Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Родительская суббота: что нельзя делать? Дмитриевская родительская суббота: приметы, традиции, поминания

Обычно Димитриевская родительская суббота выпадает на ноябрь. Однако в 2017 году Димитриевская суббота приходится на самый конец этого месяца – 28 октября. Она была перенесены из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери, который православные будут отмечать 4 ноября.

О значении и правилах этого дня читателям Вестей рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

"У Бога нет умерших – у Бога все живы. Христос сказал это в одной притче, когда к Нему пришли саддукеи и говорили, что вот умер муж, чья будет жена, если все семь братьев имели ее (у иудеев был обычай, если женщина становилась вдовой, то она выходила замуж за брата своего мужа). И Господь ответил, что в загробной, блаженной жизни, не женятся и не выходят замуж, а там живут как ангелы. И каждое свидетельство Спасителя нам говорит о том, что человек рождается один-единственный раз и, нарушив заповеди Господни, но покаявшись в своих грехах, он все равно получает прощение за свою земную жизнь", – отметил митрополит Павел.

Возвращается тело в землю, а душа идет к Господу на суд Божий. И по воскресении соединяется, как сказано у Тихона Задонского – как запряженная в упряжь лошадка, которая идет на работу; вдвоем грешили, вдвоем и работаем. Поэтому после воскресения плоть, соединяясь с духом, душою, получает либо хороший, либо плохой приговор, поскольку они прожили совместную жизнь.

"Поминание усопших идет с древних времен. И в Ветхом Завете об этом есть упоминание, и в Новом Завете – Господь сказал: "Поминайте наставников ваших". И Сам Христос молился о усопшем Лазаре, о сыне наинской вдовы, о дочери Иаира. Он скорбел и молился Отцу, тем самым научая нас, чтобы мы молились и просили. Потому что Он Сам сказал одно пророческое слово – встань! И воскрес сын наинской вдовы и дочь Иаира. Будучи у гроба Лазаря, Спаситель промолвил: "Выйди!" И Лазарь, будучи уже четыре дня в гробу, вышел из гроба! Придет время, когда и мы услышим подобные слова. Нас Господь призовет – и мы предстанем пред лицом Божиим", – напомнил Владыка Павел.

Дмитриевская родительская суббота выпадает в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Дмитрия Солунского (день ангела Дмитрия Донского). Он был воин небесного и земного царя. Земного царя он защищал от нападок, защищал свою страну, народ, историю. А Небесного Царя он любил, знал, поклонялся и Ему служил. Земного царя он охранял, а Небесного славил и приводил других людей к Богопочитанию, к вере, чтобы по успению они могли соединиться в Царстве Небесном.

И установлена Дмитриевская родительская суббота была после битвы на Куликовом поле – великим князем Дмитрием Донским. После победы над Мамаем в 1380 году Дмитрий Донской посещает Троице-Сергиеву обитель, чтобы совершить поминовение павших воинов. А немного ранее игумен обители, преподобный Сергий Радонежский, благословил двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю – на войну против монголо-татарского ига. Оба инока погибли в бою. А сам преподобный во время войны, когда возносил свои молитвы к Богу, проникнувшись Духом Святым, видел, как падают воины и каждого воина убитого называл по имени.

"О чем свидетельствует эта история? Что наши души сродны. Если у нас богоугодная жизнь, Господь открывает сущность бытия на расстоянии", – подчеркнул митрополит Павел.

По прибытии Дмитрия Донского в обитель было совершено заупокойное богослужение, поминовение православных воинов, павших на поле боя, и общая трапеза.

Впоследствии сложилась такая традиция – совершать такое поминовение ежегодно, поскольку погибших в том бою было 250 тысяч и многие семьи ощутили горечь утраты. Немного позднее стали совершать поминовение не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

"Поминая вождей и воинов на поле брани погибших, мы прославляем их великий подвиг – они отдали свою жизнь за Отечество и народ. А самый великий подвиг – это мученичество. И те, которые страдают за Церковь, за свое земное Отечество, они все мученики. Защищая свою землю, воины защищают свою веру, культуру, народ. Когда враг рода человеческого начинает сеять смуту – начинаются войны. Мы знаем польское нашествие, мусульманские набеги, и где они появлялись – искоренялась истинная вера. Люди становились рабами завоевателей, рабами греха, проклятия и смерти. Поэтому Дмитриевская родительская суббота, она несет характер молитвы, защиты земного Отечества. Будем помнить всех воинов всех войн, которые пролили свою кровь за Отечество. Их кровь возопиет – и понесут наказание те, кто дает приказы на войны, на разрухи, на смерть, на страдания. Будем молить об усопших и просить у Бога милости для живых, чтобы Господь объединил единой молитвой для временной и вечной жизни", – призвал всех верующих настоятель лавры.

Вселенская родительская суббота: как отмечать и что нельзя делать

В Дмитриевскую родительскую субботу люди посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и на кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.

"И поскольку эта суббота была утверждена как поминовение воинов, то этот день имеет особый смысл, который всегда должен нам напоминать о тех, кто погиб, защищая веру и Отечество. Чтобы помянуть согласно церковным традициям, необходимо прийти в церковь накануне, в пятницу, на вечернее богослужение, где совершается великая панихида и парастас. Все молитвы посвящены поминовению усопших. А утром в субботу совершается Божественная литургия, после которой служится общая панихида. Самое главное, что мы можем дать нашим умершим сродникам – это наша молитва. Их души испытывают великую потребность в нашей молитве, поскольку не могут уже творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога", – подчеркнул митрополит Павел.

А насколько важна молитва, очень хорошо сказано в житии преподобного Макария Великого. Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и увидел на земле череп, услышав, что тот издает какие-то звуки. Когда он подошел ближе, он услышал, что череп говорит о том, что раньше он был начальником живших здесь жрецов. И сейчас, когда они все умерли, то пребывают в сущих муках, и только когда молится за них преподобный Макарий, они испытывают некоторое облегчение. И авва Макарий попросил рассказать о муках и облегчении от молитвы. И голос отвечал, что огонь, в котором они мучаются, настолько велик – как небо от земли; и они даже не видят друг друга. Но во время молитвы они отчасти видят друг друга, и это доставляет им отраду.

"И язычники еще имеют некоторое утешение от милости Господней. Но есть еще люди, которые находятся еще глубже и испытывают еще более тяжелые и несказанные муки. Это те, которые познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Заповедей Его", – предостерег Владыка Павел.

"Этот пример нам ясно показывает, что если молитва преподобного доставляла отраду язычникам, то какое же благотворное влияние окажет молитва на души православных христиан! И наша любовь должна распространяться не только на тех, кто жив, но еще более на умерших. Потому что им никто не может помочь в облегчении их участи там, кроме нас. Ведь очень многие умирают, не успев принести покаяния за свои грехи, а они есть у каждого человека. Нам надо уяснить, что со смертью общение между умершими и живыми не прекращается. Душа уходит с тела и переселяется в другой мир, но все видит и слышит", – отметил настоятель лавры.

Дмитриевская родительская суббота - день, в который православные верующие отдают дань памяти своим предкам.
Поминовение усопших традиционно совершается в первую субботу ноября, это 3 ноября 2018 года.
Очень старая и вероятно многие и не помнят, почему именно в это время православный люд поминает своих усопших. Родительских суббот несколько в течении года, а эта особая…

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере.

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу.

Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение. По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала она для ополченцев и горожан.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.


Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

Как царь Давид, еще отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках.

8 сентября 1380 г. подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов. Каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» - так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской».

С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие. Обычай, установленный в Церкви со времен князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей.


Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие.

Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться.

Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.

Как поминать: Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.

Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Приметы на Дмитриевскую родительскую субботу и поговорки

Инновационный стимулятор роста растений!

Увеличение всхожести семян на 50% всего за одно применение. Отзывы покупателей: Светлана, 52 года. Просто невероятное удобрение. Много слышали о нем, но когда попробовали, удивились сами и удивили соседей. На помидорных кустах выросло от 90 до 140 штук помидор. О цукини и огурцах говорить не стоит: урожай собирали тачками. Дачей занимаемся всю жизнь, и никогда не было такого урожая....

Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются». На дедовой неделе и родители вздохнут. Живы родители - почитай, а умерли – поминай. Деды́ не знали беды́, а внуки познали муки. Покойника не поминай лихом, а добром - как хочешь.

  • Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином.
  • Без пива, да без вина - и не поминки.
  • Человек рождается на смерть, умирает на жизнь.
  • Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом - всё полегчает.
  • Добром поминай, зло забывай.
  • Русский человек без родни не живёт.
  • Мужик своей роднёю крепок. И велико поле, да не родимое.
  • Дмитриева суббота - кутейникам работа.
  • Пей, не жалей - поминай веселей.
  • С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее.
  • На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда).
  • С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель - всей зимушке-зиме быть с теплинами.
  • На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу.

Обычно Димитриевская родительская суббота выпадает на ноябрь. Однако в 2017 году Димитриевская суббота приходится на самый конец этого месяца - 28 октября. Она была перенесены из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери, который православные будут отмечать 4 ноября.

О значении и правилах этого дня читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Димитриевская родительская суббота-2017

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. "Благословение кн. Дмитрия Иоанновича со дружиною на битву"

"У Бога нет умерших - у Бога все живы. Христос сказал это в одной притче, когда к Нему пришли саддукеи и говорили, что вот умер муж, чья будет жена, если все семь братьев имели ее (у иудеев был обычай, если женщина становилась вдовой, то она выходила замуж за брата своего мужа). И Господь ответил, что в загробной, блаженной жизни, не женятся и не выходят замуж, а там живут как ангелы. И каждое свидетельство Спасителя нам говорит о том, что человек рождается один-единственный раз и, нарушив заповеди Господни, но покаявшись в своих грехах, он все равно получает прощение за свою земную жизнь", - отметил митрополит Павел.

Возвращается тело в землю, а душа идет к Господу на суд Божий. И по воскресении соединяется, как сказано у Тихона Задонского - как запряженная в упряжь лошадка, которая идет на работу; вдвоем грешили, вдвоем и работаем. Поэтому после воскресения плоть, соединяясь с духом, душою, получает либо хороший, либо плохой приговор, поскольку они прожили совместную жизнь.

"Поминание усопших идет с древних времен. И в Ветхом Завете об этом есть упоминание, и в Новом Завете - Господь сказал: "Поминайте наставников ваших". И Сам Христос молился о усопшем Лазаре, о дочери Иаира. Он скорбел и молился Отцу, тем самым научая нас, чтобы мы молились и просили. Потому что Он Сам сказал одно пророческое слово - встань! И воскрес сын наинской вдовы и дочь Иаира. Будучи у гроба Лазаря, Спаситель промолвил: "Выйди!" И Лазарь, будучи уже четыре дня в гробу, вышел из гроба! Придет время, когда и мы услышим подобные слова. Нас Господь призовет - и мы предстанем пред лицом Божиим", - напомнил Владыка Павел.

Дмитриевская родительская суббота выпадает в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Дмитрия Солунского (день ангела Дмитрия Донского). Он был воин небесного и земного царя. Земного царя он защищал от нападок, защищал свою страну, народ, историю. А Небесного Царя он любил, знал, поклонялся и Ему служил. Земного царя он охранял, а Небесного славил и приводил других людей к Богопочитанию, к вере, чтобы по успению они могли соединиться в Царстве Небесном.

И установлена Дмитриевская родительская суббота была после битвы на Куликовом поле - великим князем Дмитрием Донским. После победы над Мамаем в 1380 году Дмитрий Донской посещает Троице-Сергиеву обитель, чтобы совершить поминовение павших воинов. А немного ранее игумен обители, преподобный Сергий Радонежский, благословил двух своих монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю - на войну против монголо-татарского ига. Оба инока погибли в бою. А сам преподобный во время войны, когда возносил свои молитвы к Богу, проникнувшись Духом Святым, видел, как падают воины и каждого воина убитого называл по имени.

"О чем свидетельствует эта история? Что наши души сродны. Если у нас богоугодная жизнь, Господь открывает сущность бытия на расстоянии", - подчеркнул митрополит Павел.

По прибытии Дмитрия Донского в обитель было совершено заупокойное богослужение, поминовение православных воинов, павших на поле боя, и общая трапеза.

Впоследствии сложилась такая традиция - совершать такое поминовение ежегодно, поскольку погибших в том бою было 250 тысяч и многие семьи ощутили горечь утраты. Немного позднее стали совершать поминовение не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

"Поминая вождей и воинов на поле брани погибших, мы прославляем их великий подвиг - они отдали свою жизнь за Отечество и народ. А самый великий подвиг - это мученичество. И те, которые страдают за Церковь, за свое земное Отечество, они все мученики. Защищая свою землю, воины защищают свою веру, культуру, народ. Когда враг рода человеческого начинает сеять смуту - начинаются войны. Мы знаем польское нашествие, мусульманские набеги, и где они появлялись - искоренялась истинная вера. Люди становились рабами завоевателей, рабами греха, проклятия и смерти. Поэтому Дмитриевская родительская суббота, она несет характер молитвы, защиты земного Отечества. Будем помнить всех воинов всех войн, которые пролили свою кровь за Отечество. Их кровь возопиет - и понесут наказание те, кто дает приказы на войны, на разрухи, на смерть, на страдания. Будем молить об усопших и просить у Бога милости для живых, чтобы Господь объединил единой молитвой для временной и вечной жизни", - призвал всех верующих настоятель лавры.

Родительская суббота: что нужно делать

В Дмитриевскую родительскую субботу люди посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и на кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.

"И поскольку эта суббота была утверждена как поминовение воинов, то этот день имеет особый смысл, который всегда должен нам напоминать о тех, кто погиб, защищая веру и Отечество. Чтобы помянуть согласно церковным традициям, необходимо прийти в церковь накануне, в пятницу, на вечернее богослужение, где совершается великая панихида и парастас. Все молитвы посвящены поминовению усопших. А утром в субботу совершается Божественная литургия, после которой служится общая панихида. Самое главное, что мы можем дать нашим умершим сродникам - это наша молитва. Их души испытывают великую потребность в нашей молитве, поскольку не могут уже творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога", - подчеркнул митрополит Павел.

А насколько важна молитва, очень хорошо сказано в житии преподобного Макария Великого. Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и увидел на земле череп, услышав, что тот издает какие-то звуки. Когда он подошел ближе, он услышал, что череп говорит о том, что раньше он был начальником живших здесь жрецов. И сейчас, когда они все умерли, то пребывают в сущих муках, и только когда молится за них преподобный Макарий, они испытывают некоторое облегчение. И авва Макарий попросил рассказать о муках и облегчении от молитвы. И голос отвечал, что огонь, в котором они мучаются, настолько велик - как небо от земли; и они даже не видят друг друга. Но во время молитвы они отчасти видят друг друга, и это доставляет им отраду.

"И язычники еще имеют некоторое утешение от милости Господней. Но есть еще люди, которые находятся еще глубже и испытывают еще более тяжелые и несказанные муки. Это те, которые познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Заповедей Его", - предостерег Владыка Павел.

Преподобный Макарий закопал в землю этот череп и удалился дальше в глубоком раздумье.

"Этот пример нам ясно показывает, что если молитва преподобного доставляла отраду язычникам, то какое же благотворное влияние окажет молитва на души православных христиан! И наша любовь должна распространяться не только на тех, кто жив, но еще более на умерших. Потому что им никто не может помочь в облегчении их участи там, кроме нас. Ведь очень многие умирают, не успев принести покаяния за свои грехи, а они есть у каждого человека. Нам надо уяснить, что со смертью общение между умершими и живыми не прекращается. Душа уходит с тела и переселяется в другой мир, но все видит и слышит", - отметил настоятель лавры.

Нельзя молиться только за тех, кто при жизни не верил в существование Бога, отрицал или издевался над христианскими истинами.

И этот человек является хулителем Духа Святого. А хула на Духа Святого не простится ни в этом, ни в будущем веке (Мф.12, 31-32)".

Традиции и обычаи Дмитриевской субботы

Славяне называли этот день Осенние Деды или Дедова суббота. Дмитриевская суббота у наших далеких предков была днем перехода от осени к зиме. Поэтому, если после праздника Покрова оставались незаконченные дела, то к этому дню старались все закончить и завершить подготовку к морозам.

Как и в другие поминальные дни, женщины были заняты генеральной уборкой. Убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Старались побелить или починить все, что в этом нуждалось.

Перед Дедовой субботой вся семья обязательно должна была вымыться, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда - кутью, узвар, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников. Причем форма поминальных пирогов обязательно должна быть продолговатой. Также каждая хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд из мяса - жаркое, студень и даже ветчину можно было встретить на столах.

На стол, что в пятницу, что в субботу обязательно ставили свечи. Считалось, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают. Обязательно вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться вместе со всей семьей. Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли омыться после трапезы.

В Дмитриевскую субботу обязательно помогали нищим и голодающим - раздавали щедрую милостыню, кормили пирогами и просили их молиться за души ушедших.

Молитвы в родительскую субботу

Домашняя молитва об усопших в родительскую субботу

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.

Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.