Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что есть святой дух. Трое в Одном. В. обитание христа в верующих

Святой Дух неотделим от Бога и составляет с Ним единое созвучие и великолепие, как лучи света, исходящие от Солнца, неотделимы от своего источника и составляют с ним одно целое. Святой Дух – это рука . Его действенная всемогущая сила, которая все преобразовывает и обожествляет. Святой Дух – есть дыхание Бога. Всевышний вечно рождает из Себя, в своем дыхании, Святого Духа или Духа Божьего, а это значит, что Святой Дух по своей природе вечен, как и Бог. Так как Дух Божий одно единое целое с Богом, Он имеет сознание Бога, Божественную Волю и Его качества: , спокойную радость, жизнеутверждающую силу, милосердие, вездесущность, всеведение и многое другое. Через Святой Дух эти качества Бог бескорыстно, с любовью дарит всему мирозданию. Дух Божий – есть первичная энергия Бога, и она бело-прозрачная, легкая и прохладная.

Дух Божий – есть движущая сила, которая приводит все существующее в движение, ибо все движется, следуя за вдохом Бога. Этот процесс называется эволюцией (от плотной материи к более тонкой, незримой). В этом процессе Он все обращает (возвращает) к Себе. А выдох Бога – это процесс инволюции (от тонкого к более плотной материи), где Он проявил в творении всего существующего, ибо все из Него произошло. Он есть начало и конец всему. Святой Дух поддерживает жизнь всего существующего, защищает законы Бога и приводит их в исполнение, воздает по справедливости и милосердию. Он все вокруг животворит, лелеет, утешает и вразумляет, лишь бы мы перенесли свой взор на Него и попросили Его о милости.

Святой Дух — путеводитель и наставник, друг и помощник. Он защищает нас за правду и отдает себя как дар в помощь всему живому и людям. Ибо Бог обещал нам помощь Святого Духа гонимым за Него и дарование Святого Духа всем просящим о том. Дух Божий – есть вдохновение, порыв к Вечной жизни. Он открывает или проявляет себя миру по своему благоволению. Он является благоуханием и Светом Бога. Святой Дух – есть личностное и безличностное существующее. Он себя открывает как личным выражением жизни, образом Бога и Богом, а безличностью Святой Дух себя проявляет как неведомой, незримой силой.

Как стяжать Святой Дух

Святой Дух – есть порыв Любви Бога или сила Любви Бога. Дух Божий – есть красота и свет Божественной Истины, которая находится во всем существующем. Святой Дух – есть свобода и бесстрашие, а не дух рабства и боязни. Он делает нас праведниками, уводя наше сердце, достоинство и честь от греха, безумия, страсти и невежества. Дух Божий, так же как и Господь, близок к нам, так как Он вселяется в нас и соединяет нас с Богом. Все духовные подвижники стяжали (притягивали) Святой Дух, посредством духовных практик, и таким образом они обретали подобие Бога. Стяжая Дух Божий, они одухотворялись или обожествлялись, становились одно целое с Богом.

В нашей жизни мы можем притягивать Святой Дух: когда мы правильно мыслим, делаем мудрый шаг или совершаем благой поступок по отношению к людям и миру; вспоминаем о Боге; исполняем Его Волю и т. п.

Совершая такие действия, срабатывает : «подобное притягивает подобное» или закон притяжения: «куда или на кого мы обращаем свой внутренний взор, то это нас и поддерживает», такова Воля Бога. На духовном пути развития, когда мы, что-либо осознаем, то в этот момент к нам устремляется Святой Дух и закрепляет в нашем разуме и сердце истинное знание. Святой Божий Дух воздействует на нашу душу, который нас делает мудрыми и любящими, сострадательными и милосердными, нежными и ласковыми. Он возвещает нам весть от Бога и дает вдохновение на благое деяние. Святой Дух делает человека целителем, верующим, смиренным, пророком или возвестителем Воли Божьей. Когда Святой Дух овладевает нами в полной мере, мы становимся орудием Божьего промысла в этом мире.


Метки: ,

Хорошо известно, что католический и православный символы Веры имеют одно различие в восьмом члене. Непрекращающаяся дискуссия об этом различии, т.наз. спор о filioque, является одним из важных факторов, препятствующих полному взаимному признанию и каноническому общению между западными и восточными христианами.

Восьмой член православного символа Веры гласит:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

В западной традиции используется католическая формулировка:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Западное христианство не является вполне единым по этому вопросу. В 1978 Синод англиканской церкви рекомендовал перейти на восточно-православную формулировку. Однако этот переход так и не состоялся и вряд ли состоится ввиду наблюдающейся эволюции католичества в сторону сближения с англиканством и умеренным протестантизмом. Католики вообще не слишком категоричны. Многие униатские церкви, вошедшие в католическую церковь канонически и принявшие католическую догматику, продолжают использовать восточно-православный символ веры без filioque. Некоторые богословы с обоих сторон видят данный спор как более лингвистический чем доктринальный, т.е. считают, что filioque является скорее вопросом формулировки, чем догмы. Предлагались и промежуточные редакции, например что «Святой Дух исходит от Отца через Сына».

Интересно, что православная формулировка как она есть, т.е. понимаемая буквально, католической формулировке не противоречит. Действительно, говоря что Святой Дух исходит от Отца, мы не утверждаем, что он не может исходить от Сына, следовательно filioque явно не отрицается. Таким образом, противоречие связано не c самой формулировкой Никео-Константинопольского Символа Веры, а с её интерпретацией в исключительном смысле. Произнося слова «от Отца исходящего», мы подразумеваем «только от Отца исходящего», хотя в самом Символе Веры «только» не содержится. Отсюда следует один из логически возможных способов примирения: признать допустимость обоих формулировок, не отрицая права католиков считать свою формулировку более полной. Однако для православных это вряд ли приемлемо, так как такое примирение намекало бы на возможную неполноту Никео-Константинопольского Символа Веры.

Несмотря на огромное количество информации исторического характера по поводу данной дискуссии, удивляет почти полное отсутствие ссылок на богословские доводы по существу. Такое впечатление, что дискуссия происходит больше на церковно-канонической и философской чем на евангельской почве. Обе стороны больше ссылаются на решения соборов и требования логической стройности троичной догматики, чем на Св. Писание или на духовный опыт верующих. При чтении этой литературы иногда возникает странное ощущение, будто внутреннее устройство Божества зависит от процедурной правильности принятия церковных решений или от отточенности формулировок философских сочинений.

Не претендуя на решение тысячелетнего спора, я пытаюсь здесь собрать и сформулировать основные факты Евангелия в поддержку каждой точки зрения. Все эти доводы не являются абсолютными. Практически все пункты из приводимого ниже списка могут быть интерпретированы в духе обоих традиций. Однако в определенных случаях одна из точек зрения довольно явно представляется более естественной и правильной чем другая.

Доводы в пользу восточно-православной точки зрения (Святой Дух исходит от Отца):

1. Рождение Иисуса от девы было силой Св. Духа (Мф. 1:18,20. Лк. 1:35). Естественно считать, что земное рождение Иисуса отражает его сыновнее отношение к Богу-Отцу, и что Отец родил Сына пославши для этого Св. Духа.

2. Одновременное явление всех трёх лиц Св. Троицы наблюдается в акте крещения Иисуса, когда Бог говорит «Сие есть Сын мой возлюбленный» и посылает Св. Духа в виде голубя (Мк. 1:10,11. Мф. 3:16,17. Лк. 3:22). Назвать Иисуса Сыном очевидно мог только Отец. Естественно считать, что Он же посылает Иисусу Св. Духа. Примечательно, что образ Бога-отца, посылающего Св. Духа в виде голубя на Иисуса, весьма распрстранен именно в католическом искусстве, в частности в изображениях сцен распятия и крещения.

3. Ссылки на Св. Дух имеются и в Ветхом Завете, в частности в книгах пророка Исайи (Ис. 59:21, 61:1), т.е. до земной жизни Иисуса. Примечательно, что текст Ис. 61:1 избирает Иисус для чтения в синагоге и последующей проповеди (Лк. 4:18-30).

4. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «И я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с Вами вовеки, Духа Истины...» (Ин. 14:16.17), далее «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое...» (Ин. 14:26) и «Когда же придет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит...» (Ин. 15:26). Здесь последняя фраза может рассматриваться как свидетельство самого Иисуса против filioque. Остальные цитаты допускают обе интерпретации.

Доводы в пользу западно-христианской редакции (Святой дух исходит от Отца и Сына):

1. Первое открытое появление Св. Духа (обещанное Иисусом) было после распятия во время Пятидесятницы. Так как это событие происходит всего через 10 дней после Вознесения, естественно считать причастным к нему воскресшего Иисуса. Именно после воскресения и вознесения Иисуса Св. Дух становится активным в первых церквах. Когда апостолы в «Деяниях» объясняют, какой силой они творят чудеса, они иногда ссылаются на имя Иисуса, иногда на силу Св. Духа, что может рассматриваться как указание на то, что эти два понятия в то время четко не различались. Совместное исхождение Св. Духа видится естественным проявлением единения Отца с воскресшим и вознесшимся на небо Сыном и отражает точку зрения верующих, ожидающих спасения и помощи именно через Христа.

2. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:11) и "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30) утверждая этим Свою единосущность Отцу. Но если Христос полностью единосущен Отцу, получив от Него при рождении все, кроме отцовства, то и исхождение Святого Духа Он также от Него получает. Этот аргумент использован в католическом катехизисе.

3. В Новом Завете церковь понимается как Тело Христово. Однако всякое тело имеет и душу. Может быть, этой душой следует считать сам Св. Дух, который в данном случае является также и Духом самого Христа?

Апостол Павел в послании Римлянам не разделяет понятия «Дух Божий» и «Дух Христов». Для него - это единый дух, который живет в сердцах верущих (Рим. 8:9-11). Присутствие этого Духа в собственной жизни он ощущал непосредственно, и вопрос о filioque наверное показался бы ему надуманным. Ап. Павел, добившийся мирного сосуществования в единой церкви иудео-христиан и обращенных язычников, придерживавшихся порой противоположных точек зрения по важнейшим аспектам религии и этики, был бы наверное удивлен, увидев, что его наследники раскололи единую прежде церковь на две взаимно несовместимые части несмотря на отсутствие существенных различий по подавляющему большинству богословских вопросов.

Приведенная в заголовке иллюстрация выражает католические представления о Троице. Близкий по структуре канон существует и в православной иконописи и называется Новозаветной Троицей. Однако наиболее известным изображением Св. Троицы в православном мире является знаменитая икона Андрея Рублева, которая выражает не столько полноту троичной догматики, сколько живой опыт созерцания Св. Троицы, подчеркивает единосущность всех трёх Лиц и их загадочное со-бытие в любви и вечной гармонии. В Рублевской Троице отношения между тремя Лицами остаются Их интимной внутренней тайной, о которой они ведут тихую нескончаемую беседу вокруг евхаристической чаши.

Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, - о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, - Пятидесятница. Другой рассказ - в 20-й главе Евангелия от Иоанна - приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова - слова успокаивающие: мир вам . Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них, когда они обнаружили, что ужас Великой пятницы ушел навсегда, что человеческая ненависть не убила Божественную Любовь, что человеческое общество не смогло исключить Живого Бога из своей среды во тьму внешнюю. Этот мир сошел на них, потому что они знали, что жизнь не была убита, жизнь не угасла, что Бог поистине среди них и что имя Мессии, Эммануил , о котором мы узнаём в начале Евангелия от Матфея (1:23), истинно не только в начале, но как конечная победа: Эммануил, Бог среди нас, с нами Бог .

И затем Господь дохнул на Своих учеников и сказал: Примите Духа Святого. К этому дарованию Святого Духа следует подойти, мне кажется, очень внимательно и вдумчиво. Во-первых, этот дар был сообщен всем Апостолам в их совокупности, всем присутствующим, но никто из них не обладал им по отдельности. С другой стороны, тем, кто присоединился к апостольскому кругу позднее, не было нужды получать как бы дополнительно этот дар. Вы помните, что апостола Фомы не было в тот вечер вместе с прочими Апостолами. Когда неделю спустя Христос снова явился Своим ученикам и Фома был с ними, и Христос укорил его за неверие и предложил осязать раны на руках и в боку, чтобы не остаться неверующим, уверовать, то после исповедания апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) - Христос не стал даровать ему Духа, Которого прежде уже приняли другие Апостолы. Поскольку Фома принадлежал к апостольскому кругу, был одним из них, не откололся от них - он вместе со всеми обладал тем, что было вверено их сообществу, всем в совокупности не как группе людей, а как единому целому.

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, - Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39).

Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично - пусть и в единстве с другими - действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

С другой стороны, не только с богословской точки зрения, но из опыта жизни в Церкви, который у каждого из нас есть, из жизни Церкви в истории или в наши дни, мы видим, что Дух Божий не оставляет Церковь, когда ее члены колеблются, отклоняются от истины, ищут истину, но на пути этого искания впадают в ошибки. Дух Божий всегда присутствует, всегда деятелен, Он призывает, учит, наставляет, действует в нас, обновляет всех нас, остаемся ли мы верными или колеблемся и оказываемся изменниками. Святой Дух, дарованный в событии, которое один православный богослов назвал Иоанновской Пятидесятницей , действием, описанным в Евангелии от Иоанна, сохраняется всей целокупностью Церкви. Никто не обладает Им, и вместе с тем для каждого, кто входит в апостольский круг, который все расширялся на протяжении веков, - и когда я говорю “апостольский круг”, я не имею в виду духовенство, я имею в виду всех тех, кто связан с апостольской верой, апостольской жизнью, вернее, жизнью Самого Христа, пребывающей, действующей в Его теле, - этот дар Святого Духа составляет условие нашей личной святости.

Кто есть Святой Дух?

Если мы поставим себе вопрос, Кто есть Дух Святой, думаю, можно начать с замечания, которое много лет назад высказал Владимир Николаевич Лосский. Он говорит, что Отец открывается в Сыне, через Сына. Сына открывает Святой Дух. Но Сам Дух остается неуловимым. Он еще не явлен так, как Отец явлен в Лице Сына. Откровение Духа, победы Божией, сияние Божественной Жизни явлено самим человечеством. Священномученик Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия - это до конца осуществленный человек. Каждый из нас в отдельности и все вместе, каждый из нас и та общность, которую мы составляем - вот где должно быть видно сияние Духа. Другого не дано. И это ставит нас в совершенно особые отношения с Третьим Лицом Святой Троицы, Господом Духом Святым. Мне кажется, невозможно определить соответствующим образом, Кто такой Святой Дух; мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, это подойти к вопросу описательно, в образах, или попытаться уловить через плоды Духа, через Его действование все, что можно уловить о Нем.

Во-первых, один образ. Это до некоторой степени переработка древней аналогии, древней притчи. Если попытаться представить себе или передать кому-то взаимоотношения Лиц Святой Троицы, Их особенности, можно обратиться к древнему образу из Священного Писания, образу горящей купины, которую увидел Моисей в пустыне (Исх 3:2): куст, который горел, не сгорая. Таинственное, непредставимое свойство этого несгорающего пламенения мы можем наблюдать косвенным образом. Когда Моисей оказался перед лицом этого горящего куста, он не уловил горения, - он уловил пламя и тепло. Само горение не укладывается в рамки того, что доступно нашему познанию, нашему восприятию, - горение можно видеть, тепло можно ощутить постольку, поскольку мы охвачены им, разделяем его. В подобных образах можно говорить о тайне Бога, в терминах горящей купины, куста, который горит и непостижимо, невероятно для нас - не сгорает. И вместе с тем это горение мы постигаем через языки пламени и тепло, которое становится частью нас самих, или вернее сказать, частью которого мы сами становимся. В чем разница между этим теплом и этим пламенем? Пламя - объективное явление, часть зримого опыта. Оно говорит о чем-то, но остается для нас внешним явлением. Представьте это так: можно стоять перед горящим камином, видеть, как горит в нем полено, не понимая сути горения, но воспринимая его через пламя. В этот момент мы воспринимаем одновременно горение, пламя, тепло. Но можно оказаться на улице, смотреть в чье-то окно, видеть языки пламени и ничего не ощущать, кроме окружающего нас холода. То, что мы видим пламя, объективно утверждает, что оно есть, но ничего не сообщает нам о самом пламени. Если бы я из опыта не знал, что пламя означает горение и тепло, я, стоя снаружи, на улице, вполне имел бы право утверждать, что пламя не греет. Это утверждение неполно, если не прибавить к нему еще нечто.

Не это ли имеет в виду Писание, когда говорит нам, что Дух открывает нам, Кто есть Иисус (Ин 15:26)? Его природа, Его Личность поистине отвечают на вопрос “Кто?”. Только когда мы ощутили тепло, мы можем уловить связь пламени с горением, но если мы опытно не ощутили тепла, иными словами, если Дух Святой не коснулся нас, мы можем все знать о пламени и тем не менее высказывать ошибочные, кощунственные суждения. Опять-таки, не об этом ли говорит Писание словами Самого Христа, что всякая хула на Христа простится: потому что Он есть “Да”, “Аминь”, Он - утверждение, положительный факт вне нас самих. Он - объективное утверждение Бога в истории; а грех против Духа не может быть прощен (Мк 3:29).

Кто есть Святой Дух и что такое грех против Него?

Как же тогда понимать, Кто есть Дух Святой и что такое грех против Него? И здесь я хочу подчеркнуть, что то, что я собираюсь сейчас изложить, - это одна из многих и различных догадок, которые были высказаны относительно греха против Духа Святого. Если образы, которые я привел, убедительны, то вы поймете и согласитесь, что неуловимое, не поддающееся никакому нашему анализу тепло, льющееся из горящего куста, может быть познано только опытным ощущением; но если только мы его ощутили, его невозможно отрицать. А если оно отрицается, то этому отрицанию может быть два основания: или человек безумен и утверждает, что замерзает, хотя охвачен теплом, или по каким-то собственным причинам - а причины могут быть самые различные - готов отрицать собственный опыт, отрицать то, что совершенно определенно сам знает как истину. И это можно исправить только той переменой ума, которая называется покаянием, обращением, метанойя по-гречески, - изменение ума, готовность правдиво сказать о том, что нам известно как истинное, отречься от собственного внутреннего отвержения истины. Эти же образы, возможно, могут помочь не то что углубиться, но хотя бы сколько-то вглядеться в другой, более сложный вопрос об исхождении Святого Духа.

Я изложу его, как и все, что говорил до сих пор, очень примитивно. Тепло рождается не от пламени, а от того, что горит полено. Тепло исходит из того же источника, что и пламя. Благодаря тому, что есть горящий куст, есть и пламя, и тепло. Одно происхождение, один, единый и единственный источник.

Опять-таки, если эти образы по-своему приемлемы, нам делается понятно, что природу пламени мы познаем только через то, что ощущаем тепло. Только Святой Дух может открыть нам, Кто есть “Да” и “Аминь”, зримое проявление Отца в истории. И таково первое действие и свойство Святого Духа. Он есть Дух Истины. Он открывает нам Истину о Боге и Истину о человеке. Он открывает нам в пророке из Галилеи воплощенного Сына Божия. Он открывает нам значение всех Его слов, Его Слова. Он есть Дух Истины и ведет нас ко всякой истине. И я употребил слово “ведет к” не напрасно, потому что истина - не что-то, что установлено раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это живая, динамичная реальность. Истина - не что-то, Истина - Кто-то: Я есмь истина (Ин 14:6). И потому, открывая нам Христа во всей полноте, во всем Его содержании, во всем, что Христос Сам открывает нам как Слово, являющее глубины Божества, как Сын, являющий тайну Отцовства, Святой Дух шаг за шагом ведет нас не к новым истинам, а во все новые глубины, ко все большему видению Того, Кто есть Истина.

Святой Дух также открывает нам глубины человека

Святой Дух также открывает нам глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом. Он исследует глубины человека. Он открывает нам ту глубину, которая глубже психологической области: нашу укорененность в творческом Слове Божием, нашу укорененность в животворном Слове Божием. Он учит нас также совершенно новым отношениям с Богом. Вне отношений со Святым Духом, вне доверительных отношений через Него с Единородным Сыном Божиим мы могли бы говорить о Боге как о Творце, о Вседержителе, Господе и Судии, как о Промыслителе, может быть, как о Спасителе. Но мы не могли бы назвать Его Отцом иначе как чисто метафорически, без реального онтологического взаимоотношения между Ним и нами, без сущностной связи. Это был бы образ, а не глубоко подлинное взаимоотношение. Но постольку поскольку мы связаны со Христом, как связаны члены одного тела, поскольку Дух Божий, почивший на Христе, пронизывает это тело дарами Святого Духа (см. Евангелие от Иоанна и книгу Деяний), постольку тем самым Христос - брат нам, мы единосущны Ему. И это Его собственные слова: Идите и скажите братьям Моим, что они встретят Меня в Галилее (см. Мк 16:7). В этом братстве со Христом мы открываем зачаточным образом, смутно, что такое сыновство и чем может быть отцовство - не в эмпирической жизни нашего надломленного, полного разделения мира; мы открываем в Нем, что значит быть сыном, и через Него мы можем зачаточно, гадательно представить себе, что означает иметь Отца и Кто, Каков может быть этот Отец. В тот момент, когда мы перестаем употреблять такие слова как Господь Вседержитель , Господь Бог , Бог Судия , и бываем способны хотя бы зачаточно произнести Отец , мы можем сказать, что нашей молитвы коснулось веяние Святого Духа. Иначе как силой и действием Святого Духа, через откровение, даруемое силой и действием Святого Духа, мы не можем обратиться со словом Отец к Тому, Кто есть Святой Израилев.

И наконец, как я уже упоминал, приход Святого Духа, то, что Он нам открывает, зачаток всего этого совершается в этом мире, но ведет нас к полноте, которая будет явлена в будущем мире, в Царстве Божием, в жизни вечной. У Святого Духа есть свойство, элемент чисто эсхатологический, принадлежащий исключительно последним вещам, конечному свершению всего. Только когда все будет завершено, все человечество станет в своей славе откровением пребывающего в нем Святого Духа, Который приобщает человечество Божеству, превращает весь мир в место вселения Божия. Но и в наше время Дух Святой действует в Церкви двояким образом, и об этом я хочу коротко сказать: действует в эсхатологическом измерении и в делании христианина.

Святой Дух. Евхаристия

Первое принадлежит области литургической. Всякий раз при совершении таинств, в частности, таинства Евхаристии, Православная Церковь призывает Святого Духа, молит Его прийти и осенить и собравшуюся общину, и приготовленные Дары. Это не просто своеобразный способ совершить таинственное действие, как бы самый лучший способ освятить Святые Дары. Суть эпиклезы, обращения к Святому Духу, чтобы Он сошел на нас и на приготовленные Дары, в том, что то, что должно совершиться, чтобы хлеб и вино могли стать Телом и Кровью Христовыми, приобщиться Божеству, - принадлежит будущему веку. Это может совершиться только потому, что Дух Божий, дарованный Церкви, пребывающий в ней, действующий в ней державной силой и могуществом Божиим, вводит в историческое время измерение и качество последних свершений, исполнения всего. Иначе это не могло бы совершиться в нашем историческом времени, в нашем состоянии становления. Это вторжение вечности, это расширение нынешнего состояния вещей в то, каким оно будет, когда все достигнет полноты, - вот непременное условие совершения таинства. И это становится совершенно ясно (хотя звучит нелепо с языковой точки зрения) из молитвы в литургии, где мы просим Бога даровать нам сегодня Его грядущее Царство.

И второе. Святой Дух в Своем эсхатологическом измерении вещей конечных определяет также, каково должно быть действие христианина, христианское действование. Неповторимая отличительная особенность христианского действования в том, что оно - действие Божие, осуществляемое через человека, будь то отдельный человек или община людей. Христианское действие - это действие Бога, исполненное, совершенное посредством человека. И ему присуще, как всем действиям Божиим, эсхатологическое измерение последних свершений. Человеческая мудрость, умудренность собирает из прошлого человеческого опыта все возможные ответы и включает их в настоящее с тем, чтобы разрешить проблемы сегодняшнего дня, и проецирует их на будущее, планируя будущие свершения. Божественная Мудрость, мне кажется, не определяется такой причинностью; действие каждого настоящего момента не обусловлено ни настоящим, ни прошлым, - всегда только будущим. Бог действует ради чего-то, а не из-за чего-то. В Божественном действии всегда есть нечто беспрецедентное, неожиданное, что вносит в ситуацию абсолютную новизну. Пример такого действия Святого Духа, принадлежащего истории, - Воплощение. Воплощение - не только ответ на прошлое человечества и на его состояние текущего момента, когда оно произошло, когда все созрело к этому событию. Воплощение - действие Божие, которое вводит в историческую ситуацию нечто, чего прежде в ней не было. Живой Бог становится частью, частицей человеческой истории, становления человека. И одновременно человечество так соединяется с Богом, настолько включено в тайну Божию, что в Вознесении наше человечество унесено в сердцевину тайны Святой Троицы. Здесь можно видеть, как Святой Дух, осенивший Матерь Божию, осуществил действие Божие, в котором Пресвятая Дева полноправно участвует Своим Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), и вводит в историю нечто небывшее, новый образ Присутствия Божия.

Из ответов на вопросы про Святой Дух

Вы упомянули место у Иоанна Богослова, что Духа еще не было на земле, потому что Христос еще не взошел к Отцу. Как это понимать, если только Святой Дух - источник жизни, благодати, боговедения, всего..?

Не было времени, когда Святого Духа просто не было в мире. В противном случае никогда не произошла бы никакая встреча между Богом и Его тварью. Если “Бог” был бы просто объективным понятием, недоступным Своему творению, не вызывающим у твари никакого отклика, то могло бы быть объективное знание мертвого божества, но не Живого Бога. Но древние комментаторы считали, что когда Писание нам говорит, что Духа еще не было, потому что Христос еще не восшел к Отцу, то оно говорит о том, что Дух присутствовал, осенял мир, творимый Богом, Дух привлекал людей, руководил ими, но как бы извне, стучась будто снаружи у дверей, призывая извне, ожидая, чтобы человек отозвался, потому что человек был создан таким, что он способен понять этот призыв и отозваться.

Разница между тем, что произошло в Церкви в этот определенный день и в день Пятидесятницы в том, что отношение между Духом и Церковью, Духом и каждым отдельным членом Церкви - возьмем хотя бы Апостолов - было реальное вселение, Дух был в них, Дух был связан с ними… Опять-таки если взять образ, который предлагают Отцы: как огонь может пронизать железо. Это не было внешнее воздействие, голос как бы извне, это было внутреннее Присутствие, неведомое прочим в таком виде, в таком смысле. Я не думаю, что может быть адекватное учение о Святом Духе, пока все не достигнет своей полноты и пока все человечество в лице каждого его члена не просияет Духом, не станет Его отражением, видением.

Все-таки слова о том, что грех против Святого Духа не простится, очень страшны. Порой сознаешь в себе не просто грехи, а - греховность, гордость, бунт, злую волю. Где грань, после которой мы отрезаны?

Когда люди сокрушенно говорят мне, что им кажется, что главный их грех - гордость, я обычно отвечаю: “Не волнуйтесь. Вы слишком мелки для гордости. Это просто тщеславие”. Мне думается, когда вы говорите о люциферианском бунте, вы говорите о том, на что вы неспособны. Мне кажется, бунт, о котором вы говорите, не просто своеволие, как бы капризность ребенка, который не хочет делать то, что следует. Восстание, которое могло бы отсечь нас от Бога, не просто акт своеволия. Это намеренное, продуманное действие, решение, и не просто выбор по минутному настроению, а решительный выбор против Бога.

Писание говорит нам, что не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34), что означает: дает Его Всего - каждому, кто готов принять Его. Есть однако древнее присловье, которое дополняет эти слова и говорит, что, как ни печально, но мы принимаем Его в свою меру. То есть соответственно широте и глубине своего сердца, своего великодушия, своей способности отдаваться как можно более совершенно, быть до конца верными, мы получаем больше, чем если мы колеблемся волей, сомневаемся. Предлагается все, абсолютно все, - мы можем взять столько, сколько способно вместить наше сердце… Можно сказать, что Дух Святой пребывает в полноте в Церкви, и каждый из нас причастен Святому Духу в той мере, в какой способен воспринять Его и понести. И я бы добавил, что это не неизменное состояние; бывают моменты, когда добрую волю сменяет злая воля. Но Бог никогда не оставляет нас, разве что мы прямо скажем: “Уйди! Я выбрал другую сторону!”.

Но даже и тогда Он не просто отойдет с безразличием. Он будет стучаться в двери вашего сердца воспоминаниями о Себе, порывами вашего сердца, Своим голосом, всем, что ведет к Нему - потому что мы сотворены такими, что способны отозваться; Он будет стучаться через обстоятельства жизни, через людей… Я бы сказал, что к каждому из нас можно отнести фразу из “Пастыря” Ерма, который описывает свои видения, где его ангел-хранитель (его он и называет Пастырем) дает ему наставления. И в одном месте ангел говорит ему: “Не бойся, Ерм, не оставит тебя Бог, пока не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои”.

В наше время люди часто не знают о Боге, о христианстве, но ищут Бога, обращаются к Нему, как будто знают Его зачаточно. Кто-то приходит ко Христу, кто-то проходит мимо…

Я не знаю, что происходит, каким таинственным образом душа связана с Богом. Я уверен, что каждый, кто призовет Бога, каким бы именем он Его ни называл, обращается к Единому Богу. Пусть человек молится и обращается к воображаемому Богу, слышит-то его истинный Бог… Бог отзывается на то, что в сердце человека, не на его умственные представления или недостаточное знание. Но мне кажется, что, когда человек открыл для себя Христа, то в какой-то момент все прочие имена должны исчезнуть, потому что во Христе есть нечто настолько неповторимое, что не может быть поставлено в один ряд ни с какими другими именами. У человечества были великие и святые наставники помимо Христа, но никто из них не был и не будет тем, Кем был Христос: Бог, пришедший в мир. Дело не в том, что Его учение было самое лучшее, все дело в Его личности и в Воплощении.

Перевод с английского Е. Майданович

См. Archimandrite Cassien (Besobrasoff). La Pentecњte Johannique. Valence-sur-Rhene, 1939.

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Читайте также:

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Смотрите также видео, которое может быть вам интересно: Профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Осипов А.И. о Святом Духе

ВСТУПЛЕНИЕ.

Мы будем много говорить о Святом Духе и Его помощи нам в том, чтобы быть успешным христианином. Как хорошо знаком нам Святой Дух? Это что-то непонятное для нашего разума? На каком уровне находятся наши познания о Святом Духе, если их оценивать по шкале от одного до десяти? Давайте внимательно посмотрим, кто же такой Святой Дух и что Он делает в нашей жизни.

КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ ДУХ?

Только Библия может лучше всего раскрыть и показать нам, кто же такой Святой Дух. В Ветхом Завете не очень много говорится о Святом Духе. Зато в Новом Завете о Нем упоминается множество раз. А теперь, в самом начале, давайте избавимся от некоторых ложных представлений относительно Святого Духа.

Святой Дух - это не Иисус Христос. Иисус говорил Своим ученикам, что после Его смерти и воскресения Он вернется на небеса. Но все Его последователи не будут оставлены одни. Иисус сказал, что придет Святой Дух, который будет помогать им. Иисус никогда не говорил, что Он Сам является Святым Духом.

Святой Дух - это не Бог Отец. Иисус никогда не описывал Своего Отца Небесного как Святого Духа. Во всем Новом Завете нигде не сказано, что Святой Дух - это то же самое, что и Бог Отец. Однако Библия ясно указывает, что Святой Дух очень тесно связан с Богом Отцом и Иисусом Христом.

1. Святой Дух - это личность. Евангелие от Иоанна дает нам подробную информацию о том, что Иисус говорил Своим ученикам относительно Святого Духа. В Ин. 13:16 Иисус показывает Святого Духа как реальную личность. А в Ин. 16:7-11 Иисус объясняет то, что будет делать Святой Дух в этом мире после того, как Иисус возвратится на небеса.

Святой Дух - это не какая-то неясная сила, носящаяся в воздухе вокруг земного шара. Он является реальной Личностью, и мы должны знать это. Послание к Ефес. 4:29-32 указывает, что Святой Дух имеет эмоции - мы можем огорчить Святого Духа.

2. Святой Дух - это Бог. Одной из характеристик Бога с самого начала сотворения мира является Его вездесущность. Он присутствует везде в одно и то же время. Рим. 8:9 ясно показывает, что Святой Божий Дух не будет жить в вас, если вы не христианин. Есть только один путь, чтобы объяснить, как Святой Дух одновременно может жить в миллионах христиан - это то, что Он может находиться всюду в одно и то же время.

Если вы читаете Новый Завет с самого начала, вы видите, что Святой Дух описывается как Бог, не как ангел, и не как какое-то другое Божье творение. Второе Послание Петра 1:20-21 говорит, что вся Библия написана людьми под руководством Святого Духа.

3. Святой Дух равен Богу Отцу и Иисусу Христу. Ни Иисус Христос, ни те, кто писал книги Библии, не опускают Святого Духа на позицию ниже, чем Бог Отец. Как мы видим во всей Библии, и Святой Дух, и Бог Отец, и Иисус Христос - каждый из Них имеет свою собственную, отличную от других, область служения Божьего. По тому, как Писание говорит о Святом Духе, мы можем видеть уровень сходства между Ними. Святой Дух действительно является Богом. Он не «вице- президент» или «третья персона». Он делит всю власть вместе с Богом Отцом и Богом Сыном. Многие христиане называют этот союз Троицей. Эти три личности - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух являются одним Богом.

ЧТО ДЕЛАЛ СВЯТОЙ ДУХ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ, КОГДА ВЫ РЕШИЛИ СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ?

Даже задолго до того, как человек станет христианином, Святой Дух проявляет глубокий интерес к его жизни. Бог любит грешников задолго до того, как они откликнутся на Его любовь.

1. Он обличает нас во грехе. Когда мы были еще совсем маленьким ребенком, уже тогда Святой Дух начал уведомлять нас о грехе. Евангелие от Иоанна 16:6-11 говорит, что Святой Дух трудится во всем мире, обличая людей в их грехах и указывая для них наилучший путь жизни. Святой Дух обращается ко всем людям через их совесть. Когда человек всячески старается игнорировать свою совесть, он придет к тому, что уже не сможет услышать голос Святого Духа, когда Тот будет обличать его.

Очень часто грешники не осознают серьезных последствий своих грехов. Сатана пытается заставить их думать, что в их жизни все нормально. Но когда приходит Святой Дух, Он говорит каждому грешнику: «Ты совершенно пустой внутри. И ты сам не сможешь удовлетворить свои духовные потребности. Только Бог сможет заполнить эту пустоту внутри тебя». Вы можете вспомнить это чувство пустоты внутри вас, которое вы испытывали до того, как стали христианином.

2. Он приводит нас ко Христу. Святой Дух приводит людей к Богу. Не грешники ищут Бога, но Бог ищет грешников. Бог любит нас и каждого человека в этом мире даже до того, как мы повернемся к Нему от наших грехов. Святой Дух ведет нас к истине и говорит всю правду о жизни.

3. Он приходит и живет в нас (1Кор.3:16 ). Когда человек решает отдать свою жизнь Богу и следовать за Ним, Святой Дух приходит и живет внутри этого человека. Послание к Римлянам 8:9 ясно показывает, что это приносит немедленные изменения. Он не станет ждать день, неделю или месяц. Он хочет принимать активное участие в нашей жизни, а не только обличать нас во грехах. Он хочет помочь нам вырасти духовно и стать зрелыми христианами. Во время покаяния, человек переживает внутри себя чувство новой жизни. Это Святой Дух приносит нам жизнь.

ЧТО ДЕЛАЕТ СВЯТОЙ ДУХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ СТАЛИ ХРИСТИАНАМИ?

Когда мы приняли решение стать христианином - это было только начало работы Святого Духа. Он хочет делать в нашей жизни гораздо больше.

1. Святой Дух помогает нам стать успешным христианином (Ин.14:26 ). Когда мы еще были неверующими, наш дух был мертв. Но теперь, когда мы уже стали христианами, Святой Дух пришел, чтобы жить внутри нас. Теперь Он хочет быть нашим Руководителем и помочь вам стать зрелым христианином. Он хочет, чтобы мы могли применить все его учения во всех областях нашей жизни.

2. Святой Дух поможет нам понять Божью истину (Ин. 16:13 ). Теперь, когда мы стали христианином, мы понимаем, как важна Божья истина. Библия обещает нам, что Святой Дух наставит нас на всякую истину. Если мы хотим стать успешным христианином, нам необходимо знать Библию, где говорится, как нам жить такой жизнью, которой хочет от нас Бог. Мы должны выделить определенное время для постоянного изучения Библии и просить Святого Духа наставлять нас.

3. Он поможет нам противостоять искушениям. Конечно, сатана будет искушать нас грехом. Он будет стараться сделать все, что в его силах, чтобы разрушить наши новые отношения с Богом. Но мы не должны бояться этих искушений. Библия обещает нам, что Бог будет нашим помощником, когда придут эти искушения. Мы не будем им подвластны (Рим. 8:12,13 ).

Но, пожалуйста, будем реалистами. Никто не совершенен. Даже великие мужи Божьи иногда впадали в искушения. Но Бог не похлопывает нас по спине и не говорит: «Это нормально. Я не ожидаю от тебя совершенства». Грех остается грехом. Мы должны исповедовать свои грехи и никогда к ним больше не возвращаться.

Каждый христианин на своем пути встречает искушения. Но одной из главных обязанностей Святого Духа является предостеречь нас от существующей впереди опасности и показать Божий путь выхода из этой ситуации. Если же мы игнорируем Его предостерегающий голос и идем вперед, к опасности и греху, тогда Святой Дух будет обличать нас во грехе. Через наши успехи и провалы Он будет помогать нам расти, конечно, если мы позволим Ему учить нас.

4. Он производит плоды Святого Духа в нашей жизни (Гал. 5:22-23) . Некоторые места в Новом Завете описывают процесс становления успешного христианина как избавление от нашего ветхого человека и преображение в нового. Бог хочет, чтобы мы стали совершенно новой личностью. Это значит выбросить все наши старые греховные привычки и отношения и заменить их другими качествами, чтобы быть все больше и больше похожим на Иисуса и иметь такие же привычки и такое же мышление, какие были у Иисуса Христа, когда Он жил на земле. Если мы хотим видеть эти возрастающие качества в нашей жизни, мы должны сотрудничать со Святым Духом. Изменения не придут автоматически, просто потому, что мы ходим в церковь. В Гал.5:24, 25 это показано очень ясно. Каждый день нужно искать возможность проявить в жизни эти «плоды».

5. Мы можем пережить крещение Святым Духом. Не все церкви сегодня согласны в отношении того, что этот дар существует, и как он должен быть использован. Но если мы хотим получить этот дар, тогда нужно ответить на следующие вопросы:

КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

Что это такое? Крещение Святым Духом - это Божий духовный подарок Его детям. Во 2-ой главе книги Деяний говорится о том, как первый раз после воскресения Иисуса Христа Бог дал этот подарок Его детям. И в этот день Петр объяснил всему народу, что сбылось пророчество Иоиля 2:28-32 , который говорил, что Бог изольет Свой Дух на всякую плоть.

Во 2-ой главе книги Деяний и некоторых других местах Нового Завета имеется очевидное доказательство первого крещения Святым Духом, когда люди начали говорить на языках, которых они никогда не учили. Что же произошло, если каждый стал молиться и славословить Бога словами на языке, которого он никогда не учил? Это говорил Святой Дух. Каждый человек предоставил Святому Духу возможность контролировать его речь.

Дар крещения Святым Духом дается не для того, чтобы мы испытывали какое-то особенное эмоциональное переживание. Многие христиане стремятся получить этот дар, веря, что он принесет в их жизнь огромную радость. Это приятно, но это не главная причина, по которой Бог дает этот дар Своим детям. Бог дает этот дар для того, чтобы Его дети могли строить свою духовную жизнь. И именно этот духовный рост будет непосредственно воздействовать на нашу повседневную жизнь и отношения с другими людьми.

Мы не сможем полностью понять это нашим разумом до тех пор, пока мы не переживем это в нашем духе и во всей нашей жизни.

Какая польза от крещения святым духом?

ŸДеяния 1:8 говорит о той большой пользе, которую будут иметь те, кто получит этот дар. Они получат силу, чтобы свидетельствовать об Иисусе Христе и Его спасающей силе всем людям. Когда мы получаем дар крещения Святым Духом, не нужно удивляться, если мы не увидим немедленных изменений в нашей жизни. Но благодаря этому дару мы получим силу духовно возрастать и становиться все более похожим на Христа. Только потому, что мы получили в подарок ракетку для тенниса, мы не стали первоклассным теннисистом. Но в то же время мы не можете стать хорошим теннисистом, если у нас нет теннисной ракетки. Такая же ситуация и здесь - этот дар от Бога дает нам много возможностей для духовного роста и служения.

ŸЭтот дар дается для того, чтобы помочь нам приблизиться к Богу . Это одно из основных проявлений этого дара. Дар говорения языками - языками, которых мы никогда не учили - станет тем самым наилучшим путем, который приведет нас к близкому общению с Богом. Но мы должны правильно использовать этот дар. Мы не становимся гораздо лучше других христиан только потому, что имеем этот дар. Если этот дар не оказывает положительного влияния на наши отношения с Богом - значит, мы небрежно относимся к этому дару, используя его не так, как нужно. Если гордость, возмущение и мысли: «Я все это знаю», - появились и растут в нас, то мы используем этот дар совершенно не так, как хочет Бог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы не сможем заработать этот дар у Бога. Бог только дарит Свои драгоценные подарки Его детям. Только Он принимает решения. И есть только один путь, чтобы получить этот дар, - дать Богу возможность знать о том, что мы хотим его получить. Бог не навязывает Своим детям Его подарки. С другой стороны, мы также не можем заставить Бога дать нам этот дар. Бога невозможно под давлением заставить дать нам то, что мы хотим. Если мы хотим получить крещение Святым духом, то нужно об этом молиться.

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.