Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Краткая биография графа сергея витте. Сергей Витте — творец российской экономики

В истории России конца XIX — начала XX вв. С.Ю. Витте занимает исключительно важное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного Совета — служебные посты этого политического деятеля, который стал символом возможности и одновременно беспомощности государственной системы.

В 1892 г. Витте занял пост министра финансов. Важнейшей задачей Витте было поощрение развития отечественной промышленности. Он считал индустрию локомотивом народного хозяйства. В своей деятельности он опирался на концепцию Фридриха Листа — “теорию национальной экономии ”, суть которой заключалась в том, что “бедным странам” необходимо в целях экономической модернизации добиваться баланса импорта и экспорта с помощью таможенного покровительства .

Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета, что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им реформы было введение в 1894 г. государственной винной монополии , ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги , в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен , т.е. свободный размен рубля на золото.

Последнее позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, т.к. иностранные инвеститоры могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900 — 1903 гг. правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система , выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.

Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования (прибыль, себестоимость и т.д.) не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего в мире. Это были заводы оборонного значения. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны.

В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве . Его курс социальной политики — это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития , сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.

Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX — XX вв. привело к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 90-е гг. — металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России Недовольство политикой Витте привело к отставке в 1903 г.

На политическую арену он вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета Министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией, за этот дипломатический успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны.

17 июня 1849 г. в Тифлисе в семье крупного провин­циального чиновника Юлия Федоровича Витте появился на свет третий сын, которого окрестили Сергеем. Предки будущего государственного деятеля по отцовской линии вышли из Голландии и переселились в Прибалтику, когда она еще принадлежала шведам. Потомственное дво­рянство они получили в середине XIX века. Сергей больше гордился тем, что его родословная по линии матери велась от сподвижников Петра I - князей Долгоруких.

С.Ю. Витте писал об этом: «Отец мой, Юлий Федорович Витте, был директором де­партамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Ека­терина Андреевна Фадеева, - дочь члена главного управления наместника кавказского Фадеева. Фадеев был женат на княжне Елене Павловне Долгорукой, последней из старшей отрасли князей Долгоруких, происходящей от Григория Федоровича Долгорукова, сенатора при Петре I, брата знаменитого Якова Федоровича Долгорукова» 1.

Отец заведовал департаментом государственных имуществ, а позднее - департаментом земледелия и сельско­го хозяйства при наместнике Кавказа. Членом главного управления наместника края был и его дед по матери А. М.. Фадеев, в прошлом саратовский губернатор. Раннее знакомство с бюрократической средой не оставило в сознании Сергея приятных впечатлений. Став студентом, он говорил, что никогда не заменит свободную ученую профессию должностью чиновника.

Семья Витте была, по удачной характеристике одного из его биографов, ультра-русской и ультра-дворянской. Следовало бы еще добавить: ультра-монархической. Сергей, по собственному признанию, вполне унаследовал эти черты. Заметное влияние на его мировоззрение и характер оказал дядя генерал Р. А.. Фадеев - военный историк и публицист, человек отнюдь не прогрессивных взглядов, но образованный, обладавший писательским даром. Общение с ним пробудило в Витте интерес к армии, впрочем, не ставший, как у старшего брата, преоблада­ющим, и, что более важно, обнаружило публицистическую жилку. Позднее оно послужило также стимулом к его сближению, правда, кратковременному, со славянофилами.

Сергей получил типично дворянское воспитание. В семье, где росло пятеро детей, старались говорить по-французски, так что все они усвоили этот язык с дет­ства и могли бегло говорить на нем, хотя с далеко не идеальным произношением.

Начатки образования трем сыновьям Витте дала бабушка Е.П. Фадеева. Она научила их читать и писать, а также привила основы православной религии. Так С.Ю. Витте писал о свой бабушке в «Воспоминаниях»: «Елена Павловна была совершенно из ряда вон выходящая женщина по тому времени в смысле своего образования; она очень любила природу и весьма усердно занималась ботаникой. Будучи на Кавказе, она составила громадную коллекцию кав­казской флоры с описанием всех растений и научным их опреде­лением. Вся эта коллекция и весь труд Елены Павловны были подарены наследниками ее в Новороссийский университет. Ба­бушка научила нас читать, писать и внедрила в нас основы религиозности и догматы нашей православной церкви. Я не помню ее иначе, как сидящей в кресле вследствие полученного ею паралича. Бабушка умерла, когда мне было лет 10 - 12. Мой дедушка Фадеев находился под се нравственным обаянием, так что главою семейства была всегда Фадеева-Долгорукая. Дедушка женился на ней, будучи молодым чиновником: где он с нею познакомился - я не знаю, но знаю, что родители моей бабушки жили в Пензенской губернии; они были дворяне Пензенской губернии» 1.

В даль­нейшем домашнее образование продолжалось с помощью нанятых учителей из тифлисской гимназии. Сергей и Борис занимались учебными предметами несерьезно, больше увлекаясь музыкой, верховой ездой и фехтованием. Такое отношение к учебе, по-видимому, послужило причиной их неудачи при первой попытке поступить в университет. Не помогла и родственная протекция. После этого Сергей, что называется, сам взялся за ум и сумел повлиять на брата. Через полгода усидчивой работы с учителями они успешно сдали выпускной гим­назический экзамен в Кишиневе, а в 1866 году поступили в Новороссийский университет в Одессе. Сергей в соот­ветствии с наклонностями избрал физико-математический факультет, а Борис - юридический, так что их дальнейшие пути разошлись.

Учился Витте с завидной прилежностью, выделяясь среди товарищей и поражая успехами профессоров. «…Я занимался и днём, и ночью, - вспоминал он, - и поэтому всё время пребывания моего в университете я действительно был в смысле знаний самым лучшим студентом» 1. Он думал о научно-преподавательской карьере и, заканчивая университетский курс, подготовил диссертацию по высшей математике «Выяснение понятий о пределах».

Но здесь его поджидало серьезное разочарование. Диссертация была признана неудачной. Правда, профес­сора и ректор убеждали способного выпускника не оставлять мысли о карьере в научно-педагогическом мире. Однако сам он предпочел навсегда отказаться от профессорского будущего.

В решении Витте сыграли свою роль также семейные обстоятельства. В годы его учения в университете умерли дед и отец, которому было всего около 50. При жизни они неудачно поместили деньги в компанию Чиатурских копей, потерпевшую крах, так что семья осталась без средств к существованию. Сергею надлежало взять на себя часть забот о матери и двух сестрах. В семье неприязненно относились к его идее насчет профессуры, считая ее недворянским делом в отличие от государствен­ной службы, которая может дать прочное положение в обществе. Тогдашний министр путей сообщений граф В. А. Бобринский, знакомый Р. А. Фадеева, как раз хотел набрать на службу в свое ведомство группу выпускников университетов, рассчитывая сделать из них специалистов по административной и финансовой части железнодорож­ного дела. Витте заинтересовала эта перспектива.

Витте всту­пил на службу в управление Одесской ветви нынешних Юго-Западных же­лезных дорог и вскоре сделался од­ним из ближайших сотрудников дирек­тора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одес­ская железная дорога. Должность на­чальника движения, которую Витте исполнил в продолжение всей после­дней турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного адми­нистратора. В 1879 г. Витте занял ме­сто начальника отделения эксплуата­ции в правлении Юго-Западных же­лезных дорог и принял участие в тру­дах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был составителем одного из томов «Трудов Комиссии» («История и деятельность съездов представите­лей русских железных дорог») и про­екта ныне действующего «Общего ус­тава Российских железных дорог». С 1886 по 1888 г. состоял управляю­щим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициа­тиве Витте. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамен­та железнодорожных дел и председа­телем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Мини­стерством путей сообщения.

2. Новый пост

1 января 1893 года Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-лет­него Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, путь к этой вершине был заметно осложнен женитьбой С.Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был не первый его брак. Первой женой Витте была Н.А. Спиридонова (урожденная Иваненко) - дочь черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была счастлива в браке. Витте поз­накомился с ней еще в Одессе и, полюбив, добил­ся развода.

С.Ю. Витте и Н.А. Спиридонова обвенчались. Однако прожили они недолго. Осенью 1890 г. супруга Витте скоропостижно скончалась. Примерно через год после ее смерти Сергей Юльевич встретил в театре даму (тоже замужнюю), которая произвела на него неизгладимое впечатле­ние. Стройная, с грустными серо-зелеными глазами, загадочной улыбкой, чарующим голосом, она пока­залась ему воплощенным очарованием. Познакомив­шись с дамой, Витте стал добиваться ее расположе­ния, убеждая расторгнуть брак и выйти замуж за него. Чтобы добиться от ее несговорчивого мужа развода, Витте пришлось заплатить отступные и даже прибегнуть к угрозам административными мерами. В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

Новый брак принес Витте семейное счастье, но поставил в крайне щекотливое социальное положе­ние. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате скандаль­ной истории. Сергей Юльевич даже был готов «по­ставить крест» на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот брак только увеличивает его уважение к Витте. Тем не менее, Матильда Витте не была принята ни при дво­ре, ни в высшем обществе.

Надо заметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались далеко не просто. Ве­ликосветский Петербург косо смотрел на «провин­циального выскочку». Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сер­гей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытые зависть и недоброжелатель­ство со стороны чиновников.

Наряду с этим к нему явно благоволил импера­тор Александр III. «… Он относился ко мне особливо благосклонно», - писал Витте, - «очень любил», «верил мне до последнего дня своей жизни» 1. Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, даже резкость его выра­жений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеа­лом самодержца. «Истинный христианин», «верный сын православной церкви», «простой, твердый и чест­ный человек», «выдающийся император», «человек своего слова», «царски благородный», «с царскими возвышенными помыслами», - так характеризует Витте Александра III 2.

Заняв кресло министра финансов, С. Ю. Витте получил большую власть: ему теперь были подчине­ны департамент железнодорожных дел, торговля, промышленность, и он мог оказывать давление на решение самых важных вопросов. И Сергей Юль­евич действительно показал себя трезвым, расчет­ливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вы­вести Россию в разряд передовых промышленных держав.

3. Реформы Витте

Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства. Активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением царской мо­нархии.

К началу XX в. экономическая платформа Витте приобрела вполне законченные очертания: в те­чение приблизительно десяти лет догнать более раз­витые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обес­печить ускоренное промышленное развитие России путем привлечения иностранных капиталов, накоп­ления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вы­воза. Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов высту­пал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя лекарством против бедности. Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государствен­ное вмешательство.

По инициативе Витте осуществлены круп­ные экономические мероприятия: в 1894 году была введена винная монополия ; соору­жена Сибирская железнодорожная магистраль и в 90-х годах было развёрнуто железнодорожное строительство; в 1897 году осуществлена денежная реформа, согласно которой было введено золо­тое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Поли­тика форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была неразрывно свя­зана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 и политическим сближением с Францией. Еще одним крупным мероприятием, про­веденным Витте в начале его деятельности, было за­ключение таможенного договора с Германией (1894 г.), после чего С. Ю. Витте заинтересовался даже сам О. Бисмарк. Это чрезвычайно льстило са­молюбию молодого министра. «… Бисмарк… обратил на меня особое внимание, - писал он впослед­ствии, - и несколько раз через знакомых высказы­вал самое высокое мнение о моей личности» 1.

В условиях экономического подъема 90-х годов система Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое количество железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по до­быче нефти; облигации русских государственных зай­мов высоко котировались за границей. Авторитет С. Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой среди западных предпринимателей, привлек благосклонное внимание иностранной прессы. Отечественная же печать рез­ко критиковала Витте. Бывшие единомышленники об­виняли его в насаждении «государственного социа­лизма», приверженцы реформ 60-х годов критиковали за использование государственного вмешательства, русские либералы восприняли программу Витте как «грандиозную диверсию самодержавия», отвлекавшую внимание общества от социально-экономических и культурно-политических реформ». Ни один государ­ственный деятель России не был предметом столь разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой… муж, - писала впо­следствии Матильда Витте. - При дворе его обвиня­ли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали желание урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные пар­тии - в стремлении обмануть крестьянство в пользу помещиков» 1. Обвиняли его даже в дружбе с А. Же­лябовым, в попытке привести к упадку сельское хо­зяйство России, чтобы доставить выгоды Германии 2.

В действительности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической сис­темы, ничего не меняя в государственном управле­нии. Витте был ярый сторонник самодержавия. Не­ограниченную монархию он считал «наилучшей формой правления» для России, и все, что им дела­лось, делалось с тем, чтобы укрепить и «сохранить самодержавие».

С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь добиться пересмот­ра аграрной политики. Он сознавал, что расширить покупательную способность внутреннего рынка мож­но только за счет капитализации крестьянского хо­зяйства, за счет перехода от общинного землевладе­ния к частному. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правитель­ства к буржуазной аграрной политике. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине.

По инициативе и под председательством Витте 22 января 1902 создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В его программе аграрных тре­бований намечены положения, использо­ванные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землёй к подворному. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совеща­ние 30 марта 1905 было закрыто.

Во внешней политике Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При участии Витте заключены оборонительный, союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. Витте, считая преждевременным военный конфликт, выступал за соглашение с Японией. Это в значит, мере определило резкие расхождения политики Витте с внешнеполитическим курсом Николая II и «Безобразовской кликой».

4. Первое падение

На пути Витте встал его давний против­ник В. К. Плеве, назначенный министром внутрен­них дел. Аграрный вопрос оказался ареной противо­борства двух влиятельных министров. Реализовать свои идеи Витте так и не удалось. Однако инициато­ром перехода правительства к буржуазной аграрной политике был именно С. Ю. Витте. Что же касается П. А. Столыпина, то впоследствии Витте неодно­кратно подчеркивал, что тот «обокрал» его, исполь­зовал идеи, убежденным сторонником которых был он сам, Витте. Именно поэтому Сергей Юльевич не мог вспоминать о П. А. Столыпине без чувства озлобления. «… Столыпин, - писал он, - обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсут­ствием государственной культуры и образования. По образованию и уму… Столыпин представлял собою тип штык-юнкера» 1.

События начала XX в. поставили под сомнение все грандиозные начинания Витте. Мировой эконо­мический кризис резко затормозил развитие про­мышленности в России, сократился приток иностран­ных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила рус­ско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.

Экономическая «система» Витте явно пошатну­лась. Это дало возможность его противникам (Плеве, Безобразову и др.) постепенно оттеснить министра финансов от власти. Кампанию против Витте охотно поддержал Николай II. Надо заметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на российс­кий престол в 1894 г., установились довольно слож­ные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и презрение, со стороны Николая - недо­верие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и прекрасно воспитанного царя, постоянно оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, не­умением скрыть свое неуважение и презрение. И было еще одно обстоятельство, которое превращало про­стое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак нельзя было обойтись. Всегда, когда требовались в самом деле большой ум и изворотли­вость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.

Со своей стороны, Витте дает в «Воспоминани­ях» весьма резкую и смелую характеристику Нико­лаю. Перечисляя многочисленные достоинства Александра III, он все время дает понять, что его сын ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: «… Император Николай II… представлял со­бою человека доброго, далеко не глупого, но неглу­бокого, слабовольного… Основные его качества - любезность, когда он этого хотел… хитрость и пол­ная бесхарактерность и безвольность» 1. Сюда же он добавляет «самолюбивый характер» и редкую «зло­памятность» 2. В «Воспоминаниях» С. Ю. Витте не­мало нелестных слов досталось и императрице. Ав­тор называет ее «странной особой» с «узким и упрямым характером», «с тупым эгоистическим ха­рактером и узким мировоззрением» 1.

В августе 1903 г. кампания против Витте увен­чалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комите­та министров. Несмотря на громкое название, это была «почетная отставка», так как новый пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Нико­лай II не собирался окончательно удалять Витте, ибо тому явно симпатизировали императрица-мать Ма­рия Федоровна и брат царя великий князь Михаил. Кроме того, на всякий случай Николай II и сам хо­тел иметь под рукой такого опытного, умного, энер­гичного сановника.

Потерпев поражение в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные по­зиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательно расположения царя, по­чаще привлекать к себе «высочайшее внимание», укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давний противник Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то, что Сергей Юльевич успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, - Нико­лай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.

Пытаясь обратить на себя внимание, Витте при­нимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытается добиться рас­ширения компетенции Комитета министров. Он использует даже события «Кровавого воскресенья», чтобы доказать царю, что без него, Витте, тому не обойтись, что если бы Комитет министров под его председательством был наделен реальной властью, то такой поворот событий был бы невозможен.

Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Вит­те и поручает ему организовать совещание минист­ров по «мерам, необходимым для успокоения страны» и возможным реформам. Сергей Юльевич явно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать в правительство «западноевропейско­го образца» и стать во главе его. Однако в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II совещание закрыл. Витте вновь оказался не у дел.

Правда, на сей раз опала длилась недолго. В кон­це мая 1905 г. на очередном военном совещании окон­чательно прояснилась необходимость скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие пе­реговоры о мире было поручено Витте, который не­однократно и весьма успешно выступал в качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

На назначение Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большой неохотой. Витте давно подталкивал царя начать мирные переговоры с Япо­нией, чтобы «хотя немного успокоить Россию». В письме к тому от 28 февраля 1905 г. он указы­вал: «Продолжение войны более нежели опасно: даль­нейшие жертвы страна при существующем состоя­нии духа не перенесет без страшных катастроф…». Он вообще считал войну гибельной для самодержа­вия.

23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая победа Витте, подтверждав­шая его выдающиеся дипломатические способнос­ти. Из безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось выйти с минимальными потеря­ми, добившись при этом для России «почти благоп­ристойного мира». Несмотря на свое нерасположе­ние, царь по достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен графский ти­тул (кстати, Витте тут же издевательски прозовут «графом Полусахалинским», обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).

Вернувшись в Петербург, Витте с головой по­грузился в политику: принимает участие в «Особом совещании» Сельского, где разрабатывались проек­ты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает необходимость «сильного правительства», убеждает царя, что именно он, Вит­те, сможет сыграть роль «спасителя России». В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Вит­те внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, кроме как либо учредить в России диктату­ру, либо - премьерство Витте и сделать ряд либе­ральных шагов в конституционном направлении.

Наконец, после мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте документ, который вошел в историю как Манифест 17 октября. 19 ок­тября царь подписал указ о реформировании Сове­та министров, во главе которого был поставлен Вит­те. В своей карьере Сергей Юльевич достиг вершины. В критические дни революции он стал главой пра­вительства России.

На этом посту Витте продемонстрировал уди­вительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством Витте прави­тельство занималось самыми разнообразными вопро­сами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное положение в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной казни и других репрессий, вело под­готовку к созыву Думы, составляло Проект Основ­ных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.

Проводя политику лавирования, Витте в то же время был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Пе­тербурга для подавления Московского вооружённого восстания. В 1906 он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков. Всё это укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако Витте ока­зался слишком «левым» для основной массы дворянства и верхушки правящей бюро­кратии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка.

Возглавляемый С. Ю. Витте Совет ми­нистров так и не стал подобным европейскому ка­бинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего полгода. Все более усиливавшийся конфликт с царем вынудил его подать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил глав­ную свою задачу - обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все еще являлся членом Государ­ственного совета, часто выступал в печати.

Надо заметить, Сергей Юльевич ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесто­ченную борьбу сначала против Столыпина, заняв­шего пост председателя Совета министров, затем против В. Н. Коковцова 1. Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных против­ников позволит ему вернуться к активной полити­ческой деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и даже был готов прибегнуть к помощи Распутина.

В начале первой мировой войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С. Ю. Витте заявил о готовности взять на себя ми­ротворческую миссию и попытаться вступить в пе­реговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен.

Скончался С. Ю. Витте 28 февраля 1915 г., не­много не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, «по третьему разряду». Никаких официальных це­ремоний не было. Более того, рабочий кабинет покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.

Смерть Витте вызвала довольно широкий резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа: «Памяти большого человека», «Великий реформатор», «Исполин мысли»… Многие из тех, кто близко знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.

6. Оценка деятельности С. В. Витте

После смерти Витте его политическая деятель­ность была оценена крайне противоречиво. Одни искренне считали, что Витте оказал родине «вели­кую услугу» 1, другие утверждали, что «граф Витте далеко не оправдал возлагавшихся на него надежд» 2, что «он ни в чем не принес стране действительной пользы», и даже, напротив, деятельность его «ско­рее должна считаться вредной» 3.

Таким образом представляется, что политическая деятельность Сергея Юльевича Витте была действительно крайне противоречива. Порой она сочетала в себе несоединимое: стремление к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-полити­ческих последствий этого привлечения; привержен­ность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его традици­онные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его практически к нулю, и т. д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей де­ятельности было служение «великой России». И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

Реформы П. А. Столыпина

В последнее десятилетие, пожалуй, ни одна личность не удостаивалась такого внимания, как личность Петра Аркадьевича Столыпина. Во многом это объясняется тем, что в отсутствие советских стереотипов общество ищет себе новых кумиров из прошлого. В России – родной для Столыпина стране – не утихают споры относительно того, благом или бедой явился для страны Пётр Аркадьевич. Одни со всей полнотой уверенности заявляют, что если бы удалось довести столыпинскую аграрную реформу до логического конца, а рассчитана она была до 1922 года, то, быть может, держава пошла бы совершенно по другому пути. Другие напротив утверждают, что именно Столыпин довёл страну до революции и своими «новаторскими» реформами погубил Россию. Эти дебаты вряд ли когда-либо утихнут, а мы можем делать свои собственные выводы. Что касается западной исторической литературы, то она в отношении иностранных политических деятелей как правило беспристрастна. Однако это выполняется не всегда. Приведу высказывания двух знаменитых историков, серьёзных исследователей России. Р.Б.МакКин :«Аграрная реформа имела небольшой шанс развития капиталистического крестьянства. Среди крестьян нарастало напряжение, всё более популярными среди них становились идеи марксизма. Поэтому реформы Столыпина были практически сразу обречены на провал». Хуго Сетон-Ватсон : «Различные пафосные заявления, высказываемые относительно Столыпина, как то, что он был государственным деятелем, поставившим Россию на путь к мирному, счастливому будущему, и что Россия сошла с этого пути только из-за внезапно грянувшей войны, могут быть сразу сброшены со счетов…».

Дореволюционная Россия была аграрной страной, и даже после индустриализации Витте аграрный сектор оставался ведущим. Столыпин произвёл одну из самых радикальных реформ после крепостного права, вошедшую в историю как аграрная реформа. Известен он также и другими преобразованиями, как то: реформа западного земства и серьёзные попытки решения актуального для России еврейского вопроса. Многое задумывал ещё Столыпин, но этим замыслам не суждено было сбыться. 12 августа 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Известно, что Столыпин планировал преобразовать систему местного самоуправления, избавив её от сословного принципа организации. Кроме того, Столыпин выстраивал перспективы касательно государственных займов — задумывал ограничить их величину законодательно, а впоследствии и вовсе отказаться от них. Подробный проект готовящихся реформ таинственно исчез из рабочего стола имения Столыпиных в Ковно.

Аграрная реформа

Ещё будучи Ковенским предводителем дворянства, Пётр Столыпин обратил внимание на ещё только зарождавшуюся в Литве, а именно там находилась Ковенская губерия, систему хуторского хозяйства. Крестьянская община к тому времени уже пребывала там в сильном упадке и была не похожа на ту общину, которая была в центральных и восточных губерниях. Переделы земли в общинах здесь были реже, а наделы были значительно больше. Лучшие земли шли с торга, а за худшие полагалась доплата, которую бедняки как правило тратили на перенос усадьбы. Хозяйство носило семейный характер. Большинство сделок с землёй совершалось отдельными крестьянами.

Рядом же был хозяйственный опыт Восточной Пруссии – образцовых немецких частных хозяйств,- который поражал Столыпина процветанием хуторян по сравнению с российскими общинниками. Пётр Аркадьевич не раз специально проезжал по территории Восточной Пруссии, чтобы поближе ознакомиться с немецкими хуторами. Дочь Столыпина Мария была уверена, что именно тогда у Петра Аркадьевича созрело убеждение заменить общину хуторами, которые он пытался распространить пока только среди литовских крестьян.

В архиве П. Столыпина сохранилась записка, написанная в 1900 г. «О расселении крестьян на колонии в Ковенской губернии» одного из губернских чиновников. В записке подробно анализируется состояние сельского хозяйства и земельного вопроса в губернии и делается вывод о безусловной прогрессивности переселения крестьян на колонии, то есть на хутора. Расселение на хутора сравнивается с опытом Пруссии и рассматривается в основном с точки зрения устранения препятствий к расширению такой практики. Препятствия были юридические и финансовые, так как литовский крестьянин никогда не противился хуторской системе. Помогать следовало бедным «колонистам», так как при отсутствии начального капитала они часто не могли самостоятельно подняться на ноги.

Эта записка показывает, что Столыпин вынашивал идею аграрной реформы задолго до того, как ему была предоставлена соответствующая власть, необходимая для проведения реформы по всей стране.

По мере своего продвижения по карьерной лестнице П.А. Столыпин пытался в некоторой мере реформировать аграрный сектор вверенных ему территорий. Так, будучи гродненским губернатором, Столыпин практически сразу после назначения на эту должность представил на заседании губернского комитета программу переустройства аграрного сектора Гродненской губернии:

    расселение крестьян на хутора;

    переход от «шнуровой» системы пользования надельными землями к хуторскому хозяйству;

    кредит на мелиорацию.

С назначением на пост премьер-министра Столыпин получил возможность реализовать свои грандиозные планы и губернаторский опыт. Сказать по правде, Пётр Аркадьевич никогда не претендовал на авторство аграрной реформы. Он никогда не утверждал, что прибыл в Санкт-Петербург с чёткой программой. Действительно, многие элементы реформы готовились предшественниками Столыпина на правительственных постах: С.Ю. Витте, П.Д. Святополк-Мирским, В.И. Гурко. Пётр Столыпин, будучи премьер-министром великой страны, просто действовал.

Он беззаветно защищал аграрную реформу, и её претворение в жизнь стоило Столыпину множества жизненных сил. Без железной воли премьер-министра реформа просто не состоялась бы. Она проводилась жёстко, но без насилия и на основе закона.

Основу аграрной реформы составляли два понятия: отруб и хутор. Это были два новых типа землевладения. Отрубом назывался участок земли, владелец которого жил в деревне вместе с другими крестьянами, но его земля была единой, а не разрозненной. Хутором назывался участок земли, хозяин которого жил отдельно от других крестьян на расстоянии от деревень.

В её центре стояло закрепление индивидуальной частной собственности на надельную землю и разрушение крестьянской общины, которая постепенно становилась рассадником «бесов революции». Столыпин предполагал отменить оставшиеся после отмены крепостного права выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом подразумевалось, что помещики из чисто экономических соображений будут продавать свою землю крестьянам. Также предполагалось наделить крестьян доселе неиспользовавшимися государственными землями и так называемыми «землями запаса».

Предполагалось, что мирным эволюционным путём крестьяне наберут силу, образовав, выражаясь современным языком, класс фермеров, в то время как помещики и община постепенно ослабеют. Так оно и было: многие помещики охотно продавали земли, в то время как Крестьянский банк скупал их и продавал крестьянам на условиях льготного кредитования.

Сам Пётр Аркадьевич так обозначал свою позицию относительно необходимости создания в российском обществе фермерского класса: «Естественным противовесом общинному началу является единоличная собственность. Она же служит залогом порядка, так как мелкий собственник представляет из себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве». Путь создания мелкого земельного собственника по словам Столыпина состоял в следующем: «…Если бы дать возможность получить сначала временно, а затем прикрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка, причём обеспечена была бы наличность воды и другие насущные условия культурного землепользования, то наряду с общиной, где она жизненна, появился бы самостоятельный, зажиточный поселянин, устойчивый представитель земли…».

Столыпин с опасением относился к так называемому третьему элементу. Эта вольнодумная «левая интеллигенция» подстрекала упомянутых выше крестьян-бесов к бунтам и прочим акциям протеста. В качестве борьбы с этим малоприятным явлением премьер предложил создать специально для крестьян земельную партию, имеющую корни в народе. Такая партия могла бы быть противопоставлена «третьему элементу» с их популярными утопическими идеями, К сожалению, проект так и не был реализован. Как знать, если бы крестьяне получили свой ярко выраженный политический орган, возможно, история нашей страны пошла бы по другому пути.

Говоря об идеях политиков «левого толка», должен сказать, что аграрная реформа Столыпина в корне от них отличалась. Весь их смысл сводился к следующему: конфисковать всю землю, а затем заново раздать крестьянам. Во-первых, такой подход неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, ещё ни разу в России не был удачно воплощён традиционный для России лозунг: «отнять и поделить». Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности других.

Был и ещё один вопрос, который был частью аграрной реформы. В начале прошлого столетия в России остро стояла проблема нехватки земли. При крайне низкой производительности труда, отсутствии квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства и других слабых мест российского аграрного сектора проблема не только не искоренялась, но также и усугублялась с каждым годом. В результате роста численности населения, подстёгиваемого экономическим развитием, нехватка земли ощущалась всё более остро, и возникало так называемое аграрное перенаселение, что усугубляло социальную напряжённость в деревне.

Поскольку стержень реформы – ликвидация общины – не мог возыметь немедленных результатов, составной частью реформы также стала государственная поддержка и субсидирование крестьян, пожелавших переселиться на малоосвоенные земли в Сибирь и введение в оборот государственных и банковских земель .

Далее по тексту привожу перечень конкретных мер, применённых Столыпиным для внедрения аграрной реформы. 12 августа 1906 года Крестьянскому поземельному банку передали для продажи неимущим крестьянам государственные земли. Начиная с 3 ноября 1905 года проводилось поступательное уменьшение выкупных платежей крестьян, а с 1 января 1907 года их аннулировали полностью. В этот же день был подписан государев указ о субсидировании Крестьянским банком малоземельных крестьян.

9 ноября 1906 года последовал указ о крестьянском землевладении и землепользовании. Этот правовой акт дал возможность каждому члену общины закрепить за собой в собственности весь свой надел. По сути дела, крестьяне второй раз за историю России были освобождены, но на этот раз от цепей сковывавшей их общины.

В указе было сказано, что выход из общины осуществляется в месячный срок после подачи заявления по приговору 2/3 голосов, причём община выделяет уходящему крестьянину конкретный участок земли и назначает нужную доплату. Если же необходимого количества голосов не набирается, то все полномочия в этом вопросу переходят к земскому начальству.

Наконец, 14 июня 1910 года был издан Закон об изменении и дополнении и дополнении некоторых постановлений о землевладении, который фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение последних 24 лет. Таким образом аграрная реформа ускорилась.

Также имеет значение закон от 19 мая 1911 года, позволявший крестьянам покинуть общину, если за них проголосует простое большинство голосов, а не 2/3, как это было ранее.

К тому моменту, как механизм реформы был полностью запущен в действие (1907 год), число освободившихся из общины крестьян составило примерно 50 тысяч человек. В 1908 году эта цифра выросла цифра составила 500 тысяч человек, а в 1909 году число покинувших общину составило 579 тысяч человек – абсолютный рекорд . Далее цифры постепенно начали снижаться, в особенности с началом Первой мировой войны. Данный факт доказывает, что никакого насильственного демонтажа общины не было. Правительство могло её просто запретить, однако Столыпин избрал демократический путь. Ещё несколько десятков лет таких низких темпов, и община прекратила бы своё существование.

В целом за годы реформы из общины вышло около 3 миллионов крестьян, а вместе с ними – 22% всей земли.

Вырастали сельскохозяйственные показатели. Например, сбор хлеба вырос в 1913 году до 5,6 млрд. пудов (86млн. тонн) в год, против 4 млрд. пудов в начале века. Посевные площади выросли на 14%, в том числе в черноземной полосе – на 8%, в Сибири – на 71%, на Северном Кавказе – на 47%.

За период реформы на 342% возросло производство и импорт сельскохозяйственных машин. В Сибири вооруженность сельского хозяйства техникой и инвентарём была выше, чем в Европейской части.

В некоторых южных районах (Бессарабия, Полтава) община полностью исчезла. В таких районах как Курская, Орловская губернии она перестала занимать главенствующее положение. Однако в таких районах, как Север Европейской части России, Юго-Восток, Северо-Запад процесс разрушения общины ещё только начинал сдвигаться с мёртвой точки. Увы, политические катаклизмы России помешали столыпинской аграрной реформе завершиться.

Решение еврейского вопроса

В России до сих пор бытует исторический миф о том, что Столыпин лично разжигал огонь антисемитизма и даже подстрекал так называемую царскую «охранку» к еврейским погромам. К счастью, западные историки давно развенчали такие мифы: «Вопреки популярным представлениям, русские автократы и их правительства сознательно и систематически не подстрекали к погромам. Наоборот, многие российские государственные деятели считали антисемитизм чрезвычайно вредным для России явлением и пытались с ним бороться…» . Пётр Аркадьевич Столыпин держал вопрос о евреях под личным контролем и произвёл в этом вопросе серьёзные преобразования.

Осенью 1906 года после очередного заседания Совета министров Столыпин удалил всех чиновников и предложил министрам обсудить вопрос особой конфиденциальности. Он говорил о необходимости отмены некоторых ограничений в отношении евреев, которые создают неблагоприятную атмосферу среди еврейского населения, питают революцию, нежелательно влияют на мнение о России на Западе и вообще не приносят практической пользы. Пётр Аркадьевич высказался за немедленную отмену некоторых изживших себя ограничений, которая всё равно не выполнялись и вели к злоупотреблениям служебным положением низших чиновников. Никто из министров не возражал, и целый ряд ограничений был намечен к отмене.

Привожу примерный перечень предложений Совета министров:

    Практически полная отмена черты оседлости.

    Снятие ограничений на владение и аренду недвижимостью, на участие в горном деле, торговле и производстве спиртного, смягчение ограничений на участие евреев в управлении акционерными обществами.

    Отмена необходимости упоминать прежнюю принадлежность к иудейской вере для крещеных евреев, разрешение родным следовать за ссыльными, отмена наказания семьям за уклонение близкими от военной службы.

Законопроект о снятии с евреев большинства ограничений был составлен. Было решено провести его по 87 статье, то есть через одобрение монархом. Николай высочайше одобрил закон, однако в последний момент отозвал своё одобрение под предлогом чрезвычайной важности вопроса с пожеланием, чтобы проект был направлен в Государственную думу.

Как это не прискорбно, но ни на одном из заседаний четырёх созывов российской Государственной Думы вопрос рассмотрен не был. Столыпин пытался оказать некоторое давление на парламентариев, чтобы ускорить проведение законопроекта, но все его попытки остались безуспешными. В то же время он не мог принимать решительные меры, поскольку злые языки могли его обвинить в особой поддержке еврейского населения, что стало бы поводом для всяческих слухов, а такой поворот событий был для премьера нежелателен.

Реформа Западного земства

Вопрос западного земства – проявление актуальной ещё в первой половине XIX века «польской проблемы». Поляки, будучи разделёнными и фактически лишёнными государственности, они постоянно проявляли русофобские настроения, пытались бунтовать, совершать восстания, подобные восстанию 1863 года и всячески проявляли свои негативные настроения по отношению к России. Более того, элита Царства Польского продолжала негласно предъявлять претензии на Украину и Белоруссию, некогда бывших польскими землями. Вспомним хотя бы поход армии Пилсудского на Киев во время гражданской войны.

В рамках политики «разумного национализма» Столыпин задумал повысить «качество» представителей девяти западных губерний: Виленской, Ковенской, Могилевской, Минской, Витебской, Киевской, Подольской и Волынской — путём изменения избирательного закона о выборах в Государственный совет.

По старому законодательству выборы в Госсовет производились местными землевладельцами, которые в основном были поляками, а следовательно, и представители в Госсовете оказывались поляками. Такое положение было недопустимо, поскольку в западных губерниях поляки составляли 4% от общего состава населения.

По законодательному предложению планировалось разделить указанные девять губерний на три избирательных округа. Съезд землевладельцев делился на два: польский и русский, который выбирал 20 выборщиков, причём поляки выбирали по одному члену Госсовета, а русские – по два. Таким образом, гарантировалось избрание в Госсовет шести русских и трёх польских членов.

Закон был введён в Государственную думу, однако октябристы возразили. Дело в том, что Столыпин предложил также отсрочить выборы членов Госсовета от западных губерний до проведения реформы, а партия октябристов доказывала, что лучше ввести в западных губерниях земство, которое и будет общим для всей страны порядком выбирать своих представителей в Госсовете. Пётр Столыпин возразил, что тогда придётся слишком долго ждать.

В конце концов было решено выборы не отсрочивать, но полномочия членов Госсовета от западных губерний сократить в расчёте на то, что правительство за это время проведёт закон о Западном земстве. Столыпин всё же согласился на введение земства в западных губерниях ради улучшения состава Госсовета.

17 июля 1909 года закон вступил в силу, но с некоторыми поправками. Земства было решено ввести в шести губерниях из девяти. В трёх губерниях Северо-Западного региона среди крестьян и помещиков русских было совсем мало, а посему Столыпин введение земства считал невозможным. Был установлен временный переходный период для распределения земель между поляками, другими национальностями и русскими путём их скупки и продажи Крестьянским банком. Без этого земство могло лишь только объединять враждебные для России элементы.

Только весной 1910 года Государственная дума начала обсуждения нового закона о земстве в западных губерниях. 7 апреля особой комиссией при думе по местному самоуправлению был представлен доклад.

Отныне вместо сословных курий вводились национальные — польская и русская. Число выборщиков определялось на основе формулы, которая включала процент людей данной национальности во всём населении плюс процент ценности недвижимости данной группы населения (сумма делилась пополам). На самом деле это было выгодно полякам помещикам. При 1% населения и 99% стоимости земли они всё равно получали 50% всех гласных .

При этом число крестьянских гласных не должно было превышать трети уездных гласных, а в губернское ведомство они не допускались вообще. Предлагалось также расширить представительство духовенство.

Требование русского большинства среди глав управ и земских служащих было сохранено, так как сплочённые поляки могли удачно воспользоваться послаблениями в этой области.

Сам Столыпин считал вопрос Западного земства чуть ли не самым ключевым за путь даже небольшую истории парламентской России: «Впервые в русской истории на суд народного представительства вынесен вопрос такого глубоко значения…быть может, с политической точки зрения не было ещё на обсуждении Госдумы законопроекта более серьёзного, чем вопрос о Западном земстве…». Наконец, 29 мая 1910 законопроект был принят Государственной думой.

Сравнительный анализ

Пришло время в соответствие с поставленной темой эссе провести сравнительный анализ двух реформаторов и их реформаторской деятельности: С.Ю.Витте и П.А. Столыпина. Для начала выделим основные позиции сходства.

    Оба деятеля достигли вершины власти благодаря внезапной головокружительной карьере.

    Как Витте, так и Столыпин были убеждёнными монархистами, считали самодержавие лучшей формой правления для России и были готовы пойти на некоторые уступки демократии ради сохранения самодержавия.

    Как Витте, так и Столыпин были крайне негативно настроены против революции. Другой вопрос, что Столыпин шёл ради «успокоения» на более радикальные меры, чем Витте. В частности, к таковым относятся введение военного положения в ряде губерний, введение военно-полевых судов. Сергей Юльевич предпочитал более деликатные меры по нормализации обстановки в обществе. В частности, к таковым относится Манифест 17 октября 1905 года.

    Николай II поначалу безусловно был расположен к обоим реформаторам. Однако впоследствии Витте, будучи назначенным на должность ещё Александром III, был просто отлучён от дел, как полагают некоторые историки, из страха, возникшего у императора Николая II перед силой личности Витте, хотя тот в начале службы и пользовался благоволением монарха. Есть определённые свидетельства того, что император Николай ещё больше боялся Столыпина, опять же несмотря на удачно складывавшиеся поначалу отношения между государем и Столыпиным. Вообще здесь настораживает факт возгласа Распутина в Киеве в сторону едущего в экипаже Столыпина, направлявшегося в роковую оперу: «Смерть идёт за ним!», а также то, что Николай просто не явился на похороны Столыпина без всяких на объяснений. Многие серьёзные исторические исследователи говорят в пользу того, что террорист-убийца Столыпина Богров был подослан властями свыше. В любом случае, в последний год жизни Столыпина его противоречия с императором Николаем принимали всё более явный и серьёзный характер. А что касается Витте, то он был унижен, исключен из списков «присутствующих» членов Государственного совета, то есть был отклонён на задний план и доживал свой век за знаменитыми «Воспоминаниями». Неизвестно, что лучше для некогда активного, блестящего государственного деятеля: остаться в стороне всеми забытым или, подобно Столыпину, уйти «на подъёме» от пули. Так или иначе, факт смены милости на гнев, невостребованности в случае Витте и недопонимания со стороны властей является схожим в судьбах Витте и Столыпина.

    Витте и Столыпин занимали одинаковую позицию касательно государственных займов. Они единогласно были за поступательную политику постепенного отказа от государственных займов. Если быть совершенно точным, то Столыпин был за немедленный отказ от новых крупных займов при постепенном возвращении старых и получении незначительных новых. Сергей Юльевич высказывался за продолжение получения кредитов, однако при реструктуризации внешнего долга и обширных закупках золота за счёт полученных средств в целях увеличения золотовалютного резерва.

    С.Ю. Витте и П.А. Столыпин многие реформаторские идеи унаследовали от своих предшественников. Витте многое заимствовал из наработок Н.Х. Бунге, а Столыпин – из наработок Витте, Святополк-Мирского, Вышнеградского и других. В частности, отдельные элементы аграрной реформы задумывались ещё графом Витте.

    У Витте и у Столыпина были схожие позиции относительно железнодорожного строительства. Поскольку специальностью Витте была работа путейского инженера, то для него в развитии железнодорожного строительства был явный профессиональный интерес. В стране начался железнодорожный бум. Что касается Петра Аркадьевича Столыпина, то он ни в коем случае не умалял роли железных дорог в развитии страны. При Столыпине продолжалось строительство Транссибирской магистрали, а закончено оно было уже после смерти премьера.

    Наконец, Витте и Столыпин были солидарны в крестьянском вопросе. Как я заметил в предыдущих главах, Витте готовил часть аграрной реформы. Премьеры безусловно сходились во мнениях относительно того, что крестьянская община – пережиток крепостнической России, а развитие России, даже при индустриализации Витте было невозможно, ибо Российская империя – вечная аграрная держава.

После обозначения основных позиций сходства выделим различия великих персоналий Витте и Столыпина, а также их реформаторской деятельности.

    В основе большинства реформ Витте было создание промышленной базы и финансовое оздоровление, Столыпин – на реформирование аграрного сектора, создание «фермерского класса» и реформу государственное управление. Конечно, если поменять во времени местами периоды работы на своих постах Столыпина и Витте, то неизвестно, за что взялся бы Столыпин, будучи фактически первым, и как Витте продолжал и развивал бы реформаторскую деятельность своего предшественника.

    Трудно не отметить различия в «манере» и методах проведения реформ у Сергея Юльевича Витте и Петра Аркадьевича Столыпина. Если Витте утверждал, что реформы в России должны делаться спешно, чтобы по ходу действия не успело возникнуть никаких вопросов, проблем и затруднений. Так он и поступал, поскольку все его реформы проводились в кратчайшие сроки. Например серьёзнейшая денежная реформа была проведена за полтора года. Что до Столыпина, то его принцип гласил: «Сначала успокоение, потом реформы». Он начал делать определённые шаги в подготовке реформ почти сразу, как только началась его государственная карьера. Но его аграрная реформа была рассчитана аж до 1922 года, что само по себе сомнительно. За такой большой период времени в стране может неоднократно поменяться действующий политический строй. Однако Столыпин не был согласен с Витте и полагал, что России спешить некуда. Я являюсь приверженцем позиции Столыпина. История – не бег на спортивной дорожке.

    Сергей Юльевич Витте постоянно думал о дополнительных доходах бюджета. Он шёл абсолютно на все возможные меры: реформировал таможенное законодательство, укреплял рубль и т.д. Столыпин же предпочитал мыслить о благе империи в перспективе, в более далёком будущем. Он не заботился о немедленном сиюминутном доходе. Его преобразование сулили стране и народу более серьёзные блага. Историей не дано нам узнать последствия столыпинских преобразований.

    Судя по всему, Витте особо волновался о здоровье русской нации. Об этом красноречиво говорят его выступления относительно винной монополии. Вполне возможно и даже весьма вероятно, что Столыпин также искренне и отчаянно ратовал за здоровье россиян, но мною таких свидетельств найдено не было.

    Так или иначе Витте был более демократическим ценностям, нежели Столыпин. Вернее сказать, они оба были монархистами, но Столыпин полагал, что Россия не готова к серьёзным демократическим преобразованиям. Витте же в открытую заявлял о необходимости демократизации, причём весьма серьёзной, для спасения государства как такового и правящей династии Романовых.

    Судя по всему, Столыпин был более интернационалистом, чем Витте. Факт остаётся фактом: Витте не поднимал еврейский вопрос или какой-либо другой, связанный с ущемлением прав тех или иных народов на территории России в отличие от Столыпина.

    Столыпин был ярым противником войны, если не окончательно убеждённым пацифистом. Он также полагал, что бунты и восстания для России – смертельный яд. Пётр Аркадьевич сказал: «Тридцать спокойных лет и вы не узнаете России». Мы не можем сказать относительно Витте, что он был настолько против войны и занимал такую особо жёсткую позицию по поводу восстаний. Он известен как миротворец в случае с Портсмутским мирным договором, но здесь он утверждал, что: «Я спас самодержавие и Россию от краха», а не ссылался, подобно Столыпину, на идеалы мира и спокойствия. Как известно, за подписанный в Портсмуте договор Витте получил прозвище «граф Полусахалинский».

Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.

Вместе со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук, что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.

После окончания университета С.Ю. Витте мечтал о кафедре математики. Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили его, что университетская кафедра - карьера не для дворянина. Уступив давлению, в 1869 г. в 20 лет он поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через несколько месяцев перешел в управление службы Одесской железной дороги. Железная дорога сначала была казенной, потом стала эксплуатироваться частным обществом, а затем вошла в состав общества Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника бухгалтера до руководителя службы движения.

Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда он стал лично известен императору Александру III. Он отказался пустить царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита императора, и тем самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после этого произошла катастрофа именно по названным Витте причинам. О нем вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.

Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения на частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом - с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения.

В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается Министром финансов и остается на этом посту одиннадцать лет. С этой работой связаны все успехи и достижения С.Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни - денежная реформа 1895-1897 гг.

Размах и природа деятельности Министерства финансов в те годы позволяют говорить о том, что по существу это было своего рода министерство экономики и, возможно, даже нечто большее. В руках министра финансов было управление торговлей и промышленностью, торговым мореплаванием и железнодорожным строительством, отчасти народным просвещением, коммерческим и аграрным кредитом. Расходная смета министерства финансов и путей сообщения при С.Ю. Витте выросла со 187 млн.руб. в 1892г. до 822 млн.руб. в 1903г. Во всех расходах бюджета эта доля поднялась с 20 до 43% Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С. 5..

В министерстве сложился качественно иной, профессионально подобранный кадровый состав чиновников. Для Витте всегда на первом месте стояла компетенция, а не происхождение. Складывались добрые отношения с людьми делового мира - с директором Петербургского международного банка Ротштейном и Саввой Морозовым. Витте поддержал академика И. Янжула и пригласил на экономическое отделение Петербургского политехникума ученых, лишенных возможности преподавать па университетских кафедрах. На должность управляющего Палатой мер и весов, находившейся в подчинении Министерства финансов, он рекомендовал Д. Менделеева.

К руководству департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов он привлек В. Ковалевского, которого многие считали "левым". Он выдвинул и воспитал таких крупных администраторов и финансистов, как А. Путилов - управляющий Дворянского и Крестьянского банков, а впоследствии - Азиатского банка, П. Барк - управляющий Волжско-Камского банка, которого Витте специально посылал за границу учиться банковскому делу Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9. - С. 99..

С.Ю. Витте принадлежит почин в устройстве Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и русского отдела Всемирной выставки в Париже, наглядно знакомивших с экономическим состоянием России.

Еще будучи министром финансов, Витте возглавил в качестве председателя Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созданное 22 января 1902 г. После проведения большой аналитической работы на местах Особое совещание на 28 своих заседаниях (с 8 декабря 1904 г. по 30 марта 1905 г.) рассмотрело многие крупные вопросы крестьянского правопорядка. Деятельность Витте па этом посту была направлена па реформу крестьянских отношений, что было не по душе реакционно настроенной части российской верхушки.

Одной из причин увольнения Витте с поста министра финансов была его твердая позиция относительно войны с Японией. Но именно он был выдвинут общественным мнением на мирные переговоры с Японией в Портсмуте как самый авторитетный и выдающийся деятель своего времени. Он приобрел уважение и сочувствие влиятельных кругов американского общества и добился для России весьма успешных результатов. Вынудив японскую делегацию в ходе переговоров высказаться по вопросу о денежной контрибуции, он умело переломил общественное мнение. Оно уже не могло сочувствовать державе, готовой продолжать войну, нарушающую торгово-экономические интересы всего мира, только ради денег. В итоге Япония согласия на контрибуцию не получила, а Россия ограничилась уступкой южной части Сахалина и прибрежной ветви Манчжурской железной дороги. С.Ю. Витте вернулся домой, а японское правительство ввело в Токио военное положение для удержания масс от возмущения и разрушительных эксцессов.

Вернувшись в Россию, С.Ю. Витте нашел власть в состоянии полной растерянности, метания от диктаторского подавления революционного движения до дарования стране Конституции. Никто не имел готового решения и судьба вновь обратила свой взор на бывшего министра финансов. Сам он оказался перед мучительным выбором: чувством он был за сохранение самодержавия, умом - за Конституцию.

У С.Ю. Витте был свой план: создание единой и твердой государственной власти во главе с Советом министров, наделенным неограниченными полномочиями. Правительство должно было в рамках предоставленных ему установок выработать основы конституционного строя, который и был бы с известной постепенностью сформирован. Свои взгляды он изложил в докладе на имя императора Николая II. В нем подчеркивалось, что корни происходящих в стране волнений лежат глубже. "Они - в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы. В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную думу, основных элементов правового строя: свобода печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности" Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С. 6-7..

На этом историческом документе Николай II начертал: "Принять к руководству", - и поручил С.Ю. Витте подготовить текст Манифеста, который был опубликован 17 октября 1905 г. вместе с объяснительной запиской. Сергей Юльевич Витте стал первым в истории России председателем Совета министров - постоянно действующего правительственного органа.

С разблокированием Сибирской магистрали войска стали стягиваться на европейскую часть страны, вооруженные выступления были подавлены, а о дарованных Манифестом свободах вскоре забыли. Остался не у дел и сам С.Ю. Витте - один из авторов конституционных реформ России. 14 апреля 1906 г. он обратился к царю с заявлением об отставке, а 16 апреля получил положительный ответ.

В течение последующих девяти лет жизни С.Ю. Витте неоднократно возвращался к событиям того времени, переосмысливая их ход. Он четко отличал свой подход к конституционной реформе от царского Манифеста, критически оценивал деятельность Государственной думы, мечтал о том, чтобы над его могилой было начертано: "Объяснительная записка 17-го октября".

В период короткого пребывания во главе правительства он достаточно четко представлял себе необходимость решения двух задач: посредством займа получить средства для того, чтобы в течение ряда лет не нуждаться в деньгах, и вернуть армию из Забайкалья в европейскую Россию. В своих воспоминаниях он посвятил истории получения займа целую главу, а затем выпустил специальную книгу".

Действительно, в конце 1905 г. Россия стояла на пороге финансового краха. Запасы золота таяли, его владельцы переводили капиталы за границу. Эмиссионное право Государственного банка на выпуск кредитных билетов было исчерпано. Поэтому заем был необходим для того, чтобы спасти золотое обращение в самый критический момент. Роль Витте в решении этой проблемы была высоко оценена Николаем II. Но тем не менее он был уволен после того, как из Парижа поступила телеграмма о подписании договора о займе.

После ухода от активной политической деятельности С.Ю. Витте оставался членом Государственного совета, но большую часть времени жил за границей, периодически возвращаясь в Россию. Он начал работать над обширными воспоминаниями, материалы для которых он собирал заранее. Особенно скрупулезно к описанию своей жизни и деятельности С.Ю. Витте стал относиться после того, когда его авторитет и влияние сильно пошатнулись. Его волновало мнение потомков. "Конечно, я уверен в том, - писал он, - что, когда я буду в земле, все выяснится, и мне будет отдано должное. Моих врагов забудут, а меня Россия не забудет" Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С. 8..

Начало 20 века подарило России не только множество потрясений, но и большое количество талантливых людей, которые были способны на созидательную деятельность.

В всегда был очень сильный кабинет министров, состоящий из талантливых политиков, знающих толк в своем деле.

Самыми яркими представителями русского правительства были, бесспорно, и пожалуй Витте. О последнем и пойдет речь. Помимо политических успехов, Витте был успешным интриганом, и человеком вообще весьма интересным.

Сергей Юльевич родился в 1849 году в Тифлисе. Предки его по отцовской линии имели некие голландские корни. Отец - Юлий Федорович, был членом совета кавказских наместников. Мать - Екатерина Фандеева, был дочерью саратовского губернатора, её происхождение относится к фамилии князей Долгоруких.

Образование Сергей Витте получал в кишиневской гимназии и в Новороссийском университете. В Новороссийском университете, он окончил физико-математический факультет, и был представлен к получение степени кандидата физико-математических наук.

Вследствие определенного стечения обстоятельств, он все же отказался от карьеры ученого. Свою карьеру, молодой и талантливый Сергей Юльевич решил начать в канцелярии Одесского губернатора.

В канцелярии Витте проработал недолго, решил попробовать себя в железнодорожном деле, которое достаточно быстро развивалось в Российской Империи.

Новым местом работы стало Управление Одесской железной дороги. Службу свою он знал хорошо, и вскоре стал большим начальником. Работа Витте была плодотворна, и не могла остаться не замеченной.

В 1886 году Сергей Юльевич стал главным управляющим «Сообщества юго-западных дорог». За годы работы в этом предприятии, он увеличил в несколько раз его доходы, проводя грамотную управленческую политику. В эти же годы Витте познакомился лично с .

В марте 1889 года Сергей Юльевич был поставлен во главу нового департамента при министерстве финансов - «департамент железнодорожных дел». Быстро освоился на новом месте, набрал свою команду высококлассных специалистов, работал не покладая рук, и добился максимальной эффективности от департамента. Коллектив его считался образцово показательным для остальных департаментов Российской Империи.

Через три года, (в 1892 году) Сергей Юльевич был назначен министром финансов Российской Империи. Он считал очень важным, как можно быстрее закончить строительство . По его мнению, данная железная дорога, должна была дать мощный толчок экономическому развитию Российской Империи.

В подвластном ему министерстве проводили свою, особую, кадровую политику. Сергей Юльевич привлекал на работу много молодых людей, имеющих высшие образование. Проводил протекционистскую экономическую политику, благодаря этому промышленность России динамично развивалась еще долгие годы, после его отстранения от государственных дел.

Он заключил ряд выгодных торговых соглашений с Европейскими странами, ввел винную монополию, которая обеспечивала большой процент всех доходов государства. В 1897 году Сергей Витте провел денежную реформу, благодаря которой рубль стал самой крепкой валютой в Европе.

Витте принадлежит и идея строительства Китайской - Восточной железной дороги, соединившей Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, через территорию Китая. Такой проект выглядел удачно с экономической точки зрения. Как показала история - то, что выгодно экономически, не всегда выгодно политический.

Строительство КВЖД через Китай стало одной из причин русско-японской войны. После этой войны Читу и Владивосток пришлось еще раз соединять железной дорогой, но на этот раз уже через территорию Российской Империи. В реализации этого проекта Витте показал себя замечательным интриганом. Ведь если бы не взятка одному китайскому чиновнику, никакой КВЖД не было бы и помине.

В 1899 году он перестает вести политику протекционизма, отменяет множества пошлин. Российская промышленность знатно пошатнулась. Вскоре стал участником очередной знатной интриги с Саввой Мамонтовым. - известный русский меценат и предприниматель. Умелый интриган Витте без труда присвоил себе большую часть акций предприятий Мамонтова, коих было великое множество.

В 1903 году сместил Витте с должности министра финансов Российской Империи. После отставки Сергей Юльевич еще долго работал госслужащим. Правда посты были менее заметны, а сам он, как всегда на высоте. В 1905 году он заключал в США мир с Японии. За добытые выгодные условия мира, Витте был пожалован графский титул.

Стоит отметить, что и тут без интриги не обошлось. По утверждению некоторых историков и любителей «грязного белья», для того что бы отправиться на переговоры, Витте отвалил кругленькую сумму денег чиновникам. Сергей Юльевич знал, что сулили ему успешные переговоры. Графский титул - давняя его мечта.

Сергей Юльевич продолжал активно участвовать в политической жизни страны. Он активно подавлял революцию, был инициатором царского манифеста от 17 октября. Годом позже попал в опалу, и уже не был одной из ключевых фигур политической жизни Российской Империи. Однако не отчаивался и продолжал строить всяческие интриги, кои отмечали даже иностранные послы.

Умер Сергей Юльевич 28 февраля 1915 года. Витте ярчайший пример талантливого политического деятеля и человека невысоких моральных устоев. О роли Сергея Юльевича в истории спорят, и будут спорить. Личность уж больно колоритная.


Витте Сергей Юльевич (17/29.06. 1849, Тифлис - 28.02/13.03.1915 гг., Петроград) - российский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Член Государственного совета (с 1903). Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник (1899).

Биография

Первые 16 лет жизни С. Витте прошли в Тифлисе, где он учился в Тифлисской гимназии, затем в Кишинёве, где он продолжил обучение в 1-й Кишинёвской русской гимназии и где им был получен гимназический аттестат.

В 1866 году он (вместе с братом) поступил в только что открывшийся Новороссийский университет (в Одессе) на физико-математический факультет. После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу. В 1870 году Витте окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получив степень кандидата физико-математических наук.

С 01.05.1870 г. Витте стал работать в управлении Одесской железной дороги в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог.

Во второй половине 1870-х годов Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога.

В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило ещё четыре дороги - Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская).

В это же время Витте становится одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и разрабатывает проект устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев.

В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

В феврале-августе 1892 года - министр путей сообщения.

В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

С 1896 - статс-секретарь.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров.

С 1903 года - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 года - член комитета финансов, с 1911 по 1915 год - его Председатель.

С октября 1905 года по апрель 1906 года - Председатель реформированного Совета министров.

Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года; интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя его опала длилась вплоть до смерти. Умер 28.02.1915 года в Петрограде от менингита. Вынос тела и отпевание состоялись 2 марта; богослужение в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) в сослужении настоятеля Казанского собора протоиерея Ф. Орнатского и иных; присутствовали Председатель Совета министров И. Л. Горемыкин и ряд министров. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Основание ТТИ и визит в Томск

Идея создания самостоятельного института в Томске принадлежала графу С. Ю. Витте, в то время министру финансов Российской империи. В 1895г. он писал министру народного просвещения о необходимости продумать и решить проблему подготовки инженеров в Сибири из ее уроженцев. С. Ю. Витте в своем письме министру народного просвещения И. Д. Делянову сообщал 14.10.1895 г., что он дал согласие на дополнительное увеличение кредитов МНП в текущем году на 400 тыс. руб. с тем, чтобы эти суммы были использованы на расходы по учреждению в Томске технологического института.

2. Гагарин А.В. «Томский политехнический университет 1896-1996: Исторический очерк». Томск: ТПУ, 1996. – 448с.

3. И.Т. Лозовский «В.А. Обручев в Томске». – Томск: изд-во НТЛ, 2000. – 180с.