Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что такое сонорные звуки. Что такое сонорные звуки: определение и примеры. Сонорные звуки в русском языке

Сонорные звуки - это особые фонетические единицы. Они отличаются от других звуков не только характеристиками, но и спецификой функционирования в речи. Что значит «сонорные звуки» и в чем их особенности, подробно рассмотрено в статье.

Система звуков русского языка

Язык - это явление уникальное. Его изучают и описывают с различных позиций, что обуславливает существование в науке о языке - лингвистике - множества разделов. Одним из таких разделов является фонетика. В системном представлении о языке фонетика является первым, базовым языковым ярусом. Она имеет дело с одной из материальных сторон языка, а именно - с его звучанием. Таким образом, фонетика - это раздел лингвистики, исследующий звуковую сторону языка.

Фонетика определяет звук как минимальную нечленимую единицу языка, все звуки речи подразделяются на гласные и согласные, их ключевое различие в способе артикуляции: гласные создаются при помощи тона (в школе обычно говорят, что такие звуки «можно петь»), а в образовании согласных участвует шум.

По поводу количества гласных звуков в русском языке некогда велись споры, точки зрения разделились: Московская фонологическая школа не признавала звук [ы] самостоятельным, считая его вариантом звука [и], Ленинградская же научная школа настаивала на полной самостоятельности [ы]. Таким образом, по мнению первых, в русском языке 5 гласных звуков, а по мнению вторых - 6. Отметим, что общепринятой все же является точка зрения Ленинградской фонологической школы.

Согласные звуки

В языкознании классификация согласных звуков проводится по разным основаниям:

  • по месту образования (в зависимости от того места во рту, где исходящая воздушная струя встречается с препятствием);
  • по способу образования (в зависимости от того, какое препятствие встречает воздушная струя и как она его преодолевает);
  • по наличию/отсутствию палатализации (смягчения);
  • по уровню шума (т. е. по соотношению тона и шума при артикуляции).

Для нас представляет интерес именно последний принцип, так как именно по нему все согласные принято разделять на шумные и сонорные. При образовании шумных согласных интенсивность шума значительно выше, чем при образовании сонорных.

Отметим, что такая классификация является общепризнанной, но далеко не единственной.

Сонорные звуки в русском языке

В образовании сонорных звуков тон преобладает над шумом. Но мы уже знаем, что с помощью тона (голоса) образуются гласные звуки. Получается, что сонорные звуки - это гласные?! Современное языкознание совершенно однозначно относит сонорные к согласным, однако так было не всегда.

Если вы заглянете в учебник профессора, доктора филологических наук А. А. Реформатского «Введение в языкознание» 1967 года издания, то увидите, что автор делит звуки на сонорные и шумные. Таким образом, в классификации Реформатского к сонорным относятся все гласные, а также [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары, а также [j] именно из-за доминирования тона над шумом в процессе артикуляции.

Со временем классификация претерпела изменения, и сегодня принято различать гласные и сонорные, а последние включены в состав согласных. Современное языкознание относит к сонорным [р], [л], [м], [н] (а также их палатализованные пары) и [j] (в некоторых школьных учебниках обозначается как [й]).

Но от изменения формальной стороны принцип и способ их образования не изменился, что и обуславливает особое положение этих звуков в фонетической системе русского языка. Проще говоря, сонорные звуки - это такие согласные звуки, которые ведут себя в речи как гласные с точки зрения фонетических законов.

Например, они не подвержены, подобно другим звонким в конце слова, например: дуб [дуп], но А также они не подчиняются закону уподобления, который гласит, что стоящий пред звонким согласным глухой становится звонким, т. е. уподобляется ему, а звонкий перед глухим оглушается. Сонорные же не влияют на качество впередистоящего согласного звука, совершенно как гласные звуки. Сравните: сдать [здатꞌ] и дорожка [дорошка], но примус [прꞌимус].

Подведем итог

Итак, сонорные звуки - это звуки [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары [рꞌ], [лꞌ], [мꞌ], [нꞌ] соответственно, а также звук [j]. Все эти звуки не имеют пары по твердости/глухости, то есть они всегда звонкие. А звук [j] не имеет пары и по твердости/мягкости, то есть он не только всегда звонкий, но и всегда мягкий.

Сонорные звуки - это звонкие cогласные, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален.

Как известно, в русской фонетике различают гласные и согласные звуки. Состав согласных звуков неоднороден. Одни из них образуются с большей долей шума. Так возникают глухие согласные:

[к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

В рождении других согласных доля шума меньше. Это звонкие согласные:

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’].

Среди звонких согласных выделяются своей звучностью сонорные (лат. sonorus - звучный ), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. Если воздух выходит через нос, образуются сонорные звуки [м], [м’], [н], [н’] .

Воздух может пройти в проход между боковыми краями щек и языка. Тогда рождаются сонорные звуки [л], [л’] .

Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’] .

Как видим, перечисленные сонорные звуки имеют пары по мягкости/твёрдости.

Когда щель достаточно широка для выдыхаемого воздуха между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом, возникает сонорный звук [й’] . Он наиболее близок к гласным, так как шума почти нет. У него нет пары по твёрдости. Cонорный согласный звук [й’] является непарным мягким.

Сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] не имеют пары среди глухих cогласных. По признаку звонкости/глухости они все непарные. На конце слова в отличие от других звонких согласных сонорные не оглушаются. Сравним:

  • витязь [с’] - ветер;
  • экипаж [ш] - угол;
  • завод[ т] - кокон;
  • порыв [ф] - гном.

Перед сонорными звуками не происходит озвончения глухих согласных, например:

корк а, булк а, кант ата, ламп очка .

Сравните:

  • анекдот [а н’ и г д о т] ;
  • вокзал [в а г з а л];
  • косьба [к а з’ б а].

От других звонких согласных сонорные отличает то, что в их образовании практически не участвует шум. Кроме того, они не имеют пары среди глухих согласных, т.е. являются непарными по глухости/звонкости, и ведут себя по-особому в тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, в частности, на конце слова и в окружении глухих согласных. В отличие от звонких сонорные согласные на конце слова и в положении перед глухим согласным не оглушаются (сравните: коды — код [к`оды — кот]; колы — кол [кал`ы — кол]; впадина [фп`ад’ьна], лампа [л`ампа]).

Перед сонорными согласными не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз’ба], слово [сл`ова]). Несмотря на свою звучность и практически полное отсутствие шумового компонента, сонорные звуки в русском языке, в отличие от гласных, не способны формировать слог и нести на себе ударение (хотя в других языках, например в чешском, такие согласные обладают этой способностью: prst ). Ближе всего к гласным среди сонорных стоит звук [j] («йот»). Между собой сонорные звуки различаются местом и способом образования, а также твердостью/мягкостью.

  • Звуковые средства языка
  • § 8. Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на
  • Часть I. Субстанциональная фонетика Сегментная фонетика артикуляционный аспект фонетических описаний
  • Устройство речевого аппарата
  • § 12. Человеческие органы, используемые для образования звуков, называются произносительными органами и составляют речевой (или произносительный) аппарат человека (см. Рис. 1, 2).
  • Звук речи. Гласные и согласные
  • Основные компоненты речепроизводства
  • § 14. С точки зрения физиологии и аэродинамики в процессе речепроизводства выделяется три основных функциональных компонента:
  • Инициация
  • § 15. Инициация – это создание в речевом тракте воздушного потока в результате движения одного из речевых органов, вызывающего увеличение или уменьшение давления в одном из участков речевого тракта.
  • Артикуляция
  • § 16. Как уже говорилось выше (см. § 11), в процессе артикуляции принято выделять три этапа:
  • Место артикуляции
  • Типы согласных по положению кончика языка
  • § 18. В зависимости от того, какая часть языка принимает участие в артикуляции переднеязычных18 согласных, в фонетике принято разграничивать апикальные, ламинальные и ретрофлексные согласные.
  • Способ артикуляции
  • Сонорные согласные
  • Дополнительная артикуляция
  • Фонация
  • § 24. За счет движения черпаловидных хрящей по горизонтальной оси может меняться конфигурация голосового прохода:
  • Механизм образования голоса
  • § 25. При физиологическом дыхании и при образовании глухих звуков голосовые связки разведены.
  • Артикуляционная классификация звуков русского языка
  • § 26. Фонетические классификации подразделяются на:
  • Согласные
  • § 27. В русском языке для классификации согласных обычно используют четыре признака:
  • Гласные
  • § 28. Гласные – это класс звуков, выделяемых на основании следующих свойств:
  • § 29. В традиционной фонетике русского языка классификация гласных задается в виде таблицы, основанной на трех признаках – это ряд, подъем и лабиализация (см. Таблицу 5).
  • § 31. Изменения фонетических единиц, связанные с влиянием контекста, могут быть вызваны:
  • Транскрипция
  • § 33. Транскрипцией называется фиксация звучащей речи графическими средствами. Транскрипция может быть
  • Фонетическая транскрипция
  • § 34. Исходя из целей фонетической транскрипции и условий ее применения, можно сформулировать два самых общих правила ее построения:
  • Транскрипция и экспериментальная фонетика
  • Транскрипция и орфоэпия
  • Русская фонетическая транскрипция
  • § 37. Транскрипция, применяемая в современной русистике, строится на базе кириллического алфавита, принятого в русской орфографии, с добавлением некоторых букв из других алфавитов.
  • Знаки фонетической транскрипции
  • § 38. В транскрипции используются два вида знаков:
  • Обозначение гласных звуков
  • § 39. Хотя звук в речи, как правило, не изолирован, за основной звукотип принимается то его звучание, которое ближе всего к изолированному произнесению.
  • Диактрические знаки для гласных
  • Гласные ударного слога
  • Гласные первого предударного слога.
  • § 43. В 1-м предударном слогепосле твердых согласныхпроисходит мена следующих звукотипов гласных:
  • Обозначение согласных звуков
  • § 47. В транскрипции используются все согласные буквы русского алфавита, кромещ, и сверх тогобуквыjиγ.
  • Диакритические знаки для согласных
  • Акустический аспект фонетических описаний Предмет акустической фонетики
  • § 49. В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:
  • Физическая природа звука
  • Виды колебаний. Периодические и непериодическиеколебания
  • Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты
  • Распространение звуковых волн
  • Простой (чистый) тон гармоническое колебание
  • § 54. Речевые звуки представляют собой комплексные колебания, т.Е. Сложнейшие сочетания простых или чистых тонов и/или шумов.
  • Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье
  • Резонанс
  • Акустическая теория речепроизводства
  • Форманта.F-картина
  • Основные способы изучения акустических свойств речи
  • Образование гласных звуков
  • Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных
  • Акустические свойства согласных
  • § 65. Сонорные согласные по своей спектральной картине очень близки гласным и иногда отличаются от них только меньшей интенсивностью.
  • § 66. Шумные согласные.
  • Сонорные согласные

    § 20. Для описания некоторых фонетических явлений выделяют сонорные согласные (сонанты). В русском языке – это звуки [л], [л"], [р], [р"], [м], [м"], [н], [н"], [j], [и] (остальные согласные называются шумными).

    Сонорные отличаются от шумных согласных не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим признакам (см. об этом ниже § 65, 157).

    С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и шумными согласными. Это проявляется в том, что:

      при артикуляции носовых согласных в речевом тракте создается преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума: открывается проход в носовую полость;

      при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и создаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта;

      при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что ее нарушение не вызывает образования шума;

      особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа – например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л’]) 23 .

    Согласные [р], [р"], [л], [л"] объединяются термином "плавные " (liquids).

    Дополнительная артикуляция

    § 21. Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. В русском языке дополнительные артикуляции свойственны преимущественно согласным звукам 24 . Дополнительная консонантная артикуляции отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной (обычно оно бывает таким же, как при артикуляции аппроксимантов или гласных). В русском языке представлены три типа дополнительных артикуляций:

      лабиализация – округление губ (этот тип артикуляции характеризует согласные в позиции перед гласными [у] и [о]);

      палатализация – смещение тела языка вперед и вверх в направлении твердого неба;

      веляризация – смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого неба (см. рис. 47,48 в Приложении А).

    В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [и], являются палатализованными, а все твердые, кроме велярных [к], [г], [х], – веляризованными. Согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а согласные [к], [г], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации. Таким образом, с артикуляционной точки зрения не существует непарных по тведости/мягкости согласных 25 (кроме [j] и [и]).

    Непалатализованные и невеляризованные согласные возможны в русском языке в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согласным (с нег , з мейка и т.п.). Такие согласные, а также согласные с незначительной степенью палатализации, называются полумягкими .

    Термины "твердый" и "мягкий" согласный не вполне идентичны артикуляционным терминам "веляризованный" и "палатализованный" – так, невеляризованнные [к], [г], [х] в СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми согласными, а непалатализованный [j] – мягким.

    Степень палатализации и веляризации может быть различной как в разных языках, так и в одном языке. Например, палатализация у зубных согласных в русском языке выражена ярче, чем у губных, а наибольшей степенью веляризации характеризуются русские [л], [ш], и [ж].

    Наличие дополнительной артикуляции (особенно в месте, близком к основной) может приводить к изменению места и способа основной артикуляции. При образовании мягких [т"], [д"], [н"] и особенно [л"] артикуляционный фокус смещается назад по сравнению с соответствующими твердыми (так что [л"] в произношении большинства носителей СРЛЯ является, строго говоря, не зубным, а альвеолярным); при артикуляции , [з"], наоборот, артикуляционный фокус смещается вперед по сравнению с соответствующими твердыми. Наиболее значительно изменяется место образования у палатализованных [к’], [г’], [х’]: в отличие от задненебных [к], [г], [х], они являются средненебными, оставаясь при этом заднеязычными.

    Изменение способа образования при палатализации наиболее ярко проявляется у зубных согласных: мягкие [д"], [т"] так сильно аффрицируются (приобретают фрикативную фазу), что с артикуляционной точки зрения становятся аффрикатами [д з "], [т с "].

    В транскрипции дополнительные артикуляции обычно обозначаются диакритическими значками (мягкость [j] не обозначается, так как он никогда не бывает и не может быть твердым физиологически). В русской фонетической традиции веляризация согласных по традиции не обозначается 26 . Полумягкость согласного может быть обозначена точкой справа вверху у соответствующего символа: [с. н"е к].

    Дополнительные артикуляции чаще всего возникают в истории языка из явлений коартикуляции.

      Сонорные звуки - это непарные звонкие согласные, которые произносятся без шумового эффекта - шумы при образовании сонорных звуков сведены к минимуму, а слышатся совсем не так, как пишутся. К примеру, в слове след последняя буква Д слышится и произносится, как звук Т - слеТ. В их образовании непременно участвует голосовой аппарат.

      Сонорные согласные не имеют парных букв:

      м, м, н, н, л, л, р, р, j.

      Посмотрите на данный ряд букв и вы заметите, что одни из них произносятся чисто, а другие - мягко, как гласная.

      Сонорные звуки никогда не являются свистящими. Они по произношению напоминают гласные звуки и создают ложное впечатление образования дополнительного слога в слове. Вот, например, сколько слогов в слове декабрь? Правильно - два, потому что в слове всего две согласных буквы - -е- и -а-. Однако, при произношении создается впечатление, что слога три. Аналогичный обман слышится и в словах корабль, дирижабль, джентльмен и т.п.

      Ох, и труден же русский язык)!

      л, м, н, р, й. Есть еще другие согласные звуки, их называют просто - звонкие согласные звуки. Это б, в, г, д, ж, з. Прочитать объяснение учителя и сделать пару упражнений можно на этой странице.

      Самое главное отличие между гласными и согласными звуками - участие голоса в произнесении первых. Артикуляция согласных - это полное отсутствие или минимум голоса и главенствующая роль производимого в разных участках речевого аппарата шума. Те из согласных, в произнесении которых голос задействован максимально , называются сонорными .

      В некоторых языках (например, в современном чешском) они могут даже образовывать слог. Эти звуки фактически стоят на стыке согласных и гласных. Например, часто сложно определить, какой именно перед нами звук - и неслоговое или сонорный j. В словах, в которых мы пишем букву Й после гласной и перед другой по качеству согасной, речь идт именно о неслоговом гласном.

      Сонорные звуки вам уже все описали. Только я еще добавлю,что сонорные звуки для многих людей приводят к ошибкам. например, ребенок произносит слово слеТ (хотя надо Д писать), слово бреТ (надо писать только букву Д) , а потом и пишет именно Т. Сами знаете к чему это приводит. Сонорные звуки выступают самостоятельно,не имеют пары.

      Термин сонорные звуки(сонорные согласные) применяется в фонетике, данным термином обозначаются такие звуки, которые произносятся с преобладанием голоса, без участия шумового движения воздуха в речевом аппарате человека.

      В русском языке, все согласные звуки подразделяются на глухие и звонкие,а так же сонорные. К сонорным звукам относятся такие звуки, как: й,м,р,л,н.

      Как я выяснил у сестры к сонорным относят определенные девять звуков. Эти звуки все знают еще по школе -это м, м, н, н, л, л, р, р, j- произнесите слово йод и вы сразу этот звук услышите.

      Вот эти буквы попадают под понятие о котором сейчас идет речь:

      Все это довольно легко запомнить, особенно буквы, ведь их не так много, и пять штук подлежат быстрому восприятию для памяти обычного учащегося, а такая информация будет всегда в запасе что очень важно.

      ну вообщем это 9 звуков: м, м, н, н, л, л, р, р, j.это значит дорожащие,при произношении основным источником шума является тон(голос),которые создают колеблющиеся голосовые связки

      В русской фонетике различают гласные и согласные звуки. У гласных звуков говорящее название: они произносятся голосом. А в образовании согласных звуков принимает участие в большей степени шум. Но среди согласных выделяются своей звучностью сонорные звуки , у которых, в отличие от других согласных, нет пары по глухости. В их образовании участвует не только шум, но и голос. Эти согласные самые звонкие. А теперь перечислим их:

      л, л,м, м, н, н, р, р и непарный мягкий, непарный звонкий звук й .

      В словах рама, ларь, яма, ель, юла, юный содержатся только сонорные звуки.

      К сонорным звукам относят согласные. Причем согласные, которые создаются только голосом, они звонкие и при образование сонорных звуков не участвует шум. К сонорным звукам, то бишь сонорным согласным относят р, н, л. м.

      Сонорные звуки, это произношение согласных букв, для которого при произношении не требуется движения воздуха через горло. Это самое простое объяснение которое можно дать своими словами. В разных языках, согласно правилам фонетики и фонологии, это могут быть различные буквы или сочетания. В русском языке это буквы л, м, н, р, й.

    Английский язык, в общем, а в частном случае его фонетика, имеют ряд особенностей, которые делают язык неповторимым. Одной из особенностей является наличие сонорных звуков в языке, их ещё называют сонантами.

    Английский язык достаточно богат сонантами, но для начала необходимо уяснить, что представляет собой сонорный звук.

    В языке бывает два вида звуков: согласные и гласные. Гласные звуки образуются при помощи музыкального тона (всем известно, что гласные можно петь), а в образовании согласных главным образом задействован шум.

    Если же речь идет о сонорных звуках в английском языке, то это правило не совсем верно, так как для них характерно преобладание музыкального тона и подавление шума, но в тоже время эти звуки не относятся к гласным.

    Второй особенностью сонантов английской речи служит тот факт, что у них нет пары по параметрам звонкости и глухости. Сонорные звуки делятся на глухие и звонкие, но они не являются парными.

    Таблица сонорных звуков в английском языке


    Характеристика сонорных звуков в английском зыке:

    1. Английский сонорный звук «ŋ» – заднеязычный звук, который относится к классу звонких. Для русскоговорящих это проблематичный звук, так как нет аналога в родном языке.
    2. Английский сонорный звук «l» – переднеязычный. Является также представителем звонких звуков.
    3. Английский сонорный звук «n» — переднеязычный носовой звук. А также он относится к звонким звукам.
    4. Английский сонорный звук «m» — по месту образования этот звук губно-носовой, а также принадлежит к звонким звукам.
    5. Английский сонорный звук «j » — среднеязычный звук английского языка.
    6. Английский сонорный звук «r» — по месту образования он является переднеязычным.
    7. Английский сонорный звук «w» — это звук губно-серединный.

    Как правильно произносить сонорные звуки?

    Чтобы правильно издавать сонорные звуки в английском языке, и они звучали красиво и правильно, необходимо понять механизм, то есть каким образом работает речевой аппарат в процессе извлечения звука, как проходит поток воздуха и куда он направлен.

    Необходимо постоянно контролировать положение языка, помнить какие части речевого аппарата должны быть активны, как приложить усилия, чтобы извлечь нужный звук:

    • Именно он вызывает много проблем у русскоговорящих людей, так как в русской фонетике нет аналогичного звука и речевому аппарату не свойственно произносить его. Работа губ очень важный момент при произношении этого звука.

      Изначально губы соединены, потом они немного приоткрываются и несколько вытягиваются вперед, округляясь при этом. Воздушное движение оказывает воздействие на губы и должна чувствоваться вибрация. Задняя часть языка направляет воздух, который идет из легких, поэтому ее необходимо поднять к верху, но при этом не перекрыть полностью путь воздуху. Основная ошибка заключается в том, что ряд верхних зубов касается нижней губы, это грубая ошибка, которая не дает правильно произнести звук.

    • Чтобы произнести звук, необходимо расслабить речевой аппарат, напряжения не должно присутствовать, так как звук сам по себе достаточно слабый и краткий. При этом язык необходимо расслабить и опустить максимально, слегка прижать к низу.
    • Звук достаточно сложный, так как необходимо соблюдать правильную позицию языка, губ и при этом следить за потоком воздуха, который должен идти через нос. Мягкая часть неба немного опускается, что дает возможность воздуху разделяться на два потока и проходить частично через полость носа.
    • Английский сонорный звук «ŋ» . Этот звук называется заднеязычный, это значит, что задняя часть языка поднята к небу, но не весь язык, а лишь эта часть. Передняя часть языка должна быть слегка опущена к низу. Звук слегка тянется при произношении. Он немного похож на произношение русского звука «м» с открытым ртом.
    • Голосовые свзки активно работают при извлечении этого звука. Когда звук произносится, то он немного растягивается под конец. Язык необходимо расположить так, чтобы его кончик был на альвеолах. В процессе воздух проходит через нос, чтобы это получилось нужно немного опустить мягкое небо.
    • Английский сонорный звук «l» произносится с участием голосовых связок. Положение языка должно быть таковым, чтобы воздух мог проходить между боковой частью языка и небом, то есть края языка как бы слегка опускаются вниз. Край языка должен дотрагиваться до альвеол, при этом задняя часть может быть слегка возвышена к небу.
    • Чтобы извлечь верно этот звук, нужно слегка открыть рот. Язык нужно зафиксировать в одном положении, чтобы он оставался неподвижным все время. Передняя часть языка касается задней части альвеол, дальше весь язык должен быть плоским. Необходимо следить, чтобы язык не вибрировал и не ударялся об альвеолы, иначе звук будет неправильным.

    Автоматизация сонорных звуков в английском языке

    Для улучшения произношения сонорных звуков необходима практика, только она может помочь сделать звучание звуков естественным и правильным:

    • Необходимо как можно больше слушать правильную английскую речь, чтобы на слух запомнить правильное звучание того или иного звука, а затем уже работать над техникой его произношения. Лучше всего, если при прослушивании нажимать паузу через небольшие промежутки времени и пытаться повторить слова, содержащие сонорные звуки.
    • Необходимо тренировать технику, постоянно контролировать работу речевого аппарата. Соблюдение положения языка или неба – это очень важный аспект фонетики. Пока не достигнете ясности и понимания как движется воздух, где находится кончик языка, звук не будет произнесен правильно.
    • Регулярное выполнение упражнений для улучшения речи. Это может быть произношение похожих пар слов или скороговорки. Это отлично тренирует речь и ставит правильное и четкое произношение.

    Слова с сонорными звуками в английском языке

    Слов с сонорными звуками большое количество, для практики их произношения воспользуйтесь скороговорками, так практика будет интересней и веселее, что позволит сразу отработать один звук в разных словах:


    1. Английский сонорный звук «ŋ».

    The English king is going to conquer Hungary,

    The Hungarian king is going to conquer England.

    If the English king wasn’t going to conquer Hungary,

    Would the Hungarian king be going to conquer England?

    1. Английский сонорный звук «l».

    A lass lays lacy lingerie up in lime,

    A laundress lays lawny lingerie up in lily,

    A lady-help lays linen lingerie up in lilac.

    What lingerie does a landlady lay up in lavender?

    1. Английский сонорный звук «n».

    Ninety nice nestlings nestle in nine nests,

    Nine nice nestlings nestled in ninety nests.

    If ninety nice nestlings didn’t nestle in nine nests,

    Would nine nice nestlings nestle in ninety nests?

    1. Английский сонорный звук «m».

    A marine map-maker must mark on maps

    Much more moles, mulls and marinas.

    A martial map-maker must mark on maps

    Much more marshes, meadows and massives.

    1. Английский сонорный звук «j».

    Yankee yachtsmen’s yachts yaw for one yard,

    Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards.

    If Yankee yachtsmen’s yachts didn’t yaw for one yard,

    Could Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards?

    1. Английский сонорный звук «r».

    Rose Reed replants red roses,

    And the red roses ramp around a rail.

    If Rose Reed didn’t replant the red roses,

    Would the red roses ramp around the rail?

    1. Английский сонорный звук «w».

    We wear woolen wear in winter,

    While we wear waterproofs in wet weather.

    Why do we wear woolen wear in winter,

    While we wear waterproofs in wet weather?