Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Наука. Виды и функции науки. Вводная лекция: Обществознание как комплекс наук

  1. 1. Обществознание Раздел 4.Тема 4.1. Наука. Виды наук. Научное познание – это рациональное познание
  2. 2. Истоки науки Истоки науки уходят в глубокую древность. Наука возникла в VI в.до н. э. в Древней Греции. Наука разрушила мифологическое мировоззрение Процесс формирования науки в социальный институт начался в XVII-XVIII вв. – возникли первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. В к. XIX – XXвв. возникают новые формы организации науки: крупные научные лаборатории, институты, исследовательские центры
  3. 3. Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. его теоретическое отражение Наука – сложное Тенденции общественное явление, современной науки: специальная сфера человеческой Дифференциация наук* деятельности, в ходе которой создаются знания об окружающем мире, его закономерностях. Интеграция наук* Наука – специализированное познание действительности
  4. 4. Виды наук гуманитарные общественные естественные технические прикладные
  5. 5. Два уровня научного знания 1. Эмпирическое знание – знание фактов 2. Теоретическое знание – объяснение эмпирических фактов Теория – это логически стройная система понятий и утверждений, которая имеет значимость лишь в ее соотнесении с эмпирическими фактами Эмпирические факты имеют ценность только вместе с объясняющей их теорией
  6. 6. Особенности научного познания: Системность, логическая выводимость одних знаний из других.. Объектом научного познания выступают не только предметы и явления, но и объекты микромира, мегамира, прошлое и будущее Стремление к объективности…. Направленность на получение знаний необходимых в будущем…. Имеет определенные методы и формы познания. Цель научного познания – получение новых более глубоких знаний.
  7. Наука как социальный институт Социальный институт – система социальных отношений, которая упорядочивает отношения между людьми. Этот признак существенен для науки. В научную деятельность вовлечено большое количество людей, которые разрешают определенные проблемы
  8. Что необходимо знать о науке как социальном институте? Между людьми занимающимися наукой, существует иерархия: кандидат наук, доктор, академик – научные звания, чем выше, тем больше авторитета имеет ученый; Каждый специалист работает в определенной области, в которой он является экспертом; Ученый работает не на себя а на науку; Ученый выступает в качестве эксперта в разрешении вопросов, который не может разрешить человек не обладающий специальными знаниями.
  9. 9. Этапы научного познания… Теория – построенная система Гипотеза – предположение, взаимосвязанных утверждений, догадка законов науки Методы, которые обуславливаются особенностями объекта исследования, зависят от целей, характера проблемы.Общенаучные: анализ- Всеобщие: наблюдение Специальные: для синтез, эксперимент описание, измерение каждой науки
  10. 10. Методы познания Наблюдение* : прямое и косвенное Измерение дает количественную характеристику изучаемого объекта Эксперимент –изменение объекта, воспроизведение его в специальных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях.
  11. 11. Роль научного познания. Наука Жизнь(идеи, теории, аксиомы) (техника, книги, учебники..) Наука оказывает влияние на все основные сферы жизни общества Роль науки возрастает в ходе исторического развития человечества
  12. 12. Социальные функции науки 1. культурно-мировоззренческая..(наука объясняет аспекты действительности, формирует мировоззрение) 2. Наука тесно связана с техническим прогрессом (Наука становиться производительной силой, формируется устойчивая связь с производством) 3. Помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы. 4. Наука становиться все более дробной появляется все больше научных дисциплин (около 10 000 дисциплин), но в то же время возникают и междисциплинарные исследования (интеграция наук)
  13. 13. Этические нормы в науке 1. Общечеловеческие требования и запреты (плагиат – воровство научных идей, результатов, полученных кем-либо) 2. Этические нормы (бескорыстный поиск истины) 3. Нравственные правила, «Платон мне друг, но касающиеся истина дороже» взаимоотношений науки и Аристотель ученого с обществом
  14. 14. Ненаучное знание Искусство*- Есть люди художественное познание, ориентированные эстетическое отношение на науку, им человека к свойственна действительности активность, Миф* - своеобразное внутренняя независимость, моделирование открытость, человеческого поведения. воспринимают Главная особенность мифа новый опыт – может объяснить все Народная мудрость – свод Другие «рецептов» поведения для ориентированы на разных случаев ненаучные картины Паранаука* (лат. пара -около) мира, интерес к объясняет загадочные таинственному… явления, сведения…
  15. 15. Дома Подготовить сообщения Какую роль играет наука в современном обществе? Как наука и общество влияют друг на друга. Примеры практической деятельности, которые породили различные поговорки и пословицы (Народна мудрость) Роль паранауки в жизни человека. (примеры паранауки: астрология, хиромантия ….)

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в конкретном объекте изучения.

Зачатки научной мысли можно встретить в истории древних цивилизаций, однако родиной науки принято считать Древнюю Грецию. В средние века наука развивалась очень медленно, так как зависела от религии. В XVII в. началась научная революция, во время которой произошло становление классической науки. Открытия Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея заложили основу механистической картины мира. С Ньютона начинает отсчет современная наука (ядерная физика, молекулярная биология).

В зависимости от объекта науки выделяют три основных раздела: естественные науки (физика, химия и др.); социальные науки (общественные науки): философские науки (философия). Также выделяют дополнительные разделы науки, которые находятся на стыке главных разделов, но не входят в них: технические науки, математика, психология, биология, правовые науки.

Функции науки: познание окружающего мира и человека, объяснение законов развития и устройства, формирование мировоззрения, прогнозирование развития и последствий явлений и процессов.

Методы науки – совокупность приемов исследования, применяемых в науке. В зависимости от разделов в науке применяют разные методы:

1) общенаучные методы применяют на отдельных стадиях научного познания, с их помощью определяют подход к изучению объектов в целом: наблюдение, анализ (разложение), синтез (объединение), дедукция (выведение), индукция (обобщение), историзм (хронология), функциональный метод (определение функций);

2) системно-логические методы охватывают все отрасли научного познания и используются всеми науками:

материализм использует теоретический метод познания и опирается на дедукцию и законы диалектики (нельзя ничего считать истинным, пока оно не станет ясным и простым; в изучении чего-либо начинать движение следует от простого к сложному; каждую проблему необходимо расчленять на частные задачи). Главный источник знаний в материализме – теория (мысли и понятия);

идеализм опирается на индуктивный метод (обобщение единичных фактов в общие положения). Главный источник знаний в идеализме – наблюдение, сравнение и эксперимент;

3) частно-научные методы используются конкретными науками исходя из их потребностей: социологический, сравнительный, статистический, моделирование (создание образа), эксперимент (опыт).

Виды экспериментов: исследовательский (исследование, поиск информации о новых явлениях, процессах и свойствах окружающего мира); аналитический (анализ гипотезы, проверка истинности с помощью сравнения с другими гипотезами или теориями).

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Наука Наука – в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о

Из книги Большая книга афоризмов автора

Наука См. также «Знание», «Теория. Гипотеза», «Ученые», «Эксперимент» Наука - лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Искусство - это «я»; наука - это «мы». Клод Бернар Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты Мы

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

НАУКА Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Наука – это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которую достигли гении предыдущего поколения. Макс Глюкманн Искусство

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Наука и Бог Даже Бог не может сделать так, чтобы дважды два не было четыре. Гуго Гроций (1583–1645), нидерландский правовед Господь Бог вычисляет дифференциалы эмпирически. Альберт Эйнштейн (1879–1955), немецкий физик Бог создал натуральные числа, остальное - дело рук

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

17. НАУКА Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим,

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Наука Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Знания увеличивают незнание. Анаксимен из Милета Мерите ли вы в то, что науки возникли бы и достигли зрелости, если бы им не предшествовали

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Наука о следах Чем занимается криминалист-трассолог?Трассологи изучают следы. Они исследуют механизмы образования следов, придумывают методы их обнаружения и исследования.Криминалист-трассолог изучает осколки стеклаЕсли преступник разбил стекло, то трассолог по

Из книги автора

Наука Как возникли цифры? Это очень просто: если к двум копейкам вы прибавите еще две, то у вас будет четыре копейки. Но знаете ли вы, что чтобы человек научился думать так, как вы, ему понадобились миллионы лет? Действительно, самое трудное – научить ребенка пользоваться

Наука и образование. Практикум

1.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

образовательные учреждения

цели образования

функции образования в обществе

образовательные программы

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

2) догматизация

3) гуманизация

4) интернационализация

5) информатизация

6) идеологизация

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

2) эксперимент

3) доказательность

4) рациональность

5) чувственность

6) теория

7) концепции

8) субъективность

4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) учёт индивидуальных особенностей школьников

2) сокращение учебного времени на музыкальное образование

3) компьютеризация образовательного процесса

4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению иностранных языков

6) введение дополнительного курса по истории культуры

5. Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальная

2) прогностическая

3) мировоззренческая

4) познавательная

5) производственная

6) образовательная

6. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.

2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.

3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.

5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.

7. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

1) социальные

2) личностные

8. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления

Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования

Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования

Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

1) дошкольное образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Систему _______(А) можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд ____ (Б). ____ (В) – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала. ____ (Г) – увеличение учебного времени, отводимого на изучение социально-гуманитарных дисциплин; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и ____ (Д); хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и ____ (Е) грамотность человека.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2) признак

3) элитарная

4) юридическая

5) интерес

6) гуманизация

7) специальность

8) образование

9) гуманитаризация

Работа с текстом

Образование в обществе

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...

Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...

Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу - например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

Н. Смелзер

10. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

11. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.

12. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

13. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

14. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.

Непосредственым предметом части научных изысканий стал человек и тот социум, который он формирует. Обществознание - одна из наук, центром изучения которой и стал социум. В нашей статье мы коснемся этого вопроса с целью вспомнить, что изучает обществознание и какие интересные данные она может предоставить.

Сфера изучения обществознания

Начнем с того, что дадим толкование понятию, дабы постепенно вникать в тему. Итак, обществознание - это наука, изучающая всесторонне жизнь общества и его значение для человека.

Как дисциплина, всецело направленная на изучение человеческого общества во всех его проявлениях. Ее связи с прочими науками очень широки, как и разнообразие рассматриваемых аспектов социальной жизни.

Связь с другими науками

Как самостоятельно развивающаяся наука, обществознание включает некие базисы прочих гуманитарных. Среди них философия, психология, в частности социальная, этика, социология, история, право, политология. Кроме того, в обществознании есть основы экономики.

Столько широкие междисциплинарные связи обсуловлены с тем, что каждая из наук оперирует собственным видением человеческого общества. Обществознание же дает целостную картину данного понятия, учитывая представление каждой из дисциплин.

Все общественные науки в современном исследовательском мире связаны в единый массив знаний и методов, объединенных в обществознании. На основе столь широкого охвата проблем социальной жизни человечества, оно способно дать ответы на многие интересующие общество актуальные вопросы. Проникает обществознание целями и результатами своих научных изысканий в различные сферы человеческой деятельности: от социальной до экономической, политической и духовной.

Таким образом, резюмируем уже сказанное: обществознание - изучающая человеческую жизнь в социуме, наиболее полно, в отличие от множества других гуманитарных дисциплин.

Обществознание как школьный предмет

В каждой школе России обществознание входит в список преподаваемых предметов. Ранее, во времена СССР, схожая дисциплина называлась обществоведением.

Сегодня изучение обществознания в школьных стенах завершается ЕГЭ. Практическое значение заключается, прежде всего, в адаптации учеников к динамичности социальной жизни. Для нас это уже очевидно исходя из данных, что изучает дисциплина обществознание.

Происходит ознакамливание с различными сторонами этого процесса, расширяется помогает в дальнейшем определиться с родом деятельности, выбором дальнейшей направленности обучения.

Отметим также формирущую роль современного обществознания со стороны гражданской позиции. Политическая, экономическая сторона человеческой деятельности приоткрываются и складываются в цельную картину.

Кому необходимо изучать эту дисциплину?

Мы уже выяснили на данном этапе, что обществознание - изучающая все аспекты жизни человеческого социума. В школе эта дисциплина является обязательной частью программы. А кому же стоит изучить ее глубже при получении специализированного образования?

Как мы помним, спектр исследований обществознания сегодня затрагивает все социальные и некоторые другие науки. Поэтому изучать его углубленно стоит студентам таких специальностей, как социология, что, пожалуй, самое очевидное, психология, политология, правоведения, юриспруденция, культурология, менеджмент, педагогика.

Иными словами, для всех специальностей, которые в дальнейшем предусматривают работу с людьми, акутальны сведения и выводы рассматриваемой дисциплины. Этот вывод исходит из того, что мы уже выяснили: что изучает предмет "обществознание".

А наука ли обществознание?

Развитие дисциплины, ставшей темой нашей статьи, продолжается активно и сегодня. В научных кругах ведутся дискусии на предмет того, является ли обществознание наукой как таковой. В пользу положительного вердикта говорят большинство признаков. Мы ведь уже знаем, что обществознание - это наука, изучающая все проявления жизни общества.

Так, данная дисциплина стремиться фиксировать факты и закономерности максимально обьективно, что присуще истинной науке. Проблемный момент в том, что предмет обществознания, человеческое общество и все проявления его деятельности, слишком широк и динамичен. Поэтому до конца познать его своими методами оно не может.

Рациональность обществознания также сближает его с наукой. Точным дисциплинам, таким, как математика, оно не противоречит, хотя и не имеет собственных столь четко выделенных выводов.

И, наконец, последнее - обществознание так же не приемлет суеверия, как и любая другая наука. Собирая отдельные, самые важные аспекты прочих социальных наук, оно так же придерживается принципа обоснованности фактов.

Заключение

В нашей статье мы коснулись вопроса, что изучает обществознание. Оно, по сути, является комплексом наук, затрагивающих все возможные проявления жизни общества. Отсюда можем сделать слежующий вывод: предмет изучения обществознания крайне широк, поэтому дать исчерпывающих точных данных о нем эта наука не может по объективным причинам.

Человеческое общество со своими закономерностями, специфическими фактами является особенным постоянно меняющимся предметом. Соответственно, постоянно происходит развитие обществознания. Оно имеет явные связи с остальными а также экономикой, правоведением.

Обществознание - это наука, изучающая общество во всех его проявлениях. Как школьный предмет оно обязательно к изучению. Практическое значение его также высоко.

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).