Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Духовный. Что значит: душевный и духовный человек

Прот. Димитрий Смирнов: Может, но это один случай, может, на сто лет. А так духовный человек – это тот, который стяжал плоды Святаго Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22) . На таковых нет закона – он человек духовный. Такой человек никогда не спрашивает, что можно, что нельзя, что лепо, что нелепо. Потому что ему абсолютно всё равно, носит ли человек чётки, носит ли он вериги, ему есть дело только до спасения своей души, исключительно. Он даже спасение своих ближних видит через спасение своей души, только через эту призму. Он через свою душу смотрит на окружающий мир. Поэтому вся любит, всему верит, на вся надеется, вся терпит. И любовь, которая в нём, николиже оскудевает (см. 1 Кор. 13, 7-8) .


Прот. Александр Березовский: Такое, как некоторые говорят, «зацикливание» на своём спасении многие считают эгоизмом.


Прот. Димитрий Смирнов: Да потому что они ничего не понимают. Эгоизм – это то, что у них, а не то, что у людей духовных. Духовные люди жалеют весь мир и даже каждую тварь Божию.


Прот. Александр Березовский: Батюшка, значит, мы все – недуховные, потому что мы не достигли тех плодов, которые Вы сейчас перечислили.


Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Апостол говорит: «Если вы духовны, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 25) . Если по духу не поступаем, какие же мы духовные?


Прот. Александр Березовский: А что тогда нами движет?


Прот. Димитрий Смирнов: Страсти.


Прот. Александр Березовский: Ведь любить Бога вне благодати Святаго Духа невозможно.


Прот. Димитрий Смирнов: Нет, невозможно.


Прот. Александр Березовский: Мы любим Бога, значит, всё-таки есть в нас...


Прот. Димитрий Смирнов: Есть всякие мечтания. Вот человек, допустим, прочёл какую-то хорошую книжку и начинает мечтать. И вот размечтается: он, дескать, всех любит. А когда к нему обратятся, мол, не вынесешь ли ведро мусора, говорит: «Подожди, мне некогда, завтра вынесу». Вот и всё, вот и вся духовность, вместе с ведром испарилась. Большинство людей, к сожалению, пребывает во всяких иллюзиях о самих себе. [У них] слёзы нервические, а они думают, что это благодать Божия на них сошла. Такие люди обычно всегда определяют: тут благодатно, а тут – неблагодатно.


Прот. Александр Березовский: Храмы так делят.


Прот. Димитрий Смирнов: Ну, делят, потому что они же ничего не чувствуют и не понимают.


Прот. Александр Березовский: А что же тогда чувствуют? В одном храме, говорят, благодатно, а в этом – как-то не очень.


Прот. Димитрий Смирнов: Потому что это исключительно мечтания.


Прот. Александр Березовский: Но что-то же человек ощущает в «благодатном» храме?


Прот. Димитрий Смирнов: Ощущает. Разбежаться и со всей силы дать ему пинка, и сказать: «Что ты ощущаешь?» Если человек духовный, на него это никак не повлияет, на его внутренние ощущения. А тут – сразу изменится и поведение, и выражение лица, [появятся] спазмы в горле…


Прот. Александр Березовский: Батюшка, таких людей, которые, как Вы говорите, не изменятся в этой ситуации, единицы за всю историю христианской Церкви.


Прот. Димитрий Смирнов: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12, 32) . Есть большая разница между человеком, который говорит про себя, что, мол, я только ученик и стремлюсь, и тем, который себя мнит духовным человеком и который от каждого пинка готов убить своего обидчика, как будто он не читал девятнадцатую главу Евангелия от Иоанна. Как будто не читал, как будто это вообще к нему не относится.


Прот. Александр Березовский: Забывается.


Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. Никто же гвозди в него не забивал. Чего он так нервничает? Ну, подумаешь, пинка дали. Духовный человек понимает, что, конечно, его в храм приглашают, Христос его зовёт, но храм – это Небо на земле, а он-то тут ещё пока стоять недостоин. Это по милости Божией его туда пустили, как мытаря. Надо всё время помнить, что ты мытарь. Как [только] забыл, что ты мытарь, – так пошёл вон, фарисейская морда.


...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Потому что ни одно животное не создано по образу Божию. Стоит ему насытить свой земной голод, как оно уже оказывается всем довольно и ничего другого не хочет. Это известно всем. По этой животной черте, часто встречающейся и у некоторых падших людей, обычно судят о духовной ступени, на которой стоит данный человек.

Идеал древних плотоугодников - «станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15: 32) - оценивался как крайне низкий не только христианами, но и более возвышенными язычниками. И для нынешних материалистически настроенных людей, отрицающих Божественное происхождение человека и веру в Бога вообще, тоже обидно услышать в свой адрес обвинение в том, что они живут одним желудком. Они тоже претендуют на то, чтобы иметь высшие идеалы.

Нераздельно сросся с человеком образ Божий, вложенный в него Творцом. Отсюда и стремление каждого из нас подняться над грубо материалистичным и служить чему-то возвышенному. Каждый испытывает потребность иметь «свою веру», пусть она даже и неправильная. Каждый хочет совершенствоваться, подняться над собой и стремиться к лучшему. «Человек бесконечно превосходит человека», - глубокомысленно сказал Паскаль, имея в виду эту особенность человеческой духовной природы.

Как душа, человек высоко поднимается над животными благодаря своим отличительным душевным качествам, сводящимся к трем основным проявлениям: уму, чувству и воле. Созданный Триединым Богом, человек несет следы Божией Троичности в своей душе, конкретнее - в ее проявлениях: уме, чувстве и воле. «В этих трех силах, - пишет святитель Амвросий Медиоланский, - наш внутренний человек, по силе своей духовной природы, удивительно отражает образ Божий».

Бог един по существу, но в то же время Троичен по Лицам. И человеческая душа одна по своей сущности, но отражает в себе Божественную Троичность. Как в Боге мы различаем Отца, Сына и Святого Духа, не сливая Три Пребожественных Лица и не разделяя их на три божества, так и в человеческой душе мы различаем ум, чувство и волю, не смешивая их между собой, но и не разделяя единую человеческую душу на три души. Это поразительное явление служит неким глубоким, неоспоримым и неискоренимым психологическим доказательством как существования Триединого Бога, так и нашего духовного родства с Ним (см.: Деян. 17: 28-29).

Верующие православные христиане, крещеные во имя Святой Троицы (см.: Мф. 28: 19), начинают и должны начинать каждую свою молитву, каждое дело и каждый решительный шаг в жизни словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Во имя Святой Троицы мы живем, и дай нам Боже во имя Ее и умереть! Оказавшийся верным Богу на этом свете имеет радость пребывания в вечном блаженном общении с вечно живым Богом и на том свете.

Элементарные животные переживания, сводящиеся к уровню инстинктов и обычных физических и физиологических ощущений, не могут сравниться с душевными проявлениями человека, а именно с его творческим, изобретательным и проницательным умом, с его самыми сложными, разнообразными, утонченными и возвышенными чувствами и, наконец, с его волевыми проявлениями, порождающими, вкупе с умом и чувствами, на уровне душевности различные науки, технику, искусства, музыку, поэзию, философию и пр.

Как бы ни были тонки душевные качества человека, они не могут считаться чем-то высшим в нем

Однако, как бы ни были тонки душевные качества человека, они не могут считаться чем-то высшим в нем. Намного выше них стоят проявления человеческого духа. Что же такое дух?

Согласно святителю Феофану Затворнику, это «та сила, которую вдунул Бог в лицо человека, завершая его сотворение». Отличительными чертами духа являются страх Божий, совесть и жажда Бога. «Ничто сотворенное не может удовлетворить наш дух. Вышедший от Бога, он и ищет Бога… Как бы много сотворенных вещей и благ ни имел кто-нибудь, он чувствует, что чего-то ему всё не хватает. Все… ищут и ищут. Ищут и находят - но что найдут, то отбрасывают и снова ищут, чтобы отбросить и то, что нашли. И так без конца… Не показывает ли это осязательно, что в нас имеется некая сила, которая от земного… влечет нас вверх, к небесному?»

Эта сила - дух. Данный каждому, он возобновляется в Святом Крещении, по словам блаженного Феофилакта, который пишет: «Если мы сохраним этот светильник ярким и неугасимым (“Духа не угашайте!” - 1 Фес. 5: 19), то войдем в чертог Жениха. Тогда и наша душа, и тело будут непорочными, поскольку Дух сияет в нас».

Рассматриваемый лишь как плоть, человек не больше животного, особенно после катастрофы грехопадения. Рассматриваемый как носящий бессмертную душу, то есть как разумная тварь, наделенная чувством, умом и волей, впавший в беззакония человек, отдалившийся от Бога и противящийся всему Божественному, не сильно отличается от бесов. Ведь и они выделяются своими высокими дарованиями, которые, однако, они всецело и безвозвратно подчинили злу, повернувшись спиной к Богу. Только в здоровых проявлениях духа человек-грешник, искупленный Спасителем, обновленный благодатью, освященный Святым Духом и непрестанно жаждущий Бога, становится подобным ангелам (см.: Пс. 8: 6).

При злоупотреблении душевностью человек может пасть ниже животных и уподобиться бесам

Сегодня много говорят и пишут о человека. И наша Православная Церковь смотрит на душевность как на высокое проявление человека, но не останавливается на этом, поскольку знает, что при злоупотреблении ею человек может пасть ниже животных и уподобиться бесам. Святое Православие всё достоинство человека видит не в его душевности, а в духовности, которая есть не что иное, как облагодатствование всецелого человека, плодами которого являются окончательный разрыв с грехом и вечное соединение со Святым Духом Божиим (см.: 1 Кор. 6: 17).

В современной культуре слово «духовность» часто используется неправильно, описывая проявления душевности, хотя и высшие. В этом смысле говорят о «духовной культуре», о «духовном прогрессе»… Однако христианские учители и мудрецы понимали, что душевность без подлинной духовности недостаточна для человека, созданного по образу Божию. Его душевные дарования, какими бы высокими они ни были первоначально, могут выродиться, как они и вырождаются, будучи оторваны от Бога и Его святой воли.

Человек - истинный венец творения Божия, только если он духовен, то есть если в душе его живет Святой Божий Дух. Если нет там Духа Божия, то такой человек при всей своей высокой душевности мертв духом, потому что - воспользуемся здесь прекрасным выражением епископа Феофана - «как у души нет жизни без тела, так и без Духа Божия нет духовной жизни в душе».

Эта мысль подтверждается последним антифоном воскресного богослужения 4-го гласа: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне». Так оживотворенный человек воскресает для вечного блаженства. А недуховные люди, не воскрешенные здесь для благодатной жизни во Христе, воскреснут в осуждение (см.: Ин. 5: 29). С кем будем мы?

Спрашивает Илья
Отвечает Александр Серков, 12.09.2014


Илья пишет:

Что значит это место писание: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно??? Что значит: душевный и духовный?? Какое между ними различие?? Что значит судить духовно???

Мир Вам, Илья. Давайте рассмотрим этот вопрос:

Душевный человек, это тот, кто не мыслит духовно, он больше прислушивается велению своей души, своим чувствам. Этот человек не возрожден, его интересы находятся в пределах вещей этой жизни, и он материальные интересы ставит на первое место в своих приоритетах. Такой человек в решении всех вопросов полагается на человеческую мудрость. Он живет в угоду себе и желаниям своего невозрождённого сердца. Поэтому он не способен оценить и понять то, что от Бога.

План спасения, чудное откровение любви Божией в его глазах безумие. Он не может различить светскую философию от духовной истины, поскольку мудрость Божия доступна пониманию только теми, кто позволяет себе быть наученными Святым Духом.

Какова характеристика духовного человека? Это возрожденный человек, просвещенный Духом Святым в противоположность человеку непросвещенному.

В чем различие?

Душевный человек не может понять глубину Божьей премудрости. Это удел духовных. Духовный человек проверяет, просеивает и тщательно взвешивает всё, что попадает в поле его зрения. Будучи руководим Духом Божиим, он из всего делает правильные выводы. Душевный же человек не может понять принципы, чувства, мысли надежды и радости духовного человека, ибо невозрождённое сердце не в состоянии оценить то, что исходит от Духа Божия.

Поэтому поступки духовного человека взвешены, скоординированы, сбалансированы и никто не может его осудить за его дела.

С уважением, Александр Серков

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Что означают понятия духовность, духовный мастер, духовное развитие?

Общаясь с людьми на тему духовности, говоря, чем занимаюсь, я сделала вывод, что в обществе неверно истолковывают это понятие.

Одни за духовность принимают религиозность, различные обеты и ограничения, связанные с верой, фанатичное служение богу, жертвенность и отказ от себя.

Другие духовность ставят на одну ступень с эзотерикой, магией, гаданиями, считают несерьезным занятия медитацией и веру в действие законов вселенной.

Люди, которые встали на путь духовного мастерства, бояться выйти из тени и рассказать, что именно духовные практики и следование вселенским законам помогли им наладить свою жизнь, потому что не видят в лице близких поддержки и понимания .

В статье рассмотрим, какие еще бывают ошибочные убеждения относительно духовности и почему они неверны.

Вы убедитесь, что духовный мастер в современном понимании — это сильный, мудрый, любящий себя человек, с выстроенной системой ценностей, который способен видеть и проявлять свою уникальность и достигать нужных целей.

6 мифов о духовности

Миф №1. Духовный человек должен жертвовать собой

Духовные, святые люди всегда в обществе ассоциировались с самопожертвованием. Большинство святых когда-то пожертвовали своими жизнями ради веры и других людей.

Эта связка — духовный человек, герой = жертвенник, прочно укоренилась в сознании людей. И те, кто жертвуют собой, неосознанно отождествляют себя с героями, даже если эта жертва неоправдана.

Эта внутренняя программа настолько сильна, что человек забывает о себе, идет на страдания, в то время когда нужно заявить о своих интересах и пресечь недостойное отношение.

Сегодня в повседневной жизни нет надобности защищать веру, страдая и лишая себя необходимого.

На Ключах Мастерства мы постоянно призываем осознавать свои мысли и поступки .

Приучите себя каждый раз спрашивать: «Зачем я это делаю? Какая польза от моего поступка другим людям и какая польза мне? Можно ли этот вопрос решить по-другому?».

Вы сами убедитесь, что в большинстве ваших действий, когда вы лишаете себя чего-то важного ради чужих интересов, нет нужды.

Духовный мастер осознает, что его жизнь не менее драгоценна, чем жизни других людей. И его задача показать это остальным.

Духовный человек имеет право отстаивать свои интересы и ставит себя на первое место.

Это не проявление эгоизма, как могут подумать окружающие и еще начать стыдить его, говоря: «Ты же такой духовный, разве можно быть эгоистом?!».

Вопрос в другом, насколько вы сами можете себе позволить отстоять свои границы и выбрать себя.

К этому мы регулярно призываем в наших материалах. Вот один из них:

Миф №2. Смысл жизни духовного человека — медитировать и молиться

В обществе есть стойкий образ духовного человека — это либо монах, либо странного вида человек, хиппи, который все время сидит в позе лотоса и медитирует.

Это такой человек, вечно витающий в облаках, словно находящийся в другой реальности.

Таких действительно много, но в нашем проекте мы продвигаем другие ценности. Мы показываем, что можно оставаться нормальным современным человеком и духовно развиваться, не лишая себя мирских благ.

Духовный мастер использует духовные практики в решении бытовых вопросов и для улучшения текущих жизненных обстоятельств , а не ради практик. Именно поэтому ему гораздо легче решить любую проблему, чем обычному человеку.

Духовный мастер регулярно применяет духовные инструменты в сочетании с реальными действиями , потому что осознает, что без его участия ничего не произойдет.

В то же время он способен отдаться воле высших сил в решении важных вопросов, доверяя тому, что произойдет и сохраняя баланс между действием и бездействием.

Миф №3. Духовный мастер не может быть богатым

Это распространенное заблуждение о духовных людях. Либо духовность, либо деньги.

Эта установка корнями уходит в прошлое, когда люди давали обет бедности ради духовных исканий.

Картинка, которую скорей всего представит себе обычный человек при слове духовность, это нищий старец в лохмотьях.

«Деньги — зло», «не в деньгах счастье» и подобное — это, пожалуй, самые стойкие убеждения, от которых труднее всего освободиться современным духовным людям.

Духовный мастер способен соединять в себе духовное и материальное.

Чем больше вы уноситесь ввысь, к своим высшим аспектам, тем сильнее вы должны быть заякорены в материи. Но в реальности в это сложно поверить и принять.

Миф №4. Духовный человек не ест мясо, занимается йогой

Многие школы, преподающие йогу, транслируют и их философию о здоровом образе жизни, отказе от пищи животного происхождения.

Но выбор принимать это или идти своим путем остается за человеком. Если вы занимаетесь духовным развитием, но при этом употребляете в пищу мясо, вы не становитесь от этого менее духовным.

Лично я против всяких ограничений. Главное, чтобы ваши желания были вашими и не руководили вашим сознанием.

Если вы курите, любите иногда выпить хорошего вина, съесть шашлык, не значит, что в вас от этого меньше внутреннего света.

В вашей жизни рано или поздно наступит момент, когда организм сам откажется от какой-либо пищи или привычек. Без насилия над собой.

В этом материале вы найдете ответ что и как есть, чтобы поддерживать высокие вибрации и не терять заземление.

Миф №5. Духовный мастер всегда пребывает в позитивном настроении

Неднократно слышала осуждающие замечания в адрес духовных мастеров, учителей о том, что они должны быть все время в хорошем настроении, улыбаться и радоваться.

Даже если вы овладели искусством позитивного мышления, вы не сможете постоянно пребывать в приподнятом расположении духа.

У каждого человека есть свои циклы, по которым он живет. Не бывает постоянного подъема вверх. Когда человек достигает пика, неизбежно наступает спад.

Это естественный процес. И нужно быть к этому готовым и уметь принимать и проживать это состояние.

Испытывать негативные эмоции — не плохо, гораздо хуже скрывать их, обманывать себя и окружающих.

Тяжело улыбаться, когда хочется плакать. Трудно терпеть, когда хочется выплеснуть гнев, даже находясь наедине с собой. Вы не обязаны радоваться, если вам грустно.

Духовный мастер — это зрелый человек, который принимает себя любым .

Отличие его от неосознанного человека заключается в том, что он дает себе прожить неприятные эмоции, не запирает их, принимает и отпускает.

Миф №6. У духовного человека нет недостатков

Есть ряд людей, которые думают, что духовный мастер — это человек, который искоренил в себе все недостатки, освободился от негативных убеждений и травм.

Особенно такие требования предъявляются к духовным учителям, тренерам, у которых учатся, не понимая, что это тоже живые люди со своими красными кнопками, жизненными уроками.

Людей, которые постоянно пребывают в умиротворении и благости, можно пересчитать по пальцам.

Многие ошибочно полагают, что сначала нужно заменить все негативные установки на позитивные, освободиться от всех программ, и тогда они станут просветленными, смогут по праву называть себя духовными мастерами.

Но мастерство проявляется не только в крупных достижениях, а скорее в том, как вы живете сегодня, сейчас, как вы реагируете на различные ситуации, что вы выбираете каждую минуту и даже секунду вашей жизни.

Стать духовным мастером — не означает избавиться от темного в себе. Это темное нужно увидеть и принять, научиться жить с ним. Вот это и есть проявление мастерства.

Что такое духовность? Она не имеет идеального и окончательного определения, её невозможно описать как какой-нибудь объект. Социологи определяют духовность как поиск «священного», где это «священное» в широком смысле определяется как отличное от обычного, будничного, оно достойно почитания и уважения. Определять её можно различными способами: вера в некие силы, управляющие Вселенной, чувство взаимосвязи со всеми живыми существами, осознание цели и смысла жизни, совершенствование личных качеств, душевный покой. То, в чем каждый человек находит смысл, надежду, внутреннее спокойствие для своей жизни.

Что такое духовность, в разные исторические периоды трактовали неодинаково. Чаще всего её связывали с религиозной жизнью, но она не определяется религией и не обязательно должна быть связана с ней. В современное время понятие «духовность» часто ассоциируют с гуманистической психологией, объединенной с мистическими и эзотерическими традициями, восточными религиозными и философскими учениями, направленными на развитие личности в уникальную целостную систему, характеризующуюся состраданием, бескорыстием, альтруизмом, богатым внутренним миром.

Что такое духовность в Чтобы наслаждаться жизнью полноценно, все выражения нашей сущности должны быть сбалансированы. Разум, душа, тело должны находиться в гармонии друг с другом. По идее, человек не может сосредотачивать внимание исключительно на материальных вещах и пренебрегать духовными. Прогуливаясь среди красивых пейзажей, слушая гениальное любуясь прекрасно написанной картиной, читая талантливую книгу, он очаровывается, благоговеет, восторгается, получает удовольствие - всё это затрагивает его душу. Очень много замечательных способов, благодаря которым проявляется духовность человека, но которая не может быть исследована с использованием научных методов, поскольку она включает в себя глубоко личные, субъективные переживания. Её суть заключается в поиске собственного «Я», которое помогает открыть истинную природу сознания. Не в состоянии объяснить свою отождествляет себя со своими мыслями, чувствами, памятью.

Духовный рост человека играет важную роль, хотя взгляды разных людей на его понимание будут отличаться в зависимости от опыта, убеждений и личностных характеристик. Но в целом его можно описать как результат сосредоточенного внимания на свою внутреннюю жизнь, обретения и изменение восприятия окружающего мира, когда человек приходит к пониманию того, что служение людям - приоритет. Когда он приходит к пониманию своей истинной природы, он освобождается от многих страхов, открывает для себя который не зависит от обстоятельств в окружающем мире. Он становится менее эгоцентричным, меньше нуждается в одобрениях или признаниях, не заостряет внимание на материальном, не стремится к высокому социальному положению. Действительно развитая духовная жизнь может предложить много преимуществ как эмоциональных, так и физических. Он становится счастливее, здоровее, более любящим, понимающим.

Что такое духовность в религиозном контексте? Она является основой главных мировых религий и некоторых гуманистических идеологий. Так, в Индии духовный опыт преподается через йогу. Большинство людей воспринимают ее как определенные физические позы, которые являются на самом деле лишь одним из её компонентов. Йога разделена на четыре вида или способа опыта духовности, связанных с четырьмя основными инстинктами человека. Контролирование ума, самоанализ, возможность абстрагирования от чувств и сосредоточенность на источнике собственных мыслей. Любовь и преданность в отношениях, понимание того, что любовь является истиной в последней инстанции в самом сердце творения. Выполнение действий без каких-либо корыстных мотиваций. Четвертый способ понимания духовности - через разум, понимание того, как работают законы природы, поскольку они - Вселенной.