Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Радоница: что нужно и нельзя делать в день повиновения усопших



Как отмечают, проводят Радоницу? Она ведь относится к особым, церковным праздникам, а для них есть особые ритуалы, памятки, списки разрешенных и запрещенных действий. Дата Радоницы ежегодно немного смещается, поэтому стоит иметь действующий церковный календарь, там указаны все праздники года. Радоница: что это за праздник, что можно делать в этот день расскажем в статье.

Похороны и Радоница

Радоница – особый день, посвященный общему всецерковному специальному поминанию усопших. Наступает он аккурат на 9-й день как отметят Пасху. Когда точная ? Тогда, если 2017-м Пасха была 16 апреля, выходит, Радоница 25 числа. У праздника древние, еще языческие корни, это видно даже по названию. Радуница – один из главных языческих богов, его задачами было встретить и помочь душам умерших отыскать покой. Живые родственники ежегодно славили бога, посвящая ему особый день.

Приносили специальные жертвы – готовили вкусные пироги, блины. Ведь и Пасха продолжается (тоже древний, еще языческий праздник). Сейчас многие характерные для древнего мероприятия традиции остались. Просто церковь превратила восхваление бога в поминание всех душ усопших. Ведь для христианства нет «чужих», и поминальные службы должны проводиться по всем. Тысячи, миллионы людей умирают одинокими, на чужбине или пропадают вообще без вести. Им не заказываются отдельно поминальные службы, необходимые для упокоения.




Отличительная черта – хоть Радоница и поминание усопших, но праздник и грустить нельзя. Наоборот, следует радоваться, разделяя с умершими близкими возможность приветствовать весну. Поэтому пекут вкусные пироги, куличи с блинами, красят яйца. Только не как жертвы богу, а как яства, дары, которыми кормят нищих, нуждающихся. Ведь Пасха – праздник великой Победы Спасителя, когда Он показал всем верующим, что смерть вовсе не точка, а грань, за которой путь бессмертной души продолжается.

Уборка кладбища

Да, за могилами близких люди должны следить, убирать лишние растения, протирать, приносить цветы. В Радоницу это тоже можно делать. Обычно с Вербного Воскресения вплоть до Радоницы никто из православных не должен посещать кладбища, ведь происходит напоминание древних событий – сначала Распятия, затем . Плюс празднование долгожданного прихода весны. Когда же приходит Радоница, можно помянуть усопших, сначала в храме, потом посетить кладбище. Бывает, люди не могут куда-то идти даже на праздник, тогда можно помолиться дома.




Главное - искренняя молитва, воспоминания об умерших. Ведь в христианстве считается, что живые могут помочь и поддерживать связь даже после смерти с усопшими. Через молитвы. Именно молитвы дают душам сил, напоминание о живых родственниках, также живые молясь, просят Всевышнего помочь умершим. Отыскать ближайший путь, не заблудиться. Ведь считается, дорога каждой души уже после смерти – к Дому, ко Всевышнему.

Работа и Радоница

Можно работать. Главное не забыть сам праздничный день. Каждый христианин должен находить постоянно время и на работу, и на семью, и походы регулярные в храм, и конечно, на молитвы.
Радоница – можно сказать обычный день, где есть посвящение памяти усопшим. Мало кто не будет работать, ведь она приходится обычно на вторник. Поэтому у христиан есть возможность молиться дома, главное стремление и понимание сущности праздника.




Беременные и Радоница

Можно будущим матерям на Радоницу посетить любую церковь, а кладбище? Да. Молитва ведь никогда не вредит ни матери, ни ее ребенку. Для христианства смерть – не страшное, не опасное дело. А неизбежная грань, перейдя которую, человек расстается лишь с бренным телом. Конечно, если беременная чувствует давление и нет желания посещать кладбище или церковь, силой заставлять незачем. Впрочем, это касается всех. Ведь молиться можно и дома, Бог везде и всегда услышит.

Что вообще можно делать

Можно и обязательно нужно молиться за всех покойных друзей, также близких, знакомых. Ведь сама посвящена общему поминанию. Праздник стал частью Пасхального периода, поэтому он наполнен двойственными чувствами – грусть, ведь идет поминание, и надежда.




Принято посещать кроме храма кладбище, где люди могут сами совершить краткую панихиду, можно сказать мирским чином. Прибраться, по необходимости.

Нельзя только захламлять кладбище стопками водки, крашеными яйцами. Душам незачем языческие подношения. Единственные вещи, важные им сейчас – молитва, светлая память, добрые слова. Приготовленную еду же стоит раздать нищим, отнести в ближайший храм.

Я многого не знала! Благодарю!

Во вторник я и вся моя семья работаем, поэтому поедем на кладбище в это воскресенье. А во вторник обязательно отнесу записочку об усопших в храм.

Праздник светлый и немного печальный - Радоница. Это родительский день, день, когда мы вспоминаем усопших и отмечаем Пасху вместе с ними. Отмечается он во вторник Фоминой недели, то есть, на 9-й день после Пасхи. Поскольку дата празднования Пасхи не постоянна, то и Радоницу мы отмечаем каждый год в разные дни.

Таким образом, отвечая на вопрос: какого числа Радоница в 2017 году, то совершенно каждый должен запомнить, что в 2017 году это есть первый вторник после Светлой седмицы, а, значит, Радоница, выпадает на 25 апреля.

Приметы на Радоницу в 2017 году

1. Плохой приметой считалось, если в этот день или за 1-2 дня до не прийти на кладбище к родным, тогда и этого человека, согласно суевериям, никто не помянет и не вспомнит после смерти.

2. Ни в коем случае нельзя было раньше трогать землю, то есть начинать какие-либо работы на огороде. Считалось, что это может привести к засухе, неурожаю и смерти одного из близких.

3. Нехорошей приметой был и дождь до обеда, после которого вечером дует ветер. В таком случае считалось, что предки не довольны тем, что о них забыли и не приходят на кладбище. А вот если в Радоницу просто идет дождь, а ветра нет, то это на счастье в доме и к богатому урожаю.

4. Та хозяйка, которая первая приготовит праздничную трапезу, первая будет и собирать жатву, причем урожай у неё будет богаче, чем у остальных.

5. Также наши предки верили, что та семья, которая первая придет на кладбище будет самой счастливой в году, а даже возможно, получит особенную мудрость, которая поможет в решении многих проблем.

Народные обычаи празднования Радоницы 2017

В праздновании Радоницы сплелись воедино церковные и народные традиции. Принято приносить пасхальные яства, в том числе, крашеные яйца – для поминальной трапезы. Но церковь не допускает ни есть, ни пить у могил. Такая традиция была в советское время, когда посещение храмов преследовалось государством. Но обряд не считается церковным. В православных традициях – угостить на Радоницу обездоленных. Противоречит обычаям, когда оставляют рюмку водки, ломоть хлеба или другую еду для усопшего.

Зная, когда проводится церковный праздник, можно заранее настраиваться на проведении обрядов. А вот в день Пасхи бывать на кладбище нежелательно, хотя такой обычай и распространяется среди народа. Это противоречит традициям церкви. Поминать усопших не принято до 9-го дня после праздника.

Помимо Радуницы, вспоминают усопших и в другие даты. Всего есть 8 поминальных дней в году. Среди них:

Димитриевская суббота,

Троицкая,

Мясопустная.

Перед каждой из них у православных в храме служат специальные заупокойные всенощные бдения. Помимо общецерковных дат, нужно поминать в дни рождения, кончины и именин. Но только Радоница по своей сути радостное событие и несет весть о воскрешении.

Еще один народный обычай – накрыть стол с конкретными блюдами. Готовят кашу, жарят яичницу, делают пироги, лепешки и блины. В народе считали, что в дом приходят души умерших. О них не забывали – на окне оставляли воду, сыпали крошку. На стол – несколько смен блюд. Лишь после этого «гости» уходили.

Сложились народные приметы, сопутствующие Радонице. С давних времен не принято ничего сеять и сажать. Детвора когда-то на Радоницу «звала» первый весенний дождь. Если небо «отзывалось», они наперегонки спешили умыться водой. Считалось, что осадки на этот праздник приносят удачу. Когда дождь сопровождался громом, умыться старались женщины – верили, что так сохраняют красоту и молодость.

Как ведут себя на кладбище в Радоницу

Церковь взяла Радоницу под свое покровительство. Это день поминовения усопших, дань их светлой памяти и их места в сердцах родных. Не следует забывать суть празднования ни на кладбище, ни после, на домашних посиделках. Какие ограничения устанавливает церковь при посещении могил?

1. Церковь не одобряет, когда на могиле оставляют еду – эта традиция языческая. В качестве альтернативы – приготовить еду в избытке и раздать нуждающимся. Тем же, кто по обычаям оставляют на могиле кулич и крашеные яйца, советуют воздержаться от того, чтобы на месте захоронения ставить рюмку с водкой и черным хлебом.

2. Употребление спиртных напитков не одобряется церковью. Запрета употреблять спиртное на Радоницу нет. Допустимо выпить в память об умерших дома, в разумных пределах, откровенное пьянство в этот день не приветствуется.

3. Застолье на кладбище. Существует традиция накрывать около могил богатые столы, веселиться и петь. По мнению священнослужителей – это оскорбление памяти усопших.

Православие признает Родительский день праздником радостного поминовения умерших. Но радость должна быть светлой, одухотворенной, и донести ее до ушедших родных лучше молитвой.

Истинно верующие проводят праздник в молитве и духовных радостях. Начать утро Радоницы советуют в храме, где можно заказать панихиду, помолиться об ушедших и раздать нуждающимся приготовленную еду и милостыню.

На кладбище в Родительский день ухаживают за могилой – убирают мусор, поправляют и красят оградки, украшают могилу цветами. Единственное приношение, которое одобряет православная церковь – цветы и зажженная свеча – в память об усопшем. Затем нужно вознести молитву – без слез, без грусти, просто от души пообщаться с родными, которых уже нет рядом. Несомненно, все молитвы будут услышаны.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы, таким образом, и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего ― долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

25 апреля во вторник второй седмицы по Пасхе празднуется особенный заупокойный праздник - Радоница.

Тому хорошим примером является случай, произошедший в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, когда монахи совершали богослужение в пещерах, где почивали мощи святых, и воскликнули им: «Христос Воскресе!», а в ответ услышали громовой и радостный ответ преподобных: «Воистину Воскресе!» Вот чего от нас ждут наши усопшие на Радоницу! Пример вышеупомянутой пасхальной истории - это пример истинной жизни в Духе, жизни во Христе.

Нужно, мне кажется, с Божьей помощью понять, что фактически Радоница должна начинаться не с корзиночки с водкой, яйцами и мясом, но с храмового богослужения - с Литургии. Потому уже мы переходим на кладбище, где совершаем панихиды и литии по пасхальному чину с радостными восклицаниями «Христос Воскресе!» И мы не просто приходим к своим усопшим, чтобы проведать их, выразить им свою любовь и почтить их память, хотя и это важно. Мы приходим для того, чтобы объединиться с ними вокруг Христа и во Христе, чтобы и они, и мы стали сопричастниками Пасхальной радости. Центр Радоницы не мы, живые, и не они, усопшие, но Воскресший Христос, дающий мирови жизнь. Вот что, мне кажется, нужно понять.

Иначе наше посещение кладбища превращается в мертвящую сухую традицию в лучшем случае, в худшем же - в полуязыческую тризну-пиршество. Во время последней вообще кладбище становится рестораном. Повсюду валяются скорлупа от яиц, остатки еды, а иногда на могилах спят пьяные люди. Часто можно видеть удручающую кощунственную картину: в могилу воткнуты сигареты, на них возливается водка и прочее. Этого, конечно, нельзя допускать.

Церковь не против поминальных трапез. Наоборот, это даже хорошо, когда родственники, часто приехавшие из дальних мест ради своих почивших предков, собираются на своеобразные вечери любви. Но сделать это лучше у кого-то дома. И желательно без алкоголя. Посидите, вспомните своих почивших сродников, помолитесь о них, покушайте в семейном кругу. Но лучше не на кладбище.

И, дорогие братья и сестры, не оставляйте на кладбищах на могилах еду: конфеты, куличи, иные продукты. Усопшие не едят. Они бестелесные духи. Подобные подношения мертвым - остатки языческих ритуалов. Лучше сразу отдайте приготовленные продукты детям или бездомным или завезите их в какой-нибудь интернат с просьбой о молитве за своих сродников почивших. Это очень хорошее дело милосердия.

Мы же принесем самый главный и самый драгоценный дар своим усопшим - свою молитву о них. Они ждут от нас этого великого и всеобъемлющего пасхального возгласа: «Христос Воскресе!» И, поверьте, отвечают на него: «Воистину Воскресе!»

Объединимся же не вокруг продуктов и пиршества, не вокруг возлияний, но единственно вокруг Воскресшего Христа, Который наполняет и души усопших, и наши сердца нескончаемой блаженной радостью.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

“Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших?

“Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага”, – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) – , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

С использованием материалов zavet.ru

Радоница – что это за праздник? Когда его отмечать? Часто спрашивают православные внуки, когда старшее поколение покупает искусственные цветы на Радоницу. В 2019 году этот день 25 апр. Традиции и правила древнего дня поминовения умерших разнообразны и важны.

Радоница – что за праздник?

Верующие на 2-й нед. после Великой Пасхи (во вторник) поминают своих умерших родственников. Корень имени праздника Радоница – радость. Светлая радость, потому что Пасха продолжает длиться. Радость от того, что родные, избавившись от мирской суеты, перешли в светлый мир безмятежности.

Сам Спаситель показал этот путь, когда прошел через смерть и воскрешение. В этот день, на Радуницу, уместно осознать, что все рано или поздно попадут на небеса, благодаря самоотверженным мучениям Христа во имя спасения человечества.

Верующие радуются, потому что очень скоро, прекратив свой бренный путь, смогут воссоединиться со своими предками в ином мире. Радуются приобретенному дару вечной жизни. В храмах вечером на Радуницу совершают особенную панихиду с пасхальными песнопениями. На кладбище также читаются молитвы об усопших.

Радоница в 2019 году

В Радоница 2018 году, как уже отмечалось, приходится на 25 апреля. К сожалению, многие церковные предписания за годы забвения стали трактоваться не совсем верно. Так в этот день обязательно посещение могил, уход за ними, чтение молитв.

Запрещено и не одобряется церковью на Радуницу:

  • распитие спиртных напитков у памятников, даже под лозунгом: «Нужно помянуть»(поминать следует молитвами, благими делами, а питие горячительного – оскорбление памяти предков);
  • оставление на могилках кушаний, крашенок, стопки водки с хлебом и фото умершего;
  • нельзя есть, пить на кладбище и проливать водку на могильный холмик.

Сегодня православные священники объясняют своей пастве, что за праздник Радуница, как его нужно отмечать, какие обряды следует соблюдать.

Как правильно ухаживать за могилой на Радуницу

Кладбище – священное место. Заходя на его территорию, следует произнести молитву «Отче наш» и перекреститься.

Могилы людей, покинувших этот мир, но ждущих своего воскрешения, необходимо содержать в чистоте. Вовремя убирать засохшие цветы и сорняки. Красить при необходимости оградки. Возлагать новые искусственные цветы и венки.

Обязателен на могиле православный крест – знак будущего воскрешения того, кто покоится под ним. Это может быть именно крест или его изображение на надгробии. Могила – место, где в особый день встанет усопший для жизни вечной. Крест с распятием – знак бессмертия и будущего воскрешения. Тело лежит под ним, а душа парит в небесах.

Это интересно!

Интересно, что в православии тех, кто умер, именуют усопшими. Христос своими мучениями на кресте подарил человечеству вечную жизнь. Придет тот день, когда усопшие проснутся и встанут перед Господом для жизни вечной. Вот почему долг живых ухаживать за могилами предков.

Крест – важнейшая часть захоронения

Крест, водруженный на могильном холмике, – знак того, что внизу покоится семя, которому суждено прорасти в новой сущности. Важно следить, чтобы он не накренился, был вовремя покрашен.

Для души усопшего, который пребывает в ином мире очень важно, чтобы на могиле находился крест, пусть и самый скромный. Все гранитно-мраморные пышные памятники – только дань гордыне родственников, но не радость душе покойного.

Почему назвали Радоницей?

Как уже упоминалось – корень в названии Радуницы (дня поминовения усопших) – радость. Не грусть и печаль, а радость от того, что скоро предстоит поход в новую жизнь.

Радоница – что за праздник? Как его отмечают? Что делать у могилы?

Перед тем, как идти на кладбище на Радуницу, нужно сходить в церковь. Оставить там записку с именем усопшего, отслужить по нему панихиду. Можно прийти к причастию.