Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Построить деревянную часовню. Строительство деревянных часовен

Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря - это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота - 2-3 метра, площадь - 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру - ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», - говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Частичка храма

Второй вид часовен - приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они “оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище - часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы.

Наиболее распространенная функция таких часовен - погребальная. «В любой старой больнице Москвы есть и храм, и часовня. Отпевание умерших пациентов совершали именно в часовне, - утверждает Андрей Анисимов. - Сейчас в Клину мы реставрируем такую часовню конца XIX века. В московской больнице Святителя Алексия кроме двух храмов внутри, рядом с моргом стоит часовня». Иерей Николай Петров: «Сейчас эта часовня восстанавливается, там будет храм.

Но вообще-то при отпевании Престол не нужен, поэтому и строили часовни».

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Иверская часовня на Красной площади - часовня у городских ворот, приписана к Казанскому собору.

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, - рассказывает Никита Гайдуков, - почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть - две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия “часовня” следует, что там читают часы, - объясняет Никита Гайдуков. - Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами».

Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны - и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом.

Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть - Престол, левая - жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери - завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть - католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

Часовня может быть отнюдь не маленькой. Одна из самых больших - храм-часовня Архангела Михаила в Филях, построенная рядом с избой, где во время Отечественной войны 1812 года проходил совет в Филях. Часовня была заложена в 1910 году и освящена в 1912-м в честь архистратига Михаила - небесного хранителя русской армии и в память полководца Михаила Кутузова. Храмом-часовней она называется потому, что с 1920 году по просьбе местных жителей часовня была превращена в храм Архангела Михаила.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах - дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня - современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни - памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа - в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня - это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку - все, уже место освящено. Человек идет мимо - вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».

Деревянные часовни - отличительная черта православного народа. В наших просторных лесных землях умели и любили создавать красоту из дерева, многие мастера хорошо владели строительным ремеслом.

В разных местах и по разным поводам строились деревянные часовни. Они могли сооружаться в деревне, за околицей, на целебных источниках. Строили часовни по какому-либо обету, в память об удаче и спасении, в честь великих событий, как дань уважения предкам. Появлялись часовни на перекрестках, развилках дорог, где-нибудь на долгих переходах, обычно в привлекательных и красивых местах. Каждый человек при желании мог приложить свои руки к строительству часовни.

Мы рады продолжать это святое дело, и принимаем заказы на строительство деревянных часовен, храмов и церквей , как от организаций, так и от частных меценатов.

Проекты деревянных часовен

Мы предлагаем Вам строительство деревянной часовни по проектам, выполненными нашими архитекторами и художниками. Так же мы готовы воплотить ваш индивидуальный проект, близкий Вашей душе.

Часовня св. Георгия Победоносца

Общая площадь часовни 29,5 м.кв., площадь внутри часовни 25,5 м.кв.

Часовня выполнена на основе традиций русского деревянного зодчества с использованием современных архитектурных и конструктивных решений.

Представляет собой квадратный сруб с прирубом в первом уровне здания и восьмигранный сруб во втором уровне, с крышей шатрового типа.

    1. Рубленые стены из цельного бревна природной формы (кедр) диаметр 30-32 см в чашу.



    5. Выносные треугольные фонари - четыре окна по периметру нижней части шатра.

    7. Входное крыльцо с двускатной крышей и иконой.
    8. Окна с полукруглым завершением.
    9. Двери стеклянные (освещение прируба).

Основные конструкционные материалы:

    1. Фундамент ленточный (облицовка камнем).
    2. Стены рубленые в чашу (бревно кедр)
    3. Перекрытия пола по деревянным балкам.
    4. Конструкция шатра - утепленный каркас, обшитый кедровой доской.
    5. Окна двойной стеклопакет.

Часовня св. Николая Чудотворца

Общая площадь часовни 12 м.кв., площадь внутри часовни 9 м.кв.

Часовня выполнена на основе традиций русского деревянного зодчества с использованием современных архитектурных и конструктивных решений. Дает возможность создания индивидуального духовного пространства. Представляет собой шатровый тип с шестигранником в плане.

Архитектурно - планировочное решение:

    1. Рубленые стены из цельного бревна природной формы (кедр) диаметр 26-30 см в чашу.
    2. Остатки стен формируют в верхней части сруба консоли.
    3. Открытое внутреннее пространство шатра с верхним светом (отделка кедр).
    4. Покрытие шатра - гибкая кровля. Цвет по каталогу фирм производителей.
    5. Выносные треугольные фонари-окна по периметру нижней части шатра.
    6. Завершение шатра главка из осинового лемеха, покрашена под серебро, покрыта лаком.
    7. Входное крыльцо с двускатной крышей.
    8. Окна и двустворчатые двери с полукруглым завершением.

Основные конструкционные материалы.

Часовня и храм - чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!

Что такое часовня и чем она отличается от храма

Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей - Литургии, для которой престол необходим.

Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь - это храм, нет его - часовня.

Главная задача и суть часовни - помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.

Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории - чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.

Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) http://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева

Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?

Построить часовню может, по сути, любой - человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.

А причин, почему не построили храм, может быть несколько:

  1. понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
  2. понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
  3. для данного места храм будет слишком большим сооружением.

Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?

Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого - причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это - тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как - литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).

Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и - просто богобоязненность и уважение к традициям.

Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться , и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?

Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.

Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью - это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.

Вот в таких случаях строятся часовни.

Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва

Какие есть правила в часовне и для ее создателей?

Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).

  1. освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
  2. на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим - это очевидно. Хотя, сколько их должно быть - на это никаких правил нет - всё решают возможности.

В остальном - часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания - это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.

Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле

Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года

Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью - помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное - вытекает прямым образом из этого.

Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно - по целому ряду причин.

Какие службы можно служить в часовне?

Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу - например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или - большая радость).

Реже - другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) - отсюда как раз название часовни.

В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.

Самые маленькие часовни и часовенные столбы

Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:

Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку 🙂 Очень мило и очень правильно!

Бывают совсем простые: только икона в застекленном пространстве!

Сколько часовен в Москве?

В Московской епархии сейчас в районе 80–90 часовен. Не пишем конкретно число, потому что их число постоянно меняется.

Часовни есть почти на всех вокзалах и аэропортах, в некоторых больницах, на кладбищах и на некоторых площадях.

Самые известные московские часовни - это, наверное, часовня-памятник героям Плевны возле метро «Китай Город» (многие, даже, не догадываются, что это часовня), и - часовня в честь Иверской Божией Матери - у ворот, ведущих на Красную площадь.

Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Красной площади

А вот, что было на этом месте в Советское время.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

ЧАСОВНЯ

/Арх. Н.Б. Васнецов 2010г./

/опыт православной традиции для проектировщика /

В древности, наряду с храмами часовни были распространенными общественными сооружениями, воздвижение которых утвердилось от времён принятия крещения. Распространялись и малые им сродные архитектурные формы, такие как поклонные кресты, киотные столбы, сени и прочие. Их многочисленность была обусловлена потребностями христианского бытия. Они облагораживали путевые направления, природный ландшафт, центры городских композиций.

Роль часовни в современном мире.

Как определяют святоотеческие предания православной церкви, полнота жизни человека определяется тремя составляющими: физической, душевно-сознательной и духовной. Какое же архитектурное наследие сложилось в строительной практике по этим определениям? Для физической составляющей человека предназначены стадионы, спортзалы и бассейны, столовые и рестораны, уютное жильё и т.п. Для душевной составляющей театры и музыкальные залы, выставочные павильоны и картинные галереи, клубы, библиотеки и т.п. Для укрепления духовной составляющей строились монастыри, церкви и часовни. Часовня – это пространство духовного состояния человека, предназначенное более всего для сугубого сердечного сосредоточения в молитве, особенно если храм находится в отдалении от этого места. Часовня нужна и для общих соборных усилий христиан в молитве.
В часовне, кроме частных молитв, происходит подготовка верующих к Божественной литургии. Без священника вычитываются псалтирь, каноны, акафисты, часы и службы данного дня. Священник в часовне может исполнять таинство крещения, исповедь, соборование, молебны с водосвятием, совершать отпевание и панихиды. По особому поводу, в день святого посвящения часовни или в другой день, священник на переносном антиминсе, как когда-то в древности над гробами мучеников, может отслужить литургию, здесь часовня преобразуется в алтарь. От часовни могут совершаться крестные ходы вокруг поселений, где она играет роль не только духовного, но и пространственно организующего центра. Таким образом, значение часовни в современном мире и в современной застройке очевидно.

Из истории развития часовни и её аналогов

История возникновения развития часовен и её аналогов начинается в античную эпоху, когда первые христиане ставили памятники над входами в подземные кладбища и над подземными церквами. Эти надгробные памятники стали первыми часовнями; они обозначали молитвенные местопредстояния над гробами мучеников, т.е. у престолов. От них получили развитие такие малые формы, как сень-киворий, голубец и киотный столб.
В полном завершённом исполнении их характеризует общее конструктивное свойство - они имеют покрытия - навесы.
Сень (по-русски) или киворий (по-гречески) напоминает мини-часовню открытого типа, без стен; она является навесом над престолом, где осуществляется литургическое священнодействие – освящение даров Святого Духа. Сень-киворий, иногда называемая царской сенью, устанавливается в алтарях крупных храмов. Конструктивно она выглядит как купол или балдахин, поддерживаемый колоннами, установленными на престоле. Первая зафиксированная в истории сень-киворий известна в городе Солуни в IV в. в церкви св. Георгия. Из описаний Павла Силенциаца известна сень-киворий в храме Св. Софии в Константинополе, устроенная императором Юстинианом в VI в. В XII в. сень-киворий появляется на Руси в храме святой Богородицы во Владимире. Одна из последних сеней XIX века установлена в алтаре храма Христа Спасителя в Москве. Купол сени-кивория означает славу Божию и благодать над землёю, небо над распятием, место положения тела Христова, поэтому в раннем христианстве внутри кивория висел голубь, в которого полагали святые Дары.
Не следует смешивать киворий-купол или навес с киворием, являющимся сосудом для хранения св. Даров. В ветхозаветной церкви киворий - кедровый с золотом кивот, где иудеи хранили скрижали завета.
Голубец - крытый срубец с осиновым двухскатным покрытием, навес над могилою – это малая архитектурная форма, как бы мини-часовня, вовнутрь которой попасть невозможно. Также идёт от традиции устройства часовен над мощами первых христианских мучеников для литургической службы. Эта форма надгробий была распространена на Севере в дореволюционной России. В голубце коньковое накрывное бревно символизирует голубя, который обозначает почивающую благодать Святого Духа над захоронением. Отсюда и название.
Киотный столб или кивот - поставец для святых икон. Иногда вместо креста ставился перед населённым пунктом, при въезде на поклонную гору, перед кладбищем. Он же мог ставиться над престолом бывшего храма, над которым согласно православному преданию до страшного суда предстоит в молитве ангел. Это конструктивно-развитый киот на столбе или столбах, с нишей для иконы и лампады с небольшим навесом, перед которым путешествующие поселяне или паломники вычитывали нужные для душевной потребности чтения. Возведение этой конструкции более доступно, требует менее материальных затрат, во многих случаях заменяет постановку часовни.
Часовня, упоминается в правилах деяний Трулльского собора 691 года, известного как «пято-шестой», признаваемого наравне с правилами семи Вселенских соборов православной церкви, и около 800 года в капитулярии законоположений Карла Великого. В Византийской церкви на греческом языке часовни дословно именуются как дома молитвы.
Перенятая от византийцев в 988 году православная вера обновила культуру восточных славян. Проповедники христианства на местах языческих требищ водружали кресты, строили часовни. Известно, что в Великом Новгороде, где стоял истукан Перуна, и в Ростове Великом, на месте идола Велеса, были поставлены часовни.
В период, когда священство было немногочисленным и храмы украшали в основном княжеские резиденции, часовни были важными организующими центрами в становлении христианства. Расположенные в поселениях, удалённых от редких действующих храмов, они являлись опорными точками миссионеров священников. Из храма сельский священник поочерёдно посещал отдалённые часовни для исполнения треб обременённой каждодневным трудом паствы.
Часовни строились и в глухих лесах одинокими отшельниками, и на их местах впоследствии часто возводились церкви и монастыри. Часовенка, срубленная в XIV веке в Радонежских лесах преподобным Сергием, положила начало знаменитой Троице-Сергиевой лавре.
В России образ храмов и часовен развивался на основе византийского зодчества в сочетании с древней строительной культурой славян - деревянным зодчеством. Его внедрение во многом повлияло на образ современной церковной архитектуры.
После крещения Руси храмы устраивались по-византийски, статные, крестовокупольные по конструкциям, они украсили былинную страну. По мере продвижения христианства, новокрещёные поселяне не могли сразу ставить дорогие каменные храмовые постройки, требующие не только особенного ремесленного навыка, но и долговременного его освоения. Поэтому для соборного молитвенного предстояния сооружали, как умели, укрытия - избы, деревянные срубы прямоугольного клетского типа, с установленными сверху крестами или деревянными главками с крестами. Так появились первые молитвенные дома – деревянные часовни, и первые деревянные храмы, которые с появлением «родного», постоянного священства стали умножаться на территории древней страны. На Руси, в зодчестве дохристианского периода, издревле существовал навык строительства разнообразных типов деревянных шатровых, ярусных форм, применявшихся в гражданских и крепостных постройках. С утверждением в сердце народа христианских основ, учитывая мотив византийской пластики кирпично-плинфовых храмов, славяне начали строить деревянные культовые сооружения известными им ремесленно-плотницкими приёмами. Технические решения деревянных конструкций повлекли за собой новые церковные формы, оказавшие влияние на каменную архитектуру. Этим объясняется переход к XVI веку, в каменно-кирпичном строительстве храмов, от форм византийского первоисточника к формам традиционного зодчества Руси. Конструкция определяла архитектурно-церковный образ без излишеств, обработанный символическим декором. Этот национально-церковный период формообразования церковных строений продолжался с X века по XVII век.
В последующие века под влиянием общественно-политических движений, в церковно-строительной практике стала преобладать модно-эстетическая культура, исповедуемая светским образом мышления. Внешне, как платья, менялись архитектурные стили, насыщенные неконструктивным декором, часто лишённым церковного смысла: барокко, классицизм, модерн и др., но внутреннее церковное настроение или дисциплина православия не позволила изменить символический строй, порядок формообразований – в основном церковный канон храмоздания сохранялся.

О символически-конструктивном объемном выражении часовни

Традиционно часовня, как и храм, при строительстве ориентируется на восход солнца, символизирующий второе пришествия Христа. Но в некоторых случаях ориентацию часовни меняют в зависимости от влияния сложившейся ситуации. У часовни, в отличие от храма, нет алтарной части, потому что часовня не создана для полного круга суточного богослужения, и литургия, которая в храме по святоотеческой традиции происходит каждое воскресение, в часовне допустима лишь в случае крайней необходимости, при наличии специально приносного к этому событию антиминса. Здесь она сама становится алтарём священнодействия. Следует обратить внимание на понятие храм-часовня. По сути, это церкви с алтарями, но очень маленьких размеров, сравнимых с часовней, в которых литургическая служба происходит крайне редко, поэтому чаще они используются как часовни. Такими можно назвать современные церкви в Москве на Белорусском вокзале, во имя Св. муч Георгия, на Киевском и Казанском вокзале с посвящениями пресвятой Богородице. При традиционной ориентации часовни, восточная её стена изнутри служит основой иконостаса. В некоторых редких случаях эта стена может быть выступающей - округлой или многогранной, повторяя распространённую форму церковного алтаря, так же используется под конструкцию иконостаса. Она может быть одно-объёмной без тамбура, и много-объёмной, как и в храме без алтаря содержать центрально-соборную часть, притвор, звонницу. Часовня венчается или крестом, или может быть одноглавой, двуглавой и многоглавой.
Часовня в объёмном решении может быть клетской, купольной, шатровой, ярусной, огненной. Подобно храму, она отражает духовное построение церкви. Под крестом, символом «непобедимой победы», часовня видимо через единство конструкции и символа, ступенчато выраженного ярусами архитектурных форм и иногда поддержанного иконописным изображением изнутри и снаружи, даёт образ историко-временного пути церкви и чинопоследование в её устроении: её главу – Христа и её тело – святую Соборную и Апостольскую Церковь. Здесь иерархично, ступенями, сверху вниз, подразумевается расположение чинов ангельских сил; чинов ветхозаветной церкви: праотцев, пророков; новозаветной церкви: евангельских праздников, апостолов и святых православной Церкви. Иерархия образов заканчивается рядом воинствующей, то есть противостоящей греху, живой церкви: это «коленопреклонённое» пространство с изображением полотенец - символов очищения для молящегося прихожанина. Таким образом, живущий современный человек сливается в подобающем архитектурном окружении со всей предшествующей церковной полнотой, становится членом действительного торжествующего единства.
В плановом решении часовни могут быть круглыми – круг это символ вечности, квадратными – обозначающими небесный град, прямоугольными – символ корабля спасения, крестообразными – символ духовной победы, восьмигранными – образ будущего века и сопутствующей Богородичной любви, многогранными – со значением круга.
Символизм священных построек, выраженный архитектурной пластикой, создан на основах святоотеческих преданий, и тому есть множество примеров.
Здание – часовни, как предтечи храма, с начала его строительства и до конца эксплуатации - есть пространство для укрепления духовного состояния человека, где при отдаче им зодческого мастерства воплощается Божественный образ Церкви, здесь осуществляется синтез конструктивно-инженерных решений с церковной символикой и традицией.
При созидании часовни надо остерегаться форм, навеянных «свободными» воображениями, имеющими лишь оригинальность, но лишёнными разумного осмысления связки церковных и конструктивных основ.

Обьёмно-пространственное и цветовое разнообразие часовен

Можно в истории и современной практике усмотреть два основных «типологических» момента становления часовен. В одном случае часовни могут появиться в стихийно укрытом пространстве, где человеку удобно предстоять в молитве. Это пещеры и естественные укрытия. Здесь творец - природа. В пример приведём житие XIV века преп. Тихона Калужского, ему дупло старого дуба служило и кельей, и часовней. В другом же случае, это упорядоченное пространство, создаваемое уже самим человеком по законам строительных технологий. Примером здесь послужит самая древняя сохранившаяся в России деревянная храм - часовня XIV века клетского типа преп. Лазаря из Муромского погоста.
В объёмно-пространственном исполнении часовня - это укрытие или навес для молящихся. Часовни можно разделить на два типа: открытого, как навес – часовня, и закрытого, как часовня со стенами. При открытом пространстве часовня служит для соборных молений при стечении множества людей, здесь изобилие дневного света. В закрытом типе дневной свет минимален, он способствует отрешению человека от окружающего мира. Здесь проектировщик с помощью минимального дневного света может удачно выражать пластику пространства светотеневыми соотношениями.
Назначение часовни при сохранении её духовной сути многообразно. В нашей действительности возрождена традиция постановки часовен на городских площадях, в сельских поселениях, при дорогах, над родниками, в деревнях и на кладбищах. Сохранилась традиция установки памятных часовен над престолами бывших храмов, а так же в честь исторических и церковных событий. Именные часовни ставятся над захоронениями святых и прославленных церковью людей. Также часовни бывают домовые, больничные, пещерные, транспортно-передвижные, корабельные, при учебных заведениях, в воинских частях, в местах заключения и т.д. В некоторых случаях устанавливаются временные часовни.
Часовни бывают маленькими и большими, достигающими размеров крупных храмов. Такой была часовня св. Пантелеимона на подворье Русского Афонского монастыря на Никольской улице в Москве второй половины XIX века. Известны крупно-объёмные часовни, сохранившиеся на Русском Севере и в Сибири. Общепринятыми конструктивными строительными материалами для исполнения часовен в традициях русского церковного зодчества использовалось дерево, кирпич, камень, железо, медь, свинец. В древности практиковались ткано-шатровые часовни при воинских походах и в полевых военных лагерях. Реже часовни исполнялись из чугуна и бронзы. К примеру, это часовня-памятник героям русско-турецкой войны 1877-1878 годов в Москве у Ильинских ворот, а также, столпообразные часовни-памятники, посвящённые событиям 1812 года; на поле Бородинском, в расположении батареи Раевского рядом с захоронением князя Багратиона, и в Смоленске.
Цвет часовни зависит от строительного материала, или, в случае её крашения, от символического её посвящения. В церковном уставе и церковной традиции оговорены цвета, употребляемые в течение года в богослужении. Эти цвета могут быть использованы при покраске и часовен, и храмов. Жёлтый или золотой цвет обозначает Божественную Славу, белый цвет духовную чистоту и Преображение, зелёный – это цвет вечной жизни, Троицы и святых преподобных, красный - цвет победы Пасхи и священно-мучеников, голубой и пурпурный – цвет Богородичный, серебряный – цвет чистоты и покаяния, синий и фиолетовый – цвет постовых и крестопоклонных праздников.
В старину часовни красились немногочисленными естественными природными красителями. В покраске и отделке некоторых деталей применялось золото и серебро. Зачастую использовали цвет используемых материалов, к примеру, на крышах медь или свинец. Применялись цветные изразцы. Часовня может быть одноцветной и многоцветной, символически расписанной геометрическим, растительным или зооморфным орнаментом.

Строительство часовен в современном градообразующем пространстве

В основу созидания образа новой часовни могут быть положены региональные зодческие традиции, на основе веками сложившихся традиций православной церкви - византийской, киевской, московской, северорусской и других. Облик часовни может зависеть от исторических предпосылок, это касается часовен, когда-то уничтоженных и вновь восстанавливаемых.
В XX столетии в России понятия духовных основ человека игнорировались. Но общество в целом держалась на опыте духовно-нравственных накоплений прошлых веков, и во многом положительные материальные достижения реализовывались благодаря этому фактору. Потери нравственности, которые наблюдаются в современном мире, обедняют духовные качества человека, общество становится мёртвым с вытекающими отсюда последствиями. Часовня, её образ может способствовать восполнению утраченной благодати, и её постановка в существующем мире необходима. Традиционная часовня, как и храм, поставленная в сложной градостроительной ситуации среди стремительных магистралей и возвышающихся небоскрёбов, облагораживает пространство. Она есть знамя и символ духовного бытия, возглавляющего душевные и физические силы.
В старину часовня была звеном церковного пространства, которое начиналось с придорожного креста, киотного столба, затем часовни, храма, монастыря и городского ансамблевого единства. Сегодня постановка часовни авторитарна и индивидуальна, но значение её также актуально, как и в старину. Она всё чаще является зерном современного градообразующего пространства. В изменённой, порой обезличенной жилой среде она служит ферментом духовного насыщения, создаёт пространство высокого духовного состояния человека. Для проектировщика важно вписать часовню в среду среди потоков современного города. Пример этому - включённая в обезличенный городской ландшафт Москвы, на стрелке Нового Арбата и улицы Поварской, сохранившаяся церковь Симеона Столпника XVII века, огненного типа. Удачно начинающая ритм современной застройки, она, относительно жилья по своему масштабу, сравнима с часовней.

Библиография:

Полный Православный Богословский
энциклопедический словарь.
Издательство П.П.Сойкина.
- Толковый словарь живого
великорусского языка
Владимира Даля.
- И. Снегирёв, Часовня в русском мире,
ДЧ,1862, 11; прот.к. Никольский, О часовнях, СПб., 1889
- Современное православное богослужение.
Издательство Сатисъ Санкт-Петербург 1996
Составитель И. В. Гаслов.
- Васнецов Н.Б., Часовня и её аналоги
Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ
Материалы научно-практической конференции 12-16 апрель 2010.
Сб. статей в 2-х тт. Т.1. – Москва: Архитектура-С. 2010.

Инструкция

Выберите место для будущей часовни. Помните, что часовня – это место, куда любой желающий может прийти помолиться, поэтому устанавливать её на вашей частной территории можно, но лишь в том случае, если вы сможете гарантировать в неё всеобщий доступ. Издревле для часовен выбирали открытые места, такие, как горные плато, дорожные развилки, леса.
Если вы собираетесь установить часовню не на собственной территории, а на общественной, то для постройки потребуется разрешение не только от представителей , но и от владельцев земли.
Кроме того, лучше не ставить часовню в шумном и оживлённом месте – это никак не будет способствовать созданию настроения, необходимого для молитвы.

Набросайте эскиз будущей часовни. Ознакомьтесь с часовен, изучите иллюстрации, пользуясь специализированной литературой или интернетом. Решите, какого размера будет ваша часовня. Заранее продумайте её конструкцию и . Решите, из какого она будет материала – кирпич, дерево или что-то ещё. Конечно, дерево было и остаётся наиболее традиционным материалом для строительства часовни.

Теперь необходимо получить разрешение и благословение церковных властей на строительство часовни. Для их получения вы должны будете обосновать строительство часовни в выбранном месте. Это будет сделать довольно трудно, если вы, например, решили установить часовню , рядом с могилой . Для вас причина постройки вполне понятна – вам бы хотелось иметь место, где можно спокойно помолиться, уединиться. Но в таком случае часовней должны пользоваться и другие люди, иначе цель ваша будет слишком эгоистичной. Поэтому подумайте об этом заранее. Если же вы решили поставить часовню на открытом месте, то её расположение рядом с церковью или другой часовней, или там, где почти не проживают прихожане, тоже могут счесть необоснованным. Чтобы получить разрешение на строительство часовни, обратитесь сначала к ближайшей церкви. Он расскажет вам, что нужно делать дальше.Подумайте и о том, будет ли кто-то постоянно находиться в часовне. Если она достаточно большая и подходит для проведения служб, то нужно будет найти , который мог бы их проводить.

Оформите проект будущей часовни. После этого вам придётся согласовать его в нескольких инстанциях – в СЭС, в пожарной охране, у районного архитектора. Лишь после получения всех разрешений вы можете приступать к строительству. Вы можете строить часовню своими силами, а можете обратиться к строителям. Но обычно часовни строят , на собственные деньги закупая стройматериалы.

После того, как сооружение часовни будет окончено, необходимо оформить её внутреннее убранство. Понадобятся иконы, лампадки и другие предметы церковной утвари. Вы можете приобрести всё это, а можете обратиться с просьбой к жителям, чтобы они пожертвовали иконы и другие предметы для часовни.