными пятнами. Это остатки древнего пола сохранились со времён нашествия персов в 614 году и напоминают об убитых тогда монахинях.

Часовня святого Иоанна Крестителя, стоит на том месте, где при раскопках была найдена его отсеченная голова. Здесь сохранился древний мозаичный пол с изображениями различных птиц и животных. Колокольня Иоанна Крестителя за свою красоту и стройность была названа «Русской свечой». Колокол для нее был отлит в России и привезен на Масличную гору в 1885 году.

Площадь монастыря имеет 54 гектара и окружен стеной протяженностью 1,5 километра. При монастыре есть большая оливковая роща, которая поставляет сестрам оливки и масло. Сегодня на Елеонской горе живут 46 монахини. Сестричество многонационально - среди сестер есть русские, арабки, румынки, эстонки, австралийки и немки.

Монастырь Нотр-Дам де Сион

Монастырь Нотр-Дам де Сион в Иерусалиме расположен на конце улицы Виа Долороза, где по преданию был приведен Христос к Понтию Пилату, после чего римский прокуратор произнес: "Ecce Homo", что означало «Вот человек».

Женский католический монастырь Нотр-Дам был построен в 1857 году, в нем была открыта больница и приют. На его территории была достроена церковь, которая носит название Ecce Homo.

Во время раскопок здесь были обнаружены древние археологические находки, среди которых мощеная римская мостовая и бассейн Струтийон, резервуар для водостока дождевой воды, находящийся под тротуаром.

Церковь-монастырь Посещения

Церковь-монастырь Посещения была сооружена в 324 году императрицей Еленой, матерью Константина - первого римского императора-христианина.

Прекрасные фрески, выполненные под потолком полукругом, описывают библейские события. На железных воротах Церкви Посещения установлены бронзовые изваяния Елизаветы и Захарии, престарелых супругов, история которых чётко и содержательно изложена в главе 1-й новозаветного Евангелия от Луки.

Часть здания церкви, оставшаяся от крестоносцев, построена в романском стиле, из плохо обработанного камня - так же, как строили сарацины.

Крест, помещенный высоко на башне, надолго приковывает внимание. Сама башня, так же, как и другая часть церкви, перестроена францисканцами - это уже ранний готический стиль: высокие узкие окна и обработанный камень.

Монастырь св. Харитона

Монастырь святого Харитона (Вади Фаран) находится внутри природного парка в центре большой Иудейской пустыни. Он был основан в IV веке одним из самых ранних отцов и аскетов пустыни, святым Харитоном, и является первым монастырем в Иудейской пустыне.

Большой красивый монастырь в пустыне является идеальным местом для молитвы и достижения гармонии. Некоторые историки полагают, что это место посещал даже сам Иисус Христос. Старинные монашеские кельи украшают скалы, к которым можно пробраться с помощью лестницы, проходящей через узкое отверстие в огромном куске скалы.

В 1865 году монастырь был исследован архимандритом Леонидом (Кавелиным) и его монашеской группой. Они нашли пещеру с семью отверстиями, позже восстановив на этом месте скит. Сейчас в монастыре живет всего один монах, который, по его словам, отстроил монастырь заново своими руками.

Монастырь Креста

Монастырь Креста находится в живописной долине в западной части Иерусалима.

По одному из преданий, монастырь был основан во время правления императора Константина Великого и его матери Елены в IV веке нашей эры. В 1885 году греки открыли на его территории монашескую школу и библиотеку. К сожалению, школа была закрыта в 1909 году. В настоящее время в монастыре проживают несколько монахов и настоятель.

Монастырь Креста воздвигнут на том месте, где произрастало дерево, из которого сделали крест для распятия Иисуса Христа. Именно поэтому монастырь носит такое название.

Монастырь протопопа Георгия Хозевита

Монастырь прп. Георгия Хозевита относится к православной церкви. Он находится в ущелье Вади Кельт, в Иудейской пустыне, на западном побережье Мертвого моря.

Этот уникальный монастырский комплекс размещен на склоне крутой, практически отвесной, песчаной скалы. Он словно вырастает из камня. Чтобы достичь монастыря, паломникам приходится сначала опускаться на дно ущелья, а затем снова подниматься вверх по дороге вдоль обрыва. Проходить этот путь можно только пешком.

История монастыря началась много столетий назад с того момента, как в пещерах поселились сирийские монахи - в память о том, как в одной из этих пещер, по библейскому преданию, жил пророк Илия. В VI веке обитель достигла расцвета, но примерно в этот же период она сильно пострадала от нападения персов. Монастырь был разграблен, почти все монахи убиты. По преданию, в живых остался только настоятель преподобный Георгий Хозевит.

Сейчас для паломников открыта небольшая часть монастыря: два храма - в честь Богородицы и в пещере пророка Илии, а также небольшая терраса с видом на Кельтский каньон.

Монастырь бичевания

Монастырь бичевания, расположенный в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, в Израиле, считается тем самым местом, где Иисус Христос взял свой крест, на котором его потом и распяли. Часовня бичевания была построена в XIX веке монахами-францисканцами на месте храма, существовавшего здесь еще в XIII веке при крестоносцах. Простая часовня, перестроенная в 1930 году, украшена куполом с изображением тернового венца.

Часовня осуждения стоит на том месте, где Иисус Христос, осужденный Понтием Пилатом, взял крест у римских солдат и понес его до места своей казни. Она была построена в 1904 году. Пол часовни –городская мостовая II века. Маленький музей «Студиум» на территории монастыря с экспонатами, найденными при раскопках в разных частях Израиля, работает только днем, но является популярным местом среди туристов.

Монастырь Святого Георгия Хозевита

Монастырь Святого Георгия Хозевита находится на отвесной скале в ущелье Вади Кельт, примерно в пяти километрах от Иерихона. Монастырь был основан в пятом столетии и назван в честь святого монаха Георгия, чудотворца и духовного наставника общины. Его тело покоиться в монастыре.

В 1187 году монастырь был разрушен и находился в заброшенном состоянии до конца XIX века, пока сюда не пришли греческие монахи. Греческая православная патриархия восстановила монастырь и достроила колокольню. Монастырь привлекает много туристов своей древней архитектурой и необыкновенным нахождением на отвесной скале над глубоким ущельем.

Монастырь Марии Магдалины

Монастырь Марии Магдалины находится у подножия Масличной горы, недалеко от Гефсиманского сада.

Храм Марии Магдалины построен в честь императрицы Марии Александровны, жены императора Александра II. Храм был заложен 21 января 1885 года. Автором проекта выступил Д.И. Гримм, работы же вели израильские архитекторы К. Шик и Г. Франгия.

В Храме находятся мощи святых преподобномучениц княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.

В 1934 году шотландка Варвара Робинсон организовала женскую Вифанскую обитель, при которой организовали школу для православных детей арабов. В 1988 году община была возведена в ранг монастыря.

Монастырь Ильи-пророка Иерусалим

Находится на юге от территории киббуца Рамат-Рахель у Хевронской дороги. Он принадлежит греческой православной церкви, основной его приход - православные арабы. По христианской традиции, на этом месте пророк Илья провел ночь, убегая от царицы Иезавель (3 Царств 19:2). По другой традиции, здесь похоронен греческий патриарх по имени Илья в 1345 г. Есть еще версия, которая утверждает, что монастырь назван по патриарху Иерусалимскому 5 в., также похороненному здесь. Монастырь был построен в 6 в., разрушен позже землетрясением, восстановлен крестоносцами в 1160 г. на деньги византийского императора Мануэля I Комнина и отремонтирован уже в наше время.

Монастырь в Эммаусе-Никополе

Эммаус - место, пропитанное стариной. Каждый камень здесь - это часть истории. Здесь вы найдете впечатляющие руины византийской церкви IV-V веков, древние захоронения и каменоломни, мозаичные полы, купель для крещения V века. Надо отметить, что войны, землетрясения и время основательно потрудились над некогда большим и величественным храмом. О современности же вам сможет напомнить только небольшой археологический музей и магазин, который предлагает керамическую посуду.

Монастырь в Эммаусе всегда привлекал туристов своей особенной аурой. Согласно евангелию от Луки, ученики Исуса встретили его, воскресшего, именно в этом древнем городе. В византийские времена на месте древнего города Эммауса был построен большой храм. На его развалинах крестоносцы построили церковь поменьше, а в наше время появился католический монастырь, монахи которого продолжают раскопки Эммауса.

Сегодня здесь находиться католическая община "Блаженство", целью которой является единство и взаимопонимание между религиями. Иными словами, прийти и молиться в этом святом месте могут представители всех конфессий.

Горненский православный монастырь

Горненский православный монастырь – женский монастырь Русской Духовной Миссии, расположенный в четырех километрах от Иерусалима.

Начало монастыря положил архимандрит Антонин, когда в 1871 году выкупил два дома и большую плантацию оливковых деревьев. Постепенно расширяя территории, он построил приют для паломников. По уставу, паломники, которые хотели поселиться в монастыре, должны были построить себе жилище на свои средства. В связи с этим в монастыре отсутствуют традиционные кельи.

Первый каменный храм на территории монастыря был построен в 1882 году. В 1911 году началось строительство соборного храма, которое было прервано Первой мировой войной. Работы возобновились только в 2003 году. Осветили главный Храм 28 октября 2007 года.

Русский Спасо-Вознесенский монастырь

Спасо-Вознесенский женский монастырь расположен на вершине Елеонской горы. Он находится на участке, который в 1870 году был приобретен архимандритом Антонином (Капустиным). Монастырь, занимающий пять с половиной гектаров, состоит в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В наши дни он является действующим православным монастырем, в котором более сорока насельниц со всех концов света.

Вконтакте

Горний монастырь - православный русский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Израиле. Расположен в , 4 км на юго-запад от Иерусалима; находится в юрисдикции Русской Православной Церкви.

В 1871 г. глава Русской духовной миссии выкупил плантацию оливковых деревьев в селении близ Иерусалима.

На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря.

Первая монастырская церковь была построена в честь Казанской иконы Божией Матери, сегодня это основной храм обители, в нем хранится чтимая Казанская икона Богородицы.

Справа от входа в Казанскую церковь находится камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.


Пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя освящен в 1987 г.

В 1911 г. началось строительство собора в честь Всех Cвятых в земле Российской просиявших, который был делом жизни Великой княгини Елизаветы Фёдоровны после убийства её супруга, Великого князя Сергея Александровича (брата Александра III).

С началом Первой мировой войны строительство храма прекратилось. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была зверски убита большевиками в 1918 г. и причислена к лику святых Русской православной церкви в 1992 г.


Столетие спустя, в 2005 г., сооружение храма завершилось, а 28 октября 2007 г. храм был освящен малым чином.

Сейчас в обители - около 160 сестёр.

На территории монастыря расположена греко-православная церковь, сооружённая в конце XIX в. Раньше здесь проживала монахиня, следившая за церковью и сделавшая прекрасные росписи её стен. После смерти монахини, церковь открывается редко.

Фотогалерея





Полезная информация