Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Малоизвестная игра на шахматной доске. Игры на шахматной доске

Доводилось ли Вам играть на шахматной доске в какие-либо игры помимо шахмат? На черно-белой доске существует более 1000 развивающих игр. Эти игры могут считаться как отдельным видом спорта, например, шашки, так и игрой для приятного времяпрепровождения и расслабления.

Изучая долгое время шахматы, игрок может утомиться, и ему потребуются несколько минут для отдыха или переключения. Легкие и забавные игры на шахматной доске не только позволят поднять работоспособность шахматиста, но и улучшат его настроение. Более того, шахматы – сложная логическая игра с большим количеством правил. Совсем юным ученикам может быть трудно начинать освоение игры традиционным методом, когда объясняются правила игры и комбинации. Для развития памяти и интеллекта на ранних этапах могут помочь более простые игры. Таким образом, будет происходить движение от простого к сложному, что сделает изучение шахмат более доступным.

Однако не стоит забывать, что игры на шахматной доске также могут скрасить Ваш досуг и развлечь Вас и Ваших гостей.

Сегодня мы познакомимся с самыми популярными развивающими играми на черно-белой доске.

Пешечный бой. Данная разновидность игр на шахматной доске зачастую служит основой для изучения шахмат. Правила довольно просты. Шахматная партия разыгрывается только пешками, стоящими на 2 и 7 горизонталях. Цель игры в том, чтобы продвинуть пешку до первого/ последнего ряда. Вы можете ежедневно тренировать шахматные навыки, играя в эту игру.

Шашки. Являются игрой для двух соперников. Смысл игры заключается в передвижении определённым образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски таким образом, чтобы лишить противника всех фигур. Данная игра развивает умственные способности и положительно влияет на развитие памяти. Выделяют большое количество разновидностей шашек. Шашкам, как отдельному виду спорта, уделяется много внимания. Любители шашек придумывают разные условия игры, начиная с уличных шашек и заканчивая шашками под водой.


Уголки. Для данной игры Вам понадобятся шашки или пешки. Необходимо расставить фигуры по углам друг против друга, чтобы получился квадрат 3 на 3 (называемый городом или домом). Также, возможны расстановки 3 на 4 и треугольные. Цель игры – передвинуть все свои шашки/пешки на то место, где изначально располагались шашки соперника, быстрее другого игрока. Эта забавная игра позволит Вам весело провести время и развить логику.

Волк и овцы. Игра для двух игроков. У одного из соперников всего одна чёрная шашка (волк), у другого - четыре белых (овцы). Цель волка - дойти до противоположного края доски. Овцы нацелены не позволить волку этого сделать (окружить его или прижать к краю). Передвижение шашек возможно только по тёмным клеткам по диагонали, овцы ходят только вперед, волк вперёд и назад. Волк и овцы расставляются по краям доски друг против друга, волк начинает игру.

Таким образом, имея в наличии шахматную доску, Вы можете сыграть в большое количество игр и интересно провести время вместе с родственниками, друзьями и гостями. А если у Вас нет шашек для каких-либо игр, Вы можете воспользоваться пешками, т.к. обычно форма фигуры не влияет на ход игры. Игры на доске для шахмат позволяют не только хорошо провести время, но и развить логические навыки и память, а также могут быть подготовкой к шахматам.

Если твой малыш уже достиг трехлетнего возраста, а ты до сих пор не познакомила его с в шашки, то пора это сделать. Ты удивишься, но дети, даже такие малыши, очень сильно любят эту игру и схватывают правила абсолютно на лету, главное доступно объяснить или показать, как играть, на собственном примере.

Твой кроха уже освоил шашки и даже выигрывает у папы? Тогда пора научить его нескольким новым играм с шашками. Игры, которые мы подобрали ниже, развивают логическое мышление ребенка не меньше, чем сама игра в шашки, а еще - умение мыслить наперед, просчитывая ходы, и координацию движений.

Игра шашками «Уголки»

Для этой игры тебе понадобится шахматная доска и шашки. Шашки нужно расставить по углам доски так, чтобы «войско» находилось друг напротив друга по диагонали. Цель игры: переместить все шашки своего цвета на позицию «врага». Правила - перемещать можно только одну шашку за один ход. Можно перепрыгивать через свои шашки, что быстрее приближает к победе. Подробнее об этом можно узнать из видео ниже.

Источник видео: Yana & Ruslan Ap

Настольная игра с шашками «Щелчки»

В эту игру в шашки, скорее всего, ты играла в своем детстве. Только помнишь ты ее по другому названию: игра в «Чапаева». Для игры нужно расставить шашки по противоположным краям поля. Затем щелчком отправлять своих «воинов» в ряды «врага», пытаясь выбить как можно больше «солдатов». Цель игры - выбить противника из поля. Если ты так и не поняла, как играть, посмотри видео.

Источник видео: 1000000Abdulla

Игра в шашки «Лудо»

В эту игру можно играть вчетвером, а можно и вдвоем. Для игры тебе понадобятся игровое поле, шашки и игровой кубик. Задача - пройти поле по кругу и расставить свои 4 шашки в «домики». Игра довольно проста, ведь нужно всего лишь бросать кубик и ходить столько ходов, сколько показывает его грань. Как играть, можно узнать с помощью видео.

Магараджа Правила игры Магараджа 1. Белые должны изловить и уничтожить Ферязь Всяческую, не подпустив его к собственному Королю. Но предупреждаем, что Магараджа может один поставить МАТ Королю противника. 2. Конечно, если Пешкам было бы разрешено превращаться в Ферзей, даже обычных, они бы легко справились с Магараджей. Поэтому единственное ограничение для Пешек: им нельзя превращаться в Ферзей и в остальные фигуры. Ходить пешкам можно. 3. Задача Магараджи - дать МАТ Королю.

Шаш-маты - шахматы и шашки вместе Начальная расстановка шахматных фигур, как и в обычных ШАХМАТЫ. Это даёт возможность занять ЦЕНТР большим количеством ПЕШЕК. Уже какой-то плюс. Все фигуры сделали свои ходы как ШАШКИ. Хотя могли бы и по ШАХМАТНОМУ. ФЕРЗЬ в начале партии - это уже сразу и ФЕРЗЬ и ДАМКА. Взятие можно совершать по ШАХМАТНОМУ и по ШАШЕЧНОМУ. Причём, если есть возможность побить как ШАШКА, то взятие ОБЯЗАТЕЛЬНО! По шахматному же имеют право выбора - БИТЬ или НЕ БИТЬ!

Во время ШАШЕЧНОГО «поедания» фигур может возникнуть ситуация, когда возможно побить и по ШАХМАТНОМУ. Тогда к ШАШЕЧНОМУ «поеданию» можно прибавить и этот ход. Но шахматный ход будет последним! Осторожнее с Королём! Король хочет «съесть» ладью f 2, но не надо увлекаться, тем более, что шахматные взятия не обязательны. Можно ведь побить и ладьёй. 1. Крg 1: f 2? Грубая ошибка и партия сразу закончится. Следует «завлечение» ! 1. . Се 5–g 3! а дальше хочешь, бей по шахматному, хочешь как шашка (надо!) - короля ждут. . .

ФЕРЗЕ-ДАМКАМИ могут стать только ПЕШКИ. А вот другие фигуры ДАМКАМИ стать не могут, даже если они и достигнут последней линий, как ШАШКИ. Хотя можно договориться и попробовать и такие превращения. Короля побить можно только ШАШЕЧНЫМ ходом, «по ШАХМАТНОМУ» фигура должна остановиться и объявить почтительный ШАХ. Победителем считается тот, кто «по ШАШЕЧНОМУ» слопает Короля противника или «по ШАХМАТНОМУ» поставит МАТ. Может, мы, что и забыли, так вы дополните игру своими правилами! Вообще-то, игра страшно интересная, хотя и во многом необычно-непривычная.

Шахматные двухходовки Посмотрите на доску. С одной стороны на доске МАТ Чёрному Королю, но игра называется «ДВУХХОДОВЫЕ ШАХМАТЫ» . Поэтому чёрные играют 1 -2. . Кре 8: е 7! и Кре 7: е 6! И от белых не осталось ни рожек, ни ножек. Победа чёрных!

Правила игры в шахматные двухходовки Выигрывает тот, кто съест Короля противника. Шахов и матов в игре в «ДВУХХОДОВКИ» не бывает. Вернее, они бывают, но никто им серьёзного значения не придаёт. Главное - это контратака на Короля!!! Съел короля и полный порядок! Можно делать одной фигурой или пешкой два хода подряд, либо двумя разными фигурами по ходу. Первыми начинают белые. Но им разрешено сделать только один ход! Иначе они получат очень большое преимущество. Чёрные отвечают двумя ходами, и далее по два хода делает каждая сторона до конца игры. Посмотрите на позицию. Она могла получиться бы после второй пары ходов белых, если бы им разрешили сделать сразу два двойных хода.

Шахматные превращалки Видели вы шахматные фигуры, которые умеют превращаться? Вы скажете, что такое возможно только с Пешками. Да, действительно, Пешки превращаются, но для этого им нужно дойти до последней линии. А вот познакомьтесь с игрой на шахматной доске, в которой фигура превращается, сделав ход. Называется она "шахматные превращалки".

Основные правила игры в шахматные превращалки Построение войск обычное. И первый ход они делают как всегда. Но только первый! На доске существуют «волшебные» вертикали. Их шесть. Вертикали «а» и «h» - вертикали ЛАДЬИ. Любая фигура, попав на эти вертикали, превращается в ЛАДЬЮ и следующий свой ход сделает как ЛАДЬЯ, несмотря на то, что свой облик не изменяет. Вертикали «b» и «g» на доске - «Коневые» вертикали. Значит любая фигура на этих линиях кричит «Иго-го!» и ходит КОНЁМ, хотя и остаётся кем была. Вертикали «с» и «f» - превращают фигуру в СЛОНА. На Королевских вертикалях «d» и «е» с фигурами волшебных превращений не происходит. Виноваты шахматные традиции. Не может быть больше одного КОРОЛЯ. А новых Ферзей на горизонтали «d» не появляется потому, чтобы фигуры не устраивали столпотворения на этой линии. ПЕШКИ, дошедшие до последней линии становятся Ладьями - на вертикалях «а» и «h» , Конями - на «b» и «g» , Слонами - на «с» и «f» . На вертикалях «d» и «e» ПЕШКИ превращаются в любую фигуру и, конечно, в Ферзя.

Мат в «превращалках» поставить трудно. Надо привыкнуть к правилам. Несмотря на то, что чёрного Короля «заматовали» 4 (!) раза, Он, почему то ещё жив! Ладья f 8 - на самом деле СЛОН, Ферзь g 7 - КОНЬ, Слон h 7 – ЛАДЬЯ, а Конь f 6 - СЛОН. Получается, что ни одна фигура не атакует Чёрного Короля. Поэтому Он чувствует себя спокойно, а может закусить СЛОНО-ЛАДЬЁЙ h 7, так как тот никем не защищён! Ещё игру можно назвать «ПУТАЛКОЙ» , так как прежде чем научишься в неё играть, вы со своим партнёром много раз запутаетесь и перепутаетесь, но есть надежда, что всё же выпутаетесь!

Шахматные появлялки А данная игра на шахматной доске под названием Шахматные появлялки отличается от обычных шахмат тем, что в начале игры доска совершенно пустая. Первым ходом должны появиться Короли, причём каждый ставит свою фигуру на любую клетку. У каждого из противников есть по целому шахматному войску: от Короля до Пешек, но они находятся за доской. Правила игры на шахматной доске в шахматные появлялки 1. За один ход можно либо поставить любую из своих фигур, либо сделать ход любой из фигур, которые уже появились на доске. 2. Могут ли фигуры появляться на доске с шахом или матом, партнёры договариваются между собой до игры. 3. Также надо решить вопрос на счёт Пешек. Куда их ставить? На свои ли линии? Вероятно, не далее своей половины или разрешить появляться где угодно? 4. Главное, это не путать «съеденные» фигуры с ещё не игравшими. Убирайте «отходы» со стола подальше. Есть ещё несколько спорных моментов в этой игре, но даже в процессе одной партии можно разрешить все спорные вопросы.

Шахматы "неисчезалки" - "шведские" шахматы А вот и еще одна невероятно популярная игра на шахматной доске под названием шахматные неисчезалки, которую также иногда называют шведскими шахматами, ну или просто шведками. Грустно видеть, как некоторые фигуры, только начав шахматное сражение, исчезают с доски и с завистью смотрят на своих коллег, которые ещё продолжают шахматную битву. А происходит это по вине их полководцев, то есть вас. Так может не стоит фигуры так наказывать, а оставить в игре? Пускай навоюются, сколько их душе угодно. Единственное, хоть и небольшое для них наказание - это упрятать «побитые» фигуры на самые неудобные места, чтобы подольше оттуда выбирались. Так что в этой игре можно смело жертвовать даже ФЕРЗЕЙ - всё равно никуда не исчезнут.

Советы по игре в шведские шахматы Получайте один совет. Всё, что съели у противника, постарайся спрятать - закупорить как можно подальше. Самое «удобное» место для ПЕШЕК - это боковые вертикали. Побитые фигуры противника «прячьте» либо в самый угол, либо на прежние места, пусть снова вылезают. Старайтесь внести беспорядок и хаос в ряды вражеского войска. Чем ему хуже, - тем вам лучше! Последний ход чёрных: 1. . Фd 8: d 2+ (чёрные съели пешку d 2 и отправили ту на h 4). Белые отвечают: 2. Сс1: d 2 (и отправляют чёрного Ферзя обратно на d 8). 2. . Фd 8: d 2+ (неугомонный Ферзь снова вылезает вперёд и прячет белого Слона на b 1 - теперь у белых аж два белопольных Слона. Значит надо чёрного Ферзя запрятать подальше, чтобы он не смог больше вредить белым. Только вот куда? ! Вот такая игра «НЕИСЧЕЗАЛКИ–ВРЕДИЛКИ» . Давайте «повредим» другу немножко!

Шахматисты-разрядники очень любят поиграть в «ШВЕДКИ-ПЕРЕДАВАЛКИ» . Для этого берутся две шахматных доски, два шахматных набора фигур и, естественно, «берутся» по два игрока с каждой стороны. Каждая команда играет одновременно чёрными и белыми фигурами. Всё, что съел партнёр у своего противника, незамедлительно ПЕРЕДАЁТСЯ товарищу по команде и тот, при желании, может воспользоваться этими фигурами. За один ход можно либо передвинуть любую фигуру, либо поставить на доску любую фигуру из переданных. Выигрывает та команда, которая первая поставит мат Королю противника на любой из двух досок. Правила игры в шведские шахматы Правила игры в «ШВЕДКИ» самые различные. Перед игрой Партнёры обязательно должны договориться. В основном, накладываются ограничения, куда ставить ПЕРЕДАННЫЕ фигуры. Например, одни играют в «ШВЕДКИ» , где нельзя ставить фигуры с ШАХОМ или МАТОМ. У других фигуры ставятся на любое поле! Пешки нельзя ставить далее 6(3)-й горизонта-ли. Вопросы возникают и превращении ПЕШКИ. Понятно, что на доске, где ПЕШКА превратилась - это ФЕРЗЬ. А вот кем он будет, если ПЕШКУФЕРЗЯ съедят и передадут партнёру? Вероятно, правильнее её считать ПЕШКОЙ. Всё же ваш соперник на другой доске не проводил её в ФЕРЗИ!

Шахматы с кубиком Давным-давно, чтобы определить, какая фигура должна пойти, бросали КОСТИ - обычный детский КУБИК, на гранях которого нарисованы ТОЧКИ - цифры от 1 до 6. Возможно, это облегчало игру. Думать особо не надо: лежи себе, ешь пироги, бросай кости, да переставляй те фигуры, какие «выпали на костях» . Правила игры в шахматы с кубиком У каждой фигуры была своя цифра: КОРОЛЬ - 1 ФЕРЗЬ - 2 ЛАДЬЯ - 3 СЛОН - 4 КОНЬ - 5 ПЕШКА - 6

Давай-ка, поиграем в старую игру! Есть ли у тебя КУБИК? Кстати, игра довольно азартная и рискованная. Можно затевать любые провокации, особо не боясь последствий. Ставь ФЕРЗЯ или любую фигуру под бой, ешь любую фигуру. . . , а вдруг повезёт. Не выпадет нужное число и вас никто в ответ не «съест» . Вы играете белыми. И тебе повезло: выпали 6, 2 и 4. А вот противнику выпадали только одна «ходячая» 5 цифры на КУБИКЕ, а остальными первый ход было невозможно сделать: 3 и 4 - запертые Пешками Слоны да Ладьи. Белые ждут, когда на кубике выпадет 2 или 4, тогда они ставят мат в один ход: 1. Ф, С: f 7 Х. Чёрные мечтают ещё раз получить 5 и тогда конь как прыгнет 1. . Кf 6: h 5. Или подойдут две 6. Тогда 1. . g 7–g 6 2. . g 6: h 5. Выигрывает тот, кто рискует! И кому повезёт!

Шахматная игра "Ходим все" Правила игры в "Ходим все" Каждая фигура и пешка одного цвета может сделать по одному ходу. Разрешается, если фигура не хочет, не делать ею хода в «общем ходе» . Последовательность ходов фигур в ОБЩЕМ ХОДЕ зависит от генерала войском, то есть от вас. Белые сделали свой первый СУПЕРход. 1. a 2–a 4, b 2–b 4, c 2–c 4, d 2–d 4, e 2–e 4, Лa 1–a 3, Кb 1–c 3, Сc 1–g 5, Фd 1–d 3, g 2–g 3, h 2–h 4, Сf 1–g 2, Кg 1–f 3, 0– 0. Заметь, что Фигуры разрешили сделать первые ходы Пешкам для того, чтобы затем самим поудобнее расположиться. Обиженной оказалась только пешка f 2, так как выскочивший раньше Конь закрыл ей дорогу. Очередь «плясать» чёрным: 1. . а 7–a 5, b 7–b 6, c 7–c 6, d 7–d 5, e 7–e 6, h 7–h 6, Кb 8–c 6, Кg 8–f 6, Сc 8–b 7, Сf 8–e 7, Фd 8–c 7, 0– 0, Аa 8–c 8.

Вот еще одна игра на шахматной доске шашками. В нее могут играть совсем маленькие дети - лет с трех уж точно. А с четырех становятся настоящими главнокомандующими своих шашечных войск.

Игра Чапаев (или Чапай, как мы ее называли в детстве) носит имя знаменитого участника Гражданской войны - Василия Ивановича Чапаева. Наверное потому, что герой тех времен рубил шашкой врагов. А тут тоже игра с шашками.

В отличие от большинства игр с шашками здесь не надо думать о ходах и просчитывать шаги соперника. Здесь важна ловкость. Эта игра больше похожа на бильярд, чем на шашки-шахматы.

Цель игры - щелчком выбить все шашки противника с доски, стараясь сохранить на ней хотя бы одну свою. Чьи шашки остались на доске - тот и победитель.

Правила игры

В начале все шашки выставляются в одну линию в крайних рядах напротив друг друга. Ах, да, обычно коробочка шахматной доски имеет посреднике стык, поэтому для игры доску разворачивают на 90 градусов, чтобы стык шел вдоль от одного игрока ко второму.

Первыми играть всегда начинали белые. А кто будет играть белыми, определялось жребием. Мы делали это так. Один игрок брал белую и черную шашки, закладывал руки за спину там несколько раз перекладывал шашки из руки в руку. Затем, зажав в каждом кулаке по шашке, протягивал руки вперед. Второй игрок выбирал один из кулаков. Какого цвета шашка была в руке, таким цветом и играть.

Суть игры .

Нужно щелкнуть по своей шашке так, чтобы она в полете выбила шашки противника с доски. Если постараться, можно сбросить несколько вражеских шашек.

Если своя шашка улетела с поля или не свалилось ни одной шашки противника, ход получает второй игрок.

Первый раунд заканчивается, когда на доске останутся шашки только одного цвета.

Победитель выстраивает свое войско уже на второй линии, а проигравший остается на старой.

В первом туре игры может быть как минимум семь раундов - по числу свободных линий между "вражескими" строями. Но чаще бывает их гораздо больше. Так как сначала побеждает один игрок, затем второй. В результате ряды сталкиваются где-то на серединке поля. В таком случае победитель двигает свой ряд вперед, а проигравший отступает на одну линию.

Последний раунд выглядит так:

Первый тур называется "Игра пехотой". После того, как пехота вся выбита, начинается второй тур - "Игра конницей". Тут заранее нужно было определится, кто будет менять род войск - проигравший или победитель. Чаще всего это был победитель. Так как играть фигурами сложнее, чем пехотой. А "усложнять жизнь" правильно более сильному игроку.

Игра конницей - шашки ставятся на черные клетки ближайших двух рядов.

Игра артиллерией - две шашки рядом, третья становиться поверх, это пушка и рядом просто шашка, это артиллерист.

Игра танками - шашки устанавливаются ромбиками по 4, острым углом к противнику.

Игра тяжелыми танками - три шашки треугольником со стороной к противнику, четвертая поверх.

Вот так выглядит последний тур игры тяжелыми танками.

У нас в детстве это были все рода войск в игре. Но тут смотрела Википедию, там их гораздо больше, можете .

В игре есть дополнительные правила и условия.

Перед игрой обязательно договаривались "вертится ли земля?". Если да, можно было либо крутить доску с шашками для удобного удара, либо самому перемещаться в более выгодную позицию. Если же нет, сидеть приходилось на месте.

Перевернувшаяся при ударе шашка считалась "предателем", и ею играл противник.

Если шашка не слетела с доски, но зависла над краем, ее надо было "проверить", поддев пальцем за свисающий край. Если после этого она падала на доску, ею можно было продолжать играть. Иногда такая шашка падала поверх шашки противника (резала врага), шашка противника убиралась с поля. Если падала на свою, ничего не происходило (своих не режут).

Если игроку удавалось выбить все шашки противника не потеряв ни одной своей, он мог передвинуться сразу на две линии.

Виды ударов

1. Обычный щелчок. Игрок щелкает по своей шашке, она скользит по полю и сбивает шашки противника.

2. Тычок. Если две шашки стали рядом так, что между ними нельзя вставить шашку ребром, игрок может не щелкать, а сделать резкий толчок (тычок).

3. Ножницы. Если шашка одного цвета стоит между двумя шашками второго цвета, можно резким ударом сдвинуть эти "ножницы", выбивая шашку противника.

Здесь главный интерес представляет не игровой процесс, а нахождение четкого алгоритма, гарантирующего победу или ничью. Понятно, что если алгоритм найден, то игра уже теряет творческий характер.

На доске 16 х 8 передвигаются фигуры в форме круга, треугольника и прямоугольника. На них написаны числа, комбинации которых и определяют ход. Игра требовала слишком сложных расчетов.

Шахматы – бесспорный лидер среди интеллектуальных и настольных игр, они представляют собой одновременно и спорт, и науку, и искусство. Но не забывайте научиться играть в древнюю игру под названием «шах – мат». Это королевство не найти ни на одной географической карте, но оно стоит незыблемо вот уже полторы тысячи лет.

Воины, не ведая страха, беспрестанно сражаются, королевство процветает, становится все богаче. Эта игра расширяет познание и дает пищу для воображения. Научившись играть в шахматы, мы приобретаем друзей на всю жизнь.

Игра в карты , по мнению И.Житецкого, калмыками заимствована у русских, так как названия мастей изменены только фонетически. Нигде больше, как при игре в карты, не отмечается у калмыков такого возбуждения. Играют калмыки со страшным увлечением. В настоящее время калмыки сохранили названия мастей и карт: «Крести» - «Сартг», «Пики» - «Иштк», Черви» - «Кезл», «Буби» - «Буумн», «Туз» - «Тус», а цифровые обозначения - «десятка» - «арвн», «девятка»- «йисн», и т.д..

Игра в карты для большинства населения была простым времяпровождением и забавой.

Острый ум, исключительная находчивость, природная одаренность и знание жизни обнаруживается у выходцев из простого народа в сказке «Семьдесят две небылицы» («Далн хойр худл») и «Кемялген» («Яс кемәлһн»).

По существу, это диалог, который ведется вокруг 25 (последнего) позвонка барана, якобы случайно попавшего в руки беседующих. Этот позвонок имеет 12 изгибов и выступов, аллегорическое значение каждого из которых объясняется поэтически. Каждый должен был перечислить 12 признаков мудрости этого позвонка. Эта баранья кость, расположенная за 24 позвонком, перед конечной костью, именуемой копчиком, имеет 99 особенностей, 9 отростков, или вершин, и называется крепостью Эрдени.

Любой калмык хорошо знал даже мельчайшие детали этой кости, так как все они служили своеобразным мнемотехническим средством. Обычно калмыки заучивали кемялген с детства со слов своих родителей: дети задавали друг другу вопросы и отвечали на них. Это своеобразный экзамен на знание истории своего народа, его обычаев и традиций, проверка остроумия, сообразительности, находчивости человека – качеств высоко ценившихся в народе. Отличное исполнение кемялген рассматривалось не только как блестящая защита собственного достоинства, но и как поддержка чести семьи, рода и даже аймака, улуса.

Важнейшим элементом калмыцкого исторического кода являются числа.

Познакомив ребенка с числами 1,2,3, мы уже учим, его составлять задачи, прямую и обратную. Вместо одной простой задачи решать сразу «триаду взаимосвязанных задач» с одним и тем же набором чисел:

3 + 2 = 5 5 – 2 = 3 5 – 3 = 2

Подобно взаимообратной задаче «триада…» подводит к такому понятию, как логический импринтинг. Триады задач образуют циклическую полноту знаний, целостность, обеспечивающую прочность запоминания.

Также интересны числовые загадки, которые требуют сообразительности. Числовые загадки выделяются, прежде всего, своим построением, последовательно обозначая числа первого десятка.

Один . Предмет, виденный раз, известен.

Два. Предмет, который держат двумя руками, не упустят.

Три. Стреноженная ногами лошадь никуда не уйдет и т.д.

На досуге калмыки проводили словесные состязания триад. Особой интересной формой были. Загадка-триада построена на общности трех предметов, так же, как и числовые, выражается в повествовательной или вопросительной форме:

Три из того, что бело.

Белы зубы того, кто на свете живет,

Белы пряди того, кто поник от забот,

Белы кости того, кто из жизни ушел.

Какие три вещи в мире всегда красны?

Красен степной тюльпан,

У заходящего солнца основание красно,

Красна наша кровь.

Калмыцкая «библия» - героический эпос «Джангр» перегружена самыми разнообразными числовыми символами, исчислениями, цифровыми символами, склонны видеть в этом тексте «эзотерической математики» зашифрованное пособие по древней магии. Числовое измерение «калмыцкого кода» наложило существенный отпечаток на ойратское воспитание и образ мышления.

Калмыки – прирожденные животноводы. Выращивая скот четырех видов, калмыки прекрасно изучили анатомию животных, хорошо знали строение их скелетов, и назначение каждой кости.

Особенно хорошо калмыки знали как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы : 8 опорных, 2 лопаток, 26 спинных и 6 шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости. Особые приметы лопатки должны были знать все.

Тому, кто не мог, блеснув интеллектом, рассказать об особых приметах лопатки, давалось задание. Сначала на гребне (вершине) лопатки сверлят одно отверстие, а на краю ладони лопатки просверливают 3 отверстия. Через все отверстия продевают суровую нитку, один конец которой намертво завязывают в петлю, а за другой конец держат. Допустившему оплошность с приметами, предлагают освободить лопатку от суровой нитки. Решение этой нелегкой задачи, требующей смекалки и расчета, считается у калмыков большим искусством.

Среди калмыков немало хороших математиков, «числовое сознание» и склонность к логическому мышлению заметны среди потомков ойратов. Видимо, здесь, в этом своеобразном «ойратском пифагорействе», следует искать причины популярности шахматной игры у калмыков.

Сангаджиев Яков Хараевич, выпускник Яшкульской средней школы. В родной школе проработал много лет учителем физики и математики. Шахматы, у Якова Хараевича, имеют свои названия: пешки - «волки», король - «лев», ферзь – «медведь», ладья – «верблюд», слон – «слон», конь – «конь».

Заключение

Игра как развлечение - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.

Игра как средство проведения досуга - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие и т.п. Возрождение игровых традиций - своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием нового поколения, передача игровых традиций «по наследству». Народная игровая культура складывалась в ходе многовековой исторической практики в чрезвычайно разнообразных естественно - географических условиях, отражала все стороны народной жизни из глубокой древности до сегодняшнего дня, отвечала насущным потребностям людей в плане досуга.

В игре практиковались природная смекалка, находчивость, скорость мышления, ориентирование в ситуации, приближенной к реальной жизни, когда надо было принять быстрое и верное решение.

Главным содержанием игр многих народов России являлась хозяйственная деятельность, преображенная фантазией человека, его воображением.

Подводя итог, следует сказать, что игра - единственная деятельность, которая выводит человека за рамки его быта, расширяя горизонты его возможностей, превращающиеся в талант, и прогрессивному развитию интеллекта.

Список используемой литературы.

1. Калмыцкий эпос «Джангр». Элиста. – ККИ.1979г

2. «Занимательные игры и развлечения». Е. Гик - М.,2001г

3. «Золотой родник» К. Эрендженов. Элиста. – ККИ.1980г.

4. «Карточные игры у калмыков». Б. Шантаев Э., 2001г.

5. Калмыцкий перекидной календарь. Элиста. – ККИ.1998г.

6. «Ойраты и калмыки» В. Бембеев Элиста. 2007г.

7. «Родники народной мудрости» Б. Оконов. Элиста. – ККИ.1997г.

8. Монография «Семь звезд». Д. Басаев. Элиста. – ККИ. 2004г.

9. «Тайны калмыцкого кода». - «Независимая газета» - М. 2014г.

10. Журнал «Байр». Элиста.1998г.

11. Газета «Хальмг Үнн». Элиста. 2012г.


Похожая информация.