Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Примеры целей в жизни человека. Методы и приемы развития интеллекта учащихся. Основные отличия цели и задач


Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).

Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структу­ру:

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выяв­ления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;

6) этап первичного закрепления с ком­ментированием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной
деятельности («надо»);

Установить тематические рамки учебной деятельности
(«могу»).

При выполнении первого условия данного этапа учитель может высказать добрые пожелания учащимся, выразить поддержку и т.д. Второе требование возможно выполнить при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). Выпол­нение третьего требования можно организовать в процессе диалога, самопроверки домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Результатом этапа является положительная мотивация (в даль­нейшем и самоопределение) каждого учащегося к учебной деятель­ности на уроке, что существенно отличает этот этап от организаци­онного момента традиционного урока.

Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки спо­собности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организа­ция осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;


Активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» -
«хочу» - «могу») и попытались самостоятельно выполнить индиви­дуальное задание на применение нового знания, запланированного
для изучения на данном уроке;

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении проб­ного действия или его обосновании.

Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объ­ему работы. Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения но­вого знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.

Подбор заданий для второго этапа является достаточно сложной задачей для учителя. Но без тщательного их подбора у учащихся могут возникнуть проблемы на этапе построения проекта выхода из затруднения. Важно помнить, что нужно повторить только ЗУНы, не­обходимые для самостоятельного построения детьми нового знания.

На рассматриваемом этапе урока можно использовать разные формы работы. Например, актуализацию знаний можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия как со всем классом, так и по группам, таким образом используя как фронтальную, так и групповую формы работы.

Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Подчеркнем, что затруднение - это фик­сация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.

Для реализации этой задачи необходимо использовать индиви­дуальные формы работы: математический диктант, задание для са­мостоятельного выполнения и т.д. Для фиксации каждым учащимся возникшего затруднения можно организовать диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:

1. Не смог выполнить задание;

2. Не смог правильно решить поставленную задачу (получил
неверный ответ);

3. Получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать -
это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило,
алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;

4. Получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить
способ получения используемого правила, способа действия и т.д.

Также возможен вариант затруднения:

5. Не смог выполнить условия задания.

Например, решил задание, но не за указанное время. Следо­вательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».

Отметим, что в настоящее время готовится к печати статья по организации фиксации учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или в его обосновании. В ней будут рассмотрены разные типы затруднений и приведены примеры организации их фиксации на уроках по разным предметам.

Также, в отличие от традиционной актуализации знаний, на данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания, тогда как в традицион­ном уроке речь в основном идет о повторении материала, пройденного на прошлом уроке.

3. Основной целью этапа выявления места и причины, затруд­нения является осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись
и проговорили в слух, что и как они делали;

Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруд­нение (место затруднения);

Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными спосо­бами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
(причина затруднения).

Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог, включить эмоциональный компонент. Отметим, что на дан­ном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке. Насколько эффективно каждый учащийся включится в деятельность по построению нового знания зависит от того, насколько четко будет проведен данный этап. Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего за­труднения.

4. Основной целью этапа построения проекта выхода из за­труднения является постановки целей учебной деятельности, и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель
своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникше­го затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно
построить и чему научиться);

Предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить;

Выбрали способ построения нового знания (как?) - метод
уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из
ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов
нет и требуется введение принципиально нового знака или способа
действий);

Выбрали средства для построения нового знания (с помощью
чего?) -
изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы
записи и т.д.;

Сформулировали план своих действий по построению нового
знания.

Продолжительность данного этапа 4-6 минут. Для того, чтобы все задачи были решены, необходимо тщательно продумать органи­зацию проектной деятельности учащихся. Принципиальным отли­чием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается, во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана) и, во-вторых, в реализации этого плана. Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения.

Для успешного результата на данном этапе можно продумать подводящий диалог - то есть такую систему вопросов, которая га­рантированно приведет учащихся к решению учебной задачи, побуж­дающий диалог, мозговой штурм и т.д. Возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта и решения исходной задачи является построение учащимися нового знания и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипо­тезы;

При построении нового знания использовать предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;

Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в
речи и знаково (с помощью эталона);

Применить новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего
ранее затруднения;

Уточнить общий характер нового знания (возможность при­менения нового знания для решения всех заданий данного типа).

Таким образом, на данном этапе функция учителя - организо­вать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.

Продолжительность этапа составляет 5-8 минут. Для успеш­ного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Но именно на этом этапе групповая форма работы наиболее эффективна и интересна для учащихся.

Подчеркнем, что результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового знания. Знаковая фиксация нового способа действия (эталон) необходима не только для лучшего усвоения нового знания, но и для организации грамотной самопроверки своего решения на этапе самостоятельной работы с самопроверкой. Также эталоны являются критериальной базой при проведении уроков рефлексии и развивающего контроля.

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, что­бы, во-первых, он был математически грамотный, и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке открытия нового знания, был им хорошо знаком и понятен. То есть являлся реальным инструментом для решения задач данного типа.

При самопроверке работ учащиеся должны уметь проверять себя по эталону для самопроверки . Это обеспечивает освоение процедуры грамотного, объективного контроля. Отметим, что способность к про­верке учащимся себя по эталону формируется постепенно. Сначала учитель организует фронтальную самопроверку, в результате кото­рой учащиеся соотносят свои действия с эталоном, учатся находить место и причины ошибок, исправлять их на основе правильного применения эталона. В дальнейшем ученики делают эту работу все более и более самостоятельно. Важно подчеркнуть, что в результате проведения самопроверки учащийся должен не просто исправить неправильный ответ на правильный.

Основная цель этой работы - понять место своей индивидуаль­ной ошибки, ее причину и исправить ошибку на основе правильного применения правила, алгоритма, способа действия и т.д.

6. Основной целью этапа первичного закрепления с коммен­тированием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых
заданий на новый способ действия;

При этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги
и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.

Для этого можно использовать такие формы организации учебной деятельности, как «цепочки», работа в парах и т.д. Можно организовать работу, используя игровые ситуации и соревнования.

Подчеркнем, что при решении типовых заданий целесообраз­но зафиксировать образец оформления заданий на новое знание и организовать вербальное соотнесение учащимися своих действий с каждым шагом построенного эталона.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивиду­альная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типо­вых заданий на новый способ действия;

Организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ре­бенка;

Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возмож­ность выявления причин ошибок и их исправления.

Продолжительность данного этапа составляет 3-5 минут. Под­черкнем, что в соответствии с принципом минимакса учащийся должен усвоить содержание на уровне государственного стандарта знаний, поэтому задания, предлагаемые в самостоятельной работе должны соответствовать обязательному уровню. Это не значит, что далее не будет предоставлена возможность научиться выполнять задания более высокого уровня сложности. Но функция данного этапа - проверка каждым учащимся освоения базового уровня. Са­мостоятельная работа может представлять собой письменную работу небольшого объема узкой типовой направленности.

Важно отметить, что именно на этом этапе происходит обучение учащихся грамотному самоконтролю своей работы, поэтому одним из условий его проведения является наличие объективно обосно­ванного эталона. Эталон также позволяет каждому учащемуся не просто формально исправить допущенную ошибку или утверждать, что ее нет, но доказательно аргументировать свое утверждение. Са­мопроверка по эталону позволяет ученику, который верно выполнил задания, пошагово проговаривать и обосновывать свое решение, а в случае, если ошибка допущена, - учиться определять ее место, причину и исправлять свою ошибку на основе правильного примене­ния эталона. При организации обучения самопроверке недостаточно просто предъявить учащимся объективно обоснованный эталон. Необходимо продумывать диалог для вербального сопоставления учениками решения самостоятельной работы с эталоном для само­проверки.

В случае, когда при выполнении самостоятельной работы у учащегося возникло затруднение, ситуация успеха заключается в выявлении причины затруднения и его преодолении. Переживание ребенком ситуации успеха способствует формированию у него поло­жительной мотивации к дальнейшему обучению.

8. Основной целью этапа включения в систему знаний и пов­торения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

Выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

Организовать выполнение заданий, в которых новое знание
связывается с ранее изученными;

Организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

При необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса.

Продолжительность данного этапа составляет 5-8 минут. Этот этап можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия преимущественно в группах или парах. Целесообразно предостав­лять возможность выбора заданий учащимися, включать элементы проектирования, игровые ситуации и т.д.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной
учебной деятельности на уроке;

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятель­ности и фиксируют степень их соответствия;

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются
задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами вы­
бора, творчества).

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности. Подчеркнем, что организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). В этом случае ученик может провести рефлексию своей учебной деятельность на уроке.

При организации данного этапа разбираются вопросы: из каких основных шагов состоит учебная деятельность, удалось ли реализо­вать эти шаги на данном уроке, где возникло затруднение; какова причина затруднения; каким способом преодолели возникшее затруд­нение; что нового узнали; достигнута ли цель урока; где используется новый способ действия; каковы результаты деятельности класса, собственные результаты; что необходимо сделать в дальнейшем и т.д. Для обозначения степени достижения поставленной цели де­ятельности можно использовать специальные сигналы - цвет, знак, шкала и т.д.

В заключение описания урока «открытия» нового знания отметим, что часто, особенно в средней и старшей школе, объем содержания урока данного типа достаточно велик. Возникает воп­рос - все ли новые знания, появляющиеся на уроке, необходимо «открывать» обязательно самим учащимся? Нельзя ли некоторые понятия, правила и т.д. ввести учителю, на введении другого алгорит­ма, способа действия, правила или понятия организовать проектную деятельность учеников, а какие-то выводы сделать непосредственно из открытого нового знания? Ответ - именно так и надо поступать. А иначе где взять время на уроке?

Наша цель - помимо освоения учащимися необходимых знаний и умений, сформировать на этих уроках у ребят умение самостоя­тельно строить и реализовывать проекты, уметь применять новые знания при решении практических задач и анализировать свою деятельность. Для этого необходимо прохождение и осознание всех 9 этапов. Совершенно очевидно, что для организации даже двух «от­крытий» на уроке времени недостаточно, хотя в начальной школе это и удается. Что говорить, когда необходимо «ввести» 3, 4 и т.д. новых понятий и способов действий.

В этом случае важно уметь структурировать содержание урока: на каком материале будет организована проектная деятельность, какие понятия и т.д. для этого необходимо «ввести», какие выводы можно будет получить из «открытого» знания.

Таким образом, для реализации деятельностных целей обучения каждый урок введения нового знания должен стать уроком «откры­тия» знаний самими учащимися. В случае, когда объем новых знаний на уроке очень большой, на каком именно содержании организовать «открытие» урока - выбирает учитель.

Для подготовки урока «открытия» нового знания предлагается использовать следующий алгоритм конструирования урока.

Один из лучших советов, который можно вам дать: «с уверенностью смотрите в будущее - в направлении своей мечты» и ставьте правильные цели в жизни.

Большинство из нас живет, как ветер - двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.

Но я верю, что наша жизнь - не просто случайность, и что мы все должны участвовать в ее «проектировании». Можно назвать это дизайном образа жизни.

С тех пор, как вышел фильм «Пока не сыграл в ящик» («The Bucket List» с участием Джека Николсона и Моргана Фримена - рекомендую к просмотру), еще больше людей стало писать список своих собственных целей.

Постановка целей - это не просто написать список. Это отправная точка на пути к проектированию жизни, которой мы живем. Возможно и вам пора задуматься обо всех больших и маленьких вещах, которые вы хотели бы осуществить в своей жизни.

Каждый год, обычно в декабре, люди составляют список вещей, которые хотели бы достичь в следующем году. Однако эти носят краткосрочный характер. 100 целей жизни поставят перед вами более амбициозные задачи. Некоторые из них будут краткосрочными, а выполнение других может занять всю вашу жизнь. Какие-то задачи вы можете начать и сделать сразу, некоторые потребуют больше времени.

100 целей жизни должны быть настолько захватывающими лично для вас, что вам будет трудно заснуть ночью! Если же вы не в восторге от ваших целей, то вы не будете стремиться к ним на достаточно высоком уровне.

Я приведу пример 100 жизненных целей (как базовых, так и «экзотических»), но настоятельно рекомендую сделать свой собственный список. Итак, наберитесь терпения…

100 целей жизни человека

  1. Создать семью.
  2. Поддерживать отличное здоровье.
  3. Научиться говорить на английском языке (С помощью носителя языка или самостоятельно).
  4. Посещать новую страну мира каждый год. Посетить все континенты.
  5. Изобрести и запатентовать новую идею.
  6. Получить почетную степень.
  7. Внести существенный позитивный вклад в дело мира.
  8. Отправиться в путешествие на корабле.
  9. Увидеть землю из космоса + Получить опыт невесомости.
  10. Совершить прыжок с парашютом.
  11. Участвовать в марафоне.
  12. Создать пассивный источник дохода.
  13. Изменить чью-то жизнь навсегда.
  14. Участвовать в Олимпиаде (или чемпионате мира).
  15. Совершить паломничество в Израиль.
  16. Помочь 10 людям достичь их жизненной цели.
  17. Родить ребенка. Воспитать ребенка.
  18. Быть вегетарианцем в течение месяца.
  19. Прочитать всю Библию.
  20. Пообедать с известным .
  21. Выступить на конференции (+выступить с речью перед более чем 100 людьми).
  22. Написать и опубликовать книгу.
  23. Написать песню.
  24. Запустить сайт в Интернете.
  25. Научиться ездить на мотоцикле.
  26. Создать собственный бизнес.
  27. Взобраться на вершину горы.
  28. Научиться играть в теннис.
  29. Изучить цифровую фотографию и научиться фотографировать.
  30. Сдать Кровь.
  31. Избавиться от вредных привычек(Алкоголь, курение).
  32. Познакомиться с интересным человеком противоположного пола.
  33. Владеть собственными 5 гектарами земли.
  34. Покормить акул.
  35. Найти любимую работу, которая не будет напрягать.
  36. Совершить подводное плавание (заняться дайвингом или, возможно, поплавать даже на подводной лодке).
  37. Прокатиться на верблюде или поездить на слоне.
  38. Полетать на вертолете или воздушном шаре.
  39. Поплавать с дельфинами.
  40. Увидеть 100 лучших фильмов всех времен.
  41. Посетить «Оскар».
  42. Сбросить лишний вес.
  43. Съездить с семьей в Диснейленд.
  44. Прокатиться на лимузине.
  45. Прочитать 100 лучших книг всех времен.
  46. Поплавать на каноэ по Амазонке.
  47. Посетить все игры сезона любимой футбольной\баскетбольной\хоккейной\т.п. команды.
  48. Посетить все самые крупные города страны.
  49. Жить какое-то время без ТВ.
  50. Уединиться и пожить месяц, как монах.
  51. Запомнить стихотворение «Если бы…» Редьярда Киплинга.
  52. Иметь свой собственный дом.
  53. Жить какое-то время без машины.
  54. Совершить полет в истребителе.
  55. Научиться доить корову (не смейтесь, может быть полезным жизненным опытом!).
  56. Стать приемным родителем.
  57. Совершить путешествие в Австралию.
  58. Научиться танцу живота.
  59. Основать некоммерческую организацию, направленную на помощь людям.
  60. Научиться делать ремонт в доме (и сделать его).
  61. Организовать тур по Европе.
  62. Научиться скалолазанию.
  63. Научиться шить/вязать.
  64. Ухаживать за садом.
  65. Сходить в поход по дикой природе.
  66. Освоить боевое искусство (возможно, стать обладателем черного пояса).
  67. Играть в местном театре.
  68. Сняться в фильме.
  69. Отправиться в путешествие на Галапагосские острова.
  70. Научиться стрельбе из лука.
  71. Научиться уверенно пользоваться компьютером (либо помочь в этом своей девушке, маме)
  72. Брать уроки пения.
  73. Отведать блюда французской, мексиканской, японской, индийской и др. кухни.
  74. Написать стихотворение о своей жизни.
  75. Научиться кататься на лошадях.
  76. Поплавать на гондоле в Венеции.
  77. Научиться управлять лодкой или катером.
  78. Научиться танцевать вальс, чечетку и др.
  79. Опубликовать видео в YouTube, которое наберет 1 миллион просмотров.
  80. Посетить штаб-квартиру Google, Apple, Facebook или др.
  81. Пожить на острове + Пожить в хижине.
  82. Получить полный массаж тела.
  83. В течение месяца пить только воду и сок во время еды.
  84. Стать владельцем % акций прибыльной компании.
  85. Иметь ноль личных долгов.
  86. Построить домик на дереве для своих детей.
  87. Инвестировать в золото и/или недвижимость.
  88. Побыть волонтером в больнице.
  89. Отправиться в кругосветное путешествие.
  90. Завести собаку.
  91. Научиться водить гоночный автомобиль.
  92. Опубликовать семейное дерево.
  93. Достигнуть финансовой свободы: иметь достаточно пассивного дохода, чтобы покрыть все расходы.
  94. Стать свидетелем рождения своих внуков.
  95. Посетить Фиджи/Таити, Монако, Южную Африку.
  96. Участвовать в гонках на собачьих упряжках в Арктике.
  97. Научиться серфингу.
  98. Сделать шпагат.
  99. Покататься на горных лыжах всей семьей в Аспене.
  100. Пройти профессиональную фотосессию.
  101. Пожить в другой стране в течение одного месяца.
  102. Посетить Ниагарский водопад, Эйфелеву башню, Северный полюс, пирамиды в Египте, Римский Колизей, Великую китайскую стену, Стоунхендж, Сикстинскую Капеллу в Италии.
  103. Пройти курсы выживания в природе.
  104. Обладать собственным частным самолетом.
  105. Быть счастливым в этой жизни.
  106. …. ваши цели…

___________________________________________________

Может возникнуть вопрос: зачем 100 целей в жизни - так много? Постановка такого количества целей может реально проверить вашу мотивацию и таланты во многих областях и сферах жизни. Жизнь так многогранна, а цели должны продемонстрировать вашу дисциплину и ответственное отношение к ней.

Именно вы берете под контроль свою жизнь. А цели - это как GPS в жизни. Они дают направление и помогут вам выбрать, куда пойти в этой жизни. Ваше видение об идеальном будущем может превратиться в реальность.

Когда вы поставите 100 жизненных целей, а затем оцените достижения, вы сможете увидеть, что вы сделали и на что вы реально способны. Сам процесс достижения целей даст вам уверенность и веру в себя. После того, как вы добились одной цели, вы будете пытаться добиться других целей, возможно, более высоких.

Вы увидите большой прогресс, которого достигли, когда через какое-то время оглянетесь назад. Цели являются отправной точкой для успеха. Просто начните…

А хороший старт, как вы сами знаете, составляет половину успеха!

Для реализации современных требований общества к образованию педагогами используется новая авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон. Эта технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем. Этот новый педагогический инструментарий дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС. В основе ТДМ лежит метод рефлексивной самоорганизации (общая теория деятельности – Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), и вместе с тем, она включает в себя все этапы глубокого и прочного усвоения знаний (П.Я. Гальперин). Благодаря этому, учащиеся имеют возможность на уроках системно тренировать весь спектр УУД, определяющих умение учиться. С другой стороны, ТДМ обеспечивает преемственность с традиционной школой.

Приведем в качестве примера структуру уроков открытия нового знания (ОНЗ) и опорную схему, которая помогает учителям соотнести между собой различные типы уроков и выявить их общую методологическую основу – схему рефлексивной самоорганизации:

1) Мотивация к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Анализ технологических требований к каждому этапу уроков ОНЗ показывает, что учащиеся имеют возможность на этапах:

(1) – тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками;

(2) – выполнять пробное учебное действие, фиксировать свое затруднение;

(3) – выявлять и формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;

(4) – учитывать разные мнения, ставить перед собой цель, выбирать способ и средства ее реализации, планировать;

(5) – работать по плану, выдвигать гипотезы, самостоятельно строить способы решения проблем, искать информацию, извлекать из текстов нужную информацию, моделировать, учитывать разные мнения и согласовывать общую позицию;

(6, 8) – использовать модели, осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действия по алгоритму;

(7) – выполнять самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;

(9) – выполнять рефлексию деятельности, осуществлять самооценку ее результатов.

Кроме того, в ходе таких уроков у учащихся активно развиваются познавательные процессы и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Учащиеся активно включаются в процесс открытия нового знания, становясь субъектами учебной деятельности. Они понимают новые правила и понятия, а не механически заучивают их.

После того как на уроке ОНЗ новое знание (понятие, способ действия) «открыто» учащимися, возникают вопросы: «Как организовать дальнейшую работу, чтобы это знание было усвоено каждым учеником? Как организовать эту работу с пользой для развития личности учащегося? Можно ли достичь этих целей путем формального выполнения энного количества заданий нового типа?» Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы. Поэтому важно процесс формирования необходимых умений и навыков применения нового знания также строить на основе метода рефлексии, то есть сделать развивающим. При этом на уроках, которые традиционно назывались уроками повторения и закрепления, будут отрабатываться не только предметные умения и навыки, но и одновременно формироваться УУД. Такие уроки в ДСДМ получили название уроков рефлексии.

Помимо уроков ОНЗ и рефлексии в дидактической системе деятельностного метода выделено еще два типа уроков деятельностной направленности.

· уроки развивающего контроля;

· уроки построения системы знаний.

На уроках развивающего контроля учащиеся участвуют в процессе проверки усвоения изученных знаний, контролируют себя и выполняют самооценку. На уроках построения системы знаний – строят маршрут изучения курса, делают обобщения, систематизируют изученные знания, определяют область их применения и намечают пути дальнейшего развития.

Таким образом, ТДМ позволяет педагогу проводить уроки так, что дети сами выполняют полный комплекс УУД, составляющих умение учиться (на дошкольной ступени для проведения занятий используется модификация ТДМ –

Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я. Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым.

Урок рефлексии (Р).

Деятельностная цель: формирование умения фиксировать свои затруднения в деятельности, выявлять их причины, строить и реализовывать проект выхода из затруднений (осуществлять контроль и коррекцию способа действия и его результата).

Урок развивающего контроля (РК).

Деятельностная цель: формирование умения осуществлять контрольную и оценочную функцию.

Урок построения системы знаний (ПСЗ).

Деятельностная цель: формирование умения обобщать и структурировать знания.

По материалам следующих источников:

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.

«Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятель-ностного метода обучения «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

Грушевская Л.А. Методические особенности подготовки и проведения уроков рефлексии при работе по курсу математики программы «Школа 2000…»// Сборник статей - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005.

Бывали случаи, когда наличие цели спасало жизнь людям, когда уже, казалось бы все потеряно… но не цель. Мы собрали постарались собрать примеры целей в жизни человека. Читайте, сохраняйте в закладки и возвращайтесь для перечитывания и осмысления, переоценки.

Понятие цели и её значимость

Существует закон постоянной динамики. Он распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. И на цели. Цель – это результат, который человек стремится получить в итоге по окончании всех своих действий. Реализация одной цели порождает другую. И если вы имеете престижную работу, огромный дом, в котором вас ждёт любящая семья, то это вовсе не предел ваших мечтаний. Не останавливайтесь. Продолжайте и достигать их несмотря ни на что. А тот успех, который вы уже смогли достичь поможет вам в реализации следующих замыслов.

Цель и её виды

Постановка жизненных целей является самым важным шагом на пути к успеху. Необязательно останавливаться на какой-то одной задаче и пытаться её реализовать. В теории существуют несколько разновидностей целей в жизни. В зависимости от сферы общества выделяют три категории:

  1. Высшие цели. Они ориентированы на человека и его окружение. Отвечают за развитие личности и помощь обществу.
  2. Основные цели. Направлены на самореализацию личности и его взаимоотношение с другими людьми.
  3. Обеспечивающие цели. К ним относятся все материальные человека, будь то автомобиль, дом или поездка на отдых.

Опираясь на эти три категории, человек самореализуется и . В том случае, если хотя бы одна целевая категория отсутствует, он уже не будет счастливым и успешным. Поэтому так важно иметь несколько целей одновременно, чтобы развиваться во всех направлениях.

Правильно формулируйте свои цели. Чётко сформулированные цели в жизни человека обеспечивают 60% успеха их достижения. Лучше сразу обозначить приблизительные временные рамки. Иначе цель всей вашей жизни может так и остаться недостижимой мечтой.

Как правильно ставить перед собой цель

Каждый человек сталкивается с трудностями по достижению своих целей исходя из неточной формулировки. Какие цели в жизни человека можно привести в качестве примера?

  • Иметь квартиру, дом, дачу.
  • Отдохнуть на море.
  • Обзавестись семьёй.
  • Обеспечить родителям хорошую старость.

Все приведённые выше цели в большей степени, так или иначе, являются мечтой человека. Он этого хочет, возможно, от всего сердца. Но возникает вопрос: когда его цели реализуются и что он для этого делает?

Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо поставить перед собой чёткую и ясную задачу. Она должна уместиться в одну фразу. Наглядным примером правильной постановки целей в жизни человека являются следующие формулировки:

  • Иметь в 30 лет квартиру (дом, дачу).
  • Похудеть на 10 кг к сентябрю.
  • Отправиться на море в первый месяц лета.
  • Создать счастливую и крепкую семью.
  • Забрать родителей к себе в дом и обеспечить им хорошую старость.

Из вышеперечисленных целей можно сделать вывод, что почти все они имеют определённый временной промежуток. Исходя из этого, человек может распланировать своё время для реализации задуманного; разработать ежедневный план действий. И тогда он будет видеть полную картину того, что необходимо сделать и предпринять, чтобы цель в жизни была достигнута.

Как быстрее достигать цели

Чем больше у вас энергии, тем быстрее вы достигаете цели. Но энергия требуется особого рода – ментальная. Эта та энергия которая позволяет вам мыслить, испытывать эмоции и вообще строить свою реальность (вы же знаете что мысли материальны, не так ли?). Проблема среднего человека в том, что ментальная сфера сильно загажена. Чем? Разными негативными эмоциями (страхи, ненависть, обиды, ревность, тревоги и т.д.), психологическими комплексами, ограничивающими убеждениями, эмоциональными травмами и прочим ментальным хламом. И этот хлам порождает внутренние конфликты, противоречия, которые мешают достижению цели.

Избавившись от ментального хлама вы избавляетесь от подсознательных противоречий и увеличиваете силу мысли. При этом чистота мышления увеличивается, что, однозначно, ускоряет реализацию цели. Освобождение от такого груза делает жизнь счастливей и легче, что само по себе является главной ценностью для любого человека . Самый быстрый инструмент для очищения ментального пространства это система Турбо-Суслик. Преимущество этой системы в том, что она задействует ресурсы подсознания, которые обычно простаивают. Т.е. основную работу выполняет ваше подсознание в фоновом режиме, пока вы занимаетесь своими делами. А вам нужно только зачитать готовые инструкции. Просто, быстро и как показывает практика (самое главное) – результативно. .

Топ 100 основных целей в жизни человека

В качестве примера можно привести следующие цели в жизни, из перечня которых каждый человек найдёт себе желаемое:

Личные цели

  1. Добиться определённых успехов в своей деятельности.
  2. Перестать употреблять спиртные напитки; курить сигареты.
  3. Расширить свой круг знакомых по всему миру; обзавестись друзьями.
  4. Овладеть несколькими иностранными языками в совершенстве.
  5. Перестать употреблять в пищу мясо и мясные продукты.
  6. Ежедневно просыпаться в 6 утра.
  7. Читать хотя бы одну книгу в месяц.
  8. Отправиться в путешествие по всему миру.
  9. Написать книгу.

Семейные цели

  1. Создать семью.
  2. (-ой).
  3. Обзавестись детьми и воспитать их должным образом.
  4. Обеспечить детей хорошим образованием.
  5. Отметить медную, серебряную и золотую свадьбу с супругом (-ой).
  6. Увидеть внуков.
  7. Устраивать праздники для всей семьи.

Материальные цели

  1. Не брать денежные средства в долг; в кредит.
  2. Обеспечить пассивный доход.
  3. Открыть вклад в банке.
  4. Ежегодно увеличивать свои накопления.
  5. Откладывать сбережения в копилку.
  6. Обеспечить детей солидным наследством.
  7. Заниматься благотворительностью. С чего начать .
  8. Купить автомобиль.
  9. Построить дом своей мечты.

Спортивные цели

Духовные цели

  1. Заняться укреплением своей воли.
  2. Изучить книги по мировой литературе.
  3. Изучить книги по личному развитию.
  4. Освоить курс психологии.
  5. Заниматься волонтёрством.
  6. Выражать искреннюю благодарность.
  7. Реализовать все намеченные цели.
  8. Укрепить веру.
  9. Безвозмездно помогать окружающим.

Творческие цели

  1. Освоить игру на гитаре.
  2. Издать книгу.
  3. Изобразить картину.
  4. Вести блог или личный дневник.
  5. Создать что-то своими руками.
  6. Открыть сайт.
  7. Побороть страх перед сценой и зрителями. Как высиупать публично – .
  8. Научиться танцевать.
  9. Освоить курсы кулинарии.

Другие цели

  1. Организовать поездку родителям за границу.
  2. Лично познакомиться со своим кумиром.
  3. Жить одним днём.
  4. Организовать флешмоб.
  5. Получить дополнительное образование.
  6. Простить всех за когда-либо причинённую обиду.
  7. Посетить сакральную землю.
  8. Расширить круг своих знакомых.
  9. Отказать от интернета на месяц.
  10. Увидеть северное сияние.
  11. Побороть свой страх.
  12. Привить себе новые полезные привычки.

Совсем неважно, выберите ли вы цели из уже предложенных или придумаете свою. Главное – действовать и не отступать ни перед чем. Как сказал знаменитый немецкий поэт И.В. Гёте:

«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации».

Деятельностная цель:

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.



Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.


  • формировать у учащихся представления

  • о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;

  • о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

  • Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.


Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.


  • Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;

  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

  • критериальную оценку результата сопоставления.

  • Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;

  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.


Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.


Имеют следующую структуру:

  • Имеют следующую структуру:

  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

  • 5) этап реализации построенного проекта;


2 класс. Математика.

  • 2 класс. Математика.

  • Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд.

  • Тип урока : уроки открытия детьми нового знания;

  • Цели .

  • Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.

  • Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.

  • Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.


  • 1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.)

  • Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация).

  • 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)

  • Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –(2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме).

  • Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.



  • Побуждающие вопросы для диалога:

  • -в чём возникла трудность?

  • -в чём отличие этого примера от других?

  • -что надо сделать, чтоб затруднения не было?

  • -какую цель себе поставим?

  • - какая будет тема урока?


  • Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению - (5-6 шаг:

  • построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения).

  • КАК?

  • Постройте модель данного примера.-

  • Можем ли мы вычесть единицы? Почему?

  • Где спрятались единицы? (В десятках)

  • Зная это давайте построим новую модель.



  • Цель: усвоение нового способа действий

  • (комментированием, проговариванием во внешней речи) – (7 шаг: фиксирование новой нормы деятельности в языке).

  • На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.


  • Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях).

  • Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор: 1 пример, 2 примера или все примеры.

  • Но они должны помнить 3 шага действий,

  • которые можно повесить на доске:

  • Уложитесь ли во времени?

  • 2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки?

  • 3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления?


Выполнение задания(на время).

  • Выполнение задания(на время).

  • Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида!

  • Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)


  • Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. –

  • (9-10 шаг: этап включения новой нормы деятельности в систему понятий; этап тренировочных действий по ранее изученным нормам(повторение)).

  • На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.

  • -Открываем номер… (в нём есть 12 примеров, из них 6 – на новый приём). Ребята, вы, оценив себя по 3 шагам, можете решить всё, или выбрать и записать только те, где есть новый приём, или взять карандаш и поставить точку в книге около новых примеров.


  • Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания – (11-12 шаг: этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.)

  • Диалог.

  • -Что нового узнали на уроке? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? И т.д.

  • Обсуждение домашнего задания:

  • Обязательная часть + по желанию и степени трудности.

  • Урок окончен. Спасибо за внимание.


Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

  • Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

  • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;

  • 3) этап локализации индивидульных затруднений;

  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта;

  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;

  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


  • Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

  • Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.


Задание:

  • Задание:

  • Решите уравнение: х+1 = 5.

  • Эталон - знаковая фиксация способа действия (нормы N). Для рассматриваемого случая возможны следующие варианты эталонов:

  • 1). а = n

  • х=Ь-а

  • 2). Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

  • Х -b= а

  • 3). х+а = n

  • х-Ь=а и т. д.

  • Эталон может быть представлен в разных видах.


  • Главное, чтобы, во-первых, он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

  • Образец - реализация данного способа действия на конкретном примере (конкретизация нормы N).

  • Так, образцом для решения приведенного выше уравнения является следующая запись:

  • х+2=(£)

  • х = 5-2

  • х = 3


х+2=(б) x+ a =(b)

  • х+2=(б) x+ a =(b)

  • х = 5-2 х = b-а

  • х = 3



эталоном.

    Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки, и лишь на старших ступенях обучения - к самопроверке по эталону.



    Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.


  • Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

  • 1 . Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью для мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

  • Для реализации этой цели требуется:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).


2. Основной целью этапа

  • 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

  • Для этого необходимо:

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).


3. Основной целью этапа

  • 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

  • уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.

  • Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

  • В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.


4. Основной целью этапа

  • 4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

  • выбрали способ [как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).


5. Основной целью этапа

  • 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

  • Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

  • Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.


6. Основной целью этапа

  • 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

  • Для реализации этой цели:

  • организуется обсуждение типовых затруднений;

  • проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

  • Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.


7. Основной целью этапа

  • 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

  • Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки

  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

  • проводят самопроверку своих работ по эталону для

  • самопроверки и фиксируют знаково результаты;

  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения,

  • в это время учащиеся, не допустившие ошибки в

  • контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.


8. Основной целью этапа

  • 8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

  • Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

  • выполняют задания на подготовку к изучению

  • следующих тем.

  • при отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.


9. Основной целью этапа

  • 9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

  • Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок;

  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;

  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

  • оценивают собственную деятельность на уроке;

  • намечают цели последующей деятельности;

  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).



    Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

  • Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.