Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Роберт Оуэн: педагогические идеи и мысли о воспитании. Основные взгляды роберта оуэна

Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне, Англия. Окончив приходскую школу, работает помощником и приказчиком в магазинах и активно продолжает обучаться самостоятельно. В 1790 году знакомится с известным физиком и химиком Джоном Дальтоном и становится членом литературно-философского общества.

В 1795 году создал хлопкопрядильную фабрику и разработал новые методы обработки хлопка. В 1799 году Оуэн начинает социальный эксперимент в Нью-Ларнаке на бывшей фабрике отца своей супруги Каролины Дейл. Роберт поставил перед собой задачу доказать, что работодатель, который в большей степени заботится о своих наемных рабочих, будет получать значительно больший доход от своего предприятия.

Им разрабатывается система «патроната», согласно которой, чем выше условия, в которых воспитывается и работает человек, тем более совершенной становится его природа. В 1823 году в своих трудах озвучивает теорию о необходимости образования производительных ассоциаций.

В 1825 году Оуэн формирует в американском штате Индиана коммунистическую общину «Новая гармония» на постулатах уравнительного коммунизма. После возвращения через семь лет в Англию пытается образовать «Биржу трудового обмена», работающую без денег, но имеющая поначалу бурный успех, биржа вскоре обанкротилась, и хотя эксперимент не удается, все же имеет большое социально-политическое значение. Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее: профсоюзного.

С 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы. До самой старости сохранял ясность ума и обаяние доброты.

Осенью 1858 года, в возрасте 87 лет, Оуэн поехал в Ливерпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там и умер 17 ноября 1858 года.

Основные труды Роберта Оуэна

Список произведений

Замечания о влиянии промышленной системы (1815)

Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)

Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества

Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)

Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)

Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)

Книга о новом нравственном мире (1842-44)

Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

«Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893).

Оуэн Роберт. Избранные сочинения в двух томах. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 768 с. - (Предшественники научного социализма). - 8000 экз.

Роберт Оуэн

Марксисткий взгляд: не верил в классовую борьбу

Оуэн Роберт (1771 - 1858) - известный английский социалист-утопист. Родился в семье шорника. В детстве служил приказчиком в Лондоне и др. городах, 20-ти лет получил место директора текстильной фабрики в Манчестере. Вскоре Оуэн приобрел в Нью-Ланарке (Шотландия) фабрику, в которой стал практически проводить свои социально-реформаторские взгляды. Он значительно сократил рабочий день, увеличил заработную плату, построил гигиенические помещения и т.д. Эти меры сильно подняли производительность труда рабочих. Успех Оуэна заставил его повести агитацию среди промышленников за издание фабричного законодательства в духе его реформ. Не ограничиваясь агитацией среди английской буржуазии, Оуэн совершает поездку во Францию, в Германию и др. страны и ведет переговоры с руководящими государственными людьми о своем плане разрешения рабочего вопроса. Не добившись в этом направлении никаких результатов, Оуэн уезжает в Америку, где создает так называемые "коммуны органических интересов", продолжая проводить в них свои опыты, не увенчавшиеся, однако, сколько-нибудь значительным успехом. К чартизму Оуэн относился отрицательно. Он считал неправильной идею классовой борьбы пролетариата и верил в возможность мирного сотрудничества рабочего класса и буржуазии.

Литература:

Сочинения:

A new view of society. L., 1812;

The book of the new moral world. L., 1820;

A new view of society and other writings. L., 1927 (с библ.);

в рус. пер.: Избранные сочинения, т. 1–4. М. – Л., 1950–54.

Литература:

Harrison J. F. C., R. Owen and the Owenites in Britain and America, L., 1969 (лит.).

Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962;

Pоdmore F., R. Owen, 1 – 2, L., ;

Либкнехт В., Р. Оуэн, пер. с нем., М.– П., 1923;

Колл Д.Г., Р. Оуэн, пер. с англ., М.– Л., 1931;

Андерсон К. М. Общины в истории оуэнизма.- В кн.: Проблемы новой и новейшей истории. М., 1979.

Волгин В. П. Роберт Оуэн,- В кн.: Оуэн Р. Избр. соч. М.-Л., 1950, т. I.

Володин А. И. Роберт Оуэн и русские социалисты 60-х годов XIX века.- Научный коммунизм, 1976, № 4.

Галкин В. В. Наука или утопия? Опыт исследования социалистических учений последователей Р. Оуэна в Англии 20-40-х годов XIX в. М., 1981.

Деборин А. М. Учение Роберта Оуэна.- В кн.: Из истории рабочего класса и революционного движения. М., 1958.

Застенкер Н. Е. Роберт Оуэн как мыслитель.- В кн.: История социалистических учений. М., 1976.

Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. Указат. имён);

Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2 – 4, 18 – 19, 23 – 24 (см. Указат. имён);

Неманов И. Н. К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Роберта Оуэна.- В кн.: Социально-экономическое развитие России и зарубежных стран. Смоленск, 1972.

Плеханов Г. В., Утопический социализм XIX в., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957;

Подмарков В. Г. Роберт Оуэн - гуманист и мыслитель. М., 1976.

Саркисян С. А. Великий социалист-утопист Роберт Оуэн. Ереван, 1974.

Торицын Т. М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. Рязань. 1972.

Фейгина С. А. Роберт Оуэн: Биографический очерк.- В кн.: Оуэн Р. Избр. соч. М,-Л., 1950, т. 2.

Роберт Оуэн

Owen, Robert (1771–1858), английский теоретик социализма и промышленник.

Родился 14 мая 1771 в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих.

В 1794 стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компани» в Манчестере, а в 1799 вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго.

Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей.

В 1813 он опубликовал памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (New View of Society; or Essays on the Principle of the Formation of the Human Character), в котором нашли отражение некоторые его идеи.

В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Суть неустанно пропагандировавшейся доктрины Оуэна заключалась в следующем: характер человека формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не несут ответственности за свои поступки. Их следует обучать и смягчать их нравы, как можно раньше начинать прививать им правила должного поведения. Экономические взгляды Оуэна выводились из принципа, в соответствии с которым труд – общепризнанное естественное благо.

Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.

Остаток жизни Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения; после неудачи американского опыта Оуэн создавал «внутренние колонии», крупнейшей из которых явилась просуществовавшая с 1839 по 1845 «Гармония-Холл». Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства. Основные взгляды Оуэна получили отражение в работах Новый взгляд на общество... (A New View of Society.., 1813), Книга нового нравственного мира (Book of the New Moral World, 1836–1844), а также в автобиографии (1857).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/


Подготовила

Гурченкова Анна

Основные взгляды Роберта Оуэна

Роберт Оуэн (1771 - 1858) – утопист, социалист, социальный реформатор 19 в.

Работая на предприятиях, Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположников профсоюзного движения. Следовательно, помимо технической реорганизации и рационализации производства, им был проведён комплекс социальных мероприятий по отношению к простым рабочим. Но я не ставлю своей целью описать все реформы и нововведения Оуэна, я хочу рассказать про его основные взгляды и убеждения.

Реформируя производство и жизненные условия рабочих, постепенно Оуэн приходит к необходимости переустройства всего общества на основе образования производительных ассоциаций, задача которых «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы». Таким образом, он становится одним из первых критиков капиталистического общества с позиций социализма. Среди основных недостатков капитализма отмечаются узко заточенное разделение труда, конкуренция и всеобщее противоречие интересов, получение прибыли только в том случае, когда предложение товаров не превышает спроса на них.

Выступив с критикой капитализма, характеризовал его как «неразумную» систему, как «хаотический», «разобщённый», «противоречивый» строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. «Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей, никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы». Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшими явлениями капитализма Оуэн считал частную собственность («…частная собственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служила причиной войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждала к бесчисленным убийствам…»), религию и брак на основе собственности, охраняемой религией. Духовенство в работах Оуэна выступает как нечто отрицательное, оказывающее негативное влияние на людей: «Заблуждения, создавшие духовенство, и заблуждения, созданные этим духовенством при длительном его господстве с введенными им таинственностью, лживостью и всякого рода нелепостями, сделали человеческую породу такой искусственной и неразумной, что люди теперь не верят в возможность стать правдивыми, добродетельными и счастливыми».

Оуэн был убеждён в неизбежной смене капитализма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществу путём законодательных мер и просвещения. «Широкое распространение промышленности по всей стране создает у людей новый характер; поскольку же этот характер формируется на основе принципа, в высшей степени неблагоприятного для общего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самые плачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указанная тенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства и руководства». Новое общество должно было, по мнению автора, открыть людям те притягательные качества, которыми их наделила природа: «При том бессмысленном устройстве общества, которое существует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менее развиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будут воспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа и научатся понимать собственную природу.

Прежде чем люди будут поставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества, надо создать это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какую область надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, которое представляет хорошее общество? Пока еще его нельзя найти среди людей. Духовенство всего мира и его темное царство сделали невозможным создание хорошего общества и вообще его существование. Сущность «хорошего общества» заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости».

«Хорошее общество может быть создано только мужчинами и женщинами, воспитанными так, чтобы стать разумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений к обману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком правды».

Новое общество должно быть построено на принципах равенства и справедливости. Отмена частной собственности приведет к тому, что все будет «общественным достоянием, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех». Не будет расслоения на бедных и богатых, все будут равны, сразу исчезнут неравные браки и браки по расчету, не будет и испорченных детей. Вообще брак, Оуэн считал порождением частной собственности и был убежден, что в новом обществе «взамен [браку, союзу двух людей] должны возникнуть научно обоснованные объединения мужчин, женщин и детей в их обычном количественном соотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; эти общины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится с другими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общины будут подобным же образом связаны между собой». «Такое объединенное семейство составит ячейку совершенно новой организации человеческого общества, при которой все люди приобретут новое сознание, новые чувства, новый дух и усвоят совершенно иное поведение, по сравнению с человеком прежнего мира; устройство, которое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий, образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства, существующего теперь в жизненных делах».

Создание новой социальной среды – основная идея Оуэна. Человек по природе не хорош и не плох, он то, что делает из него среда. «Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечество разумным». Если в настоящее время человек плох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй. С другой стороны Оуэн не придавал никакого значения естественной среде, он видел только социальную. Оуэн исключал всякое религиозное влияние, особенно христианство. «Духовенство прежде всего применяет самые действенные средства для создания порока и для принуждения человека стать дурным, а затем, достигнув своей цели, меняет поведение и говорит, что «люди греховны по своей природе».

Именно Оуэн был автором идеи о красивой и комфортной обстановке для труда. Он провозглашал физический труд источником богатства: «…эта новая сила обеспечивает неисчерпаемую и все возрастающую возможность сделать богатство столь же легко доступным, как вода, и столь же сверхизобильным для всех разумных потребностей человеческого рода, как воздух»

Для того, чтобы изменить экономическую среду, надо, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремление к прибыли – это главное зло, которое привело к падению человеческого рода. По мнению Оуэна, прибыль по своему определению – несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта, а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Кроме того, считал Оуэн, прибыль является постоянной опасностью, причиной экономических кризисов перепроизводства. «» Из-за прибыли рабочий не может купить продукт своего труда, значит, потребить эквивалент того, что он произвёл. Продукт сразу после производства повышается в цене, становится недоступным для создавшего его человека, т. к. тот может предложить за него только ценность, равную его труду.

Орудием прибыли являются деньги, денежные знаки, с их помощью она реализуется. Благодаря деньгам становится возможна продажа товара по цене, выше чем его стоимость. Значит, надо уничтожить деньги и заменить их бонами труда. Бона будет истинным знаком ценности, т. к. если труд – причина и субстанция ценности, то вполне естественно, что он будет её мерилом.

Сколько часов труда будет затрачено на производство продукта, столько бон труда получит его производитель, когда захочет его продать, – ни больше, ни меньше. Столько же должен будет дать потребитель, когда захочет его купить. Таким образом, прибыль будет уничтожена.

Прибыль, деньги и денежные отношения идут рука об руку с частной собственностью, которую Оуэн также критикует. «Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех; она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам. Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерах величине собственности».

В своем обращении к профессиональным государственным деятелям Европы и Америки Оуэн писал, что смена существующего строя новым уже началась, что это революция, которая «приведет от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью». Противостоять этому процессу не нужно, а необходимо просто содействовать переходу к новому обществу. «Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни».Начать нужно именно с правительственных органов, но все должно проходить на добровольном уровне, без насилия. Оуэн был убежден, что если правительства стран, к которому он обращается, пойдет на встречу его идеям, то «то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год.

Такова простая сила истины»


Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Замечания о влиянии промышленной системы

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода


Вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения. Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу...

Вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась. ...

Тем не менее, его пригласили изложить свои идеи в лекции, которую он и прочел в зале народных представителей в Вашингтоне, в присутствии президента, министров и многих из членов конгресса. Идеи Оуэна приобрели популярность в Америке, представители правительства и богатых классов не оказывали ему сопротивления, как в Англии, и он нашел здесь много сторонников и друзей. Но главная цель его поездки...

Принципов. Дэвид Дэйл оказался как раз тем человеком, в котором нуждался распираемый разнообразными идеями Оуэн. Новый хозяин Нью-Ланарка начал с того, что принялся внедрять на производстве нигде и никогда прежде не виданный стиль управления. И у работавшего на него «трудового коллектива» началась другая жизнь. Поскольку образование являлось краеугольным камнем оуэновской системы воспитания...

Роберт Оуэн (Robert Owen, 14 мая 1771 года-17 ноября 1858 года) - английский философ, педагог и социалист-утопист, пожалуй, наиболее яркий представитель социалистического периода в Англии, один из первых социальных реформаторов XIX века.
Родился в Уельском городке Ньютаун, в семье представителей мелкой буржуазии. Он всегда стремился к знаниям и уже в раннем возрасте помогал своему учителю. Однако через пару лет бросил свое образование, так как хотел зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.
К 20 годам Оуен уже был директором текстильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), где он и начал внедрять в жизнь первые попытки социалистического преобразования общества.


Роберт Оуэн – фабрикант-филантроп

Главным желанием Оуена было воплотить социалистические идеи в жизнь. Еще в начале XIX века, когда он был управляющим одной из шотландских фабрик, он принял решение сократить рабочий день с 13-ти до 10-ти часового. Впервые именно он организовал при своей фабрике ясли и детский сад для детей работников.
Роберт Оуен принимал неоднократные попытки создавать социалистические организации. Так в 1824 г. в США (штат Индиана) он попытался организовать коммунистическую колонию «Новая гармония». Однако успехом это не увенчалось, как и идея «Рынка обмена товаров» в Лондоне в 1932 г., где производители могли бы вести обмен своими товарами на честных и справедливых условиях.


Взгляды и мировоззрение Оуэна

Слабое интеллектуальное развитие общества было, по мнению Оуена, основной причиной социальных проблем. Он считал, что с помощью пропаганды нужно просвещать людей, знакомить их с социальными устоями, которые соответствуют законам природы. Это, по мнению философа-социалиста, помогло бы общественности устранить свой «глупый» существовавший на данный момент порядок.
Вместе с этим Оуен критикует и выступает против частной собственности и экономического неравенства . Он называл частную собственность причиной огромного количества преступлений и всяческих бедствий, которые испытывает человек.

По мнению Оуена, в справедливом социальном обществе любое имущество, не считая предметов исключительно личного пользования, превратится в общественную собственность, которой всегда будет для всех в избытке.
Но вместе с этим он выступал исключительно за мирное изменение общественного строя. Революции, по его мнению, место только в сознании человека.
Оуэен считал, что революция может иметь форму только мирных и постепенных преобразований, она должна избегать превращений в грубый, насильственный переворот.

По его мнению, революция, совершающаяся темными, некультурными массами, непременно привела бы к актам насилия и всеобщего социального хаоса, что в свою очередь, отбросило бы человеческое развитие назад.
К такому результату приведет и революция, организованная совершенно не подготовленными в идейном плане людьми, тем более, если они будут одержимы идеей классовой мести.
Значительное внимание Оуен уделял правовым механизмам и считал, что с помощью государственных законов, помимо облегчения жизни трудящихся, можно осуществлять более широкий спектр реформ в их интересах.
Он был одним из первых, кто озвучил идею «гуманного фабричного законодательства», которая содержала в себе такие нормы как: ограничение рабочего дня, улучшение условий труда и быта рабочих и т.д.


Научные труды Оуэна

Свои взгляды теоретик сформулировал в многочисленных работах. Самой известной принято считать работу 1814 г. «Новый взгляд на общество или наука о формировании характера».
Также его авторству принадлежат книги:

  • 1815 г. - «Замечания о влиянии промышленной системы»;
  • 1817 г. - «Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе»
  • 1842 г. -1844 г. - «Книга о новом нравственном мире»;
  • 1850-е г. - «Революция в сознании и деятельности человеческого рода».

Труды Оуена были переосмыслены Фридрихом Энгельсом, Карлом Марксом, Лениным и послужили источником идей коммунизма.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти