Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Кого из гениев считали умственно отсталым. Рассеянный гений или умственно отсталый? Особенности умственной отсталости

Как понять, почему ребенок плохо учится в школе? Капризничает? В чем проблема детской концентрации внимания? На эти вопросы отвечает наш эксперт.

Елена Жидкова
детский невролог, Москва

? Часто бывает, что умный и сообразительный ребенок по непонятной причине плохо учится в школе. В чем может быть дело?

– Причиной может быть недостаточная концентрация внимания. Сейчас, к сожалению, это очень распространенная проблема. Как и когда надо начинать развивать у ребенка эту концентрацию? В самом раннем возрасте. Например, обращая внимание на поведение месячного ребенка: как быстро он фиксирует взгляд, как долго может следить за предметами? Как долго может уже подросший ребенок играть, смотреть книжку, слушать, когда ему читают? Как ведет себя ребенок – быстро ли успокаивается, переключает внимание? Даже то, как ребенок ест и спит, играет большую роль.

? Что должно насторожить родителей, какие признаки проблем с вниманием проявляются в раннем возрасте?

– В самом раннем возрасте родители могут заметить позднее начало слежения ребенка за игрушками, задержку в формировании фиксации взгляда. Быструю потерю интереса к игрушкам. Капризность, плохой сон. В более взрослом возрасте один из заметных признаков проблем с концентрацией – это затруднения в становлении речи. Настораживает, если ребенок не может долго играть с одними игрушками. Перебегает с места на место, не слушает, когда ему читают книжку или пытаются что-нибудь рассказать.

? Как проверить, умеет ли концентрировать внимание ребенок? Какими навыками концентрации он должен обладать и в каком возрасте?

– Если ребенок в возрасте одного года практически не может сконцентрироваться на каком-нибудь предмете или игре или на чтении книжки хотя бы на 2–4 минуты, то он – в группе риска по нарушению концентрации внимания. В 2 года этот показатель вырастает до 6–10 мин., а в 5 лет – до 20–25 минут.

? Какие верные признаки того, что внешне нормальный ребенок не может учиться в обычной школе

– Этот вопрос должны решать специалисты – неврологи, нейропсихологии и педагоги.

? Можно ли отличить «рассеянность гениальности» от умственной отсталости? Правда ли, что некоторые очень одаренные дети не могут учиться в обычной школе? Что с ними делать?

– Вопрос неоднозначный. Гениальности (то есть необыкновенной одаренности ребенка в какой-то одной области) зачастую сопутствует социальная дезадаптированность – как проявление неравномерного развития мозга (кстати, вопрос о нормальности гениальности – спорный: многие психологи считают, что на одном полюсе стоит гениальность, а на другом – аутизм).

Но способности и возможности социальной адаптации – разные вещи. Безусловно, к таким детям требуется индивидуальный подход. А вот озорные, одаренные дети, которым просто тесно в рамках обычной школы зачастую с не очень интересными педагогами, – это совсем другой вопрос. Еще одна проблема – мотивированность детей (то есть заинтересованность). Одаренный, но немотивированный ребенок никогда не будет учиться хорошо.

Александра Рачкова

Умственная отсталость - это приобретённое либо врождённое отставание развития в психической системе, которое происходит из-за патологии мозга. Заболевание чаще всего приводит к социальной дезадаптации .

У людей, которые страдают умственной отсталостью, интеллектуальное развитие находится на более низком уровне, по сравнению с представленной нормой. Такие люди испытывают много трудностей с обучением и адаптацией в обществе. Распространение болезни УО доходит до 1 процента.

F 70 - это шифр в заключении врача, который пугает многих мам после медицинской консультации. Расшифровка данного кода становится большим открытием для большинства родителей, ведь F 70 - это диагноз умственной отсталости у ребёнка.

Особенности умственной отсталости

Патология широко распространилась среди населения мира, по статистике ей страдают от 1 до 5% людей. Это состояние, во время которого наблюдается сильная задержка либо общее нарушение в психике. Для него характерны, в первую очередь, интеллектуальные нарушения. Отсталость возникает совместно с развитием другого типа психического или же соматического расстройства, а может протекать и без него.

Ребёнок при таком расстройстве очень замедлено развивается, позже начинает ходить и разговаривать. К моменту поступления в школу он значительно отстаёт от детей своего возраста, хотя в физическом плане может совсем не отличаться от них. Иногда совместно с задержкой в психическом развитии происходят задержки и в физическом.

Почему происходит

Спровоцировать такой недуг может большое число факторов. Но чаще всего определить однозначную причину очень непросто. В практике некоторых лечащих специалистов были случаи, когда выяснить причину развития болезни просто невозможно. Самыми распространёнными причинами возникновения болезни являются:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне;
  2. Трудности в процессе вынашивания малыша, которые связываются со злоупотреблением алкоголя матерью, наркотиками и недоеданием;
  3. Травмы или заболевания во время беременности, например, корь, менингит либо коклюш;
  4. Трудности непосредственно в процессе появления ребёнка на свет, сюда также включена и асфиксия либо преждевременные роды.

Какие степени умственной отсталости различают

Хотя причины развития такой патологии могут быть идентичными, но её степень и форма заметно различаются. Существует четыре степени заболевания:

Диагноз F70 расшифровка

Шифр F70XX используется для указания на У. О. Четвёртый знак в данном шифре говорит о слабой выраженности нарушений в общем поведении. 0 - указывает на полное отсутствие нарушений в поведении, 1- наличие значительных нарушений, которые нуждаются в своевременном уходе и лечении, 8 - происходят другие нарушения в поведении ребёнка , 9 - нет никаких указаний на нарушения в поведении индивида. Если известна главная причина и условие развития отсталости, то в расшифровке используют ещё и дополнительный пятый знак.

Наличие умственной отсталости отрицательно влияет на психические процессы, особенно на познавательные навыки малыша. Диагноз отсталости у ребёнка, расшифровка которого указывает на коэффициент интеллекта в 50−70 баллов, ещё не приговор.

Ребёнок с выявленными проблемами начинает ползать, ходить, сидеть и разговаривать гораздо позднее, но он способен на обучение и может приобрести нормальные навыки в общении. В некоторых случаях есть дефекты физического, а также сенсорного развития.

Но даже при нормальных условиях развития лёгкая степень отсталости не даёт пациенту возможности понимать смысл пословиц и метафор. Они склонны к буквальному воспринятую всего прочитанного сказанного взрослыми людьми. Дети не могут давать полного описания предметам, находящимся перед ними, могут путаться в словах междометиях и общих жестах.

Очень трудно ребёнку будет пересказывать прочитанный текс или же пересказ. Повторное прочтение текста может положительно повлиять на ситуацию, но подтекст, если он кончено же имеется, так и останется нераскрытым. Недоступным или же крайне тяжёлым станет процесс решения задач с арифметическими значениями и задействованием двух и больше действий. Характерным для лёгкой степени считается полное отсутствие чувства юмора, фантазии, а также воображения.

Диагноз f71 ребёнка

Расшифровка диагноза - это умеренная степень УО. В этом случае чаще всего уровень IQ варьируется от 35 до 49 (в более зрелом возрасте умственное развитие соответствует возрасту 6−9 лет). Чаще всего отставание заметно ещё в детстве, но многие с таким диагнозом могут свободно обучаться и достигать определённой степени независимости в самообслуживании, приобретать адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые при этом будут нуждаться в различной поддержке со стороны как в бытовой деятельности, так и в рабочей.

Инвалидность и F 70

Ребёнку с УО может быть установлена инвалидность. Для этого родители ребёнка должны пройти осмотр у детского психиатра. Если по окончании консультации врач решит, что ребёнок может быть признан инвалидом, то он выпишет направление на прохождение комплекса медико-социальной экспертной комиссии.

После поставления оценки МСЭК больному может присваиваться одна из трёх групп инвалидности у ребёнка. Но не всем детям с таким диагнозом и не во всех медицинских учреждениях даётся инвалидность. В некоторых странах людям, которые обладают таким диагнозом, инвалидность вовсе не присваивается. Такое право дано лишь детям и людям с умеренной, тяжёлой, а также глубокой стадией заболевания.

Реабилитация детей

Что делать родителям, если есть диагноз F70? Родитель с самого начала должен как можно больше узнать о нём, а также обо всех возможностях повысить качество жизни ребёнка с таким заболеванием. Нужно как можно раньше начать процесс лечебно-педагогического реабилитации больного. Повторные курсы сегментарного, точечного массажа, а также рефлексотерапии, которые помогут простимулировать процессе кровообращения и обменные процессы внутри головного мозга.

Также большую роль во время реабилитации играют такие факторы, как правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, занятие физической активностью, музыкотерапия. В жизни ребёнка должны в обязательном порядке иметься ежедневные развивающиеся занятия, регулярный осмотр у психологов и дефектологов, а также посещение сада и школьных учреждений.

Не нужно самостоятельно за ребёнка выполнять те действия, которые он не в силах решить самостоятельно. Нужно всеми силами поощрять и хвалить его за самостоятельность. Пусть он пробует и узнаёт новые вещи, вы должны лишь обеспечивать поддержку и руководство .

Правильный подход к воспитанию ребёнка и обучению поможет в дальнейшем увеличить его общий коэффициента IQ на пятнадцать единиц. Малыш начнёт писать и читать, нормально разговаривать с детьми своего возраста и не только, приобретёт себе достойную профессию. Достичь такого эффекта, кончено же, могут не все, но потенциал есть у каждого, особенно если диагноз от психиатра - F70.

Более выраженные снижения уровня интеллекта будут требовать специальную программу по обучению ребёнка, овладевания бытовыми навыками, но даже такие действия в дальнейшем помогут заняться больным людям неквалифицированным трудом и получить своё место в общем социуме.

F70 - это некритичный диагноз заболевания. Если совершить своевременную коррекцию, и создать нужный подход к воспитанию и обучению, то можно вырастить не только достойного человека, но и вовсе устранить такой диагноз.

Умственно отсталые гении

Известны люди, которые считались умственно отсталыми, но при этом смогли добиться значительного признания в различных сферах деятельности.

Существует картина «Умственная недостаточность», которую нарисовал доктор А. Ф. Тредголд. На картине изображён человек, которого звали Луи Флери, вся его сознательная жизнь прошла в психиатрической больнице, расположенной в городе Армантьер во Франции.

Флери родился в семье сифилитиков. На свет он появился слепым и с отклонениями в умственной деятельности. Очень скоро после рождения родители отказались от мальчика, и он попал в стены учреждения, где персонал увидел его дар хорошо решать арифметические задачи в уме.

Попытки научить мальчика грамотности ничего хорошего не принесли - Флери почти ничего не мог усвоить. Сутулый, с неуклюжей походкой, с затуманенным взглядом, скромный, он на протяжении всего дня ходил по залам и площадкам больницы, которая стала для него настоящим домом.

Но было время, когда Флери как будто выходил из своего комфортного состояния и удивлял учёных. В такие дни собирались многие специалисты, чтобы понять, действительно ли Флери заключает в себе такие необычные способности. За ним ходила слава настоящего счётчика.

И учёные действительно уходили с таких собраний, как будто более мудрыми и очень удивлёнными. Флери был способен совершать в уме расчёты с молниеносной скоростью и большой точностью - это нельзя было никак объяснить.

Флери, из клиники Армантьера, мог проделывать такие расчёты и для астрономов, архитекторов, работников банка, сборщиков налогов. Каждый расчёт был поистине точен и совершался в течение нескольких секунд. Такую работу никто не мог совершить до наступления эры электронно-вычислительной техники, по прошествии десятилетия с моменты смерти Флери.

Умственно отсталый Том Уиггинс стал Слепым Томом - музыкальным гением. Бетьюны открыли в нём замечательный дар безошибочной имитации. Какой бы ни была сложности пьеса, он тут же мог воспроизвести её в точности, делая те же ошибки, что и пианист.

Помните персонажа, которого играл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя»? Несмотря на умственную неполноценность, он обладал удивительными способностями. У него была поразительная память, которая выручила его брата (Тома Круза) во время игры в казино Лас-Вегаса.

Такой человек – отличный специалист в какой-либо узкой области. Он может делать очень хорошо лишь что-то одно, а большинство других вещей у него не получается. Мы считаем этих людей умственно отсталыми, или, говоря корректно, «людьми с ограниченными способностями», и часто помещаем в больницу, поскольку они не могут ухаживать за собой. Но на самом деле они – удивительные личности. Сегодня психологи продолжают ломать голову над тайной гениальных безумцев.

Гениальные безумцы – это интеллектуально неполноценные люди, которые обладают какой-то выдающейся способностью, знанием, умением или талантом. Давайте взглянем на некоторых из этих необычных людей.

1. «Психически ненормальный» может дословно повторить все содержание газеты после того, как ему ее прочли. Другой тоже способен дословно воспроизвести ее содержание, но, к примеру, задом наперед.

2. Так называемый слабоумный мальчик 12 лет, не умеющий ни читать, ни писать, правильно и с невероятной скоростью умножает в уме трехзначные числа.

3. 22-летняя женщина с психическим развитием пятилетнего ребенка помнит даты каждого визита в ее дом и имя каждого посетителя.

4. «Умственно отсталый» может вспомнить день отпевания в местном приходе любого человека за последние 35 лет, возраст покойного и имена всех, кто приходил с ним прощаться.

5. Гениальные безумцы обретают порой широкую известность. Например, «гений больницы Эрлсвуд», глухой слабоумный пациент, обладал удивительными способностями: рисовал, изобретал и отлично разбирался в технике. Он был широко известен и пользовался большим уважением.

6. Живший в XVIII веке Томас Фуллер, раб из Вирджинии, считался безнадежно слабоумным. Однако он мог быстро вычислить точное число секунд в 70 годах, 17 днях и 12 часах, принимая в расчет и 17 високосных лет.

7. У Готфрида Майнда, которого считали «тупоголовым кретином», был удивительный дар рисовать кошек. Его изображения казались настолько живыми, что по всей Европе он был известен как «кошачий Рафаэль». Один из его рисунков украшал коллекцию короля Георга IV.

8. Слепой Том Бетан, знаменитый гениальный безумец с крайне ограниченным интеллектом, уже в возрасте четырех лет играл на фортепьяно произведения Моцарта и мог безошибочно воспроизвести музыкальную пьесу любой степени сложности. Он был способен повторить речь любой длины на любом языке, не потеряв ни единого слога. Однажды он прошел испытание, безошибочно повторив два произведения объемом 13 и 20 страниц.

9. Эллен Будро, слепая умственно отсталая девушка, больная рахитом, имела невероятный музыкальный дар. Она могла повторить любую пропетую или сыгранную мелодию независимо от ее сложности после первого же прослушивания.

10. Киешу Ямашита, обладавший очень низким уровнем интеллекта, был гением графического искусства. Его называли японским Ван Гогом.

11. Алонсо Клемонс, чей IQ не превышал 40, жил в доме для душевнобольных в Болдере, штат Колорадо, где создал сотни скульптур. Одна из них была продана в 1992 году за 45 000 долларов.

12. И. К., умственно неполноценный человек из Канады, является лучшим рисовальщиком, нежели любые профессиональные художники, которых с ним сравнивали. По мнению врачей, И. К. удивительно четко видит трехмерные изображения и ощущает перспективу «без применения правил».

13. Житель Лондона Стивен Уилтшир с коэффициентом интеллекта 30 создал несколько книг с удивительно красивыми рисунками. Одна из них, «Плывущие города», возглавляла в Великобритании список бестселлеров.

14. Джордж и Чарлз, «близнецы-калькуляторы», – умственно неполноценные братья, обладающие удивительной способностью описать любой день за последние 80 000 лет. К примеру, они легко могут сказать, каким днем недели было 24 апреля 929 года. Также они в подробностях помнят погоду каждого дня своей взрослой жизни.

15. Преждевременно родившийся слепой Лесли Лемке обладает удивительной памятью. Он поет, играет и нередко участвует в телешоу. Лемке стал героем двух фильмов: «Женщина, желавшая чуда» (1985), удостоенного четырех наград «Эмми», и «Остров гения» (1987).

16. Ким, математический гений, живущий в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), явился прототипом персонажа, которого сыграл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя». Доктор Дарольд Трефферт, много лет работающий с такими людьми, был консультантом на съемках фильма. Трефферт написал одну из самых известных книг по этой проблеме – «Удивительные люди: понять гениального безумца». Доктор считает это состояние относительно редким.

Ученые в поисках объяснений

По мнению некоторых специалистов, примерно 10% детей с аутизмом могут проявлять гениальность. В одном исследовании, проведенном среди 90 000 пациентов психиатрических клиник, было обнаружено «54 гениальных безумца, или около одного на две тысячи пациентов». Мужчин среди них значительно больше, чем женщин (соотношение примерно 6:1). Трефферт полагает, что «до сих пор ни одна теория не объяснила этот таинственный феномен». Он пишет, что «выдвинутые гипотезы практически так же различны и многочисленны, как и случаи, описанные врачами».

Несмотря на шесть существующих ныне гипотез, в каждой из них чего-то не хватает. Первая гласит, что воображение таких людей значительно превосходит уровень воображения нормального человека. Здесь имеется в виду способность быстро просматривать, сохранять и воспроизводить большие объемы информации. Однако некоторые больные слепы и вообще не могут ничего видеть.

Есть версия, что такие пациенты унаследовали свои способности от родителей. Но гениальных безумцев производят на свет и люди без выдающихся способностей, а дети больных практически во всех случаях оказываются вполне нормальными.

В третьей гипотезе указывается, что гениальные безумцы страдают от сенсорной депривации и социальной изоляции. В некоторых случаях это может быть правдой. Но депривация скорее результат, нежели симптом подобного состояния. Многие живут в обычном окружении.

Согласно четвертой теории, такие люди обладают ослабленной способностью к абстрактному мышлению. Однако Трефферт полагает, что эта точка зрения «описательна» и не является объяснением.

И наконец, некоторые полагают, что у одаренных умственно отсталых людей имеются повреждения мозга или проблемы с распределением функций между правым и левым полушариями. Однако у многих таких пациентов вполне нормальные результаты электроэнцефалограммы и компьютерной томографии.

Трефферт заключает, что поведение гениальных безумцев «является сложным, и его трудно понять; хотя это явление представляет собой реальный феномен, оно остается непонятным и в конкретных случаях, и в целом. Поиск объяснений продолжается. Ни одна модель работы мозга, особенно памяти, не будет полной до тех пор, пока не включит в себя синдром одаренных безумцев».

Чему же нас все это учит? Данный феномен иллюстрирует крайности человеческих способностей – сочетание «гения» и «безумия» в одном человеке. Мы должны стремиться понять и принять эти крайности, нельзя высмеивать и порицать таких людей. Большинство из нас похожи друг на друга. Некоторые отличаются от большинства, а есть и совершенно особенные люди.

Случай Т. М.: необычная память

Психологи Лондонского университета представили свидетельство того, что люди с необычайной памятью на самом деле особенные, даже если так не кажется на первый взгляд. Они описывают мыслительную деятельность Т. М., 25-летнего мужчины, обладающего невероятной способностью запоминать. Однако для самого Т. М. это не является загадкой, и он четко объясняет механизм запоминания. Вот пример. Т. М. просит человека из аудитории назвать дату своего рождения и очень быстро говорит, что это был за день… Подсчет дня проводится путем использования числовых кодов лет и месяцев и с помощью вычислений. С практикой нарабатываются различные принципы и способы запоминания. Теперь Т. М. может мгновенно понять, что определенные даты означают определенные дни, словно это таблица умножения. Каждый год и месяц имеет код от 0 до 6, и Т. М. выучил коды всех лет от 1900 до 2000. Метод состоит в том, чтобы сложить код месяца и года и разделить сумму на 7; в остатке образуется день недели. К примеру, 27 октября 1964 года дает 27 + 1 (код октября) + 3 (код 1964 года) = 31. Разделив это число на 7, мы получаем в остатке 3, что означает третий день недели – вторник.

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около одной десятой нейрон ов своего мозга, а вот если бы включить все десять десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, надо отключить часть своего мозга.

Психологам и психи атрам известны так называемые "идиоты-гении" - умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово "идиот" здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысл е: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века, и с тех пор в научных трудах описано всего около сотни таких случаев. Примерно 25 "идиотов-гениев" известны ученым сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму "Человек дождя". Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться с согражданами, страдают так называемым аутизмом, то есть болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размеры с точностью до двух-трех миллиметров. Четвертый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и так далее. Некоторые из этих людей даже неплохо зарабатывают, демонстрируя свои способности с эстрады.

Согласно новой гипотез е Аллана Снайдера и Джона Митчелла из Центра изучения разума при Австралийском национальном университете в Канберре, такими способностями обладает каждый из нас, и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотез ы считают, что способности, проявляющиеся у "идиотов-гениев", маскируются у обычных людей более высокими формами мышлени я. Мы автоматически стараемся осмысл ивать факты и наблюдения, а "человек дождя" этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими, более простыми и эволюционно более древними отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их "заглушают" более высоко развитые отделы.

Снайдер и Митчелл сформулировали свою гипотез у, основываясь на многочисленных исследованиях таких феноменальных людей, особенно математически одаренных. Современные установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии позволяют видеть, как работают отделы мозга, как обрабатывается информация от органов чувств, прежде чем человек получает какие-либо впечатления и реагирует на них своими мыслями и концепциями.

Например, между тем моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит около четверти секунды. За это время разные специализированные участки мозга, работая по отдельности, идентифи цируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение, положение и так далее. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс, который передается в высшие отделы мозга, а те осмысл ивают увиденное. В норме мы не осознаем этот процесс. И хорошо, иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых в отдельности не имеет особого смысл а. "У нормального человека, - говорит Снайдер, - мозг воспринимает каждую мельчайшую деталь картины, но обрабатывает все зарегистрированное и вычеркивает большую часть информации, оставляя общее впечатление от увиденного, общую осознанную концепцию, которая и необходима для разумного реагирования на поток информации извне ". У "гениальных идиотов" такое редактирование не происходит, так что они воспринимают все окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.

Один из любимых трюков так называемых чудо-счетчиков, которые также относятся к категории феноменально одаренных и в то же время ущербных людей, это календарные расчеты. Например, из зала задают вопрос: "Каким днем недели будет первое сентября 2039 года?" И через две-три секунды чудо-счетчик отвечает: "четверг". Как утверждает Снайдер, и вы способны на такие моментальные расчеты, но ответ остается в подсознании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчета, подавляют его результат, не допуская "вывода на монитор".

Голландец Вим Клейн (1912 - 1986), чудо-счетчик, моментально производил в уме самые сложные вычисления, а в остальном его интеллект был ниже среднего уровня. Клейн долгое время работал в ЦЕРНе (Европейская организация ядерных исследований) живым компьютером, пока персональные компьютеры не стали доступны каждому сотруднику организации.

Другой пример - способность моментально определять высоту и продолжительность любой ноты в музыке. Австралийские психологи уверены, что это умение свойственно любому из нас, просто мозг осознает бесполезность такой информации, и в результате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность отдельных нот определенной высоты и продолжительности.

То же касается и, скажем, способности взглянуть на страницу книги, закрыть глаза и по памяти прочитать ее вслух от начала до конца. Психологи уверены, что сделать это может любой из нас.

Но если это так и наш мозг незаметно проделывает все эти трюки, то нельзя ли снять цензуру сознания и продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности? Нильс Бирбаумер из Института нейробиологии поведения при Тюбингенском университете (Германия), горячий сторонник идей Снайдера и Митчелла, уверен, что можно и что некоторые из нас уже овладели таким умением. Он приводит в качестве примера одного совершенно нормального студента, развившего в себе способность к моментальному счету, не уступающую лучшим чудо-счетчикам. Изучение его электроэнцефалограммы показало, что во время выполнения в уме сложных расчетов его мозг крайне активен, а перед тем, как студент вслух произнесет результат, активность мозга резко падает. У обычных людей во время умственного счета такого спада активности не происходит. Бирбаумер считает, что этот студент научился отключать цензуру своего сознания и потому способен моментально выдать результат "мимо сознания".

Возможно, и знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и другие), также объясняются отключением части мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.

Хорошо известны примеры обучения людей управлять физиологическими процессами, которые мы в норме не осознаем, то есть фактически управлять своим подсознанием. Например, снабдив человека датчиком кровяного давления и посадив его перед экраном компьютера, на который постоянно выводятся измеряемые цифры, можно научить его снижать или повышать давление. После такого обучения эта способность сохраняется и без датчиков и компьютера. В прошлом году тот же Бирбаумер, приклеив на череп парализованного инвалида датчики биотоков мозга, научил его двигать посредством мысли курсор на экране компьютера. Подводя курсор к изображению клавиш с буквами на экране, можно печатать без рук. Возможно, удастся научить человека и временно отключать "мешающий" участок мозга.

Не все нейрофизиологи согласны с Митчеллом и Снайдером. Наиболее распространено мнение, что у "гениев-идиотов" односторонне развита какая-то одна способность мозга за счет остальных, возможно, даже с увеличением той области мозга, которая отвечает за эту способность. У большинства людей такое одностороннее развитие сдерживается тем, что с раннего детства мозг настраивается на концептуальное мышлени е, нацеленное на обобщение и выводы, а не на фиксирование деталей. Обычный мозг комбинирует разные впечатления, ощущения и мысли и извлекает смысл из общей картины, не концентрируясь на отдельных деталях.

Английские ученые Юта Фрис и Франческа Хаппе считают, что мозг "гениального идиота" не способен на такое обобщающее мышлени е, а мозг обычных людей не способен к феноменальному "лоскутному" мышлени ю. У обычного человека, считают Фрис и Хаппе, порыв к глобальному обобщению и конкретным выводам настолько силен, что мозг моментально сметает отдельные впечатления и мысли в общую осмысл енную картину, делая это быстрее, чем мы успеваем зарегистрировать каждую деталь. Хаппе объясняет: "Если бы могли заглянуть в мозг "гения-идиота", мы нашли бы, что его необычный талант проистекает из очень четко очерченных, специфичных зон мозга, не имеющих нервной связи с теми зонами, где происходит осмысл ение воспринятой информации и рождаются концепции. В результате эти зоны не испытывают помех со стороны и могут превратиться в строго специализированные, скажем, на математических вычислениях, музыкальных способностях или на зрительной памяти и так далее".

В Германии создана система, позволяющая печатать на экране компьютера с помощью мысли.

Недавно это представление было поддержано опубликованными результатами исследования мозга Эйнштейна. Области мозга, обычно ассоциирующиеся с математическими способностями, увеличены и не пересекаются извилиной, как у обычных людей. Извилины мозга часто ограничивают специфические функциональные зоны мозга, поэтому соблазнительно предположить, что "математический модуль" в мозге Эйнштейна, пользуясь отсутствием границ, оккупировал нейрон ы из соседних зон, которые в норме занимались бы чем-то другим.

Слабость этой гипотез ы в том, что мы изучаем строение мозга феноменально способного человека только после его смерти, поэтому не можем с уверенностью сказать, увеличена ли какая-то зона мозга от рождения или увеличилась от упражнения, в процессе постоянной эксплуатации.

Английский психолог Майкл Хоув считает, что способности и "гениев-идиотов", и обычных людей, талантливых в какой-то области, объясняются одинаково - усиленным упражнением. Просто некоторые умственно отсталые люди концентрируют свои усилия на такой задаче, которая не придет в голову нормальному человеку (скажем, вряд ли кто-то мечтает выучить наизусть телефонный справочник), и упражняются в этой области, пока не достигнут совершенства.

Однако имеются факты, противоречащие этой теор ии. Умственно отсталая девочка, вошедшая в историю психологии под именем Нади Н., с трехлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые в обучении рисованию проходят определенные стадии, начиная с рисования "бяк-закаляк" и "головастиков" с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как ее пальчики смогли держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, еще не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Возможно, в раннем детстве мы все - "гении-идиоты" или вундеркинды. Ведь каждый ребенок осваивает родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребенок просто "знает", где проходят границы между словами в произнесенной фразе, точно так же, как чудо-счетчик "знает", чему равен квадратный корень из шестизначного числа. Взрослому, напротив, приходится специально учить новый язык. Просто жить среди его носителей, как правило, оказывается недостаточно.

Возникшая в начале XIX века "наука" френология утверждала, что каждая часть мозга имеет свою функцию, а при особом развитии той или иной части мозга лежащая над ней часть черепной крышки "выпячивается" в виде шишки. Поэтому, как считал основатель френологии австрийский врач Ф. Галль, по рельефу черепа можно судить о склонностях и способностях человека. Как показало дальнейшее развитие науки о мозге, здравое зерно в этих рассуждениях было: разные участки коры головного мозга специализируются на разных функциях. Но шишки на голове не имеют к этому никакого отношения. На снимке - фарфоровый бюст с расписанными на поверхности черепа шишками разных душевных качеств. Полтора века назад такие учебные пособия по френологии выпускали тысячами.

Точно так же дети гораздо легче взрослых научаются точно определять высоту звуков. У них чаще встречается эйдетическая память - абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью.

Снайдер и Митчелл предполагают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации. Исследования на томографах показали, что у новорожденных детей и младенцев активны те части мозга, которые "молчат" у взрослых. Эти участки получают информацию от органов чувств и реагируют на нее, вырабатывая эмоциональные всплески и автоматическое поведение. Кора головного мозга, его высший отдел, ассоциирующийся с разумным поведением, вступает в действие только через несколько месяцев, и ее роль в дальнейшем растет. Этот рост резко усиливается в возрасте около полутора лет, когда дети начинают пытаться говорить.

У детей, страдающих аутизмом, такого переключения на кору не происходит или оно идет слишком медленно. Поэтому они сохраняют удивительные способности младенческого мозга. Если включение коры все же потом происходит, эти способности могут быть утрачены. Например, юная художница Надя почти утратила свой талант, когда в возрасте около 12 лет научилась говорить.

Американский психи атр Даролд Трефферт считает, что нарушать развитие мозга еще до родов может мужской половой гормон тестостерон, тормозящий развитие левого полушария, где расположен центр речи. Если это так, то понятно, почему среди "идиотов-гениев" и страдающих аутизмом примерно в шесть раз больше мужчин, чем женщин. Гипотезу Трефферта подтверждают некоторые клинические случаи. Так, обычный девятилетний мальчик стал гениальным механиком после того, как часть левого полушария его мозга была повреждена случайным ранением. Недавно опубликованы данные о взрослых людях, приобретших необычайные способности к рисованию после того, как часть нейрон ов коры левого полушария была разрушена болезнью. Отмирание нейрон ов словно сняло тормоза с врожденной способности к рисованию, которая была подавлена всю жизнь.

Аллан Снайдер считает, что эти теор ии можно проверить. Он планирует отключить у себя область мозга, вырабатывающую концепции. Сделать это можно через кости черепа магнитными импульсами, нужно только подобрать место приложения электромагнитов и силу импульсов. "Если при этом в моем уме возродятся четкие картины далекого детства или я вдруг начну моментально рассчитывать многозначные простые числа, я пойму, что моя теор ия верна", - говорит Снайдер.