Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Как вернуть бинокулярное зрение. Способ восстановления бинокулярного зрения. Причины нарушения бинокулярного зрения

Способность видеть мир объемно дает человеку бинокулярное зрение. При его нарушениях ухудшается острота зрения, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Случается это по различным причинам. Восстанавливать бинокулярность можно аппаратными и хирургическими методами. Также врач назначает упражнения для глаз.

В этой статье

Прежде чем начать рассматривать методики для восстановления бинокулярного зрения в домашних условиях, следует понять, что такое бинокулярность, как работает эта функция зрительного аппарата и из-за чего происходит потеря бинокулярного зрения.

Что такое бинокулярное зрение и как оно работает?

Бинокулярное зрение — это зрение обоими глазами. Его также называют стереоскопическим и пространственным, ведь оно дает возможность видеть в 3D-проекции. Благодаря этой функции человек видит предметы, распознавая их размеры по ширине и высоте, форму, расстояние между ними. Оба глаза человека получают по одному изображению, которые они передают в головной мозг. В нем происходит объединение этих изображений в одну картинку.

Если отсутствует бинокулярное зрение, мозг получит два отличающихся друг от друга зрительных образа, которые не смогут соединиться в один. В результате этого возникает диплопия — двоение изображения. Такое бывает при анизометропии (сильная разница между рефракцией правого и левого глаз), заболеваниях хрусталика, роговицы и сетчатки, повреждениях нервной системы и по другим причинам. Невозможно бинокулярное зрение, если в процессе зрительного восприятия не участвует один глаз, как это бывает при косоглазии.

Развитие бинокулярного зрения начинается с самого детства. С первых же месяцев начинают формироваться предпосылки для его возникновения и развития. Сначала у ребенка появляется светочувствительность, цветовосприятие, центральное зрение. Со временем улучшается острота зрения, поле зрение расширяется. Все это способствует формированию бинокулярности. Завершается этот процесс примерно к 12-14 годам. Нарушения могут возникнуть в любом возрасте. Спровоцировать их способны самые разнообразные факторы.

Причины нарушения бинокулярного зрения

Основная причина, из-за которой отсутствует зрение бинокулярное, это несогласованные движения глазных яблок. Такое происходит вследствие ослабления глазных мышц или повреждений глазодвигательных мышц. Глаза начинают смотреть в разных направлениях, смещается зрительная ось, что приводит к ухудшению зрительных функций одного глаза. В ряде случаев происходит полная потеря зрения одним из них. Данная патология чаще возникает в детском возрасте и проявляется в косоглазии — самая частая форма нарушения бинокулярного зрения.

К утрате бинокулярности приводят и другие причины. На самом деле, их очень много. Кровоизлияния в сетчатке, катаракта, разрыв сетчатой оболочки вызывают сильное ухудшение зрительных способностей глаза, а одно из условий существования стереоскопического зрения — отсутствие патологий сетчатки и роговицы.

Таким образом, потеря бинокулярного зрения вызывается разными патологиями организма, в целом, и глаз, в частности. Любая болезнь, которая отрицательно сказывается на здоровье глаз и зрении, может стать фактором, провоцирующим нарушения пространственного восприятия.

Восстановление бинокулярного зрения

Восстановление бинокулярности начинается с лечения патологии, которая привела к нарушениям зрения. Только после устранения причин, можно вернуть стереоскопическое зрение.

Самой частой патологией, при которой зрение бинокулярное отсутствует, является косоглазие. Это офтальмологическое заболевание лечится с помощью операции, аппаратных методов и глазной гимнастики. Хирургическое вмешательство необходимо только в крайних случаях, когда глаз сильно смещен относительно нормального положения и не задействован в процессе зрения.

Восстановление и тренировка бинокулярного зрения в домашних условиях

Ежедневная тренировка пространственного зрения является залогом быстрого его восстановления. Существуют различные упражнения, которые могут выполняться самостоятельно прямо дома. Самым простым является упражнение с листом бумаги.

Упражнение с листом

Вам потребуется бумажный лист, на котором нужно начертить фломастером вертикальную черту длиной 10 см и шириной 1 см. Закрепите лист на стене на уровне глаз и отодвиньтесь от нее на 1 метр. Смотрите на линию и понемногу наклоняйте голову вниз, продолжая рассматривать черту, пока она не начнет двоиться. Следующий раз отводите голову вверх, а потом в стороны. Выполнять такие упражнения необходимо три раза в день по пять минут. Обязательное условие для выполнения — хорошая освещенность в комнате.

Это упражнение самое простое по технике. Есть и другие методики, связанные с фокусировкой. Они также способствуют тренировке и восстановлению бинокулярного зрения.

Упражнение «Тренировка»

На стене разместите какой-нибудь объект (лист с изображением) и отойдите от него на дистанцию 2-3 метра. Далее Вы должны сжать кулак, но указательный палец при этом должен быть вытянут вверх. Рука располагается на расстоянии 40 см от лица, а кончик указательного пальца должен находиться на одной зрительной оси с объектом на стене. Посмотрите на объект через кончик пальца. Он сразу начнет раздваиваться. После этого нужно перенести фокус со стены на палец. В этот момент начнет двоиться зрительный объект. Так можно тренировать попеременно оба глаза. Больше нагружать следует именно слабый глаз. Тренировка займет у Вас примерно 3-5 минут. Выполнять ее желательно несколько раз в день. Со временем Вы заметите, что острота Вашего зрения улучшилась.

Упражнение «Фокусировка»

Для него потребуется цветной предмет (любая картинка). Сначала нужно смотреть на всю картинку, затем на отдельные ее детали (изображение должно быть сложным, разноцветным). Затем выбирается еще меньший объект. Так, если объект — бабочка, то сначала Вы рассматриваете ее целиком, после этого очерчиваете глазами ее контур, далее разглядываете крыло или его половинку. Последним объектом для фокусирования на нем взгляда должен быть размером не более 0.5 см. Так Вы постепенно научитесь быстрее и точнее фокусироваться, не нагружая сильно глаза.

Упражнение «Стереограмма»

Рисунок-стереограмму можно скачать в интернете и распечатать. Она представляет собой зашифрованные рисунки, в которых можно разглядеть какие-либо фигуры. Стереограмма должна располагаться на расстоянии 30-40 см от лица. Взгляд необходимо фокусировать как бы за изображением. Через некоторое время начнет проявляться скрытая картинка. После того, как это произошло, нужно увеличить дистанцию между стереограммой и глазами, но при этом постарайтесь не потерять найденную картинку. Следующие действия — повороты головы вверх-вниз и влево-вправо с удержанием увиденного изображения. С первого раза это может не получиться. Однако со временем глаза привыкнут и видимый объект будет распознаваться с разных ракурсов. Стереограммы очень полезны для тренировки бинокулярности, а также для снятия напряжения со зрительного аппарата. Особенно такое упражнение будет полезно людям, которые работают за компьютером. Стереограммы можно и не распечатывать, а рассматривать прямо с монитора. Необходимо только установить оптимальную его яркость.

Помимо этих упражнений, можно выполнять общую гимнастику для глаз, которая помогает при усталости и для повышения остроты зрения. Таких методик тоже достаточно много. Перед их выполнением проконсультируйтесь с офтальмологом.

Человек с бинокулярным (стереоскопическим) зрением может полноценно ориентироваться в пространстве. Различать предметы и объекты по форме можно и при наличии монокулярного зрения. Однако определять дистанцию между объектами можно только при сформированном стереоскопическом восприятии. Любые патологии, которые приводят к нарушению бинокулярности, необходимо начинать лечить вовремя, тем более, если они возникают в детском возрасте, когда зрение только формируется.

Бинокулярное зрение обеспечивает объемное восприятие окружающего мира в трехмерном пространстве. С помощью данной зрительной функции человек может охватывать вниманием не только находящиеся перед ним объекты, но и расположенные по бокам. Бинокулярное зрение называют еще стереоскопическим. Чем чревато нарушение стереоскопического восприятия мира, и как наладить зрительную функцию? Рассмотрим вопросы в статье.

Особенность стереоскопического восприятия мира

Что такое бинокулярное зрение? В его функцию входит обеспечение монолитной зрительной картины в результате соединения изображений обоих глаз в единый образ. Особенностью бинокулярного восприятия является формирование объемной картины мира с определением расположения предметов в перспективе и расстояния между ними.

Монокулярное зрение способно определить высоту и объем объекта, но не дает представления о взаимоположении предметов на плоскости. Бинокулярность — это пространственное восприятие мира, дающее полную 3D картину окружающей действительности.

Обратите внимание! Бинокулярность повышает остроту зрения, обеспечивая четкое восприятие зрительных образов.

Объемность восприятия начинает формироваться в возрасте двух лет: ребенок способен воспринимать мир в трехмерном изображении. Сразу после рождения данная способность отсутствует из-за несогласованности движения глазных яблок — глаза «плавают». К двум месяцам жизни грудничок уже может фиксировать глазами объект. В три месяца грудничок отслеживает предметы в движении, расположенные в непосредственной близости от глаз — висящие яркие игрушки. То есть, формируется бинокулярная фиксация и фузионный рефлекс.

В шестимесячном возрасте малыши уже способны видеть объекты на различном расстоянии. К 12-16 годам глазное дно полностью стабилизируется, что свидетельствует о завершении процесса формирования бинокулярности.

Почему нарушается бинокулярное зрение? Для совершенного развития стереоскопического изображения необходимы определенные условия:

  • отсутствие косоглазия;
  • согласованная работа мышц глаза;
  • согласованные движения глазных яблок;
  • острота зрения от 0,4;
  • одинаковая острота зрения обоих глаз;
  • правильное функционирование периферической и ЦН системы;
  • отсутствие патологии строения хрусталика, сетчатки и роговицы.

Так же для нормальной работы зрительных центров необходима симметричность расположения глазных яблок, отсутствие патологии глазных нервов, совпадение степени рефракции роговиц обоих глаз и одинаковое зрение обоих глаз. При отсутствии перечисленных параметров бинокулярное зрение нарушается. Так же стереоскопическое зрение невозможно при отсутствии одного глаза.

Стереоскопическое зрение зависит от правильной работы зрительных центров головного мозга, который координирует фузионный рефлекс слияния двух изображений в одно целое.

Нарушение стереоскопического зрения

Для получения четкого объемного изображения необходима скоординированная работа обоих глаз. Если функционирование глаз не скоординировано, речь идет о патологии зрительной функции.

Нарушение бинокулярного зрения может возникнуть по следующим причинам:

  • патология мышечной координации — расстройство моторики;
  • патология механизма синхронизации изображений в одно целое — сенсорное расстройство;
  • комбинация сенсорного и моторного расстройства.

Определение бинокулярного зрения осуществляют с помощью ортоптических приборов. Первая проверка проводится в три года: малышей тестируют на предмет работы сенсорной и моторной составляющих зрительной функции. При косоглазии проводят дополнительный тест сенсорной составляющей бинокулярного зрения. Специализируется на проблемах стереоскопического зрения врач офтальмолог.

Своевременная проверка ребенка у офтальмолога предотвращает развитие косоглазия и серьезные проблемы со зрением в будущем.

Какие причины провоцируют нарушение стереоскопического зрения? К ним относятся:

  • несогласованная рефракция глаз;
  • дефекты мышц глаз;
  • деформация черепных костей;
  • патологические процессы тканей глазницы;
  • патологии головного мозга;
  • токсические отравления;
  • новообразования в головном мозге;
  • опухоли зрительных органов.

Следствием нарушения бинокулярности является косоглазие — наиболее распространенная патология зрительной системы.

Косоглазие

Косоглазие — это всегда отсутствие бинокулярного зрения, так как зрительные оси обоих глазных яблок не сходятся. Существует несколько форм патологии:

  • действительная;
  • ложная;
  • скрытая.

При ложной форме косоглазия стереоскопическое восприятие мира присутствует — это позволяет отличить его от настоящего косоглазия. Ложное косоглазие не требует лечения.

Гетерофория (скрытое косоглазие) обнаруживается следующим методом. Если пациенту закрыть один глаз листом бумаги, то он отклоняется в бок. Если лист бумаги убрать, глазное яблоко занимает правильное положение. Данная особенность не является дефектом и не требует лечения.

Нарушение зрительной функции при косоглазии выражается в следующих симптомах:

  • раздвоение получаемой картины мира;
  • частое головокружение с тошнотой;
  • наклон головы в сторону пораженной глазной мышцы;
  • блокировка подвижности глазной мышцы.

Причины развития косоглазия бывают следующими:

  • наследственный фактор;
  • травмирование головы;
  • тяжелые инфекции;
  • расстройство психики;
  • патологии центральной нервной системы.

Косоглазие поддается коррекции, особенно, в раннем возрасте. Для лечения недуга применяют разные методы:

  • применение физиотерапии;
  • лечебная гимнастика;
  • глазные линзы и очки;
  • лазерная коррекция.

При гетерофории возможна быстрая утомляемость глаз, двоение. В данном случае применяются призматические стекла для постоянного ношения. При тяжелой степени гетерофории проводят хирургическую коррекцию, как и при явном косоглазии.

При паралитическом косоглазии сначала убирают причину, вызвавшую дефект зрения. Врожденное паралитическое косоглазие у детей необходимо лечить как можно раньше. Приобретенное паралитическое косоглазие характерно для взрослых пациентов, перенесших тяжелые инфекции или недуги внутренних органов. Лечение по устранению причины косоглазия, как правило, длительное.

Постравматическое косоглазие исправляют не сразу: должно пройти 6 месяцев с момента получения травмы. В данном случае показано оперативное вмешательство.

Как диагностировать бинокулярное зрение

Бинокулярность зрения определяется с помощью следующих приборов:

  • авфторефрактометр;
  • офтальмоскоп;
  • щелевая лампа;
  • монобиноскоп.

Как определить бинокулярное зрение самостоятельно? Для этого разработаны несложные методики. Рассмотрим их.

Методика Соколова

Поднесите к одному глазу полый предмет, напоминающий бинокль, например, скрученную трубочкой бумагу. Сфокусируйте взгляд через трубу на одном дальнем предмете. Теперь поднесите ко открытому глазу свою ладошку: она располагается рядом с концом трубы. Если бинокулярность не разбалансирована, вы обнаружите в своей ладошке дыру, через которую можно наблюдать дальний предмет.

Методика Кальфа

Возьмите пару фломастеров/карандашей: один держите в горизонтальном положении, другой — в вертикальном. Теперь постарайтесь прицелиться и соединить вертикальный карандаш с горизонтальным. Если бинокулярность не нарушена, вы без труда сможете это сделать, потому что ориентация в пространстве хорошо развита.

Метод с чтением

Держите ручку или карандаш перед кончиком носа (2-3 см) и постарайтесь прочесть печатный текст. Если вы сможете полностью охватить зрением текст и прочитать, значит, моторная и сенсорная функции не нарушены. Посторонний предмет (ручка перед носом) не должен помешать восприятию текста.

Профилактика дефектов бинокулярности

Бинокулярное зрение у взрослых может нарушиться по нескольким причинам. Коррекция состоит в упражнениях на укрепление глазных мышц. При этом, здоровый глаз закрывают, а больной нагружают.

Упражнение

Данное упражнение для развития стереоскопического зрения можно выполнять дома. Алгоритм действий следующий:

  1. Прикрепите зрительный объект к стене.
  2. Отойдите от стены на расстояние двух метров.
  3. Вытяните вперед руку с поднятым вверх указательным пальцем.
  4. Переведите фокус внимания на зрительный объект и смотрите на него через кончик пальца — кончик пальца должен раздвоиться.
  5. Переведите фокус внимания с пальца на зрительный объект — теперь он должен раздвоиться.

Цель данного упражнения состоит в попеременном переключении фокуса внимания с пальца на объект. Важным показателем правильности развития стереоскопического зрения является четкость воспринимаемой картинки. Если изображение размыто, это свидетельствует о наличии монокулярного зрения.

Важно! Любые упражнения для глаз необходимо заранее обговорить с офтальмологом.

Профилактика нарушений зрительной функции у детей и взрослых:

  • нельзя читать книги лежа;
  • рабочее место должно быть хорошо освещено;
  • регулярно принимать витамин С для профилактики старческого снижения зрения;
  • регулярно пополняйте организм комплексом необходимых минералов;
  • следует регулярно разгружать глазные мышцы от напряжения — смотреть вдаль, закрывать и открывать глаза, вращать глазными яблоками.

Так же следует регулярно обследоваться у офтальмолога, придерживаться здорового образа жизни, разгружать глаза и не позволять им уставать, выполнять гимнастику для глаз, своевременно лечить глазные заболевания.

Итог

Бинокулярное зрение — это способность воспринимать картину мира обоими глазами, определять форму и параметры объектов, ориентироваться в пространстве и определять местоположение объектов относительно друг друга. Отсутствие бинокулярности — это всегда снижение качества жизни из-за ограниченного восприятия картины мира, а так же нарушение здоровья. Косоглазие — одно из последствий нарушения бинокулярного зрения, которое может быть врожденным и приобретенным. Современная медицина легко справляется с восстановлением зрительных функций. Чем раньше начать коррекцию зрения, тем успешней будет результат.

Для восстановления и развития бинокулярного зрения необходимо, прежде всего, посетить доктора, который назначит обследование, и, в зависимости от полученного результата, хирургическое или безоперационное лечение. В комплекс безоперационного лечения входят занятия на совмещение и слияние на специальных компьютерных программах

«ЕУЕ» - с помощью красно-синих очков и разнотипных красно-синих рисунках происходит тренировка совместной деятельности глазных мышц (10-15 занятий по полчаса); «Крестики» - шахматное поле с разной контрастностью рисунков (5-минутные занятия); «Паучок» - разные по контрастности динамические структурированные рисунки (занятия по 5 минут); «Контур» - 38 разнотипных рисунков позволяющих обводить существующих рисунков (видимый одним глазом), пером или ручкой, видимыми вторым глазом; «RELAX» - 5-ти минутные занятия для снятия напряжения глазных мышц; «Таблицы Шульте» - помогают расширить поле зрения, научится быстро воспринимать множество данных, быстро читать. Квадраты по 20-25 см, 25 секций с произвольно вписанными числами 1-25, которые нужно за 25 сек разместить в правильном порядке. Различные цветовые и контрастные режимы усложняют задание; «Клинок» - разноцветные сигналы мигающие, которые рассматриваются сквозь красно-синие очки; «Чибис» - использование стереограмм; «Цветок» - использование стимулирующей функции переменных цветовых изображений. Для усиления эффекта от лечения можно проводить дополнительные занятия и в домашних условиях. Дальше вы узнаете, как восстановить бинокулярное зрение при помощи занятий дома.

Упражнение №1. «Тренировка» Зрительный объект размещается на стене, на отдалении 2-3 метров о человека. Сжать кулак с вытянутым вверх указательным пальцем. Руку разместить так, чтобы она была на 40 см от лица, кончик указательного – на одной зрительной оси. Сразу будет казаться две руки, а внутри один объект. Дальше нужно посмотреть на кончик вытянутого пальца – зрительный объект раздвоится, а рука станет одна. Повторять несколько раз – то смотреть обоими глазами на кончик пальца, то на цель на стене. В нормальном положении сдвоенные изображения будут одинаковой четкости. Если один из глаз ведущий – та часть изображения и будет четче. Тогда нужно делать это упражнение дополнительно – прикрыв ведущий глаз и тренируя более слабый. Упражнение выполнять для обоих глаз, для каждого отдельно, но больше нагружая более слабый. Так, постепенно, с развитием и нормализацией работы каждого глаза будет происходить и восстановление бинокулярного зрения.

Упражнение №2 «Фокусировка». Нужно выбрать сложный цветной объект для занятий. Этой может быть любая картинка, например, бабочка. Сначала рассмотреть нужно всю картинку, перемещаясь по ней взглядом. Потом выбрать меньший объект для фокусировки – условно описать контур выбранной цели, заштриховать внутреннюю часть выбранной цели. Это будет только бабочка, без фона. Аналогично выбирается еще меньший объект – половинка крыла. И снова описать границу, заштриховать. В конце объект для фокусирования не должен быть больше 0,5 см – выбрать, обвести, заштриховать. Таким образом, выбирается любой зрительный объект в реальности и тренируется фокусировка с переходом с больших объектов на меньшие.

Алгоритм всегда один: выбор цели фокусирования; фиксирование взгляда; обведение границы выбранного объекта; штриховка внутренней части. Такое умение позволяет меньше нагружать глаза и получать значительно более четкие результаты.

Упражнение №3 «Стереограммы» Выбираются любые рисунки-стереограммы. Рассматривая такие изображения можно увидеть объемные рисунки внутри картинки. Для того, чтобы достигнуть этого эффекта, стереограмма размещается на отдалении 30-40 см от глаз и взгляд фокусируется как бы за рисунком. После подобного рассматривания, проявляется спрятанное изображение. Дальше, необходимо пытаться увеличить расстояние от стереограммы, не потеряв спрятанное изображение из поля видимости. Потом, попытаться по-разному повернуть голову (влево-вправо, вверх-вниз), не отводя глаз от внутреннего рисунка и не теряя полученное объемное изображение. Первое время, это будет невозможно. Но постепенно, глаза научатся приспосабливаться, и объект будет видимый при изменении расстояния и угла наклона. Такое увлечение стереограммами поможет снять напряжение в глазах, особенно у тех, кто часто работает за ПК. Оно поможет дополнительно развить глазные мышцы. Выполняя эти несложные упражнения, и постепенно усложняя их, можно добиться значительного улучшения зрения и полного восстановления бинокулярного.



Владельцы патента RU 2283071:

Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для восстановления бинокулярного зрения. В условиях механической гаплоптики пациенту предъявляют объекты для наблюдения. Объекты могут быть сходными или различными для каждого глаза в отдельности. Обладают свойством изменения яркости, попеременного или одновременного мигания, возможностью перемещения в пространстве. При этом осуществляется зрительная и слуховая изоляция пациента от всего его окружающего. Способ позволяет повысить зрительные функции макулярной области. 3 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для развития и укрепления бинокулярного зрения.

За последние годы отмечается значительный прогресс использования компьютерных технологий в медицине.

Особенно привлекательными и перспективными направлениями данных разработок для медицинской практики является создание обучающих программ на основе виртуальной реальности.

Виртуальная реальность (от лат. Virtus - мнимый, воображаемый) созданная компьютерными средствами трехмерная модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы сотрудничества: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства.

Знакомясь с литературой, мы пытались найти сведения, касающиеся использования данной технологии (с учебной или лечебной целью) в офтальмологии. Однако таких данных в доступном информационном пространстве мы не обнаружили. В связи с этим, по нашему мнению, представляется весьма перспективным использовать эффект виртуальной реальности, создаваемый специальными шлемами для офтальмологической практики, а именно для лечения детей с косоглазием.

Способность бинокулярного видения окружающего пространства относится к высшим зрительным функциям. Окружающее нас пространство имеет три измерения, а изображение его на сетчатке глаза является плоским. Несмотря на это, глаза в норме точно решают задачу ориентации в пространстве.

Всегда, когда область сетчатки стимулируется изменением освещения глаза, стимул не только воспринимается, как имеющий некоторую яркость, цвет и некоторую форму, но также всегда локализуется в некотором направлении зрительного пространства - субъективном зрительном направлении. Центральная ямка сетчатки - область самой высокой остроты зрения. Зрительное направление центральной ямки называется основным субъективным зрительным направлением. Все остальные носят название вторичных субъективных зрительных направлений. Они относительны к основному субъективному зрительному направлению и, следовательно, меняются вместе с ним при изменении положения глаза.

Прямая, соединяющая центральную ямку с точкой фиксации, называется зрительной осью. Другие синонимы - линия взгляда, зрительная линия и линия взора. Если две зрительные оси пересекаются в точке фиксации, имеет место бинокулярная фиксация, если только одна основная линия направления проходит через точку фиксации, то фиксация монокулярная.

Бинокулярное зрение - это зрение с использованием информации, поступающей в мозг через два глаза, при этом обеспечивается одновременное направление зрительных осей на объект фиксации, слияние монокулярных изображений этого объекта в единый зрительный образ и его локализация в соответствующее место пространства. Бинокулярное зрение усиливает воспринимаемую яркость объекта и позволяет более точно оценивать третье пространственное измерение, т.е. объемность предметов, степень их абсолютной и относительной удаленности.

Способность глаз оценивать трехмерное пространство на основе двухмерных изображений на сетчатках называют глубинным или стереоскопическим зрением. Существуют признаки восприятия глубины, дающие представление об удаленности наблюдаемых предметов и без участия бинокулярного зрения. Это так называемые монокулярные признаки восприятия глубины (частичное закрытие далеких объектов близкими, линейная перспектива, распределение светотеней и др.). Основу глубинного бинокулярного зрения составляет стереопсис. Под стереопсисом надо понимать процесс объединения молекулярных образов в бинокулярный, который сопровождается специфическим (отличающимся от впечатления пространственности, основанного на монокулярных признаках восприятия глубины) переживанием глубины. Существуют пределы, в которых возможно глубинное зрение. Верхняя граница - это радиус стереоскопического зрения, равный минимальному расстоянию, с которого уже нельзя стереоскопически отличить глубину расположения объекта относительно другого объекта. Нижняя граница - это расстояние ясного видения, равное расстоянию от глаза до ближней видимой точки.

При бинокулярной фиксации монокулярные поля зрения накладываются друг на друга, образуя общее бинокулярное поле зрения. Объект, находящийся в любом его участке, одновременно раздражает сетчатки обоих глаз. Стимулом к бинокулярной фиксации объекта служит постоянная тенденция зрительной системы к преодолению диплопии (двоения монокулярных образов), т.е. к одиночному восприятию. Одиночное видение достигается с помощью механизма фузии - слияние в единый образ раздельно воспринимаемых правым и левым глазом изображений на сетчатках, происходящее в высших зрительных центрах мозга.

Одиночное восприятие наблюдаемого объекта возможно только при условии одновременного раздражения центральных ямок или корреспондирующих точек сетчаток.

Главной объективной предпосылкой формирования трехмерного пространственного восприятия является наличие расстояния между центрами зрачков, т.е. бинокулярного базиса. Правый и левый глаз одновременно рассматривают предмет с разных точек, вследствие чего изображение его на сетчатке правого и левого глаза различны.

На основе анализа двух таких изображений неодинакового характера в зрительных зонах коры головного мозга возникает трехмерное изображение наблюдаемой картины.

Так в рамках бинокулярной фиксации объединились воедино диспаратность, дающая стереоэффект, и фузия, устраняющая двоение.

При предъявлении каждому глазу двух подобных монокулярных изображений даже на диспаратных элементах сетчатки фузия может осуществляться и без движений глаз. Т.е. две подобные линии на диспаратных элементах сетчатки "притягиваются" друг к другу, сливаясь в единый образ. Такая фузия носит название сенсорной фузии. Однако если молекулярные образы, попадающие на корреспондирующие области сетчатки, не подобны, а отличаются друг от друга, фузия становится невозможной. В этом случае имеет место попеременное восприятие то левого, то правого монокулярного образа, называемое бинокулярным соревнованием (или соревнованием сетчаток). Бинокулярное соревнование может быть также результатом предъявления двум глазам подобных объектов различного цвета или неодинаковой яркости (цветовое соревнование). Во избежание путаницы один или другой монокулярный объект временно подавляются. Какой из двух объектов будет подавляться, зависит от того, какой глаз является доминирующим. Постоянное подавление сетчатки одного глаза с прекращением соревнования ведет к полному доминированию другого глаза. Это главное препятствие к бинокулярному зрению. Для восстановления бинокулярного зрения необходимо возвращение к соревнованию сетчаток.

Расстройства бинокулярного зрения в зависимости от их характера могут служить ранним сигналом нарушения деятельности как периферических отделов зрительного анализатора, так и центральной нервной системы.

В связи с этим исследования бинокулярного зрения представляет интерес как в офтальмологии, так и в неврологии, психиатрии, психоневрологии. Специфика исследования восстановления бинокулярного зрения и закрепления его путем тренировочных упражнений требует разнообразия условий исследования и тренировок, максимально приближенных к естественным, во избежании возникновения так называемого «приборного зрения». Этим объясняется наличие в медицинской практике различных приборов функционально одинакового назначения.

Методы, направленные на восстановление бинокулярного зрения, традиционно основывались на различных принципах разделения полей зрения обоих глаз: механическом (синоптофор и синотипные приборы-аналоги), цветовом (анаглифы, например четырехточечный тест), поляроидном, растровом и других.

Опыт показывает, что чем больше условия зрительного восприятия на завершающем этапе лечения косоглазия отличаются от естественных, тем меньше эффективность лечения и ниже процент восстановления бинокулярного зрения (Э.С.Аветисов, 1977, 1980).

Именно искусственные условия зрения в гаплоскопических приборах явились одним из оснований для развития диплоптики (Э.С.Аветисов, 1979, 1980). Система диплоптики предусматривает лечение в естественных и близких к ним условиях и включает в себя серию способов с различными принципами возбуждения диплопии и устранения феномена торможения.

В физиологии зрения также существует мнение, что зрительная информация передается фазово, не исключено, что и попеременно, то в правом, то в левом зрительных каналах (Корпман И.Л., 1966, Hamburger F.A., 1949, Verhoeff F.H., 1935). Частота этих импульсов такова, что переменность их передачи не ощущается человеком. Поэтому можно предположить, что фазово-временное предъявление тест-объектов является одним из физиологических способов бинокулярного предъявления зрительной информации.

Принцип фазового разделения был использован Aulhovn (1973) в фазово-разделяющем гаплоскопе, где смена фаз осуществляется вращающимися секторными обтураторами.

Прототипом изобретения является способ применения системы поляроидов, посредством которой осуществляется разделение полей зрения. Автор Вакурина А.Е. Способ и устройство для восстановления бинокулярного зрения (SU Авт. Свид. N 98411, кл. А 61 В 3/08, 1996 г.

Однако данное устройство не дает возможности наблюдать на экране объект одновременно обоими глазами, что не позволяет проводить диплоптическое лечение косоглазия.

Целью предлагаемого способа лечения является повышение зрительных функций макулярной области, что ведет к устранению амблиопии, препятствующей развитию бинокулярного зрения и восстановления самого бинокулярного зрения с помощью шлема виртуальной реальности.

Суть нашей работы заключается в следующем.

В стандартном шлеме виртуальной реальности имеются специальные экраны (визоры), на которые от видеоисточника проецируется изображение отдельно для правого и левого глаза.

Видеошлем использует два цветных дисплея на жидких кристаллах, каждый из которых создает контрастное изображение из 789×230 элементов. Оба глаза видят разные изображения стереоэффекта, оба глаза при этом совместно воспринимают глубину изображения. В результате получается поистине реалистичное стереоскопическое изображение.

В конструкцию видеошлема входят стереонаушники высокого качества. Система виртуальной ориентации реагирует на каждое движение головы пользователя. Контролер цифровой обработки сигнала обеспечивает точность ввода и обратную связь, помещая пользователя в виртуальный мир.

С помощью настройки добиваются объемного 3-мерного изображения, которое возможно только при условии бинокулярного зрения.

Запускаются игры в нашей специальной обработке, и ребенок (5-12 лет) в шлеме попадает в мир виртуальной реальности и наслаждается игрой.

Шлем по нашему мнению должен стимулировать рефлекс бификсации.

Лечебные упражнения для восстановления бинокулярных функций воспринимаются каждым глазом отдельно, при этом дабовлаются сине-красные фильтры-линзы на модифицированную нами оправу и фиксируются на оба дисплея шлема. При необходимости можем добавить в эти оправы сферические или астигматические линзы, корригирующие аметропию.

При этих упражнениях предусмотрены дополнительные возможности: попеременные или одновременные мигания, изменение яркости красного и синего цветов. Подбор и последовательную смену бинокулярных упражнений следует проводить в соответствии с функциональными возможностями пациента. При наличии функциональной скотомы или неустойчивого совмещения целесообразно назначать упражнения в режиме мигания (одновременного или попеременного), начиная с более крупных объектов, параметры мигания (цвет, частота) подбираются индивидуально (4-9 Гц в течение 1-2 минут, затем частоту уменьшать).

По мере устранения скотомы или ее отсутствия те же упражнения назначают для развития фузионных резервов. Вначале выбирают более крупные объекты, затем переходят к более мелким объектам.

Результаты выполнения упражнений сохраняются в компьютере. Они позволяют врачу судить о динамике лечения и периодически добавлять или изменять те или иные упражнения. При подборе конкретных упражнений рекомендуется учитывать возраст и уровень интеллектуального развития ребенка. На первых сеансах следует выбирать упражнения с простыми и крупными объектами, затем переходить к более сложным и мелким объектам.

До лечения, в ходе проведения сеансов и после лечения необходимо проводить контрольные исследования традиционными методами: измерение остроты зрения, угла косоглазия, оценку характера зрения на цветотесте и фузионную способность на синоптофоре.

Наш лечебный способ отличается от традиционных: он проводится в форме игры, с активным участием и большей заинтересованностью пациента, а также объективным контролем на любом этапе лечения. Он отличается от всех лечебных способов при данной патологии тем, что во время сеанса пациент изолирован от всего его окружающего (зрение и слух).

Упражнения проводятся ежедневно, 2 раза в день по 10-15 минут, на один курс лечения по 15 сеансов.

Предлагаемый способ апробирован при лечении 36 детей, страдающих нарушением бинокулярного зрения.

В первой группе (20 человек) проводили лечение косоглазия традиционными методами: (амблиотренер, хейроскоп, синоптофор и др.). В результате проведенного лечения у больных первой группы острота зрения 0,4 и выше отмечена у 3-х человек, восстановлено бинокулярное зрение у 3-х детей.

Во второй группе (16 человек) занятия проводили предлагаемым способом после безуспешного традиционного лечения нарушения бинокулярного зрения. После проведенного лечения бинокулярное зрение получено у 11 детей.

Пример. Больная Р., 5 лет 6 месяцев, поступила в специализированный детский сад по лечению косоглазия и амблиопии в октябре 2000 года с диагнозом: содружественное неаккомодационное сходящееся косоглазие, дисбинокулярная амблиопия высокой степени левого глаза, гиперметропия слабой степени правого глаза и средней степени левого глаза. Косоглазие выявлено в возрасте 1,5 лет.

При поступлении: острота зрения правого глаза = 0,6 не корригируется, левого глаза = 0,2 н/к, угол косоглазия по Гиршбергу = 15° имеется центральная зрительная фиксация на амблиопичном глазу. В результате плеоптического лечения, включавшего пенализацию для близи, локальные засветы центральной ямки сетчатки, занятия на корректоре-локализаторе, другие плеоптические упражнения, через 3 месяца острота зрения левого глаза достигла 0,3 с соответствующей коррекцией. В течение последующих 3 месяцев на фоне продолжавшегося лечения улучшений не отмечалось. В июне 2001 года начато лечение предлагаемым нами способом. После 15 проведенных сеансов (через 3 недели) острота зрения достигла 0,6, уменьшился угол косоглазия до 3° на синоптофоре, отмечено отсутствие угла косоглазия по Гиршбергу, а на четырехточечном цветотесте выявлено одновременное зрение.

Как уже отмечалось, диплоптические упражнения имеют целью восстановление в естественных условиях рефлекса бификсации, являющегося основой формирования бинокулярного зрения.

Лечение заключается в возбуждении у больных двоения (диплопии) путем раздражения различных участков сетчатки с помощью призм и развития способности к слиянию двойных изображений. Диплопия может быть вызвана также применением цветных светофильтров.

1) Упражнения с призмами - это основная из диплоптических методик. Э.С Аветисовым, Т.П.Кащенко, М.М.Тарасцовой (1985) разработаны методические рекомендации «Способ восстановления механизма бификсации при косоглазии», в которых детально изложена эта лечебная методика. Дословно приводим ее в соответствии с методическими рекомендациями.

Показанием для проведения лечения по указанному способу является: содружественное аккомодационное или частично-аккомодационное косоглазие, так как при этих видах косоглазия особенно выражен процесс функционального торможения при симметричном или близком к нему (до 5-7 градусов по Гиршбергу) положении глаз, достигнутом предшествующим лечением (операцией , оптической коррекцией , пенализацией).

Необходимыми условиями для лечения являются: наличие достаточно высокой остроты зрения на косящем глазу (не менее 0,5), наличие бифовеального слияния в условиях гаплоскопии (или нестойкой функциональной скотомы). Стойкая функциональная скотома, особенно тотального характера, требует предварительного лечения другими способами (метод бинокулярных последовательных образов, гаплоскопические упражнения на синоптофоре и др.).

Методика лечения включает три этапа:
1. Возбуждение диплопии.
2. Развитие рефлекса бификсации, то есть способности к слиянию двойных изображений.
3. Закрепление рефлекса бификсации.

Такое деление на этапы весьма условно, обычно осуществляется плавный переход от одного этапа лечения к другому.

1. Первый этап - возбуждение диплопии.
Пациента усаживают на расстоянии 1 - 2 метров от объекта фиксации, находящегося на уровне его глаз (на стене, экране, листе бумаги и др.). Тест-объектом может быть любой рисунок или предмет, интересный для ребенка. Примерный размер теста - 1-3 см. Чем меньше и контрастнее тест, тем легче возникает двоение. Поэтому на первом этапе используют более мелкие и яркие цветные (красные, зеленые) тесты.

Перед одним (чаще перед фиксирующим) глазом предъявляют призму 8 призменных диоптрий или 10 пр. дптр. основанием к носу, вмонтированную в специальную рукоятку.

Призму предъявляют на 2-3 сек с интервалом в 1-3 сек. Предъявление призмы должно сопровождаться возникновением феномена двоения объекта фиксации. Процедуру проводят 1-2 мин. Затем меняют направление основания призмы к виску и процедуру повторяют.

Аналогичную процедуру проводят при установке призмы перед другим глазом.
Обычно двоение возникает в течение первых двух-трех дней лечения.
Продолжительность одного упражнения 15-20 мин.

Если двоение возникает с трудом, для его стимуляции используют следующие приемы:
- светящийся тест-объект;
- цветной (красный) светофильтр перед одним глазом исследуемого при фиксации светящегося тест-объекта;
- призмы вертикального действия.
При возникновении двоения по вертикали призмы вновь устанавливают в горизонтальном положении. При возникновении двоения на светящемся тесте вновь переходят к упражнениям на реальных тестах.

Первый этап лечения занимает обычно 2-3 дня.

2. Второй этап - развитие рефлекса бификсации. Возникновение двоения является условием для слияния двойных изображений и перехода ко второму этапу лечения.

Для облегчения способности к слиянию используют следующие приемы:
- применяют тесты более крупного размера (3-6 см в диаметре);
- используют призмы слабого призматического действия (2 пр. дптр., 4 пр. дптр., 6 пр. дптр.), последовательно увеличивая их силу;
- увеличивают время предъявления призмы (до 5-10 сек).

Увеличение времени предъявления призмы облегчает слияние двойных изображений. Призмы предъявляют с интервалом 3-5 секунд.

Лечение начинают с предъявления призм в 3 - 4 пр. дптр. Каждые 2-3 минуты меняют направление основания призмы (к носу, к виску). Указанную процедуру проводят вначале перед одним, а затем перед другим глазом (по 5-10 минут).

При переходе от одного сеанса к другому, по мере слияния двойных изображений с призмами 2 пр. дптр., 3 пр. дптр., 4 пр. дптр. или 6 пр. дптр. переходят к более сильным призмам (8-10 пр. дптр.) с тем же режимом (частотой) их предъявления. Например: 3 дня проводят упражнения с призмой 2 пр. дптр. и 4 пр. дптр., последующие 3 дня - с призмой 6 пр. дптр., последующие 3 дня - с призмой 8 пр. дптр., последующие
3 дня - с призмой 10 пр. дптр.

Выбор режима предъявления призмы (ее силы и частоты) определяется врачом индивидуально, так как зависит от способности к слиянию двойных изображений, которая у разных испытуемых проявляется по-разному и зависит от степени нарушения бинокулярного зрения.

Некоторые пациенты могут быстро обучиться способности к слиянию и в течение одного сеанса переходят от призмы 2 пр. дптр. к призме 4-6 пр. дптр.

Длительность второго этапа лечения также индивидуальна, но, как правило, значительно продолжительнее первого этапа (10-15 дней).

З. Третий этап - закрепление рефлекса бификсации.
На третьем этапе обучают больного способности к слиянию двойных изображений в условиях возрастающей нагрузки.

Для этого применяют следующие приемы:
- используют призмы большой силы (8-10 пр. дптр.);
- увеличивают частоту предъявления призмы, то есть укорачивают время ее предъявления до 3-5 сек с интервалом 2-3 сек;
- уменьшают размер тест-объекта (с 3-6 см до 1 -3 см);
- увеличивают расстояние до тест-объекта (с 1-2 м до 3-4 м).

При наличии небольшой девиации лечение проводят в условиях призматической коррекции угла косоглазия.
После лечения указанным способом целесообразно переходить к упражнениям по развитию фузионных резервов с помощью призм переменной силы, например офтальмокомпенсатором (ОКП-1).
В МНИИ глазных болезней сконструирован прибор для упражнений по восстновлению механизма бификсации - фазопризмограф (рис 42).

Рис. 42. Фазопризмофор для упражнений по восстановлению механизма бификсации.

Практическое исполнение методики восстановления бификсации с помощью призм мы несколько упростили (Н.Б.Нестерова, 1996). Призмы от 2 пр. дптр. до 10 пр. дптр. мы наклеили на скиаскопическую линейку напротив отверстий, но предварительно удалив из них оптические стекла. Основания всех призм направлены в одну сторону, поворот скиаскопической линейки на 180 градусов обеспечивает такой же поворот основания каждой призмы. Благодаря этому больной имеет возможность пользоваться призмой необходимой диоптрийности без процедуры смены призмы в держателе.
В остальном лечение проводится по описанной методике.

2) Восстановление бифовеального слиянии с использованием бинокулярных последовательных образов по методу Т.П.Кащенко

Сущность метода, разработанного Т.П.Кащенко (1965), состоит в том, что вызванные с макулярной зоны каждого глаза последовательные образы содержат одинаковые элементы, создающие тенденцию к слиянию, и дополнительные марки, с помощью которых можно дифференцировать изображения, принадлежащие правому и левому глазу.

Автор предложила вызывать последовательные образы с помощью большого безрефлексного офтальмоскопа, в систему которого введен шарик диаметром 3 мм с боковым горизонтальным стержнем длиной 3 мм. Засвет правого глаза проводится в положении горизонтального стержня вправо, левого глаза - в положении влево, при максимальной яркости света в течение 15-20 секунд. Второй глаз при засвете закрыт.

После засветов больной переносит взор на белый экран, расположенный на расстоянии 40 см, и наблюдает два последовательных образа: вначале темных (положительные последовательные образы), а затем светлых (отрицательные последовательные образы). Последовательный образ правого глаза имеет вид круга с полоской вправо, левый - вид круга с полоской влево. Задача больного - слить два последовательных образа в один, который будет иметь вид круга с двумя полосками в обе стороны (рис.43).

Рис 43 Отрицательные последовательные образы при лечении по методу Т.П.Кащенко
а) левого глаза; б) правого глаза, в) слитый.

Наблюдение последовательных образов проводится в условиях прерывистого освещения. После исчезновения последовательных образов аналогичную процедуру проводят еще два раза. На курс лечения 20 - 30 упражнений.

Мы убедились в эффективности этой методики и широко применяем ее для восстановления бифовеального слияния в период формирования бинокулярного зрения. Мы несколько модифицировали методику Т.П.Кащенко. Засветы глаз проводим не на большом безрефлексном офтальмоскопе, а лампой-вспышкой через отверстие в картоне, имеющее форму теннисной ракетки. При засвете правого глаза ручка «ракетки» направлена вправо, при засвете левого глаза - влево.
Последовательные образы обоих глаз больной наблюдает на белом экране. Положительные последовательные образы имеют вид светлых «ракеток», отрицательные - темных «ракеток», хорошо воспринимающихся на белом экране. Побуждаем больного к слиянию отрицательных последовательных образов обоих глаз в единое изображение (темный круг с черточками вправо и влево (рис.44).

В течение одного сеанса проводим 3 засвета. На курс лечения 15 засветов.
В отдельных случаях, при отсутствии у пациента возможности посещать лечебный кабинет, назначаем эту методику для домашнего лечения.

3) Упражнения с применением цветных светофильтров различной насыщенности по методу В.И.Сердюченко

Методика разработана в Одесском НИИ глазных болезней им. акад. В.П. Филатова.
Для провоцирования диплопии в естественных условиях В.И.Сердюченко применила красные пленочные светофильтры на полимерной основе, поместив их взамен оптических стекол в скиаскопическую линейку: в отверстие № 1 - 1 слой пленки, в отверстие № 2 - 2 слоя пленки и т.д., в отверстие № 9 - 9 слоев пленки.

Больной смотрит на точечный источник света двумя глазами. Перед лучшим глазом стоит светофильтр наибольшей насыщенности - №9. Задача - раздвоить лампочку, увидеть красную и белую. Постепенно, переходя на менее насыщенные светофильтры, нужно стремиться сохранить двоение и получить его без светофильтра, то есть в естественных условиях. В дальнейшем больной должен стараться слить раздвоенное изображение источника света в одно.

Для контроля бинокулярного слияния автор использует полосчатые стекла Баголини, поставленные в оправу во взаимно перпендикулярных направлениях (на правый глаз под углом 45 градусов, на левый - 135 градусов). Глядя на точечный источник света, больной видит две светящиеся полоски - красную и белую. Если достигнуто бинокулярное слияние, то полоски образуют фигуру косого креста. Если слияние не произошло, то видна только одна светящаяся полоса, либо две неслившиеся полосы, либо другие их комбинации.
Продолжительность курса лечения составляет 3 недели.

Проанализировав результаты лечения по этой методике у 85 больных, автор отмечает, что у 91,8% из них диплопию удалось спровоцировать на первый же день лечения, а у 11,8% - двоение отмечалось не только на всех фильтрах, но и в естественных условиях. У остальных больных спровоцировать диплопию в естественных условиях удалось лишь на 2 - 7 день лечения.
После 1-3 курсов указанного лечения бинокулярное зрение развилось у 47% больных, одновременное - у 53%.
Методику В.И.Сердюченко мы применяем, пользуясь светофильтрами красного и синего цвета. Результаты лечения положительные, аналогичны данным автора этой методики.

4) Упражнения по усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией.

Упражнения по усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией показаны в тех случаях, когда при сходящемся аккомодационном косоглазии в условиях оптической коррекции глаза симметричны и имеется бинокулярное зрение, а после снятия очков вновь возникает отклонение одного из глаз и нарушается бинокулярное зрение.

Такое состояние обусловлено наличием прочной связи между аккомодацией и конвергенцией, а также ослабленной фузией, которая не в состоянии противодействовать усиленной аккомодации и конвергенции при гиперметропической рефракции.

Целью лечебных упражнений в таких состояниях является ослабление связи между аккомодацией и конвергенцией. Достигается это путем увеличения нагрузки на аккомодацию при одном и том же состоянии конвергенции в условиях сохранения бинокулярного зрения.

Методика упражнений разработана в МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и состоит в следующем.
Больной фиксирует на расстоянии 30-40 см от глаз объект - круг диаметром 5 мм. Одевается пробная очковая оправа, в которую вставляются корригирующие стекла. После этого на оба глаза ставятся отрицательные линзы - 0,5 Д, с которыми пациент продолжает смотреть на объект 2-3 мин, затем линзы ступенчато увеличиваются - 1,0 Д, -1,5 Д, -2,О Д и т.д. до момента раздвоения объекта. Затем упражнения повторяют. Всего проводят 20-30 упражнений ежедневно или через день.

Для контроля за состоянием бинокулярного зрения во время упражнений рекомендуется использовать цветотест прибора «ПОЗБ - 1» (прибор для определения зрительных функций для близи). Упражнения вначале проводятся с расстояния 25 см, затем - 33 см (рис.45).

Рис.45. Прибор для упражнений по усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией.

Испытуемый наблюдает цветотест через красно-зеленые очки, укрепленные на налобнике. Если при нагрузке минусовыми стеклами нарушается бинокулярное зрение, то центральный круг цветотеста, закрытый белым матовым фильтром, воспринимается двойным. Пациента побуждают к слиянию двойных изображений. По мере их слияния отрицательные линзы ступенчато усиливают на 0,5Д до момента появления непреодолимого двоения. Упражнения повторяются 3 раза.

Для закрепления бинокулярного зрения упражнения по описанной методике следует проводить при неполной коррекции аметропии или без сферических корригирующих линз.

В Одесском НИИ глазных болезней им. акад. В.П.Филатова контроль за состоянием бинокулярного зрения, по предложению В.И.Сердюченко (1984), проводится с помощью полосчатых стекол Баголини. Больной в корригирующих очках фиксирует точечный источник света, находящийся в 33 см от глаз. Поверх очков одевают оправу, в которую вставляют полосчатые стекла Баголини, ориентированные перпендикулярно друг к другу: правое стекло на 45° , левое - на 135°. При наличии бинокулярного зрения больной должен увидеть «косой» крест их двух светящихся полос с лампочкой в центре.

Больному дают нагрузку на аккомодацию с помощью постепенно усиливающихся отрицательных линз. Если бинокулярное зрение при этом расстраивается, то изображение лампочки может раздваиваться, а полосы - раздвигаться. Путем умственного усилия больной должен соединить раздвоенные изображения лампочки и сохранить в поле зрения крест из двух светящихся полос.

Указанная методика приближает условия лечения к естественным условиям, так как стекла Баголини обладают значительно меньшим диссоциирующим эффектом, чем красно-зеленые очки.

5) Упражнения по развитию устойчивости фузии.

После восстановления бинокулярного слияния и развития достаточной ширины фузии целесообразно провести упражнения по укреплению ее устойчивости. Э.С.Аветисов и Т.П.Кащенко (1973) разработали для этого специальный прибор (рис.46), в котором перед одним глазом находится оптическое устройство, меняющее размер монокулярного изображения, а перед вторым - призма переменной силы.

Больной наблюдает объект - круг диаметром 15 или 5 мм - на расстоянии 30-100 см от глаз. С помощью призматического устройства вызывают отклонение одного глаза в сторону конвергенции или дивергенции и одновременно уменьшают монокулярное изображение второго глаза. Процедуру производят ступенчато до раздвоения объекта, стремясь возможно дольше удержать объект слитым.

Цель упражнения состоит в том, чтобы максимально увеличить силу призмы и разницу в размерах изображений, приводящих к расстройству фузии. Процедура в течение 10-15 мин. многократно повторяется. Лечение проводится ежедневно или через день в течение 15-30 дней.

Рис 46. Прибор для определения и тренировки прочности фузии.