Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

«Отрешенность»: Мартин Хайдеггер о вычисляющем мышлении и осмысляющем раздумье. Орлов Д. У. История и поэзис

М. Хайдеггер

ОТРЕШЕННОСТЬ  

Не надо дурачить себя. Все мы, включая и тех, кто думает по долгу службы, достаточно часто бедны мыслью, мы слишком легко становимся бездумными. Бездумность зловещий гость, которого встретишь повсюду в сегодняшнем мире, поскольку сегодня познание всего и вся доступно так быстро и дешево, что в следующее мгновение полученное так же поспешно и забывается.

Таким образом одно собрание сменяется другим. Памятные празднества становятся все беднее и беднее мыслью, так что теперь памятные собрания и бездумность уже неразлучны.

Но даже когда мы бездумны, мы не теряем нашей способности думать. Мы ее, безусловно используем, но, конечно, особым образом: в бездумности мы оставляем способность мыслить невозделанной, под паром. Но только то может лежать под паром, что способно стать почвой для роста, например, пашня.

Автострада, на которой ничего не растет, никогда не может лежать под паром. Как оглохнуть мы можем только потому, что обладаем слухом, а состариться только потому, что были молоды, точно так же мы можем стать бедными мыслями и даже бездумными лишь потому, что в самой основе своего бытия человек обладает способностью к мышлению, "духу и разуму", и мышлению предназначен и уготован. Мы можем лишиться или, как говорят, отделаться только от того, чем мы обладаем, знаем ли мы об обладаемом или нет.

Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека.

Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Это бегство от мышления и есть основа для бездумности. Это такое бегство, что человек его и видеть не хочет и не признается в нем себе самому. Сегодняшний человек будет напрочь отрицать это бегство от мышления. Он будет утверждать обратное. Он скажет – имея на это полное право, что никогда еще не было таких далеко идущих планов, такого количества исследований в самых разных областях, проводимых так страстно, как сегодня. Несомненно, так тратиться на хитроумие и придумывание по-своему очень полезно и выгодно.

Без такого мышления не обойтись. Но при этом остается так же верно и то, что это лишь частный вид мышления.

Его специфичность состоит в том, что когда мы планируем, исследуем, налаживаем производство, мы всегда считаемся с данными условиями. Мы берем их в расчет, исходя из определенной цели. Мы заранее рассчитываем на определенные результаты. Это рассчитывание является отличительной чертой мышления, которое планирует и исследует. Такое мышление будет калькуляцией даже тогда, когда оно не оперирует цифрами и не пользуется калькулятором или компьютером. Рассчитывающее мышление калькулирует. Оно беспрерывно калькулирует новые, все более многообещающие и выгодные возможности. Вычисляющее мышление "загоняет" одну возможность за другой. Оно не может успокоиться и одуматься, прийти в себя. Вычисляющее мышление – это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть.

Итак, есть два вида мышления, причем существование каждого из них оправдано и необходимо для определенных целей: вычисляющее мышление и осмысляющее раздумье.

Именно это осмысляющее раздумье мы и имеем в виду, когда говорим, что сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Все же можно возразить: само по себе осмысляющее размышление парит над действительностью, оно потеряло почву.

Оно не поможет нам справиться с повседневными делами. Оно бесполезно в практической жизни.

И, наконец, говорят, что чистое размышление, стойкое осмысление "выше" обычного рассудка. В последней отговорке верно только то, что осмысляющее мышление само не получается, впрочем как и вычисляющее. Для осмысляющего мышления подчас необходимы высшие усилия. Оно требует более длительного упражнения. Для него нужна еще более чуткая забота, чем для любого другого настоящего ремесла. А еще оно должно уметь ждать, как ждет крестьянин, взойдет ли семя, даст ли урожай.

И все же каждый может выйти в путь размышления по-своему и в своих пределах. Почему? Потому что человек – это мыслящее, т. е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется "перепрыгнуть через себя". Достаточно остановиться на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас – здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас – в настоящий час мировой истории. (…)

Отрешенность от вещей и открытость для тайны взаимно принадлежны. Они предоставят нам возможности обитать в мире совершенно иначе. Они обещают нам новую основу и почву для коренения, на которой мы сможем стоять и выстоять в мире техники, уже не опасаясь его. (…)

Тогда какая же великая опасность надвигается тогда на нас? Равнодушие к размышлению и полная бездумность, полная бездумность, которая может идти рука об руку с величайшим хитроумием вычисляющего планирования и изобретательства. А что же тогда? Тогда человек отречется и отбросит свою глубочайшую сущность, именно то, что он есть размышляющее существо. Итак, дело в том, чтобы спасти эту сущность человека. Итак, дело в том, чтобы поддерживать размышление.

Однако отрешенность от вещей и открытость для тайны никогда не придут к нам сами по себе. Они не выпадут на нашу долю случайно. Они уродятся лишь из неустанного и решительного мышления.

  Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.,1991. С. 103-111.

Отрешенность

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Хайдеггер Мартин Отрешенность. Первое, что я могу сказать своему родному городу - это слова признательности. Я благодарю мою родину за все, что она дала мне в дальний путь. Что это за приданое, я пытался объяснить на страницах статьи «Проселочная дорога» в юбилейном сборнике, появившемся к столетию со дня смерти Конрадина Крейцера. Я благодарю господина бургомистра Шюле за его сердечное приветствие и за ту честь, которую мне оказали, поручив выступить с памятной речью на сегодняшнем торжестве. Уважаемое собрание! Дорогие соотечественники! Мы собрались здесь на торжестве, посвященном нашему земляку, композитору Конрадину Крейцеру. Чтобы чествовать такого человека - творческую личность, нужно прежде всего оценить по достоинству его произведения. А значит, чтобы чествовать музыканта, надо слушать его музыку. Сегодня мы услышим произведения Конрадина Крейцера - его песни и хоры, камерную и оперную музыку. В этих звуках присутствует сам композитор, так как по-настоящему мастер присутствует лишь в своей работе. И если это действительно большой мастер, то его личность полностью исчезнет за его работой. Певцы и музыканты, участвующие в сегодняшнем празднестве, будут гарантами того, что произведения Конрадина Крейцера прозвучат сегодня для нас. Но будет ли это торжество в то же время и памятным? Ведь торжество в память кого-либо означает, что мы думаем. Так о чем же мы должны думать и говорить на чествовании памяти композитора? Разве музыка не отличается тем, что она может «говорить» просто звучанием своих звуков, и разве ей нужен обычный язык - язык слов? Ведь так обычно считают. И все же остается вопрос: смогут ли музыка и пение превратить торжество в памятное, в такое, на котором мы думаем? Вероятно, не смогут. Поэтому памятная речь и была включена в программу праздника. Она специально должна помочь нам думать о чествуемом человеке и его произведениях. Такие воспоминания оживают, когда еще раз пересказывают историю жизни Конрадина Крейцера, перечисляют и описывают его произведения. Слушая такое повествование, мы испытываем радость и печаль, узнаем много поучительного и полезного. Но на самом деле мы лишь развлекаемся. Слушая такой рассказ, вовсе и не обязательно думать, не требуется размышлять о том, что относится к каждому из нас в отдельности непосредственно и постоянно в его собственном бытии. Таким образом, даже памятная речь не может быть залогом того, что мы будем думать на памятном торжестве. Не надо дурачить себя. Все мы, включая и тех, кто думает по долгу службы, достаточно часто бедны мыслью, мы слишком легко становимся бездумными. Бездумность - зловещий гость, которого встретишь повсюду в сегодняшнем мире, поскольку сегодня познание всего и вся доступно так быстро и дешево, что в следующее мгновение полученное так же поспешно и забывается. Таким образом одно собрание сменяется другим. Памятные празднества становятся все беднее и беднее мыслью, так что теперь памятные собрания и бездумность уже неразлучны. Но даже когда мы бездумны, мы не теряем нашей способности думать. Мы ее, безусловно используем, но, конечно, особым образом: в бездумности мы оставляем способность мыслить невозделанной, под паром. Но только то может лежать под паром, что способно стать почвой для роста, например, пашня. Автострада, на которой ничего не растет, никогда не может лежать под паром. Как оглохнуть мы можем только потому, что обладаем слухом, а состариться - только потому, что были молоды, точно так же мы можем стать бедными мыслями и даже бездумными лишь потому, что в самой основе своего бытия человек обладает способностью к мышлению, «духу и разуму», и мышлению предназначен и уготован. Мы можем лишиться или, как говорят, отделаться только от того, чем мы обладаем, знаем ли мы об обладаемом или нет. Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Это бегство от мышления и есть основа для бездумности. Это такое бегство, что человек его и видеть не хочет и не признается в нем себе самому. Сегодняшний человек будет напрочь отрицать это бегство от мышления. Он будет утверждать обратное. Он скажет - имея на это полное право, что никогда еще не было таких далеко идущих планов, такого количества исследований в самых разных областях, проводимых так страстно, как сегодня. Несомненно, так тратиться на хитроумие и придумывание по-своему очень полезно и выгодно. Без такого мышления не обойтись. Но при этом остается так же верно и то, что это лишь частный вид мышления. Его специфичность состоит в том, что когда мы планируем, исследуем, налаживаем производство, мы всегда считаемся с данными условиями. Мы берем их в расчет, исходя из определенной цели. Мы заранее рассчитываем на определенные результаты. Это рассчитывание является отличительной чертой мышления, которое планирует и исследует. Такое мышление будет калькуляцией даже тогда, когда оно не оперирует цифрами и не пользуется калькулятором или компьютером. Рассчитывающее мышление калькулирует. Оно беспрерывно калькулирует новые, все более многообещающие и выгодные возможности. Вычисляющее мышление «загоняет» одну возможность за другой. Оно не может успокоиться и одуматься, прийти в себя. Вычисляющее мышление - это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть. Итак, есть два вида мышления, причем существование каждого из них оправдано и необходимо для определенных целей: вычисляющее мышление и осмысляющее раздумье. Именно это осмысляющее раздумье мы и имеем в виду, когда говорим, что сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Все же можно возразить: само по себе осмысляющее размышление парит над действительностью, оно потеряло почву. Оно не поможет нам справиться с повседневными делами. Оно бесполезно в практической жизни. И, наконец, говорят, что чистое размышление, стойкое осмысление «выше» обычного рассудка. В последней отговорке верно только то, что осмысляющее мышление само не получается, впрочем как и вычисляющее. Для осмысляющего мышления подчас необходимы высшие усилия. Оно требует более длительного упражнения. Для него нужна еще более чуткая забота, чем для любого другого настоящего ремесла. А еще оно должно уметь ждать, как ждет крестьянин, взойдет ли семя, даст ли урожай. И все же каждый может выйти в путь размышления по-своему и в своих пределах. Почему? Потому что человек - это мыслящее, т. е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется «перепрыгнуть через себя». Достаточно остановиться на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас - здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас - в настоящий час мировой истории. На какие мысли наведет нас этот праздник, конечно, в том случае, если мы готовы одуматься? Мы увидим, что произведение искусства созрело на почве своей родины. Если мы задумаемся над этим простым фактом, то мы обязательно подумаем и о том, что за последние два столетия Швабия породила великих поэтов и мыслителей. Если мы будем размышлять далее, то окажется, что Центральная Германия такая же земля, ровно как и Восточная Пруссия, Силезия и Богемия. Мы задумаемся и спросим: а может быть, любое настоящее творение коренится в почве своей родной земли? Иоган Гебел однажды написал: «Мы растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет - должны корениться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды» (Werke, ed. Altwegg, III, 314). Поэт хочет сказать: чтобы труд человека принес действительно радостные и целебные плоды, человек должен подняться в эфир из глубины своей родной земли. Эфир здесь означает свободный воздух небес, открытое царство духа. Мы задумаемся еще сильнее и спросим: а как обстоит сегодня дело с тем, о чем говорил Иоган Петер Гебел? По-прежнему ли человек тихо обитает между небом и землей? По-прежнему ли царит на земле осмысляющий дух? Есть ли еще родина, в почве которой - корни человека, в которой он укоренен? Многие немцы лишились своей родины, им пришлось оставить свои города и села, их изгнали с родной земли. Многие другие, чья родина была спасена, все же оторвались от нее, попавши в ловушку суеты больших городов, им пришлось поселиться в пустыне индустриальных районов. И сейчас они чужие для своей бывшей родины. А те, кто остался на родине? Часто они еще более безродны, чем те, кто был изгнан. Час за часом, день за днем они проводят у телевизора и радиоприемника, прикованные к ним. Раз в неделю кино уводит их в непривычное, зачастую лишь своей пошлостью воображаемое царство, пытающееся заменить мир, но которое не есть мир. «Иллюстрированная газета» доступна всем. Как и все, с помощью чего современные средства информации ежечасно стимулируют человека, наступают на него и гонят его - все, что уже сегодня ближе человеку, чем пашни вокруг его двора, чем небо над землей, ближе, чем смена ночи днём, чем обычаи и нравы его села, чем предания его родного мира. Мы задумаемся еще и спросим: что происходит здесь - как с людьми, оторванными от родины, так и с теми, кто остался на родной земле? Ответ: сейчас под угрозой находится сама укорененность сегодняшнего человека. Более того: потеря корней не вызвана лишь внешними обстоятельствами и судьбой, она не происходит лишь от небрежности и поверхностности образа жизни человека. Утрата укорененности исходит из самого духа века, в котором мы рождены. Мы задумаемся еще и спросим: если это так, смогут ли еще и впредь человек и его творения корениться в плодородной почве родины и тянуться к эфиру, на простор небес и духа? Или же все попадает в тиски планирования и калькуляций, организации и автоматизации? Осмысляя то, что нам подсказывает это торжество, мы увидим: нашему веку грозит утрата корней. И мы спросим: что же на самом деле происходит в наше время? Чем оно отличается? Век, который сейчас начинается, недавно был назван атомным веком. Его самое неотступное знамение - атомная бомба, но это - примета лишь очевидного, так как сразу же признали, что атомная энергия может быть использована и в мирных целях. И сегодня

Человек на этой земле находится в опасном положении... Потому лишь, что внезапно разразится третья мировая война,которая приведет к полному уничтожению человечества и разрушению земли? Нет. Наступающий атомный век грозит нам еще большей опасностью, как раз в том случае, если опасность третьей мировой войны будет устранена...
Тогда какая же великая опасность надвигается на нас? Равнодушие к размышлению и полная бездумность, полная бездумность, которая может идти рука об руку с величайшим хитроумием вычисляющего планирования и изобретательства.
Мартин Хайдеггер. 1955 год.

Прошло несколько дней с 37й годовщины смерти очень интересного немецкого Философа Мартина Хайдеггера. Его философский труд "Бытие и время" зачислил его при жизни в классики экзистенциализма, хотя он пытался дистанцироваться от этого течения. Сам по себе этот человек довольно противоречивый. Бросается в глаза несоответствие некоторых его поступков его же убеждениям. Да, и еще он совершил одну непростительную ошибку, легшую зловещей тенью на его имя. После некоторого периода бойкота, все же научная общественность проявила к нему снисхождение и, помня былые заслуги, простила. Возможно этот период жизни заставил философа по другому взглянуть на свой собственный путь. Речь Хайдеггера, произнесенная им на праздновании 175-й годовщины со дня рождения композитора Конрадина Крейцера 30 октября 1955 г. в Мескирхе, как мне кажется, выражает некий итог переоценки собственный жизни, жизни целой нации и современной цивилизации вообще. Эта речь поразила меня своим предвидением развития мира, и, я думаю, многие из нас найдут ее актуальной, особенно, для этого нашего времени и пространства.

Привожу текст перевода Солодовникова 1991 года.
http://philosophy.ru/library/heideg/estr.html
=============================================
Первое, что я могу сказать своему родному городу, - это слова признательности. Я благодарю мою родину за все, что она дала мне в дальний путь. Что это за приданое, я пытался объяснить на страницах статьи “Проселочная дорога” в юбилейном сборнике, появившемся к столетию со дня смерти Конрадина Крейцера. Я благодарю господина бургомистра Шюле за его сердечное приветствие и за ту честь, которую мне оказали, поручив выступить с памятной речью на сегодняшнем торжестве.

Уважаемое собрание!

Дорогие соотечественники!

Мы собрались здесь на торжестве, посвященном нашему земляку, композитору Конрадину Крейцеру. Чтобы чествовать такого человека - творческую личность, нужно прежде всего оценить по достоинству его произведения. А значит, чтобы чествовать музыканта, надо слушать его музыку.

Сегодня мы услышим произведения Конрадина Крейцера - его песни и хоры, камерную и оперную музыку. В этих звуках присутствует сам композитор, так как по-настоящему мастер присутствует лишь в своей работе. И если это действительно большой мастер, то его личность полностью исчезнет за его работой.

Певцы и музыканты, участвующие в сегодняшнем празднестве, будут гарантами того, что произведения Конрадина Крейцера прозвучат сегодня для нас.

Но будет ли это торжество в то же время и памятным? Ведь торжество в память кого-либо означает, что мы думаем. Так о чем же мы должны думать и говорить на чествовании памяти композитора? Разве музыка не отличается тем, что она может “говорить” просто звучанием своих звуков, и разве ей нужен обычный язык - язык слов? Ведь так обычно считают. И все же остается вопрос: смогут ли музыка и пение превратить торжество в памятное, в такое, на котором мы думаем? Вероятно, не смогут. Поэтому памятная речь и была включена в программу праздника. Она специально должна помочь нам думать о чествуемом человеке и его произведениях. Такие воспоминания оживают, когда еще раз пересказывают историю жизни Конрадина Крейцера, перечисляют и описывают его произведения. Слушая такое повествование, мы испытываем радость и печаль, узнаем много поучительного и полезного. Но на самом деле мы лишь развлекаемся. Слушая такой рассказ, вовсе и не обязательно думать, не требуется размышлять о том, что относится к каждому из нас в отдельности непосредственно и постоянно в его собственном бытии. Таким образом, даже памятная речь не может быть залогом того, что мы будем думать на памятном торжестве.

Не надо дурачить себя. Все мы, включая и тех, кто думает по долгу службы, достаточно часто бедны мыслью, мы слишком легко становимся бездумными. Бездумность - зловещий гость, которого встретишь повсюду в сегодняшнем мире, поскольку сегодня познание всего и вся доступно так быстро и дешево, что в следующее мгновение полученное так же поспешно и забывается. Таким образом одно собрание сменяется другим. Памятные празднества становятся все беднее и беднее мыслью, так что теперь памятные собрания и бездумность уже неразлучны.

Но даже когда мы бездумны, мы не теряем нашей способности думать. Мы ее, безусловно используем, но, конечно, особым образом: в бездумности мы оставляем способность мыслить невозделанной, под паром. Но только то может лежать под паром, что способно стать почвой для роста, например пашня. Автострада, на которой ничего не растет, никогда не может лежать под паром. Как оглохнуть мы можем только потому, что обладаем слухом, а состариться - только потому, что были молоды, точно так же мы можем стать бедными мыслями и даже бездумными лишь потому, что в самой основе своего бытия человек обладает способностью к мышлению, “духу и разуму”, и мышлению предназначен и уготован. Мы можем лишиться или, как говорят, отделаться только от того, чем мы обладаем, знаем ли мы об обладаемом или нет.

Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Это бегство от мышления и есть основа для бездумности. Это такое бегство, что человек его и видеть не хочет и не признается в нем себе самому. Сегодняшний человек будет напрочь отрицать это бегство от мышления. Он будет утверждать обратное. Он скажет - имея на это полное право, что никогда еще не было таких далеко идущих планов, такого количества исследований в самых разных областях, проводимых так страстно, как сегодня. Несомненно, так тратиться на хитроумие и придумывание по-своему очень полезно и выгодно. Без такого мышления не обойтись. Но при этом остается так же верно и то, что это лишь частный вид мышления.

Его специфичность состоит в том, что когда мы планируем, исследуем, налаживаем производство, мы всегда считаемся с данными условиями. Мы берем их в расчет, исходя из определенной цели. Мы заранее рассчитываем на определенные результаты. Это рассчитывание является отличительной чертой мышления, которое планирует и исследует. Такое мышление будет калькуляцией даже тогда, когда оно не оперирует цифрами и не пользуется калькулятором или компьютером. Рассчитывающее мышление калькулирует. Оно беспрерывно калькулирует новые, все более многообещающие и выгодные возможности. Вычисляющее мышление “загоняет” одну возможность за другой. Оно не может успокоиться и одуматься, прийти в себя. Вычисляющее мышление - это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть.

Итак, есть два вида мышления, причем существование каждого из них оправдано и необходимо для определенных целей: вычисляющее мышление и осмысляющее раздумье.

Именно это осмысляющее раздумье мы и имеем в виду, когда говорим, что сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Все же можно возразить: само по себе осмысляющее размышление парит над действительностью, оно потеряло почву. Оно не поможет нам справиться с повседневными делами. Оно бесполезно в практической жизни.

И, наконец, говорят, что чистое размышление, стойкое осмысление “выше” обычного рассудка. В последней отговорке верно только то, что осмысляющее мышление само не получается, впрочем как и вычисляющее. Для осмысляющего мышления подчас необходимы высшие усилия. Оно требует более длительного упражнения. Для него нужна еще более чуткая забота, чем для любого другого настоящего ремесла. А еще оно должно уметь ждать, как ждет крестьянин, взойдет ли семя, даст ли урожай.

И все же каждый может выйти в путь размышления по-своему и в своих пределах. Почему? Потому что человек - это мыслящее, т. е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется “перепрыгнуть через себя”. Достаточно остановиться на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас - здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас - в настоящий час мировой истории.

На какие мысли наведет нас этот праздник, конечно, в том случае, если мы готовы одуматься? Мы увидим, что произведение искусства созрело на почве своей родины. Если мы задумаемся над этим простым фактом, то мы обязательно подумаем и о том, что за последние два столетия Швабия породила великих поэтов и мыслителей. Если мы будем размышлять далее, то окажется, что Центральная Германия такая же земля, ровно как и Восточная Пруссия, Силезия и Богемия.

Мы задумаемся и спросим: а может быть, любое настоящее творение коренится в почве своей родной земли? Иоган Гебел однажды написал: “Мы растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет - должны корениться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды” (Werke, ed. Altwegg, III, 314).

Поэт хочет сказать: чтобы труд человека принес действительно радостные и целебные плоды, человек должен подняться в эфир из глубины своей родной земли. Эфир здесь означает свободный воздух небес, открытое царство духа.

Мы задумаемся еще сильнее и спросим: а как обстоит сегодня дело с тем, о чем говорил Иоган Петер Гебел? По-прежнему ли человек тихо обитает между небом и землей? По-прежнему ли царит на земле осмысляющий дух? Есть ли еще родина, в почве которой - корни человека, в которой он укоренен?

Многие немцы лишились своей родины, им пришлось оставить свои города и села, их изгнали с родной земли. Многие другие, чья родина была спасена, все же оторвались от нее, попавши в ловушку суеты больших городов, им пришлось поселиться в пустыне индустриальных районов. И сейчас они чужие для своей бывшей родины. А те, кто остался на родине? Часто они еще более безродны, чем те, кто был изгнан. Час за часом, день за днем они проводят у телевизора и радиоприемника, прикованные к ним. Раз в неделю кино уводит их в непривычное, зачастую лишь своей пошлостью, воображаемое царство, пытающееся заменить мир, но которое не есть мир. “Иллюстрированная газета” доступна всем. Как и все, с помощью чего современные средства информации ежечасно стимулируют человека, наступают на него и гонят его - все, что уже сегодня ближе человеку, чем пашни вокруг его двора, чем небо над землей, ближе, чем смена ночи днем, чем обычаи и нравы его села, чем предания его родного мира.

Мы задумаемся еще и спросим: что происходит здесь - как с людьми, оторванными от родины, так и с теми, кто остался на родной земле? Ответ: сейчас под угрозой находится сама укорененность сегодняшнего человека. Более того: потеря корней не вызвана лишь внешними обстоятельствами и судьбой, она не происходит лишь от небрежности и поверхностности образа жизни человека. Утрата укорененности исходит из самого духа века, в котором мы рождены.

Мы задумаемся еще и спросим: если это так, смогут ли еще и впредь человек и его творения корениться в плодородной почве родины и тянуться к эфиру, на простор небес и духа? Или же все попадает в тиски планирования и калькуляций, организации и автоматизации?

Осмысляя то, что нам подсказывает это торжество, мы увидим: нашему веку грозит утрата корней. И мы спросим: что же на самом деле происходит в наше время? Чем оно отличается?

Век, который сейчас начинается, недавно был назван атомным веком. Его самое неотступное знамение - атомная бомба, но это - примета лишь очевидного, так как сразу же признали, что атомная энергия может быть использована и в мирных целях. И сегодня физики-ядерщики всего мира пытаются осуществить мирное использование ее в широких масштабах. Крупные индустриальные корпорации ведущих стран, Англии в первую очередь, уже посчитали, что атомная энергия может стать гигантским бизнесом. В атомной промышленности узрели новое счастье. Атомная физика не останется в стороне. Она открыто обещает нам это. В июле этого года на острове Майнау восемнадцать лауреатов Нобелевской премии объявили в своем обращении дословно следующее: “Наука (т. е. современное естествознание) - путь к счастью человечества”.

Как обстоит дело с этим утверждением? Возникло ли оно из размышления? Задумалось ли оно над смыслом атомного века? Нет. Если мы удовлетворяемся этим утверждением науки, мы остаемся максимально далеко от осмысления нынешнего века. Почему? Потому что подумать-то мы и забыли. Потому что мы забыли спросить: благодаря чему современная техника, основанная на естествознании, способна открывать в природе и освобождать новые виды энергии?

Это стало возможно благодаря тому, что в течение последних столетий идет переворот в основных представлениях человек оказался пересаженным в другую действительность. Эта радикальная революция мировоззрения произошла в философии Нового времени. Из этого проистекает и совершенно новое положение человека в мире и по отношению к миру. Мир теперь представляется объектом, открытым для атак вычисляющей мысли, атак, перед которыми уже ничто не сможет устоять. Природа стала лишь гигантской бензоколонкой, источником энергии для современной техники и промышленности. Это, в принципе техническое, отношение человека к мировому целому впервые возникло в семнадцатом веке и притом только в Европе. Оно было долго незнакомо другим континентам. Оно было совершенно чуждо прошлым векам и судьбам народов.

Сила, скрытая в современной технике, определяет отношение человека к тому, что есть. Ее господство простирается по всей земле. Человек уже начинает свое продвижение с земли в мировое пространство. Благодаря открытию атомной энергии, за какие-нибудь двадцать лет стали известны такие колоссальные источники энергии, что в обозримом будущем мировые потребности в энергии любого рода будут удовлетворены навсегда. Скоро производство энергии, в отличие от добычи угля, нефти, древесины, более не будет привязано к какой-то определенной стране или континенту. В обозримом будущем в любом месте земного шара можно будет построить атомную электростанцию.

Таким образом, теперь основная проблема науки и техники заключается уже не в том, где достать достаточное количество топлива. Сейчас решающая проблема звучит так: каким образом мы сможем обуздать и как мы научимся управлять этими невероятно гигантскими атомными энергиями так, чтобы гарантировать человечеству, что эти громадные энергии внезапно - даже в случае отсутствия военных действий - в каком-нибудь месте не вырвутся, “не удерут” и не уничтожат все?

Если обуздание атомной энергии будет успешным, - а оно будет успешным! - то в развитии технического мира начнется совершенно новая эра. То, что нам сейчас известно как техника фильмов и телевидения, транспорта, особенно воздушного, средств информации, медицинская и пищевая промышленность, является, вероятно, лишь жалким началом. Грядущие перевороты трудно предвидеть. Между тем технический прогресс будет идти вперед все быстрее и быстрее и его ничем нельзя остановить. Во всех сферах своего бытия человек будет окружен все более плотно силами техники. Эти силы, которые повсюду ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой, осаждают его и навязываются ему под видом тех или иных технических приспособлений, - эти силы давно уже переросли нашу волю и способность принимать решения, ибо не человек сотворил их.

Но к новому миру техники принадлежит также и то, что его достижения самым быстрым образом становятся всем известны и привлекают всеобщий интерес. Так сегодня все могут прочитать то, что говорится в этой речи о технике в любом умело издаваемом иллюстрированном журнале, или услышать эту речь по радио. Но одно дело услышать или прочитать, т. е. просто узнать что-то, другое дело - осознать, т. е. осмыслить то, что мы услышали или прочитали.

Этим летом в очередной раз состоялась международная встреча лауреатов Нобелевской премии 1955 года в Линдау. Американский химик Стэнли сказал на ней следующее: “Близок час, когда жизнь окажется в руках химика, который сможет синтезировать, расщеплять и изменять по своему желанию субстанции жизни”. Мы приняли к сведению это утверждение, мы даже восхищаемся дерзостью научного поиска, при этом не думая. Мы не останавливаемся, чтобы подумать, что здесь с помощью технических средств готовится наступление на жизнь и сущность человека, с которым не сравнится даже взрыв водородной бомбы. Так как даже если водородная бомба и не взорвется и жизнь людей на земле сохранится, все равно зловещее изменение мира неизбежно надвигается вместе с атомным веком.

Страшно на самом деле не то, что мир становится полностью технизированным. Гораздо более жутким является то, что человек не подготовлен к этому изменению мира, что мы еще не способны встретить осмысляюще мысля то, что в сущности лишь начинается в этом веке атома.

Затормозить исторический ход атомного века или же направить его не может ни один человек, ни одна группа людей, ни одна комиссия выдающихся государственных деятелей, ученых и инженеров, ни одна конференция ведущих деятелей промышленности и торговли. Ни одна человеческая организация не способна подчинить себе этот процесс.

Так будет ли человек, отдан во власть неудержияых сил техники, неизмеримо превосходящих его силы, растерянным и беззащитным? Это и произойдет, если человек окончательно откажется от того, чтобы решительно противопоставить калькуляции осмысляющее мышление. Но лишь только осмысляющее мышление пробуждается, оно должно работать непрерывно, по любому, самому незначительному поводу - так же и здесь, и сейчас, на этом памятном собрании, поскольку оно дает нам возможность осмыслить то, что находится под особой угрозой в атомный век, а именно: укорененность произведений человека.

Поэтому мы задаем такой вопрос: сможет ли человек с утратой старой укорененности обрести новую почву для коренения и стояния, такую почву и основу, на которой будут по-новому процветать сущность человека и все его труды даже в атомный век?

Что же станет основой и почвой для будущего коренения? Возможно, то, что мы ищем, очень близко, так близко, что мы его просто проглядели. Ведь путь к тому, что близко, для нас, людей, всегда самый дальний и потому самый трудный. Это путь размышления. Осмысляющее мышление требует от нас не цепляться односторонне за какое-то одно представление, сойти с привычной мысленной колеи, по которой мы мчимся все дальше и дальше. Осмысляющее мышление требует от нас, чтобы мы занялись тем, что, на первый взгляд, вовсе не имеет к нему отношения.

Давайте испытаем осмысляющее мышление. Приспособления, аппараты и машины технического мира необходимы нам всем - для одних в большей, для других - в меньшей мере. Было бы безрассудно вслепую нападать на мир техники. Было бы близоруко проклинать его как орудие дьявола. Мы зависим от технических приспособлений, они даже подвигают нас на новые успехи. Но внезапно, и не осознавая этого, мы оказываемся настолько крепко связанными ими, что попадаем к ним в рабство.

Но мы можем и другое. Мы можем пользоваться техническими средствами, оставаясь при этом свободными от них, так что мы сможем отказаться от них в любой момент. Мы можем использовать эти приспособления так, как их и нужно использовать, но при этом оставить их в покое как то, что на самом деле не имеет отношения к нашей сущности. Мы можем сказать “да” неизбежному использованию технических средств и одновременно сказать “нет”, поскольку мы запретим им затребовать нас и таким образом извращать, сбивать с толку и опустошать нашу сущность.

Но если мы скажем так одновременно “да” и “нет” техническим приспособлениям, то разве не станет наше отношение к миру техники двусмысленным и неопределенным? Напротив. Наше отношение к миру техники будет чудесно простым и спокойным. Мы впустим технические приспособления в нашу повседневную жизнь и в то же время оставим их снаружи, т. е. оставим их как вещи, которые не абсолютны, но зависят от чего-то высшего. Я бы назвал это отношение одновременно “да” и “нет” миру техники старым словом - “отрешенность от вещей”.

Это отношение позволяет увидеть вещи не только технически, оно даст нам прозреть то, что производство и использование машин требует от нас другого отношения к вещам, которое не бес-смысленно. Например, мы поймем, что земледелие
и сельское хозяйство превратились в механизированную пищевую промышленность, что и здесь, как и в других областях происходит глубочайшее изменение в отношении человека к природе и к миру перед ним. Но смысл того, что правит этим изменением, по-прежнему темен.

Итак, во всех технических процессах господствует смысл, который располагает всеми человеческими поступками и поведением, и не человек выдумал или создал этот смысл. Мы не понимаем значения зловещего усиления власти атомной техники. Смысл мира техники скрыт от нас. Но давайте же специально обратимся и будем обращены к тому, что этот сокрытый смысл повсюду нас затрагивает в мире техники, тогда мы окажемся внутри области, которая и прячется от нас, и, прячась, выходит к нам. А то, что показывается и в то же время уклоняется - разве не это мы называем тайной? Я называю поведение, благодаря которому мы открываемся для смысла, потаенного в мире техники, открытостью для тайны.

Отрешенность от вещей и открытость для тайны взаимно принадлежны. Они предоставят нам возможность обитать в мире совершенно иначе. Они обещают нам новую основу и почву для коренения, на которой мы сможем стоять и выстоять в мире техники, уже не опасаясь его.

Отрешенность от вещей и открытость тайне дадут нам увидеть новую почву, которая однажды, быть может, даже возвернет в ином обличье старую, сейчас так быстро исчезающую.

Правда, пока (и мы не знаем, как долго это будет продолжаться) человек на этой земле находится в опасном положении. Почему? Потому лишь, что внезапно разразится третья мировая война, которая приведет к полному уничтожению человечества и разрушению земли? Нет. Наступающий атомный век грозит нам еще большей опасностью, как раз в том случае, если опасность третьей мировой войны будет устранена. Странное утверждение, не так ли? Разумеется, странное, но только до тех пор, пока мы не мыслим.

В каком смысле верно это утверждение? А в том, что подкатывающая техническая революция атомного века сможет захватить, околдовать, ослепить и обмануть человека так, что однажды вычисляющее мышление останется единственным действительным и практикуемым способом мышления.

Тогда какая же великая опасность надвигается тогда на нас? Равнодушие к размышлению и полная бездумность, полная бездумность, которая может идти рука об руку с величайшим хитроумием вычисляющего планирования и изобретательства. А что же тогда? Тогда человек отречется и отбросит свою глубочайшую сущность, именно то, что он есть размышляющее существо. Итак, дело в том, чтобы спасти эту сущность человека. Итак, дело в том, чтобы поддерживать размышление.

Однако отрешенность от вещей и открытость для тайны никогда не придут к нам сами по себе. Они не выпадут на нашу долю случайно. Они уродятся лишь из неустанного и решительного мышления.

Возможно, сегодняшнее памятное собрание подвигнет нас на это мышление. И если мы откликнемся на этот призыв, то мы будем думать о Конрадине Крейцере, размышляя об истоках его творчества, о его корнях, которые питала силами его родина. И это именно мы мыслим, когда мы осознаем себя здесь и сейчас людьми, призванными найти и подготовить путь в атомный век, через него и из него.

Если отрешенность от вещей и открытость для тайны пробудятся в нас, то мы выйдем в путь, который ведет нас к новой почве для коренения и стояния. На этой почве творчество может пустить новые корни и принести плоды на века.

Так в другой век и несколько по-другому сбываются вновь слова Иогана Петера Гебела:

“Мы растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет - должны корениться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды”.

Эта речь была произнесена на праздновании 175-й годовщины со дня рождения композитора Конрадина Крейцера 30 октября 1955 г. в Мескирхе, опубликована в 1959 году совместно с диалогом между ученым, филологом и учителем “К вопросу об отрешенности” (Из разговора на проселочной дороге) (“Zur Erorterung der Gelassenheit” (Aus einern Feidgesprach uber das Denken) указ. издание. S. 31-73). Подробная запись этого разговора была сделана еще в 1944-1945 гг., потом он был значительно сокращен. В разговоре проблематика, изложенная в речи памяти К. Крейцера, доступно, но декларативно, без уточнения свойств осмысляющего мышления, прорабатывается более детально и глубоко.

Конрадин Крейцер (1780 - 1849) - плодовитый композитор, родился в Мескирхе, родном городе М. Хайдеггера, некоторые его хоры и оперы и сейчас хорошо известны в ФРГ.

Gedenkfeier - торжество в память кого-либо, образовано от глагола gedenken - помнить, вспоминать кого-либо, который также имеет значение - думать, отсюда - требование М. Хайдеггера думать на торжестве в память К. Крейцера.

Das besinniiche Nachdenken - “думание вслед за чем-то (после чего-то)”.

Das denkende d. h. sinnende Wesen.

Boden-standig - коренной, местный, оседлый (дословный перевод - “стоящий на почве”).

Die Bodenstandigkeit - оседлость, существительное, образованное от bodenstandig.

Die Gelassenheit zu den Dingen - неологизм M. Хайдеггера. Современное значение Gelassenheit - спокойствие, хладнокровие, невозмутимость (образовано от глагола lassen оставлять, давать возможность, позволять, разрешать кому-либо делать что-то), в средневековой немецкой мистике оно использовалось в смысле “оставить мир в покое, таким, какой он есть, не мешать естественному течению вещей и предаться богу” (так использовал это слово Мейстер Экхарт (1260 - 1228). Другие варианты перевода: освобожденность, освобождение, свобода от вещей (техники).

Die Offenheit fur das Geheimnis.

должны быть представлены в печатном виде (шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1,5). Практическое задание Внимательно прочитайте статью М. Хайдеггера «Отрешенность » и раскройте смысл понятий, указанных в таблице. Интерпретация понятий и формулировок в работе М. Хайдеггера «Отрешенность » |Понятие/формулировка |Интерпретация | |«Бегство от мышления» ...

6222 Слова | 25 Стр.

  • Хайдеггер М

    ПЛАН АННОТАЦИИ СТАТЕЙ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО АНАЛИЗА Общий план (для письменного анализа) Основная идея автора: Отрешенность от вещей и утрата укоренности. По-прежнему ли человек тихо обитает между небом и землей? По-прежнему ли царит на земле осмысляющий дух? Есть ли еще родина, в почве которой - корни человека, в которой он укоренен? Ключевые аргументы, раскрывающие основную идею а) “Мы растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет - должны корениться в земле, чтобы, поднявшись, цвести...

    545 Слова | 3 Стр.

  • Древнеиндийская философия и её основные школы

     Содержание 1. Введение 2. Специфика Восточной философии 3. Философия Древней Индии: ведический период и его основные группы 4. Основные школы древнеиндийской философии 4.1 Санкхъя 4.2 Веданта 4.3 Буддизм 4.4 Локаята 4.5 Вайшешика-ньяя 5. Заключение 6. Список литературы Введение Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому...

    5396 Слова | 22 Стр.

  • Интерпретация понятий в работе М. Хайдеггера «Отрешенность»

    Содержание Практическое задание 2 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 3 Задание 1. 3 Задание 2. 3 Задание 3. 4 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 5 Задание 1. 5 Задание 2. 6 Задание 3. 7 Практическое задание Интерпретация понятий в работе М. Хайдеггера «Отрешенность » Понятие | Интерпретация | «Бегство от мышления» | Бегство от мышления - это основа для бездумности, причём человек не хочет признаться в нём себе самому и отрицает его, утверждая обратное. Человек часто предпочитает осмысленному мышлению...

    1435 Слова | 6 Стр.

  • философия мартин хайдеггер

    Мартин Хайдеггер (1889-1976) – немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Он полностью изменил понятие о бытии. О Мартине Хайдеггере сейчас очень много говорят в современной философии. Его называют философом номер один 20 века. Спорят, рассуждают и пишут множество книг и научных работ о его философских идеях . Основной трактат,в котором отражается основная идея его философии «Бытие и время» (нем. Sein und Zeit) был опубликован...

    1249 Слова | 5 Стр.

  • Бегство от мышления

    предстоит сдавать экзамен. Для получения доступа к сдаче экзамена необходимо в установленные сроки выполнить практическое задание и две контрольные работы. Внимательно прочитайте статью М. Хайдеггера «Отрешенность » и раскройте смысл понятий, указанных в таблице. Интерпретация понятий в работе М. Хайдеггера «Отрешенность »: |Понятие |Интерпретация | |«Бегство от мышления» ...

    5611 Слова | 23 Стр.

  • Философия права. Правовой нигилизм

    научного познания» состоит из следующих 2-х разделов и соответствующих им тем. Раздел I. Общие проблемы философии и методологии науки 1. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 3. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 4. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 7. ОСОБЕННОСТИ...

    1966 Слова | 8 Стр.

  • Концепция смерти в филосфии М. Хайдеггера

    говорит Ирвин Ялом, американский психотерапевт, «физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его». В своей книге «Экзистенциальная психотерапия» Ирвин Ялом пишет: «В 1926 году Мартин Хайдеггер изучал вопрос о том, от чего идея смерти уберегает человека, и у него состоялся важный инсайт: сознание предстоящей личной смерти побуждает нас к переходу на более высокий модус существования. Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: 1) состояние забвения...

    4718 Слова | 19 Стр.

  • Основные школы философии

    других целей. В утешение любителям строгой однозначности можно напомнить, что правилами русского языка, преподанными нам в школе, мы успешно пользуемся до конца наших дней, хотя иногда и попадаем впросак. То же касается и философских направлений. В основном они довольно устоявшиеся и общепринятые. Но если вы увидите, например, герменевтика Шлейермахера среди немецких романтиков, а философского антрополога Тейяра де Шардена среди неотомистов - не удивляйтесь, а вспомните, о чем мы вас здесь предупредили...

    9027 Слова | 37 Стр.

  • Хайдеггер Мартин

     «Хайдеггер Мартин» Содержание: 1. Введение 2. Афоризмы, цитаты, высказывания Хайдеггер Мартин 3. Творческая жизнь М. Хайдеггера в истории 4. Хайдеггер «Время и бытие» 5. Хайдеггер и современность 6. Заключение 7. Литература Введение Философия М.Хайдеггера занимает особое место в экзистенциализме. Идеи Хайдеггера самым серьезным образом повлияли на развитие философии II половины ХХ века, на всю совокупность...

    12911 Слова | 52 Стр.

  • Хайдеггер

    М. Хайдеггер (1889-1976) Основные понятия метафизики. § 1. Несравнимость философии. Нельзя определить философию как науку В философии, тем более в метафизике,– сомнительная сумятица мнений в сравнении с однозначными истинами и достижениями, с выверенными …результатами наук. Возможно, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа. Философия вообще и в принципе не наука. Нельзя определить философию как устойчивое мировоззрение отдельно взятого...

    1067 Слова | 5 Стр.

  • Философия Хайдеггера

    исследования" Гуссерля. Первая из них вдохновила Хайдеггера на разрешение вопроса, которому он посвятил всю свою оставшуюся жизнь: проблемы бытия ("Seiensfrage" или вопрос о бытии). Вторая книга предоставила Хайдеггеру феноменологический метод, с помощью которого он пытался разрешить "вопрос о бытии". Хайдеггер отказался от простого применения метода феноменологии на предмет онтологии. Отношения между онтологией и феноменологией в философии Хайдеггера несравненно более сложные. Один из путей возможных...

    10855 Слова | 44 Стр.

  • Онтология Хайдеггера

    занятием небольшой узкопрофессиональной групыы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера , своего дома, т.е. преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия – это поиски своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть бессмысленность окружающего мира, почувствовать себя необходимой и незаменимой частью бытия, “пастухом бытия”, которому завещана весть о бытии, являющаяся основной задачей его жизни. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования. За...

    4996 Слова | 20 Стр.

  • Философия Основные идеи Экзистенциализма

    Факультета Товароведение 1 курса, 3311 группы № зачетной книжки 15806-з Подпись студента __________ Научный руководитель: Напалков Анатолий Владимирович Санкт-Петербург 2016 год Содержание: Введение…………………………………………………………………….…стр3 1. С. Крьеркегор и основные идеи экзистенциализма……………….....стр4 2. Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартр, А. Камю…………....стр9 3. Религиозный экзистенциацизм……………………………………....стр14 4. Конспект работы Ж.-П.Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» /Сумерки богов. ……………………………………………...

    4279 Слова | 18 Стр.

  • Шпоры (краткие все основные ответы по философии)

    философии–поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество. Основными методами философии являются: Диалектика–метод, при котором вещи, явления, рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий...

    43649 Слова | 175 Стр.

  • термины по философии

    Философия наряду с религией и мифологией - форма миро­воззрения, особый высший научно-теоретический тип мировоз­зрения, который основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие понятия и категории. В своем развитии философия прошла три основных этапа - космоцентризм (обращенность на природу), теоцентризм (обра­щенность на Бога), антропоцентризм (обращенность на человека). Предмет изучения философии: онтология (учение о бытие); гносеология (учение о познании); человек; общество; ...

    646 Слова | 3 Стр.

  • .Основные разделы философии

    1.ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ. В современном познании помимо дифференцированного подхода нужен и обобщающее-мудрый взор, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной, тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Философия дает систему знаний о мире в целом. Органическое соединение в философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания...

    8826 Слова | 36 Стр.

  • Контрольная работа философия 2017

    ЧАСТЬ 1. АНАЛИЗ СТАТЕЙ Внимательно прочитайте статьи М. Хайдеггера «Отрешенность » и И. Канта «Метафизика нравов», раскройте смысл их ключевых идей в аннотациях. (Тексты – Приложение 1, после части 2 и образца). ПЛАН АННОТАЦИЙ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО АНАЛИЗА Аннотация статьи представляет собой работу, состоящую из 2-х этапов. Первый этап: составление блок-схемы, отражающей общую концепцию статьи (основная идея автора, аргументы, раскрывающие основную идею, вывод автора, ключевые слова статьи, характеризующие...

    12577 Слова | 51 Стр.

  • Предмет философии. Основные элементы системы философского знания

    План работы Предмет философии. Основные элементы системы философского знания…2Основные вопросы философии …………………………………………………5 Практическое задание…………………………………………………………….7Список использованной литературы …………………………………………..8 Предмет философии. Основные элементы системы философского знания Философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo - любить, sophia - мудрость). На вопрос «Что такое философия?» существует немало ответов. Приведем несколько наиболее распространенных...

    1141 Слова | 5 Стр.

  • Сущность и основные формы бытия

    государственная авиационная технологическая академия им. П.А.Соловьева Кафедра философии и социально-культурных технологий Контрольная работа по дисциплине «Философия» на тему «Сущность и основные формы бытия» Вариант №6 Выполнил Смирнов Р.А. Студент гр. ЗЭС2 – 08, 2 курса...

    3576 Слова | 15 Стр.

  • Обзор основных ведущих специалистов в экзистенциальной психотерапии

    генетической и клинической психологии Курсовая работа на тему: «Обзор основных ведущих специалистов в экзистенциальной психотерапии» Выполнил: Проверила: Томск 2013 Содержание. Введение. Глава 1. Общие положения экзистенциальной психологии и психотерапии. 1. Возникновение экзистенциального подхода 2. Основные теоретические ориентиры 3. Экзистенциализм в литературе Глава 2. Обзор основных экзистенциальных психотерапевтов 1. Ирвин Ялом 2. Ролло Мэй 3...

    6326 Слова | 26 Стр.

  • Основной вопрос философии

    Институт/ Факультет – ____Дистанционного образования____________________ Направление – ________Социально-культурный сервис и туриз________ Кафедра – Туризм ____________________ «Основной вопрос философии» Наименование контрольной работы РЕФЕРАТ по курсу «_______Философия » Наименование учебной дисциплины Вариант №6 Выполнил...

    3347 Слова | 14 Стр.

  • Основной вопрос философии проблемы и дискуссии

     Контрольная работа "Основной вопрос философии" философия идеализм агностицизм рационализм 1.Основной вопрос философии и две его стороны Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Вопрос о соотношении материи и сознания. И при этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию. Первична во времени, ибо сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно; первична и в том...

    3023 Слова | 13 Стр.

  • Основные этапы исторического развития мировой философии

    РЕФЕРАТ по дисциплине "Философия" на тему "Основные этапы исторического развития мировой философии" Содержание 1. Происхождение философии. Философия и предшествующие ей формы мировоззрения2. Основные идеи и исторические этапы развития мировой философииЛитература 1. Происхождение философии. Философия и предшествующие ей формы мировоззрения Происхождение философии - одна из удивительных загадок истории культуры. То, что мифология и религия исторически и генетически предшествуют...

    12249 Слова | 49 Стр.

  • Основной вопрос и основные направления философии

    Основной вопрос и основные направления философии 1. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные...

    1197 Слова | 5 Стр.

  • Основные направления современной западной философии. Прагматизм. Феноменология. Экзистенциализм

    1. Основные направления современной западной философии 2. Прагматизм 3. Феноменология 4. Экзистенциализм 5. Логический позитивизм и аналитическая философия 6. Философия постмодернизма 1. Основные направления современной западной философии Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее...

    3708 Слова | 15 Стр.

  • философия

    известно, выделяет две разновидности экзистенциализма. Первый он называет христианским экзистенциализмом, в качестве его представителей он называет К. Ясперса и Г. Марселя. Второй экзистенциализм он определяет как атеистический, относя к нему М. Хайдеггера , французских экзистенциалистов, включая самого себя. Общность этих направлений он видит в том, что философы обоих направлений отталкиваются от субъекта. Их волнует общая проблема выяснения отношений между сущностью и существованием. Сартр исходит...

    3712 Слова | 15 Стр.

  • Filosofiya

    образования Республики Беларусь от 28.12. 2007г.) В учебной программе учтены следующие требования образовательного стандарта по циклу социально-гуманитарных дисциплин: Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение...

    11551 Слова | 47 Стр.

  • Хайдеггер

    Хайдеггер М. Основные понятия метафизики #1. Несравнимость философии. а) Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь Наш курс объявлен под названием "Основные понятия метафизики". Это название мало о чем дает догадаться, при том что по своей форме оно совершенно ясно. Оно как будто бы похоже на другие названия куров: первоначала зоологии, основные положения лингвистики, очерк истории реформации и подобное. Мы понимаем: перед нами отчетливо очерченная дисциплина, именуемая. Дело идет...

    3101 Слова | 13 Стр.

  • Постмодернизм

    основных

    6144 Слова | 25 Стр.

  • Основные проблемы философии

    Содержание: I. Введение II. Основные проблемы философии III. Материализм и идеализм IV. Заключение V. Использованная литература I. ВВЕДЕНИЕ Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не...

    6063 Слова | 25 Стр.

  • Постмодернизм

    постмодернизма в социологии относится к середине 70-х – началу 80-х годов ХХ века. С этого периода начинается постмодернистская "трансформация перспективы" , формируется специфический постмодернистский дискурс в социологии. Он развивается в двух основных направлениях – в направлении ревизии эпистемологических возможностей социологии и формирования новой эпистемологии, а также в направлении нового видения социальной реальности, новой концепции глобальных социальных трансформаций, способной интерпретировать...

    6198 Слова | 25 Стр.

  • Предмет философии и ее место в культуре

    УПИ», 2007 Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре Вопросы: 1. Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное. 2. Философия как специфический способ духовного освоения мира. 3. Предмет философии. 4. Философия в системе культуры. 1. Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное. Приступая к изучению философии, мы должны дать себе отчет в том...

    6054 Слова | 25 Стр.

  • Классный реферат

    произведением: B) Хайдеггера «Вещь в себе» по Канту - это:A) реальные предметы, существующие независимо от человека «Во всём сомневаться!» - девиз:D)Р.Декарта «Государством должны управлять философы» - говорил:B)Платон «деконструкции»:A) Деррида «Жизнь – страдание» - лейтмотив учения:В) Буддизма «Мир как воля и представление» является произведением:E) Шопенгауэра «Оно» по Фрейду есть:A) бессознательное «Так говорил Заратустра» является произведением:D) Ницше «У-вей» - основной принцип школы:B)Даосизма...

    4940 Слова | 20 Стр.

  • Труды

    Ментору; К Аристону; К Олимпиаде; К Гефестиону; К Фемистагору; К Филоксену; К Демокриту. Бердяев: Философия неравенства; Смысл творчества (Опыт оправдания человека); Смысл истории; Новое средневековье; Судьба человека в современном мире; Русская идея (Основные проблемы русской мысли Х1Х-ХХ века); Истоки и смысл русского коммунизма; О рабстве и свободе человека; Опыт персоналистической философии; Философия свободного духа; Самопознание; Дух и реальность; Письма к недругам по социальной философии; Я и...

    2105 Слова | 9 Стр.

  • Психология умирания и смерти

    умирания полностью, наверное, не удастся никогда и никому - в первую очередь, потому, что сама по себе проблематика смерти очень многопланова. В данной работе мы попытались описать образ смерти и его изменения в психологической эволюции человечества, основные психологические проблемы умирания и смерти, дать определение процессу умирания, затронули такие важные вопросы, как соотношение смысла жизни и страха смерти, причины самоубийств и особенности умирания при суицидах. Целью работы стало исследование...

    6969 Слова | 28 Стр.

  • Dokument_Microsoft_Word

    определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт). Все остальные стремления только следствия неудовлетворённости и сублимированного переключения либидо (сексуальной энергии) на другие области. Механизм сублимации оказывается основным источником творчества. Также Фрейд в дополнение к Эросу обращается и к инстинкту смерти (Танатосу). Инстинкт смерти разлагает живой организм и возвращает его в исходное, неорганическое состояние. Не так-то просто понять, как действует этот инстинкт...

    6126 Слова | 25 Стр.

  • Основные категории эстетики. Прекрасное и безобразное

    ВСТУПЛЕНИЕ Всякая наука, будучи родом знания, имеет дело с различными понятиями. Они могут быть общими для всех наук или особенными, специфическими именно для данной науки. Основные понятия, на которых строится наука, через которые выражается особенное ее содержание, особенные ее связи с жизнью, и называются категориями науки. Для физики это – масса, энергия, движение, давление и т. д. Для этика, науки о нравственности – добро и зло, честь и бесчестие, долг, совесть и т.д. Есть свои... Философия

    Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о “первосущности” представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении “все из воды” была дана “отставка” олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея , однажды родившись, никогда уже...

    3776 Слова | 16 Стр.

  • Смерть и её значение

    Антисфен говорил: ”О том, чтобы умереть счастливым”. Тот, кто хочет быть бессмертным должен вести благочестивую и праведную жизнь. ”Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших”. В отличие от славянского язычества (основными мировоззренческими доминантами которого были антропоморфизация природы и натурализация человека) и эллинского типа культуры (где мерой всех вещей являлся героизированный человек) принятое Русью христианство диктовало качественно иную концепцию человека...

    3107 Слова | 13 Стр.

  • Философия тест

    Арабская философия …Опирается на Аристотеля Аристотель разработал основные законы: Логики Аристотель разработал основные законы: Логики Бессознательное по Юнгу: Общечеловеческий опыт, утративший сознательный характер Благородство человека, согласно гуманистам эпохи Возрождения Бытие в самом широком смысле этого слова – это … Предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще Бытие и время» является произведением: Хайдеггера Бытие-с-другим» Ж.-П. Сартр характеризует как: вечный конфликт...

    6461 Слова | 26 Стр.

  • Контрольная

    Cтруктурныe компоненты: 1. устойчивая научная картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира, задаёт ориентиры научных изысканий. В неё вписываются основные результаты научных исследований. 2. оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов, и целепоглощающая идея , ориентирующаяся на систему ценностей. Понимаемый таким образом мир, состоящий как бы из трёх царств - действительности, ценности и смысла, - и есть основание философского мировоззрения. 3. комплекс...

    6935 Слова | 28 Стр.

    1355 Слова | 6 Стр.

  • Основной вопрос философии реферат

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Реферат По дисциплине: «Философия»


  • Министерство образования Российской Федерации
    Южно-Уральский государственный университет
    Заочный инженерно-экономический факультет
    кафедра «Строительные конструкции и инженерные сооружения»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    Предмет: философия

    Г. Челябинск
    2012 г.

    Практическое задание

    Интерпретация понятий в работе М. Хайдеггера «Отрешенность»
    Понятие
    Интерпретация
    «Бегство от мышления»
    Бегство от мышления - это основа для бездумности, причём человек не хочет признаться в нём себе самому и отрицает его, утверждая обратное. Человек часто предпочитает осмысленному мышлению вычислительное, которым пользуется гораздо чаще в повседневной жизни. Без такого мышления не обойтись. Но это лишь частный вид мышления.
    «Калькулирующее (вычисляющее) мышление»
    Специфичность этого вида мышления состоит в том, что, человек всегда считается с данными условиями. Он берет их в расчет, исходя из определенной цели, и заранее рассчитывает на определенные результаты. Это рассчитывание - отличительная черта вычисляющего (калькулирующего) мышления. Вычисляющее мышление - это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть. В настоящее время этот вид мышления становится преобладающим.
    «Осмысляющее раздумье»
    Осмысляющее мышление основано на поиске смысла любого процесса, предмета, действия, обстоятельств. Осмысляющее раздумье бесполезно в практической жизни. Для осмысляющего мышления необходимы высшие усилия. Оно требует более длительного упражнения. Но только оно способно открыть человеку глаза на окружающий мир и процессы, в нём происходящие.
    «Укорененность»
    Укоренённость – наличие у каждого человека корней, связывающих его с родиной, родной землёй, семьёй, домом. Оторвавшись от всего этого, человек теряет корни. И важная проблема современности – потеря укоренённости.
    «Отрешенность»
    Это такое отношение человека к миру вещей, которое отличается спокойствием, постоянством. Человек может сказать техническому прогрессу «да», поскольку не может противостоять ему, но в то же время он говорит «нет», тем самым не допуская зависимости от мира вещей, привязанности к нему.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

    Вариант 2

    По краткой характеристике воззрений крупнейших философов прошлого необходимо определить эпоху, имя философа, соответствующее рассматриваемому периоду, и обосновать свой ответ.

    Задание 1. Этот философ является автором концепции антропологической этики (именуемой также этическим рационализмом), пришедшей на смену космологической натурфилософии его предшественников. Этот мыслитель обосновал возможность преодоления распространявшихся релятивистских идей. Используя интеллектуальные приемы (диалектику, иронию, майевтику), он видел своей задачей достижение общезначимых духовных ценностей. С именем этого философа связаны два очень известных изречения. Одно из них было произнесено еще Фалесом, но для описываемого мыслителя стало руководством к действию. Второе выразило своеобразный итог его философских поисков.

      Эпоха: данное высказывание относится к эпохе Античности, т.к. космоцентризм является характерной чертой именно этой эпохи.
      Период: именно то обстоятельство, что на смену космологической натурфилософии приходит антропологическая этика, свидетельствует о том, что это высказывание относится к классическому (сократическому) периоду.
      Определение имени философа: из приведённого отрывка можно узнать и имя философа. Это Сократ, т.к. именно он является основоположником концепции этического рационализма, ему принадлежит и открытие метода майевтики, о котором говорится в задании.
    Задание 2. В концепции этого философа выражена последовательная материалистическая позиция, так как онтологическое обоснование действительности, осуществленное его предшественниками с обязательным наличием идеи Абсолюта, подвергается у него критическому переосмыслению. В результате его материализм обретает антропологическое обоснование. Кроме того, фигура этого философа закрывает целый период в развитии истории философии, а его концепция стала одним из теоретических источников диалектического материализма.
    1.Эпоха: материалы данного задания относятся к классической немецкой философии конца XVIII –начала XIX века, т. к. в тексте есть указание на предшествующий период развития философского знания (обязательное наличие Абсолюта), что характерно для эпохи Средневековья и частично для эпохи Нового времени.
    2. Период: философ, упоминаемый в задании, относится к представителям направления объективного идеализма. На это указывают слова: «последовательная материалистическая позиция», «антропологическое обоснование материализма». Этот философ не отрицает наличие Абсолюта, но относится к этой идее критически. Кроме того, есть упоминание о том, что фигура данного философа закрывает целый период в развитии истории философии – период классической философии.
    3. Определение имени философа: имя этого философа – Георг Вильгельм Фридрих Гегель. На это указывает цитата «его концепция стала одним из теоретических источников диалектического материализма». Действительно, Гегель является основоположником диалектики, которая и легла в основу диалектического материализма.
    Задание 3. Этот философ полагал, что все существующее в бытии чувственно-воспринимаемо. Если что-то нельзя чувственно воспринять, то и нельзя утверждать о его существовании, так как единственное, что мы можем знать наверняка – это наши чувственные впечатления. «Существовать –значит быть воспринимаемым» - ключевое утверждение этого философа, сформулированное им с позиции сенсуализма.
      Эпоха: данное высказывание относится к эпохе Нового времени, так как именно для этой эпохи характерен принцип рационализма, а главной проблемой философии в это время является поиск методов познания. Философ определяет путь познания (если нельзя что-то чувственно воспринять, то и нельзя утверждать о его существовании).
      Период: данный философ относится к направлению эмпирического познания (познания, в основе которого лежит опыт).
      Определение имени философа: цитата, приведённая в задании («Существовать – значит быть воспринимаемым»), указывает на имя философа – создателя сенсуализма – Дж. Локка.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
    Задание. Из предложенных фраз, в которых сформулированы фундаментальные философские идеи, необходимо выписать термины и дать их краткое определение. Затем из предлагаемых вариантов (А и В) выбрать тот, который соответствует смыслу рассматриваемой фразы.

    Вариант 2

      «Понимание субстанции, рассмотренное в рамках идеалистического взгляда на бытие, позволяет обосновать идею агностицизма».
      Ключевые понятия фразы

    Идеализм – термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, не считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Выделяется две основных ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.
    Агностицизм - направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии.

    2) А (+) – смысл фразы совпадает со значением терминов «агностицизм», «идеализм».
    В (-) – эта фраза, скорее всего, относится к субъективному идеализму (направления в философии, представители которого отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности).

      «Теоцентрическое мировоззрение этого философа, по сути, метафизично, тем не менее, его онтология содержит элементы диалектики».
    1) Ключевые понятия фразы
    Теоцентризм - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.
    Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового; философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, а также противоположный диалектике способ мышления и познания, особенностью которого является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира.
    Онтология – раздел философии, изучающий бытие.
    Диалектика – одна из основных концепций развития бытия, рассматривающая его как процесс возникновения и разрешения противоречий, взаимопревращения качества и количества, спиралевидного изменения; под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности.
    2) В (+) - смысл фразы полностью совпадает со значением терминов «теоцентризм», «диалектика», «метафизика».
    А (-) – понятие «теоцентризм» здесь перепутано с понятием «теизм» (религиозно-философское мировоззрение, утверждающее что мир был создан Богом, и что творец продолжает свою активность в созданном им мире), а понятия «диалектика» и «метафизика» толкуются в узком понимании (философский спор).
      «Категория субстанции, обоснованная в дуалистической трактовке, позволила переосмыслить монист ическое толкование основного вопроса философии».
      Ключевые понятия фразы
    Субстанция – философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Первопричина происходящего.
    Дуализм – философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического.
    Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция.
    Основной вопрос философии - метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе: вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное?
    2) В (+) – смысл фразы полностью совпадает со значениями терминов «дуализм», «основной вопрос философии», «монизм».
    А (-) – не верно истолковано понятие «дуализм» , оно, скорее всего перепутано с понятием «рационализм» (направление философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит разум, а не чувства).