Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что такое аспирантура? Какое будущее у аспиранта? Адъюнктура, клиническая ординатура

Обучение подходит к концу, и вы с искренним удивлением смотрите на некоторых однокурсников. Зачем они решили поступать в аспирантуру? Ведь свобода – вот она, уже на пороге! А между тем, им известно чуть больше чем вам. Давайте восполним этот небольшой пробел и выясним, зачем идти учиться в аспирантуру.

Что дает и кому нужна аспирантура?

Главная цель аспирантуры – получить максимально углубленные знания внутри выбранной тематики, скрупулезно изучать проблемы в выбранном направлении. А иногда обучение в аспирантуре ставит перед собой цель сделать открытие. Тут все зависит от ваших собственных стремлений и убеждений.

Многие думают, что единственный плюс всего мероприятия заключается только в том, что аспирантура дает отсрочку от армии. Ну, с этим, конечно, не поспоришь – так и есть! Но есть и другие плюсы аспирантуры:


Минусы аспирантуры

Как мы уже говорили ранее, учеба в аспирантуре имеет не только плюсы, но и минусы.

Когда устаешь "учиться"

Первое – это довольно длинный путь к конечной цели. Кроме обычного университетского образования вам придется долгое время обучаться в аспирантуре, а затем – успешно защитить кандидатскую диссертацию. И все это время вам необходимо будет ходить на все те же занятия, просиживать часы в библиотеках, изучать и проводить различные исследования, прорабатывать вплоть до мельчайших мелочей изучаемые проблемы, а потом еще и сдавать кандидатские экзамены.

Все это может порядком надоесть еще до окончания университета, вот почему не у многих остается достаточно сил и желания, чтобы продолжить этот «ад» и после университета. Но если уж решился на это, то окончательно. Рекомендуем почитать о том, .

А вот еще один момент (для одних приятный, для других неприятный) того, что дает обучение в аспирантуре: кроме всех вышеупомянутых видов деятельности аспиранту придется проводить семинары или практические занятия со студентами.

Впрочем, если ваша запланированная деятельность никак не связана с миром науки, что вам и не придется знать, что дает аспирантура при трудоустройстве в реальной жизни. Студентам иногда достаточно узнать, дает ли аспирантура отсрочку от армии, чтобы пойти туда учиться. И в этом случае к вам на помощь быстро придут – они возьмут на себя все тяготы ученой деятельности, а все заслуги останутся вам.

Аспирантура - основная форма подготовки кадров высшей квалификации. Во все времена обучение в аспирантуре считалось уделом избранных. Поступить в аспирантуру можно было только по направлению Ученого совета вуза или научно-исследовательского института, в котором трудился дипломированный специалист. Поступающий в аспирантуру должен был выдержать вступительные экзамены по иностранному языку, философии и специальности и пройти отборочный конкурс.
Все эти особенности сохранились в современной аспирантуре, за одним исключением: поступить в аспирантуру может каждый выпускник вуза, имеющий склонность к научно-исследовательской деятельности и стремящийся реализовать себя в научном поиске. Ведь главная задача аспирантуры - готовить высококвалифицированные кадры для вузов, научных учреждений, для наукоемких сфер социальной практики.

Обучение в аспирантуре

Обучение в аспирантуре ведется в двух формах - очной и заочной. Сроки обучения в очной аспирантуре - 3 года, в заочной - 4 года. Организация обучения в аспирантуре существенно отличается от организационных форм обучения в вузе. В аспирантуре сохраняются лекции, семинары и экзамены, но они занимают малый объем в сравнении с выполнением самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Обучение в аспирантуре - это по сути индивидуальная форма обучения.
На весь срок обучения составляется индивидуальный план аспиранта, в котором по годам обучения прописываются основные виды работ, сроки и результаты их выполнения. По своему индивидуальному плану аспирант ежегодно отчитывается на заседании кафедры или научной лаборатории, к которой он прикреплен. По результатам обсуждения аспирант рекомендуется к переводу на следующий год обучения.
За время обучения в аспирантуре каждый аспирант обязательно сдает 3 кандидатских экзамена: по иностранному языку, по истории и философии науки и по специальности. Для успешной сдачи кандидатских экзаменов вуз организует дополнительные занятия.

Научный руководитель аспиранта

Главным лицом для аспиранта является его научный руководитель. Научный руководитель в аспирантуре назначается из числа ведущих ученых в данной области знаний. Как правило, это доктор наук, профессор. Именно научный руководитель совместно с аспирантом определяет тему кандидатской диссертации, составляет индивидуальный план, консультирует по основным вопросам диссертационного исследования.

Кандидатская диссертация

Главным итогом обучения в аспирантуре является кандидатская дис-сертация. В отличие от дипломной работы или магистерской диссертации, кандидатская диссертация защищается в диссертационном совете, членами которого являются авторитетные ученые в конкретной отрасли науки. При этом диссертационный совет может быть как при учреждении, в котором обучается аспирант, так при другом образовательном или научном учреждении.

Сфера деятельности

После окончания аспирантуры и успешной защиты кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Он может претендовать на занятие высокооплачиваемых должностей в различных организациях и учреждениях широкого спектра сфер деятельности по профилю своей специальности.

Аспирантура в НОУ ВПО «СФГА»

В Столичной финансово-гуманитарной академии аспирантура открыта в 2004 году. Аспирантура ведет подготовку по 9 научным специальностям.
По специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством научное руководство аспирантами осуществляют доктор экономических наук, профессор В.В.Дроздов, доктор экономических наук, профессор И.Я.Кац, кандидат экономических наук, профессор Е.В.Дашин.
По специальности 09.00.11 Социальная философия научное руковод-ство аспирантами ведут доктор философских наук, профессор Н.В.Михалкин, кандидат философских наук, доцент О.Н.Шлычкова.
По специальности 10.02.04 Германские языки аспирантами руководит доктор филологических наук, профессор О.Д.Вишнякова.
По специальности 12.00.03 Гражданское право, предпринимательское право, международное частное право научное руководство аспирантами ведется доктором юридических наук, профессором С.В.Растороповым, кандидатом юридических наук, доцентом В.В.Смирновой.
По специальности 12.00.04 Уголовное право, уголовно-исполнительное право научное руководство аспирантами осуществляют доктор юридических наук, профессор Л.А.Букалерова кандидат юридических наук, профессор А.В.Шевчук, кандидат юридических наук, доцент М.В.Назаркин.
По специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования научными руководителями аспирантов являются доктор педагогических наук, профессор В.В.Грачев, доктор педагогических наук, профессор А.В.Гаврилин, доктор педагогических наук, профессор В.З.Юсупов.
По специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования научное руководство аспирантами осуществляют доктор педагогических наук, профессор В.В.Грачев, доктор педагогических наук, профессор В.З.Юсупов.
По специальности 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии научное руководство аспирантами возложено на док-тора психологических наук, профессора Е.И.Исаева, доктора психологических наук, профессора М.С.Секача, кандидата психологических наук, доцента Е.Б.Редькину.
По специальности 19.00.05 Социальная психология аспирантами руководит доктор психологических наук, профессор В.С. Агапов.
По специальности 19.00.07 Педагогическая психология научное руководство аспирантами ведут доктор психологических наук, профессор Е.И.Исаев, доктор психологических наук, профессор Н.А.Подымов.
По специальности 19.00.13 Психология развития, акмеология научное руководство аспирантами осуществляет доктор психологических наук, профессор Г.В.Семья.

В последние годы многие учащиеся стремятся стать аспирантами. Это связано с тем, что после защиты диссертации у них появляется больше возможностей. В переводе с латинского слово «аспирант» означает стремящийся к чему-либо. В первую очередь люди, захотевшие продолжить обучение, стремятся к знаниям. Если специальность техническая, у них появляется возможность сделать открытие в выбранной отрасли. Гуманитарии же с помощью получения кандидатской степени повышают свой рейтинг на рынке труда. Разберемся более подробно, что дает аспирантура.

Преимущества аспирантуры

Прежде всего, студенты обращают внимание на то, что в аспирантуре реально получить отсрочку от армии и стипендию. Если ВУЗ или НИИ готовят научных работников по технической специальности, то размер стипендии может быть намного выше минимальной по стране, которая сейчас установлена на уровне 2 500 рублей. Другие преимущества стоит разделить на три большие группы:

  1. Возможность самосовершенствоваться в выбранной профессии. Это преимущество редко привлекает молодых и амбициозных людей, поэтому данная формулировка все чаще привлекает в аспирантуру зрелых и уже состоявшихся в профессии специалистов. На время обучения аспирантам доступны научные библиотеки, лаборатории и посещение конференций.
  2. Возможность заниматься наукой и делать собственные открытия и изыскания. У будущих кандидатов наук есть перспектива заниматься наукой. Даже без защиты диссертации они могут заявить о себе в научном мире публикациями и выступлениями на конференциях.
  3. Вариант пойти не только по выбранной специальности, но и обучать студентов. Окончание магистратуры тоже дает возможность преподавать, но в заведения выше ССУЗов вас не возьмут. С кандидатской степенью можно вести лекции в вузах.
  4. За научную степень на государственной службе доплачивают, а за публикации в специализированных изданиях часто дают повышенные гонорары.
  5. Со временем можно защитить докторскую диссертацию, что дает возможность вступить в руководящий состав вуза или научного учреждения.

Чаще всего аспирантуру предпочитают выбрать те, кто хочет заниматься научными изысканиями.

Для этого дополнительное обучение готово дать максимальное количество возможностей.

Кому может быть полезно дополнительное обучение

Аспирантура способна давать и другие возможности. Например, повысить ваши котировки на рынке труда. Полезно пройти дополнительное обучение будет тем специалистам, которых слишком много на рынке труда. Найти хорошее рабочее место гораздо проще людям, имеющим ученую степень. Это высказывание можно применить к:

  • учителю;
  • экономисту;
  • юристу.

Для представителей первой профессии научная степень является способом найти более высокооплачиваемое место для работы. Экономистов и юристов в нашей стране достаточно много, поэтому работодатели отдают предпочтение тем, кто имеет кандидатскую степень. При трудоустройстве их охотнее приглашают на собеседования.

Инженеру или врачу аспирантура необходима для совершенствования своих знаний, получения более полной информации о выбранном направлении. Кроме того, во время прохождения дополнительного обучения реально сделать открытие. Все необходимое для этого есть в лабораториях НИИ и ВУЗов.

Отличия аспирантуры и ординатуры

Если остановиться более подробно на повышении квалификации медиков, то у них есть собственные возможности стать ценными специалистами. Одним из способов достичь высокого уровня является ординатура. На этот этап обучения можно поступить, имея диплом медицинского ВУЗа. После ординатуры выдается специальный документ (сертификат), который дает врачу возможность практиковать.

Аспирантура является возможностью потянуть теоретические знания. После нее медицинскому работнику присваивается ученая степень, имея которую можно трудоустроиться не только в медицинскую академию или любую больницу, но и заняться изысканиями в НИИ, посещать конференции и вести преподавательскую работу среди практикующих специалистов.

Врачей, которые прошли все возможные этапы обучения и имеют ученую степень, охотнее принимают на работу в крупнейшие больницы страны. Они могут претендовать на руководящие посты. Большинство лечебных заведений, которые готовы принять медицинских работников с научной степенью, занимаются разработкой новых методов лечения, что позволит медику продолжить изыскания в течение долгого времени.

Словарь медицинских терминов

аспирантура (лат. aspirans, aspirantis стремящийся к чему-либо)

форма подготовки научных и педагогических кадров из числа лиц с законченным высшим образованием, предусматривающая их временное зачисление для этой цели в высшее учебное заведение или научно-исследовательское учреждение (с отрывом от работы или для заочного обучения).

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

аспирантура

аспирантуры, ж. (нов.).

    Должность, деятельность аспиранта.

    только ед., собир. Аспиранты (разг.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аспирантура

Ы,ас. Подготовка, которую проходят аспиранты; система такой подготовки. Учиться в аспирантуре. Кончить аспирантуру.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

аспирантура

ж. Одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров при вузах и научно-исследовательских учреждениях.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

аспирантура

АСПИРАНТУРА (от лат. aspiro - стремлюсь, стараюсь приблизиться) форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций - с 1934). В нач. 1990-х гг. в Российской Федерации св. 60 тыс. аспирантов, в т.ч. при вузах св. 40 тыс. В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется главным образом при университетах в специальных центрах т.н. последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской).

Большой юридический словарь

аспирантура

(от лат. aspiro - стремлюсь, стараюсь приблизиться) - в РФ форма подготовки научных работников при вузах и научно-исследовательских учреждениях.

Аспирантура

в СССР основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров; обучение в А. завершается, как правило, защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. А. организована в 1925. Учреждается и ликвидируется при вузах и научно-исследовательских институтах министерств и ведомств Министерством высшего и среднего специального образования СССР, при научно-исследовательских учреждениях АН СССР и АН союзных республик ≈ Президиумом соответствующей академии.

Существует очная А. ≈ с отрывом от работы ≈ для лиц не старше 35 лет (срок обучения 3 г.) и заочная ≈ без отрыва от работы ≈ для лиц не старше 45 лет (срок обучения 4 г.).

К конкурсным вступительным экзаменам в А. допускаются лица с законченным высшим образованием, проявившие способности к научной деятельности, из числа специалистов народного хозяйства с опытом практической работы по избранной специальности не менее 2 лет и молодые специалисты непосредственно после окончания вуза ≈ по рекомендации совета вуза (факультета). Поступающие в А. представляют опубликованные научные работы, сведения об изобретениях или опытно-конструкторских работах (а при отсутствии их ≈ реферат по избранной специальности), проходят собеседование с предполагаемым научными руководителем и затем сдают экзамены по специальной дисциплине, истории КПСС и иностранному языку. Допущенным к сдаче экзаменов предоставляется 30-дневный отпуск по месту работы с сохранением заработной платы.

Аспирант работает под руководством своего научного руководителя (как правило, доктора наук, профессора) по индивидуальному плану, изучает избранную специальность, овладевает методами научно-исследовательской, экспериментальной и учебно-методической работы, сдаёт экзамены кандидатского минимума и готовит диссертацию на соискание степени кандидата наук. Обучающиеся в очной А. обеспечиваются государственной стипендией. Аспиранты-заочники, выполняющие индивидуальный план, получают ежегодно по месту работы дополнительный отпуск (30 дней) с сохранением заработной платы и право иметь один свободный от работы день в неделю ≈ для аспирантских занятий (с оплатой его в размере 50%).

В соответствующих вузах и научно-исследовательских институтах имеется целевая А., являющаяся одной из основных форм подготовки научных и педагогических кадров для вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, совхозов и других организаций союзных республик, министерств и ведомств, не имеющих возможности обеспечить подготовку научных кадров на местах. При вузах организуется также годичная А., в которую принимаются преподаватели и др. работники вузов, учителя общеобразовательных школ (в возрасте не старше 45 лет), полностью сдавшие экзамены кандидатского минимума и выполнившие научно-исследовательскую работу по избранной теме в объёме, достаточном для подготовки диссертации в срок до 1 года. За лицами, зачисленными в годичную А., сохраняется место работы и основной оклад. Окончившими А. считаются лица, сдавшие кандидатские экзамены, защитившие кандидатскую диссертацию или представившие её к защите в установленном порядке (представившим диссертации к защите выдаётся соответствующее удостоверение).

Подготовка научных кадров в А. осуществляется по всем основным отраслям наук. В 1968 в А. обучалось св. 96 тыс. чел. (св. 54 тыс. с отрывом от работы), из них (тыс. чел.): по физико-математическим наукам 11,4; химическим 5,6; биологическим 6,0; геолого-минералогическим 2,7; техническим 39,1; с.-х. и ветеринарным 7,1; историческим и философским 4,6; экономическим 8,9; филологическим 2,3; географическим 0,8; юридическим 0,8; педагогическим 1,8; медицинским и фармацевтическим 5,3; искусствоведению 0,9; архитектуре 0,5. В 1968 А. окончило св. 25 тыс. чел., в том числе очную при вузах 10,6 тыс. чел. и очную при научных учреждениях около 5,8 тыс. чел.

Лит.: Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. Под ред. Е. И. Войленко, ч. 1 (гл. 9, Подготовка научно-педагогических кадров, присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий), М., 1965.

Е. И. Войленко.

Википедия

Аспирантура

Аспиранту́ра - одна из форм подготовки кадров высшей квалификации.

Примеры употребления слова аспирантура в литературе.

Хотя она ехала в аспирантуру не по собственному внутреннему влечению, а лишь из вассальской преданности своим родителям, она мучилась сомнениями о том, что в незнакомом, чужом для нее городе ей некому будет оказать честь своей преданностью.

Вскоре после завершения аспирантуры он был мобилизован в армию на преподавательскую работу.

Абрикосов представил Ищенко к отчислению из аспирантуры ввиду выяснившейся неспособности ее и крайней неуживчивости в коллективе, где она перессорилась со всеми.

Однако отдел кадров Академии не согласился с ее отчислением и принял решение о продолжении ее аспирантуры под моим руководством в моей лаборатории, находившейся на территории 1-й Московской городской клинической больницы на Ленинском проспекте.

С этим она вступила в третий, последний год аспирантуры , и я предпринял энергичное наступление для получения отчета и ознакомления с состоянием диссертационной темы.

Ведь я отвечаю за своевременное завершение аспирантуры с представлением законченной диссертации, а в то время это была не только служебная, но и политическая ответственность, и я ее понимал и чувствовал.

В Академии при ознакомлении с положением дела от меня отмахивались с твердым указанием о необходимости доведения аспирантуры Ищенко до благополучного конца.

Ищенко из аспирантуры почти у самого календарного срока ее окончания, о чем я ее информировал.

Они стояли перед угрозами исключения из комсомола и из аспирантуры , приведенными в исполнение.

Не было ничего, только смутное, неопределенное чувство, что он разбит, изгнан из аспирантуры и обладает запутанной, не отредактированной автобиографической рукописью о брухо, которая не давала уверенности в том, что ее можно продать.

С тех пор как Карлос ушел из аспирантуры , они время от времени беседовали с Мейганом, но никогда не говорили о полевой работе с брухо.

Навсегда остались в памяти композитора годы учебы в Ленинградской консерватории, где он прошел курс аспирантуры у профессора В.

Вот тогда-то он впервые подумал: ведь и в его судьбе не было бы ни Москвы, ни Ларисы, ни юрфака университета, ни аспирантуры , уйди он при демобилизации со всеми в торговый флот, в рыбаки или в китобои, как сманивали их богатыми посулами вербовщики.

Заваривая чай, он неожиданно представил себе, как сложилась бы его жизнь, останься он тогда после аспирантуры в Москве.

В крае, куда он приехал с женой после аспирантуры , люди более всего ценили семейный очаг, домашний уют, родство, детей.

Подходит к концу учеба в университете, и в то время, когда одни радуются возможности отдохнуть, другие планируют учиться дальше. Неужели имеет смысл продолжение учебы? Да. Просто те, кто планирует в дальнейшем связать свою деятельность с наукой или получить уникальный опыт самостоятельного исследования и написания проектов, переходят на другую ступень обучения.

Что такое аспирантура?

Это один из видов послевузовского профессионального обучения. Она служит главным этапом при подготовке научных работников и научно-педагогических кадров. Во время обучения в аспирантуре у людей приобретается навык самостоятельной работы с научными исследованиями. Другими словами, эта ступень образования является прекрасной возможностью повысить квалификацию и получить научное звание.

Кто может стать аспирантом?

У желающего стать аспирантом, как правило, уже есть высшее образование, а дальнейшее его обучение в аспирантуре связано с написанием и защитой диссертации на соискание степени кандидата наук. То есть аспирантом может стать человек, у которого имеется квалификация магистра или специалиста, также он должен являться гражданином той страны, в которой планирует пройти обучение. В противном случае прием иностранных граждан осуществляется в соответствии с положением высшего учебного заведения.

Плюсы аспирантуры

Большинство не видят перспектив, которые могут открыться тем, кто получает образование в аспирантуре. Для многих смысл дальнейшей учебы состоит в том, чтобы получить научную степень. Но ее плюсы на этом не заканчиваются:

  1. Это возможность постоянного самосовершенствования. Учеба дается молодым людям гораздо легче, чем представителям старшего поколения. А без постоянного саморазвития достигнуть значительных высот в выбранной деятельности будет непросто.
  2. Занятие научной деятельностью. Ведь даже если аспирант не собирается защищать диссертацию, он может бывать на научных конференциях и выступать на них, что даст бесценный опыт публичных выступлений перед научной публикой.
  3. Возможность заниматься педагогической деятельностью. После того как будет окончена аспирантура, выпускник получает не только специальность, но и возможность преподавания в вузах.
  4. И конечно же, получение степени кандидата наук - но это только в случае защиты диссертации. Это сразу открывает много возможностей. Не считая материальных бонусов, появляется возможность в дальнейшем получить степень доктора наук. А это уже хорошая перспектива карьерного роста в выбранной области.

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Формы обучения

Формы получения данного вида образования могут быть следующими:

  • очная;
  • заочная.

Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.

Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное - это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.

На кого здесь обучают и как поступить в аспирантуру

Поступить в аспирантуру не так сложно, как кажется многим. Если вы хорошо знаете предмет и подготовлены, то сдать вступительные испытания для вас не составит никакого труда. Какие нужны экзамены в аспирантуру:

  1. Специальная дисциплина, которая соответствует программе.
  2. Философия.
  3. Иностранный язык.

Многие начинают теряться в догадках о том, на кого же обучают в аспирантуре. Перечень специальностей аспирантуры имеется в каждом вузе, в котором намерен обучаться будущий аспирант. Совсем не обязательно поступать только по своему направлению - можно выбрать любое, только нужно быть готовым к большему объему информации.

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы ;
  • 3 фотографии - 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

Эффективность аспирантуры в России

Несмотря на то, что в стране достаточное количество университетов, число аспирантов снижается с каждым годом. Это можно объяснить тем, что происходит сокращение бюджетных мест, и не у всех есть возможность платить большие суммы за обучение. Но определенная часть специалистов считает, что недостаточно высокая эффективность связана с человеческим фактором. Под ним подразумевается мотивация аспирантов, их ценности и личностные особенности.

Также не все аспиранты готовы в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Одни идут в аспирантуру из-за того, что присвоение ученой степени считается престижным, другие хотят продлить годы студенчества, а для молодых людей приятным бонусом является отсрочка от армии. В обществе по-прежнему продолжают считать, что кандидату наук гораздо проще построить карьеру. Возможно, среди студентов было бы больше желающих продолжать обучение, если бы им объясняли, что такое аспирантура и какие возможности открываются перед теми, кто защитил диссертацию.