Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Икона божьей матери ярославская. Ярославская икона богородицы - свидетельница истории россии

Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Утрачена также и сама древняя святыня. По преданию, Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, живших в XIII веке и прославившихся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя. В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм. Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Ильи пророка. О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки с иконы, созданные в XV - XVI веках.

Иконография Ярославской иконы Богоматери представляет один из поясных вариантов Умиления, сложившийся в ХIII веке. Младенец Христос представлен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Богоматери наклонена к Младенцу Христу, Их лики соприкасаются. Он сидит прямо и рукой держится за подбородок Богоматери. Ступни Его ножек близко сдвинуты.

Точный список с чудотворного образа, выполненный в 1500 году, был вложен в Троице-Сергиеву лавру Аграфеной Суцкой, вдовой последнего ярославского князя. Наиболее ранним сохранившимся списком является икона первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи, икона происходит из церкви Успения на Апухтинке в Москве. О распространении и известности икон этого типа свидетельствуют множество списков.

Празднование Ярославской иконы Божией Матери приходится на 21июня (8 июня по старому стилю) - день обретения мощей святых ярославских князей Василия и Константина, которым по преданию принадлежал чудотворный образ.

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

  1. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914 - 1915. В 2 Т.
  3. Антонова В.И., Мнёва Н.Е . Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
  5. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.
  6. Иконы из Ярославля XIII - XVI веков. М., 2002.
  7. Похвала Богоматери: иконы Ярославля XIII - XX веков из собрания Ярославского художественного музея. М., 2003.
  8. Ярославский художественный музей. 101 икона из Ярославля. М., 2007.
  9. Иконы Великого Новгорода XI - начала XVI веков. М.. 2008. №28.
  10. Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV - XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 25.
  11. Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков. М., 1995. № 40.
  12. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. № 25. С. 126.

В православии Богородица почитается с глубокой любовью и уважением. Именно через неё Бог раскрывает всё своё милосердие, ради спасения человеческой души. С момента крещения Руси было написано много икон с ликом Матери Божией. А отдельные образы снискали особое благоговение, как, например, икона Пресвятой Богородицы Ярославская.

История появления святого лика

Появление иконы относят к XIII веку. По словам искусствоведов, она является русской версией Елеусы (Умиление). В 1213 году в Ярославле возвели собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона Богоматери длительное время находилась в этом соборе, за что и получила название Ярославской.

Икона Богородицы «Ярославская»

В православной России этот образ Девы Марии считается одним из самых древних.

Важно! Икона Богоматери и её Сына была явлена Пречистой в тяжёлые для Руси времена татаро-монгольского ига. Для неё характерна особенная нежность и глубина материнских чувств, как символ заступничества за род христианский.

Древние источники сообщают, что икону привезли в Ярославль благоверные князья Василий и Константин. Их правление пришлось на самые жестокие годы, когда татаро-монгольские орды вторглись на русскую землю и уничтожали всё на своём пути.

В 1238 году состоялась битва между русскими и ханскими войсками на берегах реки Сить. После этого князь Василий, чудом уцелевший в столкновении, унаследовал Ярославский престол от своего погибшего отца.

В то же время юный князь со своим братом Константином совершил принесение чудотворного образа Богоматери Умиление в город Ярославль. Икона была помещена в древний каменный собор. Народ, пребывавший в страхе и смятении от разорительных набегов захватчиков, окреп духом после принесения иконы Богородицы.

Откуда именно привезли Святой образ достоверно не известно. Предположительно, ярославская икона ранее находилась в городе Владимире. Но, возможно, её доставили из Киева. Об этом в преданиях ничего не сказано. В XV-XVI веках с иконы пишут многочисленные копии, которые расходятся по разным местам.

Возвращение иконы

После революции в 1922 году Успенский собор, где находилась легендарная ярославская икона, был закрыт для богослужений. С этого момента след древнего образа теряется.

В 1998 году совершенно случайно лик Святой Девы Марии был обнаружен в селе Петровское, неподалёку от г. Ростова. Иконописец Сергей Маймур приехал к родственникам и случайно обнаружил икону в сарае во дворе. Находку он увёз с собой в Мурманск, где полтора года занимался её реставрацией.

В 2003 году образ был торжественно передан в Ярославль, как раз накануне тысячелетия города. Сейчас он находится в храме Спаса на Городу.

Ярославская икона Божией Матери с предстоящими

Иконописцы отмечают уникальность ярославской иконы, которая выражена в необычной позе младенца на руках Матери и в печальном взгляде Богородицы, знающей о предстоящих испытаниях для её Сына. Иисус сидит на левой руке Марии, но находится справа от неё. Рукой Он нежно держит Богородицу за подбородок, прильнув головой к её щеке. Дева Мария как бы пытается укрыть и защитить своего ребёнка краем мафория.

Интересно! В образе прослеживается сильнейшая материнская любовь и желание уберечь своё дитя от невзгод внешнего мира.

Значение иконы

Для православных христиан икона Богородицы Ярославская имеет особое значение, поскольку принято считать Деву Марию покровительницей и защитницей земли русской. Владыка Кирилл уверен, что возвращение этой святыни на Ярославскую землю поможет возродить православные традиции в регионе и Успенский собор, в котором икона пребывала почти 700 лет.

В чем помогает

Ярославская икона Божией матери известна своей чудотворной силой. Обычно перед ней молятся об исцелении телесных недугов. Находясь перед образом, нужно читать следующие молитвы:

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Ярославская

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Ярославская икона Божией Матери

Древняя Ярославская земля , как и вся Святая Русь, находится под Покровом Пречистой Божией Матери.

В знамение этого еще в 1213 г. в Ярославле был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший главным храмом Ярославского княжества, а впоследствии и кафедральным собором Ярославской епархии. В этом храме находилась чудотворная икона Богоматери Умиление, получившая название Ярославской. Именно этот образ и был зримым знамением заступления Пречистой Богородицы за землю Ярославскую.


Ярославская икона Божией Матери явилась одним из самых древних чудотворных образов Пречистой Богородицы в Православной России. Она известна с XIII века и уже к семь веков осеняет северные пределы Русской Земли.

Как повествует древнее предание, эту икону принесли в град Ярославль в XIII веке святые благоверные князья Василий и Константин Всеволодовичи при епископе Ростовском Кирилле II (1231-1262).

Святым князьям Василию и Константину Ярославским, послужившим прославлению образа Богоматери, довелось нести крест княжеского служения в первые десятилетия татаро-монгольского ига. Это было самое жестокое время, когда попущением Божиим полчища Батыя устремились на Русь, разоряя все на своем пути.

В 1238 году на берегах реки Сить, притоке Волги, на земле Ярославской произошла одна из самых драматичных битв русской истории. В неравной сече погибли великий князь Георгий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, отец князей Василия и Константина. Князь Василько Ростовский был пленен и замучен татарами в Шеренском лесу.

Именно в это время князь Василий вместе с младшим братом Константином совершил принесение в город нового образа Божией Матери Умиление, получившего впоследствии название Ярославская икона. Образ был поставлен в древнейшем каменном соборе Ярославля.

Поражение русской рати, гибель князей, разорение городов и весей производили в народе ужас и смятение. Принесение образа Пречистой Заступницы должно было укрепить дух народа пред лицом жестоких захватчиков.

Откуда была принесена Ярославская икона, предание умалчивает, но есть версии, что из Владимира или Киева.

Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях русских князей. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволили татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли. Даже в условиях иноземного ига князь Василий находил возможность сооружать новые храмы.

Недолгим было служение боголюбивого князя. Видимо, духовно он созрел для Царства Небесного. Зимой 1249 года князь Василий Ярославский отправился во Владимир-на-Клязьме для встречи со святым благоверным великим князем Александром Невским которого он поддерживал в его начинаниях. Там князь Василий Всеволодович неожиданно тяжело заболел и преставился ко Господу 8 февраля.

Гроб с честными останками безвременно умершего князя провожал от Владимира до Ярославля сам великий князь Александр Невский вместе с двоюродными братья усопшего князьями Борисом и Глебом Васильковичами. Это стало выражением почтения и общей печали по молодому, но духовно зрелому князю.

Князь Василий был погребён в Успенском соборе под Ярославльской иконой Богородицы. Княжеством стал править его младший брат Константин.

16 июля 1257 года князь Константин был убит в битве с монголо-татарами. Тело благоверного страдальца также было погребено в соборном Успенском храме рядом с местом упокоения его брата князя Василия — у образа Пречистой Богородицы. Даже в погребении святые князья не разлучились и явили образ неразрывных уз братства о Христе.

Старый собор сгорел и был построен новый Успенский собор.



В 1504 году обретенные мощи князей Василия и Константина были перенесены в новый Успенский собор, и открыто поставлены в приделе, посвященном их памяти, с правой стороны между столпов под древними родовыми княжескими иконами.

Вместе с мощами была торжественно перенесена и чтимая моленная икона святых князей-страстотерпцев — Ярославская Богоматерь. Образ был помещен в основном иконостасе собора в местном ряду как главная святыня Ярославля. Величественный Успенский собор стал Домом Ярославской Богоматери .

Вскоре после завершения строительства Успенского собора в Ярославль приезжал Государь всей Русской Земли царь Иоанн III на поклонение святым мощам своих предков и Ярославской иконе Богоматери.

В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль сделался временной столицей Российского государства. Здесь располагался т.н. «Совет всея Земли». Соответственно Ярославская икона стала в это время главной моленной иконой Руси .

Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, прибывшее из Нижнего Новгорода. Здесь собралось около 20 000 ополченцев. В Успенском соборе пред ликом Ярославской Богоматери князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.


С Ярославской иконой Божией Матери связано и начало правления Царского Дома Романовых. Ярославль стал первым градом встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Ярославская икона стала одним из образов, пред которым молился новоизбранный Русский Царь .

Спустя три века в год трехсотлетия Романовых у этого же образа молился и последний Русский Государь — Царь- Мученик Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.

В 1918 году во время антибольшевистского т.н. «ярославского мятежа» большевистские командиры открыли шквальный артиллерийский огонь по мирному Ярославлю, снаряды попали и в древний Успенский собор, который был сильно поврежден, однако при этом, чудным образом, ни один осколок не коснулся лика Ярославской Богоматери .

В 1922 году договор с общиной верующих Успенского собора был расторгнут, собор был закрыт для богослужений, его здание было передано под биржу труда. Одновременно были сброшены колокола, а колокольня разобрана до основания. Сброс колоколов запечатлели на фотографиях — «для истории». В церковной сторожке устроили общественный туалет.

С этого времени следы Ярославской иконы теряются .

В 1930-е гг. помещение храма использовался под склад для зерна. В разгар «пятилетки безбожия» в 1937 году Успенский собор был взорван для устройства парка культуры и отдыха трудящихся.

70 лет это место пустовало. Ныне собор отстроен заново.

Исследователь-искусствовед так описывает иконографию образа : «Характерными чертами иконографического типа «Богоматери Ярославской» являются поза Младенца, изображенного справа от матери нежно прильнувшим щекой к Ее щеке и ласково держащим Ее за подбородок; положение рук Богородицы — не поддерживающее, но притягивающее хрупкое Младенческое тельце к Себе; край мафория — перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Безмерная грусть устремленных в небытие широко раскрытых глаз Богородицы, стремление оградить, уберечь Младенца от опасности, продлить дни безмятежного детства предвещают грядущие испытания, уготованные обоим: крестною смерть Сына, скорбь и отчаяние Матери. Кажется глубоко символичным, что характерное для данного иконографического извода положение рук Марии перекликается с жестом Богородицы в иконах «Богоматери Скорбящей» и некоторых композициях Распятия, воскрешающих самый драматичный эпизод жизни Пресвятой Девы ».

В 1998 году Ярославль обрёл и древнюю Ярославскую икону. Однако эта икона является только списком с первоисточного образа и ранее она находилась в ныне затопленным Рыбинским водохронилищем Леушинского монастырского подворья Санкт-Петербургского монастыря.


В настоящее время древний список (копия) Ярославской иконы Пресвятой Богородицы находится в ярославском храме Спаса на Городу .

Ярославская икона Божией Матери

Деревянная доска 33х27 см, левкас, темпера, резьба по левкасу, золочение, орнамент.

Празднование в честь Ярославской иконы Божией Матери совершается 8 июня (21 июня н.ст.) - день обретения мощей живших в ХIII святых ярославских князей Василия и Константина, которым, по преданию, принадлежал чудотворный образ.

Молитвенная традиция: перед Ярославской иконой Божией Матери молятся об избавлении от телесных болезней.

Иконографический тип - Умиление.

Существуют другие изводы этой иконы:

  • Ярославская (Печерская) икона Божией Матери - день памяти: 14 мая (27 мая н. ст.).
  • Ярославско-Смоленская икона Божией Матери - день памяти 12 октября (25 октября н.ст.).
  • Казанская икона Божией Матери, именуемая Ярославская - день памяти 8 июля (21 июля н. ст.).

Об иконе Божией Матери "Ярославская"

Икона Божией Матери "Ярославская" стала первой чудотворной иконой, явленной Богородицей людям в эпоху татаро-монгольского ига. Она стала известной на Руси вскоре после нашествия Батыя. Являя свой образ, Богоматерь как бы посетила Русскую Землю и утешила ее в наступившие времена скорби. И видно не случайно, что это оказался именно образ "Умиление", выражающий глубочайшую материнскую заботу Богоматери. В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.

Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Утрачена также и сама древняя святыня. По преданию, Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, живших в XIII веке и прославившихся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя. В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм. Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Ильи пророка. О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки с иконы, созданные в XV – XVI веках.

Особым почитанием образ Божией Матери "Ярославская" пользовался в периоды всенародных бедствий. Ярославцы молились пред иконой Богородицы во время сильнейшего пожара в городе 1501 года. В 1612 году пред этой иконой Богоматери молились Минин и князь Пожарский. О главной святыне Ярославля - иконе Божией Матери "Ярославская" вспомнили в 1918 году в период так называемого "ярославского мятежа".

Иконография Ярославской иконы Божией Матери

Иконография Ярославской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу, называемому в русской литературе "Умиление" и сложившемуся в ХIII веке. Она является прототипом для многих русских иконографических вариантов "Умиления", связанных с местночтимыми чудотворными иконами.

Младенец Христос представлен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Богоматери наклонена к Младенцу Христу, Их лики соприкасаются. Он сидит прямо и рукой держится за подбородок Богоматери. Ступни Его ножек близко сдвинуты.

Точный список с чудотворного образа, выполненный в 1500 году, был вложен в Троице-Сергиеву лавру Аграфеной Суцкой, вдовой последнего ярославского князя. Наиболее ранним сохранившимся списком является икона первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи, икона происходит из церкви Успения на Апухтинке в Москве. О распространении и известности икон этого типа свидетельствуют множество списков.

Что такое Богоматерь "Умиление"

Богоматерь "Умиление" - Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) - буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI-XII в. прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой - Христом. Среди ранних прообразов Гликофилуссы - Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.). Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в. в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру пли полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Федоровской, Донской, Ярославской и др.).

Тропарь Пресвятой Богородице

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление. предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Преславная Приснодево, Мати Христа Бога принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благо-сердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

Величание Пресвятой Богородице

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

События из истории иконы

Иконографический тип Умиление (Елеуса) прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. На иконах этого типа между Богородицей, символизирующей идеал человеческого рода, и Богомладенцем нет расстояния, они прижимаются щекой к щеке, их любовь безгранична. В основе греческого слова «Елеуса», означающего «милующая», лежит слово со значением «сострадание, сочувствие».

Знаменательно, что Ярославская икона Божией Матери, являющаяся образом Умиления, исполненного материнской заботы, стала первой чудотворной иконой, явленной Богородицей в эпоху татаро-монгольского ига на Руси. По преданию, икона была принесена в Ярославль в XIII веке (сразу же после нашествия Батыя) святыми благоверными князьями Василием и Константином, предположительно из Киева, и была установлена в Успенском кафедральном соборе города.

Ярославская икона Божией Матери быстро снискала любовь и почитание вначале жителей Ярославля, а позже и всего русского народа. К помощи Богородицы перед ее чудотворной иконой особо взывали во времена всенародных бедствий. Перед ней молились ярославцы во времена великого пожара в городе в 1501 году. Перед ней же молились Минин и Пожарский в 1612 году во время второго народного ополчения, созданного для борьбы с польскими интервентами.

О распространении и известности Ярославской иконы Божией Матери свидетельствует образ, находящийся в Московском Новодевичьем монастыре, написанный в 1564 году и вывезенный Иваном Грозным из Новгорода. Списки с этой почитаемой иконы хранятся также в Троице-Сергиевой лавре и в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Чудотворный образ Ярославской иконы Божией Матери был утрачен во времена советской власти. Сейчас в Ярославле хранится древний список с этой иконы, который был обретен в 2002 году. С ним связана необычная цепочка внешне случайных встреч.

Список нашел в сарае одного из ярославских сел реставратор, который после долгой кропотливой работы по его восстановлению подарил икону своей крестной матери. Она же принесла подаренную икону на Иоанно-Богословское подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге.

Здесь стоит немного отвлечься и отметить, что Леушинский женский монастырь был основан в 1875 году в местечке Леушино вблизи от реки Шексны, между городами Череповцом и Рыбинском. В скором времени монастырь стал одной из трёх «женских лавр» России (помимо Дивеево и Шамордино). Леушинский женский монастырь действовал вплоть до 1931 года, не подвергшись действиям советской власти, но в 1941-1946 годах его затопили водами Рыбинского водохранилища.

В 1999 году в память о Леушинском монастыре, где была написана широкоизвестная икона Богородицы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» , возникла необычная традиция современной православной России – Леушинские молитвенные стояния. Каждый год в ночь с 6 на 7 июля, накануне престольного праздника Леушинского монастыря, на берегу Рыбинского водохранилища собирается множество богомольцев и паломников из разных городов России, чтобы почтить память всех храмов и монастырей, сокрытых водами рукотворного потопа и поруганных за время советской власти святынь.

Возвращаясь к рассказу об обретении древнего списка с чудотворной иконы Ярославской Божией Матери, напомним, что найденный список оказался на подворье Леушинского монастыря в Петербурге. Настоятель, увидев икону, взял ее с собой на Леушинское стояние, здесь чудесный образ заметил ярославский архиерей и обратился с просьбой о его возвращении на родину. Осенью икона Ярославской Богородицы была торжественно встречена горожанами, сейчас икона пребывает в ярославском храме Спаса на Городу.

Какое чудо произошло

В 1823 году жительнице Ярославля Александре Добычкиной, 17 лет страдавшей душевным заболеванием, которому современные медики дали бы название глубокого депрессивного невроза, приснился сон. Во сне она увидела храм и в приделе его четкое изображение Божьей Матери. Болезнь приносила женщине, кроме душевных, еще и тяжкие физические страдания – ломота в суставах, боли в позвоночнике. Тем не менее, превозмогая болезнь, она стала ходить по городу, заходя в каждую церковь, ища тот образ, что привиделся ей во сне. И в храме Происхождения честных древ, что находился на территории Архиерейского дома, она узнала тот, что был в ее сновидении. Она вошла в храм и тут же увидела ту самую фреску Божьей Матери. Тут с ней случился приступ – она упала, у нее начались судороги, затем она лишилась чувств. Когда пришла в себя и вернулась домой, то поняла, что ее исцеление – в молитве перед этим образом.

На другой день в церкви она вновь молилась перед этим образом. Но когда по окончании молитвы хотела приложиться к иконе, вдруг почувствовала, что болезнь оставила ее. С тех пор икона почиталась как чудотворная и, по рассказам, проявила не раз свои целительные качества, пока не была утрачена в результате революционных событий в Ярославле в 1918 году.

Значение иконы

Ярославская икона Божьей Матери, принадлежащая к иконографическому типу Умиление, известна с XIII века – с нашествия Батыя на Русь, для которой Крещение – процесс, занявший почти два с лишним столетия, еще не до конца закончилось. Именно умиление, милость, любовь Заступницы, слезные молитвы к Ней согревали души тех, кто искренне исповедовал Христову веру, ибо это было тяжелое и скорбное время, когда на внутреннюю смуту в разобщенном государстве накладывалось вторжение извне. Надо отдать должное правителям Золотой Орды, это были хорошие политики, недаром Батый был внуком Чингисхана – нельзя было найти лучшего времени для новой волны вторжения, чем время междоусобиц. Но и хан Батый, чье положение в Орде было шатко, в конце своего правления искал поддержки на Руси, заключив мирное соглашение с Александром Невским.

Благоверный князь был не только великим полководцем, но и замечательным политиком, потому в XIII столетии, несмотря на присутствие ханства на территории Руси, давление со стороны Орды существенно ослабло, чтобы потом сойти на нет. В те годы и появился чудотворный образ Ярославской иконы Божьей Матери – Умиление. В ее честь в Ярославле освятили один из приделов Ильинской церкви. К молитвам перед ним прибегали в тяжелые дни – к примеру, во время пожара 1501 года, когда Ярославль почти весь был охвачен огнем, но общее моление в храме перед иконой усмирило стихию.

Чудотворная фреска Ярославской иконы Божьей Матери в церкви Происхождения честных древ на территории Архиерейского дома была полностью сколота в ходе Ярославского мятежа 1 в июле 1918 года. Но список иконы до сих пор почитается в народе как чудотворный и целительный.

_______________________________________
1 Ярославское восстание белогвардейцев было организовано Союзом защиты Родины и Свободы (его создатель и идейный вдохновитель – Б.В. Савинков). Во время городских боев в результате вспыхнувшего пожара в городе были утрачены многие исторические ценности, сгорели почти все индустриальные предприятия.